ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Портрет художника в зрелости: Defil Jola 2
Столь пафосное название для статьи я выбрал по нескольким причинам. Прежде всего, имели место соображения хронологического характера – Defil Jola2 появилась на свет 1977-ом году; эта дата вполне может быть названа «экватором» для фабрики (Dolnoslaska Fabrica Instrumentow Lutniczych, город Люблин), открывшейся в 1898-ом году, выпускавшей электрогитары с середины шестидесятых по начало девяностых, и окончательно закрывшейся в 2007-ом. Кроме того, Jola2, на мой субъективный взгляд,- самая самобытная модель Defil’а, содержащая максимум «фирменных фишек» при минимуме посторонних влияний. Во всяком случае, мои познания в области винтажных гитар не позволяют назвать прототип, с которого данный инструмент мог бы быть «слизан». Да, дизайн несколько напоминает Eko 500, некоторые старые японские, американские и западногерманские инструменты, но стоит взять гитару в руки, как понимаешь, насколько поверхностно это сходство.
Инструмент выглядит вызывающе несовременно для конца семидесятых – времени, когда «эра копий» была в самом разгаре. Дека, достаточно внушительная по размеру и толщине, имеет скругление по краям, но лишена анатомических выборок под локоть и живот- минимализм в духе «Телекастера». Благодаря фрезеровкам под электронику (в частности, под крепящиеся к накладке датчики) вес инструмента умеренный. Гриф весьма массивен и близок по профилю и ширине к тем, что ставятся на «классические гитары» (с «классикой» его объединяет и плоская, совершенно без радиуса, накладка). Он имеет выраженную пятку, наплыв в районе головы (волюту), и установлен достаточно высоко относительно деки. Если ограничиться только внешним осмотром, то возникнет ощущение, что по эргономичности Defil Jola2 сильно уступает своим «почти тезкам» -Jola’na’м, и находится примерно в одной весовой категории с борисовскими Формантами и Соло. Но если пойти дальше оче-видности, то понимаешь, что вековой опыт производства струнных инструментов определенно пошел Defil’у в зачет. Примерно после недели силовых упражнений я начал проникаться кайфом от игры на толстом грифе; теперь же мне требуется время, чтобы адаптироваться к любым другим профилям.
Следует отдельно сказать о материалах. Дека склеена из нескольких ольховых досок среднего веса, закрытых сверху и снизу фанерой – технология, изобретенная в пятидесятые годы американской фирмой Harmony, и сильно полюбившаяся в странах с социалистическим укладом экономики. Изготовление грифа происходило тоже по-советски – он представлял собой «бутерброд» из имеющихся в наличии более-менее ценных пород, причем количество слоев и симметричность склейки зависели от случая. Мне повезло - в момент изготовления моей гитары в наличии был клен с красивым рисунком, махагон и палисандр на накладку. При менее удачном стечении обстоятельств увеличивалась массовая доля бука. Маркеры на накладке – хофнеровские «полоски» из пластика, 12-ый лад иногда маркировался тремя точками. Очень красив трехслойный, бело-черно-белый порожек. Для усиления грифа под накладкой сделана фрезеровка (где-то с 3-его по 15-ый лад), и туда заложен стальной брусок прямоугольного сечения. Судя по двум виденным мной Defil’ам, работники предприятия не владели правильной технологией установки регулируемого анкера, так что огромное им спасибо за то, что не стали тренироваться на моих инструментах. Да и с точки зрения резонанса так лучше. Приятный сюрприз- это лакировка; в обозначенный период на фабрике использовалась нитроцеллюлоза. С годами образовалась очень красивая «паутина», которая отлично сочетается с йодированным оттенком грифа и медовым санберстом деки.
Звукосниматели, выпускавшиеся партнерами Defil’а - предприятием Muza, отличаются достаточно причудливой конструкцией при традиционном для советских гитар внешнем виде. Это синглы, с внушительными катушками (трогательная деталь - крышки бобин сделаны из нежно-розоватого пластика) и с немалым выхлопом (сопротивление 7, 5 кОм), упакованные в металлические корпуса с окошками, которые закрыты цветными полосками. Фантазия разработчиков проявилась в креплении - при таком количестве деталей было бы несложно сделать регулировку звукоснимателей по высоте, но инженеры этому соблазну не поддались.
