ID пользователя #2092 Зарегистрирован: 07.09.2010, 20:48 Местонахождение: Москва и область Сообщений: 1448
В этой статье речь пойдет сразу о двух болгарских гитарах – Орфее Тримонциум и Кремоне виолин. Почему именно о них? На то есть несколько причин: первая – и, пожалуй, главная заключается в том, что эти гитары часто путают между собой и в сознании обывателя они как бы сливаются в одну. Иногда можно увидеть в каком-нибудь объявлении о продаже такое: «Продаю Кремону Орфей….». Это обусловлено сходством формы корпусов и страны происхождения. На самом деле это совершенно разные гитары и эту разницу мне бы и хотелось показать в этой статье. Вторая причина – наличие этих самых гитар в моей небольшой коллекции, причем отреставрированных по одной технологии и в одно и то же время. Даже их исходное состояние было примерно одинаково. Третья причина вполне банальна – просто интересно разобраться в различиях и попытаться ими объяснить разницу в звуке и других свойствах этих инструментов. Детально и подробно разбирать эти гитары я не буду, иначе объем статьи увеличится до нечитаемых размеров. Остановлюсь на самом основном, с моей точки зрения. Так что, скорее всего, получится как бы потребительский тест. Немного об участниках.
Для корректного сравнения на гитарах стоят одинаковые струны D’Adario Phosphor Bronze 45-100. В процессе реставрации в инструментах были заменены провода на безкислородную медь, все остальное оригинальное. О реставрации Орфея вкратце можно ознакомиться здесь http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?113594 Кремона делалась так же, однако её гриф потребовал полной перекраски с удалением и последующим восстановлением родных ладов. Кроме этого были заменены колки. Изначально стояли такие же, как на Орфее, но с донора были сняты и поставлены на восстанавливаемый экземпляр более нарядные, с перламутровыми крутилками.
Для полноты описания скажу, что доноров было два, Орфей и Кремона. Они поделились крепежом, антабками, не шуршащими резисторами, ручками, колками, более высокоомными датчиками и другими, менее изношенными деталями. Таким образом, получилось два полностью комплектных и исправных инструмента. Доноры же были собраны из оставшегося и реализованы за пределами форума ностальгирующим басистам для дальнейшего восстановления. Удачи им! Начнем наш анализ строения гитар сверху вниз. Так что – ГРИФ. При одинаковой ширине и толщине у нулевого лада гриф Кремоны шире в основании. А вот Орфеевский гриф имеет неоднородную толщину и это хорошо видно на фото.
В районе второго – третьего лада он тоньше, чем у нулевого! Накладка грифа Кремоны совершенно плоская, у Орфея же накладка имеет ярко выраженный радиус, из-за этого требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к грифу и пальцы не соскальзывали вниз. С таким радиусом накладки гриф Орфея смотрится уже, чем он есть на самом деле. Регулировка анкера у гитар расположена в разных местах. У Орфея в голове грифа под тремя шурупами и пластиковой крышкой, у Кремоны - в основании грифа, что на мой взгляд удобнее.
КОРПУС Оба корпуса «скрипичной» формы и весьма похожей окраски. На этом все сходства заканчиваются. Орфеевская дека изготовлена из фрезерованного дерева, имеет красивый трехслойный кант по краю. Эфы не окантованы. Корпус Кремоны сделан из формованной фанеры и окантован однослойным пластиком. Эфы так же окантованы.
На следующей фотографии видно как отличаются размеры корпусов. Добавлю, что ширина обечайки Орфея больше, чем у Кремоны почти на сантиметр.
Здесь полупрозрачный Орфей над Кремоной. Видно, что мензуры у гитар одинаковые и что корпус Орфея как бы больше насажен на гриф, что явно отразится на балансе. Корпус Кремоны изготовлен более аккуратно и качество покраски тоже лучше. С испытуемого Орфея краска сыпалась сильнее.
ДАТЧИКИ И там и там синглы в латунных корпусах. Достаточно большой разброс в сопротивлениях однотипных датчиков. У Кремоны прямоугольный магнит и катушка вокруг него, Орфей может похвастаться более сложной внутренней структурой.
