Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Дорогие мои коллеги!
В этом посте, к сожалению, не буддет особых сенсаций и разоблачений. Тем не менее, некоторые факты показались мне любопытными, и я счёл своим долгом поделиться ими со всеми, кому это может быть небезынтересным.
Благодаря неоценимой помощи камрадов Младшого и Silence, какое-то время назад в моих руках оказался пакет документов, впервые засвеченных на сайте год назад: [link]
Это папка, в которой собраны три десятка чертежей, созданных конструкторским отделом НИКТИМП (Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт музыкальной промышленности), который, как мы помним, курировал разработку новых изделий из области музыкальных инструментов для советских фабрик и заводов. К сожалению, время не пощадило эти бесценные манускрипты, половина из которых производит впечатление поднятых с ТИТАНИКа картинок для психологического теста Роршаха:
Сразу скажу, что призывать меня срочно это всё «сканировать и вывешивать» – не нужно. Дело в том, что сканера формата А0 у меня в зоне досягаемости нет, а копирование по частям эти реликвии не переживут: это кондовая аммиачная «синька», бумага которой буквально распадается в руках. Да и смысла в этом особого нет. Фотоаппарат у меня не очень хороший, репродукционной съёмкой я последний раз занимался в средней школе (ну, знаете - BEATLES, KISS, голые дядьки на голых тётьках), поэтому что получилось, то получилось. Не взыщите.
Тем не менее, кое-что сохранилось более-менее пристойно, и это позволило как-то упорядочить материал. В папке содержится почти полный комплект рабочих чертежей полуакустической электрогитары «Соло-ритм», созданной на основе западногерманской гитары FRAMUS Television, и ещё пара чертежей по другому проекту. Все чертежи выполнены в ноябре 1970 года. Руководителем проектов был некто В.И. Глухов (кстати, получивший в 1972 году авторское свидетельство № 1802767 за разработку с коллективом авторов «Способа искусственного старения резонансовой древесины»), под началом которого трудилось по меньшей мере пятеро конструкторов-разработчиков: Селедникова, Селиверстов, Перфильев, Курочкин, Мокринский – вчитайтесь в эти фамилии, может быть кто-нибудь из них приходится отцом или матерью дизайну всеми нами любимых палок.
Собственно, ничего нового и зазорного в таком копировании я не вижу. НИКТИМП периодически «разрабатывал» подобным образом новые гитары и рассылал пакеты документов на музыкальные предприятия по всей стране, а те уже сами решали, потянут они ту или иную модель или нет (например на МУЗДЕТАЛИ у SPA есть такой комплект рабочих чертежей на JOLANA Superstar). FRAMUS Television, по итогу, в серийное производство так и не попал – вероятно, по причине изрядной сложности и нерентабельности изготовления. Однако часть технологических решений заслуживает внимания.
Первое, что бросается в глаза – до боли знакомое тремоло. Ага, это оно – загадочное тремоло гитары АЭЛИТА, только с дополнительными тягами. В МУZЕУМ’е я ссылался на западногерманские гитары HOPF, а оказалось, что и на FRAMUS’ах стояли такие же (из чего, кстати, можно сделать косвенный вывод, что в ФРГ дела с производством гитарной фурнитуры обстояли примерно так же, как и в ГДР – пара предприятий поставляла комплектующие всем музыкальным фирмам). Обратим ещё внимание на ручку потенциометра, выглядывающую слева от тремоло. (В скобках заметим, что технологически, помимо очевидной никель-хромовой гальваники, допускалось покрытие полированных металлических поверхностей лаком.)
Помимо этого, что-то родное и близкое чувствуется в антенном разъёме СР50-73, хорошо знакомом нам по ранним Свердловским ТОНИКАм, и в вилке на втором конце провода. Т.е., данная конфигурация соединений считалась тогда стандартом.
