Советские гитары: Форумы / Дела / FRAMUS, брат СТЕЛЛЫ и АЭЛИТЫ

Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

FRAMUS, брат СТЕЛЛЫ и АЭЛИТЫ

Переход на страницу       >>  
Автор Добавил
Я-Ха
24.06.2013, 07:19 Просмотр для печати

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23247
Дорогие мои коллеги!

В этом посте, к сожалению, не буддет особых сенсаций и разоблачений. Тем не менее, некоторые факты показались мне любопытными, и я счёл своим долгом поделиться ими со всеми, кому это может быть небезынтересным.

Благодаря неоценимой помощи камрадов Младшого и Silence, какое-то время назад в моих руках оказался пакет документов, впервые засвеченных на сайте год назад: [link]




Это папка, в которой собраны три десятка чертежей, созданных конструкторским отделом НИКТИМП (Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт музыкальной промышленности), который, как мы помним, курировал разработку новых изделий из области музыкальных инструментов для советских фабрик и заводов. К сожалению, время не пощадило эти бесценные манускрипты, половина из которых производит впечатление поднятых с ТИТАНИКа картинок для психологического теста Роршаха:




Сразу скажу, что призывать меня срочно это всё «сканировать и вывешивать» – не нужно. Дело в том, что сканера формата А0 у меня в зоне досягаемости нет, а копирование по частям эти реликвии не переживут: это кондовая аммиачная «синька», бумага которой буквально распадается в руках. Да и смысла в этом особого нет. Фотоаппарат у меня не очень хороший, репродукционной съёмкой я последний раз занимался в средней школе (ну, знаете - BEATLES, KISS, голые дядьки на голых тётьках), поэтому что получилось, то получилось. Не взыщите.

Тем не менее, кое-что сохранилось более-менее пристойно, и это позволило как-то упорядочить материал. В папке содержится почти полный комплект рабочих чертежей полуакустической электрогитары «Соло-ритм», созданной на основе западногерманской гитары FRAMUS Television, и ещё пара чертежей по другому проекту. Все чертежи выполнены в ноябре 1970 года. Руководителем проектов был некто В.И. Глухов (кстати, получивший в 1972 году авторское свидетельство № 1802767 за разработку с коллективом авторов «Способа искусственного старения резонансовой древесины»), под началом которого трудилось по меньшей мере пятеро конструкторов-разработчиков: Селедникова, Селиверстов, Перфильев, Курочкин, Мокринский – вчитайтесь в эти фамилии, может быть кто-нибудь из них приходится отцом или матерью дизайну всеми нами любимых палок.






Собственно, ничего нового и зазорного в таком копировании я не вижу. НИКТИМП периодически «разрабатывал» подобным образом новые гитары и рассылал пакеты документов на музыкальные предприятия по всей стране, а те уже сами решали, потянут они ту или иную модель или нет (например на МУЗДЕТАЛИ у SPA есть такой комплект рабочих чертежей на JOLANA Superstar). FRAMUS Television, по итогу, в серийное производство так и не попал – вероятно, по причине изрядной сложности и нерентабельности изготовления. Однако часть технологических решений заслуживает внимания.




Первое, что бросается в глаза – до боли знакомое тремоло. Ага, это оно – загадочное тремоло гитары АЭЛИТА, только с дополнительными тягами. В МУZЕУМ’е я ссылался на западногерманские гитары HOPF, а оказалось, что и на FRAMUS’ах стояли такие же (из чего, кстати, можно сделать косвенный вывод, что в ФРГ дела с производством гитарной фурнитуры обстояли примерно так же, как и в ГДР – пара предприятий поставляла комплектующие всем музыкальным фирмам). Обратим ещё внимание на ручку потенциометра, выглядывающую слева от тремоло. (В скобках заметим, что технологически, помимо очевидной никель-хромовой гальваники, допускалось покрытие полированных металлических поверхностей лаком.)






Помимо этого, что-то родное и близкое чувствуется в антенном разъёме СР50-73, хорошо знакомом нам по ранним Свердловским ТОНИКАм, и в вилке на втором конце провода. Т.е., данная конфигурация соединений считалась тогда стандартом.