БРИДЖ Система этого устройства у Кремоны и Орфея одинаковая. Бридж прижимается к корпусу за счет натяжения струн и не имеет жесткой фиксации. Есть возможность регулировки по высоте и как бы тонкой подстройки мензуры, причем настолько тонкой, что на слух это практически не заметно. И если бридж Орфея понятен конструктивно и логичен по материалам, из которых изготовлен, то Кремоновский бридж заставляет задуматься о цели разработчиков при выборе материала для него.
Металлическая основа вопросов не вызывает, но вот лежащая на ней подушка из мягкого пластика с сухариками из оргстекла вызывает удивление. Кажется, что бридж из таких материалов должен препятствовать передаче колебаний струн на корпус. Не эту ли цель преследовали разработчики Кремоны, тем более, что и конструкция струнодержателя, похоже, служит этой цели.
СТРУНОЗАЦЕП У Орфея он состоит из двух частей. Это скоба, которая крепится к обечайке и, собственно, струнодержатель из толстого прутка П-образной формы, в основании которого жестко закреплен массивный латунный брусок с отверстиями для струн. Обе детали достаточно плотно стыкуются друг с другом.
Совсем другая история у Кремоны. Хотя с первого взгляда вроде тоже пластина на скобе, но стоит присмотреться и видно, что все совсем иначе. Г-образная пластина одной стороной крепится к обечайке, с другой стороны имеет отверстие, в которое вставлена круглая, в форме антабки, пуговица в виде болта, затянутая гайкой с обратной стороны этой Г-образной пластины. На пуговицу одевается плоская тонкая пластина через имеющееся на ней отверстие. За другую сторону этой пластины зацеплена скоба, в которой струны и фиксируются.
В результате имеем конструкцию из 4-х деталей, причем обе пары плотно сопряженных элементов стыкуются друг с другом в одной точке. Из своего аудиофильского опыта, знаю: для того, чтобы механически изолировать аппарат от вибраций его ставят на конуса. То есть создают точечную опору, которая гасит колебания. Тот же эффект происходит и в струнодержателе Кремоны, где пластина упирается в пуговицу в одной точке. В итоге колебания струн на корпус практически не передаются. Может в этом и была цель разработчиков – развязать механические колебания струн от деки, оставив только возможность акустического резонанса? Несомненно, такой подход отразился на звучании гитары, но об этом позже. Добавлю, что менять струны удобнее в Орфее, что очевидно.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА. Тут особой разницы нет. По регулятору громкости на каждый датчик и так называемый тембр, который режет высокие частоты. По эффективности работы тоже без различий. Разные комплектующие не оказывают свое влияние. У Кремоны советские стандартные потенциометры, Орфей укомплектован болгарскими маленькими, чтобы пролезали в эфу. Заземление и там и там выведено отдельным проводом через отверстие в обечайке под струнодержатель. Выход на обеих гитарах являет собой разъем СГ5, который закреплен прямо в обечайке у Орфея и там же, только через металлическую пластину, у Кремоны.
На этом разбор гитар можно закончить и сделать некоторые обобщения. 1. Удобство пользования. Мне больше понравилась Кремона. Во-первых, правильный баланс, что для человека, играющего стоя, важно. Во-вторых, более удобный гриф, в-третьих, проще регулировать анкер и высоту датчиков. К плюсам так же можно отнести усиленное место разъема и более легкий доступ к внутренностям. Из минусов – неудобно менять струны из-за сложной конструкции струнозацепа. Орфей в пользовании менее удобный инструмент, хотя при игре сидя, возможно, кто-то отдаст предпочтение и Орфею. Общая беда двух гитар это слишком маленькое расстояние между струнами. У Кремоны этот порок не лечится, а у Орфея, при желании, можно струны раздвинуть. Правда для этого придется изготовить новый верхний порожек и вытачать из алюминия другие сухарики для бриджа, сделав в них пропилы соответственно желаемого расстояния между струнами. 