Обратим внимание на строение грифа – это известный нам по Ленинградским РИТМ-СОЛО и Московским ЭЛГАВАМ/РОДЕНАМ многослойный переклей, причём чередование светлых и тёмных реек в наборе регламентировалось следующим образом:
Названий своим детищам НИКТИМП, за исключением лапидарных "ритм-соло" или "бас", по-видимому, не давал, оставляя придумывание звучных имён заводам-изготовителям. Гордое имя предполагалось наносить на голову изделия путём горячего тиснения фольгой (на выбор предоставлялись красная, синяя, зелёная, золотисто-жёлтая и серебряная).
В таблице на сборочном чертеже, в графе «механика колковая» чётко обозначено: «Заимств. ф-ка имени Луначарского». Т.е., предполагалась установка обычных колков с силуминовыми штоками на одной пластине – уже апробированных на Ленинградских РИТМ-СОЛО и Свердловской ТОНИКЕ.
Звукосниматели представляют собой металлическую рамку, привинчиваемую к корпусу, внутри которой при помощи двух регулировочных винтов перемещается вверх-вниз собственно датчик с винтами-магнитоводами. "Внутренний" датчик, судя по комментарию в таблице, также предполагалось использовать готовый, фабрики им. Луначарского.
Темброблок, смонтированный на общей панели, включает в себя три потенциометра СП-1 и галетный переключатель ПМ3П2Н – трёхконтактный, на две группы. Каким образом предполагалось данным набором крутилок коммутировать три звукоснимателя, я, если честно, представляю себе плохо, поскольку у немцев эта задача решалась при помощи пяти ползунковых переключателей и трёх потенциометров (управление лесли-эффектом в расчёт не берём).
Это, собственно, то немногое, что мне удалось выжать из «Советского FRAMUS’а». Однако, помимо этого пакета чертежей, в папку затесалась ещё пара не относящихся к данному проекту и разработанных в том же ноябре 1970 года товарищем Перфильевым под руководством Глухова (есть небольшая вероятность, что они-то и являются и авторами дизайна этих инструментов). И они-то, как раз, показались мне любопытными. На одном из них, довольно неплохо сохранившемся, изображён корпус всеми нами любимой АЭЛИТЫ:
Всё по фен-шую, однако, кое-что смущает. Правильно – фрезеровка полости под электронику. Если помните, какое-то время назад я просил вас сфотографировать внутрянку деки АЭЛИТЫ? Вот, собственно, для этого. На чертеже ясно видно отсутствие выборки под левый блок кнопок, расположение датчиков по схеме «нек – сдвоенный бридж» (хорошо знакомой нам по Ереванским и Борисовским гитарам), две втулки с заземлением для установки бриджа (т.е., никаких комбайнов с подпружиненными сурдинами), а главное – две выборки, глубиной 28 мм справа, одна под потенциометры, а вторая, в нижнем роге, вероятно, для галетного переключателя (мысль об активной электронике я, по понятным причинам, отмёл). Единственный вариант коммутации, кажущийся правдоподобным - использование двух бриджевых датчиков в параллель. Тогда всё встаёт на свои места: трёхпозиционный переключатель даёт сочетания нек/нек+бридж/бридж - плюс раздельные регуляторы тембра и громкости для нека и сдвоенного бриджа.
Покрытие для корпусов планировалось многокрасочное: либо полиэфир (чёрный, комбинированный от красного к чёрному (т.е., санбёрст), оранжевый, красный, бирюзовый, белый и т.д.), либо пентафталевая эмаль под лаком (чёрный, синий, серо-голубой, песочный, кремовый, красно-оранжевый, красный, вишнёвый). Отметим, что рецепт полиэфирной эмали разработан лабораторией Свердловской фирмы музыкальных инструментов УРАЛ. Ясно, что разрабатывались все эти радужные переливы не для покраски пианино. Также, по желанию производителя, в состав краски могла добавляться алюминиевая или бронзовая пудра, т.е., покрытие могло иметь металлик-эффект.
Опять же, знакомый нам байонетный разъём.
Материалом для корпусов были выбраны бруски липы или тополя сечением 20х30 мм без привычной нам оклейки блока фанерой. И никакой вам ольхи.