Обратим внимание на строение грифа – это известный нам по Ленинградским РИТМ-СОЛО и Московским ЭЛГАВАМ/РОДЕНАМ многослойный переклей, причём чередование светлых и тёмных реек в наборе регламентировалось следующим образом:




Названий своим детищам НИКТИМП, за исключением лапидарных "ритм-соло" или "бас", по-видимому, не давал, оставляя придумывание звучных имён заводам-изготовителям. Гордое имя предполагалось наносить на голову изделия путём горячего тиснения фольгой (на выбор предоставлялись красная, синяя, зелёная, золотисто-жёлтая и серебряная).




В таблице на сборочном чертеже, в графе «механика колковая» чётко обозначено: «Заимств. ф-ка имени Луначарского». Т.е., предполагалась установка обычных колков с силуминовыми штоками на одной пластине – уже апробированных на Ленинградских РИТМ-СОЛО и Свердловской ТОНИКЕ.







Звукосниматели представляют собой металлическую рамку, привинчиваемую к корпусу, внутри которой при помощи двух регулировочных винтов перемещается вверх-вниз собственно датчик с винтами-магнитоводами. "Внутренний" датчик, судя по комментарию в таблице, также предполагалось использовать готовый, фабрики им. Луначарского.






Темброблок, смонтированный на общей панели, включает в себя три потенциометра СП-1 и галетный переключатель ПМ3П2Н – трёхконтактный, на две группы. Каким образом предполагалось данным набором крутилок коммутировать три звукоснимателя, я, если честно, представляю себе плохо, поскольку у немцев эта задача решалась при помощи пяти ползунковых переключателей и трёх потенциометров (управление лесли-эффектом в расчёт не берём).





Это, собственно, то немногое, что мне удалось выжать из «Советского FRAMUS’а». Однако, помимо этого пакета чертежей, в папку затесалась ещё пара не относящихся к данному проекту и разработанных в том же ноябре 1970 года товарищем Перфильевым под руководством Глухова (есть небольшая вероятность, что они-то и являются и авторами дизайна этих инструментов). И они-то, как раз, показались мне любопытными. На одном из них, довольно неплохо сохранившемся, изображён корпус всеми нами любимой АЭЛИТЫ:





Всё по фен-шую, однако, кое-что смущает. Правильно – фрезеровка полости под электронику. Если помните, какое-то время назад я просил вас сфотографировать внутрянку деки АЭЛИТЫ? Вот, собственно, для этого. На чертеже ясно видно отсутствие выборки под левый блок кнопок, расположение датчиков по схеме «нек – сдвоенный бридж» (хорошо знакомой нам по Ереванским и Борисовским гитарам), две втулки с заземлением для установки бриджа (т.е., никаких комбайнов с подпружиненными сурдинами), а главное – две выборки, глубиной 28 мм справа, одна под потенциометры, а вторая, в нижнем роге, вероятно, для галетного переключателя (мысль об активной электронике я, по понятным причинам, отмёл). Единственный вариант коммутации, кажущийся правдоподобным - использование двух бриджевых датчиков в параллель. Тогда всё встаёт на свои места: трёхпозиционный переключатель даёт сочетания нек/нек+бридж/бридж - плюс раздельные регуляторы тембра и громкости для нека и сдвоенного бриджа.








Покрытие для корпусов планировалось многокрасочное: либо полиэфир (чёрный, комбинированный от красного к чёрному (т.е., санбёрст), оранжевый, красный, бирюзовый, белый и т.д.), либо пентафталевая эмаль под лаком (чёрный, синий, серо-голубой, песочный, кремовый, красно-оранжевый, красный, вишнёвый).
Отметим, что рецепт полиэфирной эмали разработан лабораторией Свердловской фирмы музыкальных инструментов УРАЛ. Ясно, что разрабатывались все эти радужные переливы не для покраски пианино. Также, по желанию производителя, в состав краски могла добавляться алюминиевая или бронзовая пудра, т.е., покрытие могло иметь металлик-эффект.