2. Звучание. На мой взгляд, разница в звуке этих гитар обусловлена конструктивными особенностями инструментов, а точнее, сильно отличающимися концепциями разработчиков в плане формирования звукового сигнала. Если у Орфея работают все три составляющие, а именно, электромагнитная, механическая и акустическая, то у Кремоны механическая составляющая стремится к нулю. Это теория. А на практике, звук Орфея несомненно интереснее. Он неплохо сбалансирован, имеет яркую атаку, отличную артикуляцию. Хотелось бы еще и сустейн побольше… Кремона лишена всех этих достоинств. Звучание вялое и скучное, каждая струна звучит по своему, будто играют четыре однострунных баса. Звук не богат обертонами даже в момент атаки, которая тоже будто размазана. Сустейна еще меньше чем у Орфея, причем на разных нотах он сильно отличается длительностью. Так что обыватель, у которого обе наши рассматриваемые гитары являются в сознании одной болгарской скрипкой, не далек от истины. Собрав в одном инструменте удобство Кремоны и звучание Орфея, мы бы имели прекрасный результат! В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эту тему, сравнив Орфей с одним из прототипов, а именно с Хофнером, Воксом или Эко. К сожалению, пока ни одной скрипки этих фирм у меня нет. Первые слишком (неоправданно) дороги, вторые редки и тоже дороги, третьи совсем редко встречаются... ПРИЛОЖЕНИЕ Здесь имеются музыкальные файлы, записанные мной для демонстрации звучания гитар. В качестве материала использованы упражнения из учебника. Каждая гитара записана сначала в линию, потом через эквалайзер. Так что можно послушать и сравнить их на одинаковом материале. В силу различных технических и бытовых возможностей, запись сделана в два этапа. Сначала все записалось на аналоговый катушечный магнитофон, а с него уже оцифровывалось. Поэтому возможен небольшой шум ленты, щелчки статики с катушек и прочие аналоговые шумы. Не уверен, что записанного материала будет достаточно для подтверждения моих выводов, но готовя эту статью, я достаточно поиграл на этих гитарах, чтобы быть уверенным в правильности написанного.
1. №1. Кремона в линию _1.mp3 2. №1. Кремона через эквалайзер _1.mp3 3. №2. Орфей в линию _2_.mp3 4. №2. Кремона в линию _2.mp3 5. №2. Кремона через эквалайзер _2.mp3 6. №3. Орфей в линию _3.mp3 7. №3. Кремона в линию _3.mp3 8. №3. Орфей через эквалайзер _3.mp3 9. №3. Кремона через эквалайзер _3.mp3
господа, а мне правильно кажется, что утонченная нековая подкладка под датчик у орфея - это хенд мейд? я на своем сам точил - а не то струны на датчик ложились, когда на последних ладах зажимаешь струну. А статья интересная, спасибо!
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Земной поклон. Очень умнО и наглядно. Всем бы так... МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
прочел на одном дыхании. Очень интересно, тем более, что ни одной из них у меня нет. Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше... Не убедят меня, что дерьмо-это вкусно.
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Спасибо, классная статья. За сравнение звука- особый респект! Если бы сам пытался описать звучание, лучше бы не получилось. Могу только добавить, что Кремона- не худший вариант из совсобратьев. Достаточно самодостаточный басс с "олдскульным" звуком. Но, Орфею проигрывает однозначно. Что в электричестве, что в акустике.
ID пользователя #2067 Зарегистрирован: 26.08.2010, 20:40 Местонахождение: Kaunas, Lithuania Сообщений: 3426
Поиск на гоогле сразу приводит к бреду здесь [link] [link] Конечно,если мы хотим дечево покупать,это полезно,но нечестно.Это не только о Орфеях и Кремонах.
ID пользователя #2912 Зарегистрирован: 22.12.2011, 11:05 Местонахождение: Казань Сообщений: 5498
Грамотная статья.Что интересно, было множество разных мелких отличий в этих гитарах-на моём Орфее гайка анкера выведена в голову грифа без всяких пластиковых крышек.
Цитата: "у Орфея же накладка имеет ярко выраженный радиус"
Уж не для того ли, чтобы на нём можно было бы играть и смычком? Может и приспособление было предусмотрено, вроде того, что на Lion bass голландской фирмы Egmond.
Правда, это для игры в вертикальном положении, как на контрабасе. Но и смычком уже можно играть, если большой радиус.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
ДядьЛеш, на мультике должен быть движковый переключатель миддла в противофазе, в добавок к лидстаровским теребонькам. А на Вашем его нет. Или ошибаюсь?