Учитывая, что комплекты чертежей готовились одним коллективом авторов в одно и то же время, можно резонно предположить, что фурнитура на этих гитарах использовалась одинаковая, т.е., и бридж, и тремоло, и датчики (поскольку фрезеровка под них в корпусах «полуакустической «Соло-ритм» и протоАЭЛИТЫ имеет одинаковые размеры и форму) должны были быть похожими на те, что предполагалось ставить на «Советский FRAMUS».
Второй чертёж из этой серии, имеющий шифр 02.02.00-а (протоАЭЛИТА имеет шифр 02.02.00-б) почти не сохранился, однако маленькие закруглённые рожки что-то до боли напоминали, и мы со SPA долго скрипели мозгами, прежде чем на нас снизошло озарение: СТЕЛЛА! Прикладывание к мощам чертежа живой гитары подтвердило догадку.
Судя по слабо фиксируемым оптикой следам, форма выборки под электронику у СТЕЛЛЫ предполагалась в точности такая же, как у АЭЛИТЫ. Скажу больше: обе эти гитары на чертежах отличаются друг от друга только формой рогов – и нижняя часть деки, и толщина, и анатомические выборки абсолютно идентичны.
И вот какая получается фисгармония: обе гитары, и АЭЛИТА и СТЕЛЛА, в 1970-м году были разработаны одновременно, как две ипостаси одного инструмента, но АЭЛИТЕ повезло чуть больше, и её выпуск начался где-то в 1972 году, а СТЕЛЛА, в сильно переработанном виде, появилась только в 1982-м.
Естественно, я не мог удержаться и чуть-чуть пофантазировал на тему того, какими могли быть эти инструменты, если бы какая-нибудь фабрика начала выпускать их по данным спецификациям...
Какого-либо внятного резюме по поводу всего этого я сделать не могу. Просто у нас появился ещё один небольшой набор фактов, которые когда-нибудь сложатся, как паззлы, в единый чёткий портрет Советского гитаростроения.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Респект Младшому, за то, что на развале её не проглядел и выкупил, и Silence'у, который навёл авиамост Ташкент-Ленинград. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #3092 Зарегистрирован: 07.03.2012, 01:14 Местонахождение: Мозырь Сообщений: 1238
Респектум всем причастным! Факт наличия чертежей ведь означает и существование прототипов во плоти. Вдруг еще живы... Гитары и детальки на обмен: [link]
ID пользователя #3019 Зарегистрирован: 28.01.2012, 11:03 Местонахождение: Тобольск Сообщений: 1176
Даже страшно представить. Если "всплывают" такие артефакты, то какие мы вообще можем никогда не увидим? Проекты, чертежи и наброски, которые так и остались в архивах не получившие одобрения.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Гитархеологию основал VP, когда раскапывал свою Тро... ЭЛЕКТРОНИКУ. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
Да это же по сути СовГитарная икона, блин... Браво! Низкий поклон всем принимавшим участие в покупке-пересылке-анализе-сохранении! Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
А теперь бы ещё эти чертежи Афоне... Это был бы занятный новодел. P.S. Не совсем понятна стратегическая цель "веерообразного" расположения звукоснимателей...
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
StariyDed Цитата ...
А теперь бы ещё эти чертежи Афоне... Это был бы занятный новодел.
А смысл? Такой FRAMUS можно на ебее купить, по цене встанет не дороже, чем у Афони новодел заказать МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
ну дык это просто - чем дальше от бриджа, тем сильнее колебания струны. при таком расположении звукоснимателей получается, что толстые струны лучше "басят", а тонкие - лучше "звенят". ну, это если в совсем упрощенном варианте
Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
ID пользователя #85 Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34 Местонахождение: Boston, USA Сообщений: 3088
Огромное спасибо! Я уже отмечал, что дизайн Стеллы, несмотря на позднее производство, восходит к 1960-м. И вот доказательство... JunkGuitars.com Мой wish-list/ОБМЕННЫЙ ПУНКТ: [link]
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Ребята, спасибо большое. Извините, со временем свободным совсем плохо, появляюсь на сайте крайне редко. Но делу нашему верен и - Служу Советским Гитарам!