Опять же, знакомый нам байонетный разъём.




Материалом для корпусов были выбраны бруски липы или тополя сечением 20х30 мм без привычной нам оклейки блока фанерой. И никакой вам ольхи.





Учитывая, что комплекты чертежей готовились одним коллективом авторов в одно и то же время, можно резонно предположить, что фурнитура на этих гитарах использовалась одинаковая, т.е., и бридж, и тремоло, и датчики (поскольку фрезеровка под них в корпусах «полуакустической «Соло-ритм» и протоАЭЛИТЫ имеет одинаковые размеры и форму) должны были быть похожими на те, что предполагалось ставить на «Советский FRAMUS».




Второй чертёж из этой серии, имеющий шифр 02.02.00-а (протоАЭЛИТА имеет шифр 02.02.00-б) почти не сохранился, однако маленькие закруглённые рожки что-то до боли напоминали, и мы со SPA долго скрипели мозгами, прежде чем на нас снизошло озарение: СТЕЛЛА! Прикладывание к мощам чертежа живой гитары подтвердило догадку.




Судя по слабо фиксируемым оптикой следам, форма выборки под электронику у СТЕЛЛЫ предполагалась в точности такая же, как у АЭЛИТЫ. Скажу больше: обе эти гитары на чертежах отличаются друг от друга только формой рогов – и нижняя часть деки, и толщина, и анатомические выборки абсолютно идентичны.

И вот какая получается фисгармония: обе гитары, и АЭЛИТА и СТЕЛЛА, в 1970-м году были разработаны одновременно, как две ипостаси одного инструмента, но АЭЛИТЕ повезло чуть больше, и её выпуск начался где-то в 1972 году, а СТЕЛЛА, в сильно переработанном виде, появилась только в 1982-м.

Естественно, я не мог удержаться и чуть-чуть пофантазировал на тему того, какими могли быть эти инструменты, если бы какая-нибудь фабрика начала выпускать их по данным спецификациям...




Какого-либо внятного резюме по поводу всего этого я сделать не могу. Просто у нас появился ещё один небольшой набор фактов, которые когда-нибудь сложатся, как паззлы, в единый чёткий портрет Советского гитаростроения.

[ Редактирование 02.07.2013, 04:41 ]

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
shlepakoff
24.06.2013, 07:29

ilya

Зарегистрирован: 29.06.2009, 14:33
Местонахождение: Houston-Москва
Сообщений: 3925
Из пепла. Респект Я-хе и Компании

Ваше шило, наше мыло: [link]
[link]
Наверх
PM
Павлуха
24.06.2013, 07:50

ID пользователя #3191
Зарегистрирован: 20.04.2012, 14:26
Местонахождение: Пенза
Сообщений: 933
Огромное спасибо Якову за проделанную работу.
Наверх
PM
StariyDed
24.06.2013, 08:12

ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 08:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 10303
Спасибо за уникальную информацию!
Есть над чем подумать.
Наверх
PM
Vran1984
24.06.2013, 08:17

ID пользователя #3365
Зарегистрирован: 15.08.2012, 15:36
Местонахождение: Калуга
Сообщений: 869
Здорово! Огромное спасибо! Кстати,как кроме датчиков и потцев у Стеллы датировку идентифицировать?Некплейт отсутствует к сожалению..
Наверх
Сайт PM
OLEGMAN68
24.06.2013, 08:19

ID пользователя #2845
Зарегистрирован: 28.11.2011, 07:09
Местонахождение: Мичуринск
Сообщений: 1881
Это ж гитарная плащеница!!! Респект АРХИВАРИУСУ !!!

Продажа, обмен Совгитаровской твёрдой валюты. [link]
Наверх
Сайт PM
Я-Ха
24.06.2013, 08:44

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23247
Респект Младшому, за то, что на развале её не проглядел и выкупил, и Silence'у, который навёл авиамост Ташкент-Ленинград.