Поскольку я гуманитарий и лентяй, я не стал сравнивать схему из Библии с реальной электронной схемой моего инструмента. Следов пионерского вмешательства я не заметил, управлением я доволен, посему решил оставить все как есть. И рассказывать тоже буду о наличном, а не о должном. На первый взгляд, все просто - две кнопки включения датчиков и темброблок, состоящий из трех ползунковых переменных резисторов, смонтированных на отдельной плате, которая привинчена к пикгарду. На накладке, сделанной их каленого оргстекла и залитой с изнанки черной краской, для удобства процарапаны значения – для фейдера громкости это 1 и 0 в крайних положениях, а для фейдеров тембра – 1 и 2. При подключении же инструмента все оказывается намного интереснее. Кнопки действительно коммутируют нэковый и бриджевый датчик, но если нажать обе, то выяснится, что звукосниматели зацеплены в противофазу. А если отжать обе, мы услышим звучание нэкового датчика, пропущенного через конденсатор – тембр очень напоминает стратокастер во 2-ом и 4-ом положениях, и несколько падает громкость. С тонкоррекцией все тоже непросто - фейдер бриджевого датчика подрезает верха, а нэкового- низы. При обоих подключенных датчиках манипуляции с фейдерами тона будут влиять и на громкость соответствующего датчика, и, соответственно, на очевидность эффекта противофазы. В общем, электронная схема инструмента явный привет из шестидесятых, особенно прослеживается родство с идеей «двойного обвода» Fender Jazzmaster. Кстати, забыл сказать про пластиковое выходное гнездо- оно очень напоминает музимовское, и является столь же хрупким.
Теперь поговорим о «железе». Струнозацеп весьма незатейлив – металлическая пластина, с отверстиями и прорезями под струны; конструкция обеспечивает быструю смену струн, под нее же заведен провод заземления. Бридж,– прямолинейное прочтение tune-o-matic во вполне советском ключе,- станина из п-образного профиля, гнутые седла с роликами, длинные регулировочные болты. Качество подгонки деталей на уровне Урала или Аэлиты – седла шатаются, пришлось все затягивать до упора и двигать уже сам бридж. Основание бриджа - стальная пластина, в которую с изнанки закручены болты, служащие опорами и осями для регулировочных колесиков. Головки упомянутых болтов попадают в продолговатые прорези пикгарда, под которым находиться древесина деки, но с самим деревом напрямую не взаимодействуют. Получается любопытный эффект – с одной стороны, получается весьма неплохой сустейн (лучше, чем у Star IX, у которого под пикгардом пустота), с другой стороны - отклик, как у джазовых арктопов с незакрепленным бриджем. По идее, существует еще и крышка бриджа, но я ее снял, поскольку она работает как демпфер.
А сейчас я признаюсь в своем единственном преступлении против этого инструмента. Я поменял колки. На момент приобретения на инструменте стояла сборная солянка -4 родных, один от Samba (причем криво прикрученный) и еще одного не было. Конечно, можно было покараулить два оставшихся на Allegro, но тогда я поторопился, и из двух комплектов китайских колков сфабриковал новые. В свое оправдание могу сказать следующее – родные, производства Muza, имеют любопытную закрытую конструкцию (нечто подобное я видел в каталоге Schaller), но не отличаются кавказским долголетием. Помимо того, что они имеют трещин на бутонах (весьма распространенная болячка), они и сами по себе сделаны из какого-то мягкого металла – пока я снимал один из колков, у него отвалилось ушко. Видимо, по этой причине частым апгрейдом для этой модели была замена родных колков на подходящие по размеру, но открытой конструкции. Кроме того, ничего необратимого я не сделал, при внезапном обретении родных запчастей все можно вернуть в исходное состояние.
Завершить разговор о Defil Jola2 я предпочту тем, с чего, пожалуй, следовало начать - с логотипа. На моем инструменте присутствует пластиковое лого с названием модели на верхнем роге, и переводная картинка под лаком на голове грифа (название фирмы и лира). Но мне попадались Jola 2 и с пластиковым лого Defil на голове грифа.
P.S. Всяк кулик свое болото хвалит! Поэтому я отказываюсь от последних претензий на объективность и перехожу к безоглядному восхвалению своей гитары. Собственно, единственная возможная ложка дегтя, которую я могу наковырять - это микрофонный эффект звукоснимателей, проявляющийся при серьезной раскачке усилителя. Но это, во-первых, устранимо. А во-вторых, не настолько сильно меня беспокоит, чтобы начать что-то делать.