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
shock07
24.06.2013, 08:44

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 07:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6564
о х р е н е т ь!
Наверх
PM
Басист Кайф
24.06.2013, 09:05

Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?

Зарегистрирован: 31.01.2007, 10:19
Местонахождение: Москва
Сообщений: 14694
Воистину, судьба вещей странна. Московские чертежи всплывают в... Ташкенте! Ну и едут, слава Богу, в Питер. Нормальный крюк!
Наверх
PM
Izol
24.06.2013, 09:44

izol

Зарегистрирован: 02.07.2007, 07:37
Местонахождение: Москва
Сообщений: 7797
Неожиданно. Мои поздравления с обретенным артефактом!

"Восточный блок" - база гитарной фуринтуры и запчастей [link]
Наверх
PM
Baza
24.06.2013, 09:46

ID пользователя #431
Зарегистрирован: 23.02.2008, 16:10
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 4516
Снимаю шляпу!

Наверх
Сайт PM
shock07
24.06.2013, 11:41

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 07:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6564
Вот если бы была такя наука типа гитароархеология... Думаю, Шлиман со своей Троей имел бы бледный вид на фоне группы камрадов)))
Наверх
PM
lynyrd
24.06.2013, 11:48

ID пользователя #2
Зарегистрирован: 05.07.2006, 09:36
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2149
Детективная история. Склоняю голову перед Я-хой.

очень редкая и злобная гадина
Наверх
PM
V.V.K.
24.06.2013, 11:54

ID пользователя #2786
Зарегистрирован: 25.10.2011, 03:23
Местонахождение: Москва
Сообщений: 2150
Дооо... Мега! Мега!

Ин дер гроссен фамирен нихт клювен клац-клац!
Наверх
PM
Felix
24.06.2013, 12:09

ID пользователя #3092
Зарегистрирован: 06.03.2012, 20:14
Местонахождение: Мозырь
Сообщений: 1215
Респектум всем причастным!
Факт наличия чертежей ведь означает и существование прототипов во плоти. Вдруг еще живы...

Гитары и детальки на обмен: [link]
Наверх
PM
sYv
24.06.2013, 12:15

ID пользователя #3019
Зарегистрирован: 28.01.2012, 06:03
Местонахождение: Тобольск
Сообщений: 1043
Даже страшно представить. Если "всплывают" такие артефакты, то какие мы вообще можем никогда не увидим? Проекты, чертежи и наброски, которые так и остались в архивах не получившие одобрения.

Мда, мечтать не вредно(эт я про себя)

Мена [link]
Наверх
PM
kurganov
24.06.2013, 14:49

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 13:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 539
Безумно интересно! Спасибо, Я-Ха.
Наверх
PM
Nik
24.06.2013, 15:42

ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 14:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 6348
Монументально.Снимаю шляпу.
Наверх
Сайт PM
Я-Ха
24.06.2013, 15:44

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23247
Гитархеологию основал VP, когда раскапывал свою Тро... ЭЛЕКТРОНИКУ.

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
Les
25.06.2013, 03:08

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 03:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7390
Да это же по сути СовГитарная икона, блин... Браво! Низкий поклон всем принимавшим участие в покупке-пересылке-анализе-сохранении!

Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
StariyDed
25.06.2013, 04:00

ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 08:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 10303
А теперь бы ещё эти чертежи Афоне...
Это был бы занятный новодел.
P.S. Не совсем понятна стратегическая цель "веерообразного" расположения звукоснимателей...
Наверх
PM
Я-Ха
25.06.2013, 04:11

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 15:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23247

StariyDed Цитата ...

А теперь бы ещё эти чертежи Афоне...
Это был бы занятный новодел.