Я уже упоминал о «полуакустичности» звука этого инструмента. Не знаю, благодаря чему достигается такой эффект – виноват ли ольховый корпус с большими пустотами, тонкий ли слой лака или упоминавшаяся конструкция бриджа - но гитара звучит очень воздушно, мягко и певуче. Аккорды звучат очень собрано, но при этом каждая нота отлично прочитывается; это качество сохраняется и при использовании умеренного перегруза. Очень любопытные звукосниматели – с неплохим выхлопом и тембром, одновременно напоминающим столь разные датчики, как P-90 и lipstick. Мне нравиться в них прозрачность чистого звука и жирный, теплый тембр на овердрайве, без излишнего пионерского задора и «песка». В дополнение ко всему совершенно безумная отдача – дерево слышит все. Мне доводилось использовать инструмент на репетициях в комбинации с Fender Blues Junior – гитара отлично вписалась в микс и даже несколько «забивала» Fender JagStang, который был у основного гитариста.
Миф об априорной неполноценности «совгитар» и столь же несомненном преимуществе «китайцев», честно говоря, всегда вызывал у меня большие сомнения. И Defil Jola2 – достаточно сильный аргумент против этого мифа, инструмент с собственным голосом и с «яйцами». А то, что он звучит непохоже на «Фендер» или «Гибсон», я склонен рассматривать скорее как достоинство.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
прекрасный обзор и инструмент интереснейший! клево! Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше... Не убедят меня, что дерьмо-это вкусно.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Спасибо! Обескуражен скорой и приятной мне реакцией! ZeLiBoBBer, жду от Вас фотографий и дополнений.А по поводу "пятака" не удивлен- родные джеки по причине хрупкости часто подвергались замене, я свой подклеивал
Спасибо за замечательный обзор явно замечательного (и крайне редкого в наших краях) инструмента. Кстати о происхождении - каким образом он оказался у вас, если не секрет? Ваше шило, наше мыло: [link] [link]
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
С Allegro вестимо! Приглядел, долго и безнадежно ей любовался... А в последний день торгов нашел официального посредника, который мне и помог. И потом еще не раз выручал.Если кому нужно будет - скину координаты.
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
А за колки- мои искреннейшие извинения. Если найду родные - привезу себе для порядку. Но, честно говоря, пионерские снимать тоже не хочется - с задачей справляются хорошо, достаю гитару из кейса и даже подстраивать не надо.
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4704
На Космосе такие же датчики. Если выкрутить все ручки в максимум и полностью убрать гейн, звучит как обычная гитара, подзвученная микрофоном. Правда без объёма банки, как на акустике. Japanese-Manufacturers-of-Made-In-Japan-from-1950-to-1980
ID пользователя #2435 Зарегистрирован: 25.02.2011, 23:55 Местонахождение: Москва Сообщений: 441
класс!! и потенциометры движковые забавная тема
и, вот, не соглашусь с тем, что без родных колков не имеет коллекционной ценности, ибо в противном случае что-же это получается, что раз нету родных колков, то мона на гитаре ставить крест и отдавать пионерам без угрызений совести? думаю нет
и, кстати, судя по надписи, сдаётся мне, что всё-таки она не Jola, а Fola ...
ID пользователя #2610 Зарегистрирован: 15.06.2011, 08:19 Местонахождение: Пермь Сообщений: 645
"Fola" по-польски "рыболовная сеть". Вряд ли бы для гитары подобрали такое название. А слова "jola" вроде как нет, соответственно, название подобное вполне могло быть. Звучит красиво (на чей-то вкус) - и хорошо. На "Jolana" похоже, опять же.
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
schiva Цитата ...
"Fola" по-польски "рыболовная сеть". Вряд ли бы для гитары подобрали такое название. А слова "jola" вроде как нет, соответственно, название подобное вполне могло быть. Звучит красиво (на чей-то вкус) - и хорошо. На "Jolana" похоже, опять же.
В русском языке (не считая географических понятий и имён собств) слов Роден и Элгава тоже типа нет. Да и в немецком Элгита вряд ли встречается. Так что с названием надо копать глубже. Мож что то романтическое, красивое.
ID пользователя #2610 Зарегистрирован: 15.06.2011, 08:19 Местонахождение: Пермь Сообщений: 645
слов Роден и Элгава тоже типа нет
ВОТ ИМЕННО!!! Если не брать во внимание, что "элгава" - это "ЭЛектрическая+ГАВАйская", как всем известно. Ну и "элгита" - прозрачное вполне сокращение. А словом, обозначающим общеизвестный и совершенно посторонний предмет, (как в случае с "сетью"), гитару вряд ли бы назвали.
с названием надо копать глубже
Покопал и пришёл к выводу, что всё же истина на поверхности:
Польский (Polski) ж. Jolanta (Йолянта, русская литературная транскрипция - Йоланта), уменьшительные - Jola (Йоля), Jolancia (Йолянця), Jolcia (Йольця), Jolka (Йолька), Jolusia (Йолюся)
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...