А смысл? Такой FRAMUS можно на ебее купить, по цене встанет не дороже, чем у Афони новодел заказать

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
Les
25.06.2013, 04:12

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 03:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7390
ну дык это просто - чем дальше от бриджа, тем сильнее колебания струны. при таком расположении звукоснимателей получается, что толстые струны лучше "басят", а тонкие - лучше "звенят". ну, это если в совсем упрощенном варианте


Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
Big Beat
25.06.2013, 18:30

ID пользователя #85
Зарегистрирован: 24.03.2007, 16:34
Местонахождение: Boston, USA
Сообщений: 3001
Огромное спасибо! Я уже отмечал, что дизайн Стеллы, несмотря на позднее производство, восходит к 1960-м. И вот доказательство...

JunkGuitars.com
Мой wish-list/ОБМЕННЫЙ ПУНКТ: [link]
Наверх
Сайт PM
VP
26.06.2013, 02:56

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 06:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6057
Я помню эти бумаги и их обсуждение! Спасибо за интересный обзор и анализ. Очень здОрово!
Наверх
PM
Переход на страницу       >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, bуtе_сrow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System

Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


woka
15.09. : 13:57
Если покупатель не заберёт посылку, то её отправят обратно и оба конца оплачивать продавцу.

swin
15.09. : 13:03
Gess, а почему для продавца н.п. - это плохо?

swin
15.09. : 13:02
А разве при при переводе с карты на карту банк вернет деньги без ведома получателя? Я давно звонил в Сбер по горячей линии - сказали не фига, с карты получателя без его согласия нельзя.

Freeman_D
15.09. : 10:54
Желательно для таких целей иметь специальную карту. Банковскую, или виртуальную яндекс-денег, например, чтобы сразу иметь возможность деньги снять или перевести. Ну и основную карту не светить, уж очень подлые людишки бывают. Оплатят, ты выслал, а они в банке втихую оформят отказную, мол ошибочно не тому перевод сделали.

gitarrist
15.09. : 10:23
Да какой обман? В завтрак деньги-в обед стулья, в обед деньги - вечером стулья. Выслала по почте без проблем. Рассчитать стоимость пересыла очень просто на сайте почты и взять эти денюжки с покупателя.

Gess
15.09. : 09:43
я прошу в таких случаях предоплату на карту плюс почтовые. по получению - отсылаю барахло. на наложенный платеж не соглашайтесь.

Marder
15.09. : 08:50
Друзья, совет несовгитарный нужен. Жена на авито опубликовала какие-то свои бапские объявления и подошла с таким вопросом - ей стали приходить письма с просьбой выслать шмотьё по почте. Её настораживает, что из разных городов вдруг стали приходить письма с такой просьбой. как под копирку. Что за обман стоит за этим? Ладно б там чего путнее выставлено на продажу было, а то ведь фигня копеечная.

Nik
15.09. : 07:44
СпокойнЕй,парни,спокойнЕй.
Давайте сохранять здесь порядок. Есть тема за работу сайта,там завсегда можно аргументированно задвинуть улучшающую рацуху.
А здесь в чате это больше смахивает на крик на площади. Все обернулись,но тут же опять заспешили по делам,и результат нулевой.

SPA
15.09. : 06:29
Gorbynkov, вы таки обсуждаете решение администрации?

gitarrist
15.09. : 05:06
Не верно! Правила не могут быть интересными, но уважать их надо. Не заходить сюда- значит бросить всё совгитарное увлечение! Какой смысл продолжать? Но уважение и "мягкость" к форумчанам должны быть, без этого никуда.

Skyworker79
14.09. : 13:12
Горбунков, тут никого насильно не держат! Если не интересны Правила и атмосфера Форума сюда можно и не заходить. Верно?

Gorbynkov
14.09. : 12:48
Ну вот и ZeLiBoBBer-а довели режимом. А человек более 10 лет на форуме! Однако - выводы пора делать!

Gess
14.09. : 08:08
Уж и нажиться на больных коллекционерах нельзя. Дожили. Я вот хочу сказочно обогатиться например продав колок Урала. Или ручку с диаманта

Skyworker79
14.09. : 05:26
Ну и отлично! Просто не мог пройти мимо этого.

SPA
14.09. : 05:11
всё уже дано,успокойтесь



Поиск Советские гитары

Счетчики
© 2006 - 2018 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар
18+ Сайт не является СМИ!