ID пользователя #1918 Зарегистрирован: 07.06.2010, 13:49 Местонахождение: Одинцово/Москва Сообщений: 2458
История этого баса (я имею в виду модель, а не экземпляр) началась не в Чехословакии, а в США в 1976 году, когда Стюарт Спектор и Алан Чэрни основали компанию для производства гитар и басов, основной "фишкой" которых были сквозные грифы. Компанию озаглавили именем первого - Stuart Spector company. И работал в компании дизайнер Нэд Стейнбергер, который разработал дизайн модели бас-гитары со сквозным грифом, которую озаглавили Stuart Spector NS (где NS - это Ned Steinberger). Собственно говоря, эта модель стала "флагманской" моделью компании. Последующие модели (в том числе и не басовые), так или иначе развивали дизайн, разработанный Стейнбергером. На фото ниже Спектор и Стейнбергер позируют с этим инструментом на какой-то тусовке, посвященной 30-летию их удачной разработки.
Как это водится, после удачной модели достаточно быстро стали появляться ее копии. Наиболее известной копией стал Streamer bass от Warwick, запущенный в производство в 1982-м году (Спектор даже подавал в суд на Ворвик, но проиграл, ибо Спектор это вам не Гибсон). Как это водится, не стали отставать от всего прогрессивного человечества и братья наши - чехословаки. Как известно, Jolana никогда особо не заморачивалась по поводу возможности попользовать удачную идею, придуманную в странах, загнивающего капитализьма, благо железный занавес достаточно надежно охранял от возможных судебных исков. Так появились и Jolana Disco Bass (дизайн которого скромно повзаимствован у Gibson RD) и легендарный в наших краях D-Bass, не говоря уж о Диамантах.
Разговор пойдет сегодня именно об их копии баса Стюарта Спектора, получившей название RK bass. Забегая вперед, скажу, что у них получился в результате, наверное лучший бас в своей истории, лишенный проблем с лишним весом (как Superstar) или с не лучшей эргономикой (D-Bass). К сожалению, оригинальный звук инструмента нам оценить не удастся, ибо безвестный чешский пионер внес в конструкцию ряд изменений, скромно именуемых "пионерингом". Но, тем не менее...
Как известно, RK bass зверь в наших краях мягко говоря нечастый, а потому я кратко изложу его историю появления в моих потных ручонках.
Началось все с того, что в приступе меланхолии, одолевшей меня по неизвестным мне причинам, я бесцельно бродил по интернету и, в определенный момент мне захотелось найти чуть больше информации, нежели представлено в этих двух источниках - раз, два) об этом неизвестном инструменте на просторах глобальной помойки. И я обратился за помощью к товарищу Гуглю.
От третьего результата моего поискового запроса у меня глаза вылезли на лоб. Слова были не слишком знакомые, очевидно чешские, но фраза "Prodám Jolana RK Bass" и слово "včera", мне показались знакомыми.И ссылка вывела меня на этот сайт (на правах рекламы, ибо там-же я приобрел и Jolana Basso V), где действительно висело объявление о продаже агрегата. Хотите верьте, хотите нет.
Дальше была переписка (на чешском, Гугль-переводчик рулит, да). Причем оправляя письмо продавцу (которому очередной низкий поклон за то, что он мне его продал, даже если пионеринг - его рук дело) я каждый раз ожидал, что это будет последнее письмо, ответа на которое я не получу. В общем, ладно. Утомил я, наверное, подробностями про покупку. Утром в пятницу я прибыл к отделению почты минут за 10 жо его открытия (и был там первым клиентом, да) и получил на руки увесистый ящик.
Про ящик, я пожалуй не буду, а сразу перейду к инструменту.
Согласно информации jolana.cz производили RK Bass в Крнове в период с 1987-го и до закрытия фабрики. Производились две версии баса - с 24 ладами и безладовый (оригинал Стюарта Спектора производился в трех версиях - плюс еще в версии с 5 струнами, но чехословаки, этот вариант повторять не стали). Мне досталась версия с 24 ладами. Кстати, найти хотя-бы фотографию безладового RK bass мне так и не удалось, поэтому производились ли они или умело обезлаживались местными пионерами - вопрос еще открытый. Нулевой лад - отсутствует.
Выглядит он вот так:
Вид спереди:
Вид сзади:
Гриф из 5 кусков + 2 крыла (цельных, без дополнительных переклеек, как бывает на тех же D-Bass'ах. Правда тут и габариты поскромнее). Сразу бросается в глаза, что ручки потенциометров, отнюдь не гармониуют с общим внешним видом - белые "стратокастеровские" ручки наводят на печальные предчувствия и явно тут ни к селу, ни к городу. Даже если не знать, как должны выглядеть настоящие крутилки.
Более подробно дека:
А вот так по версии jolana.cz (да и всех других источников, которые удалось найти) должны выглядеть оригинальные ручки:
Вопрос теперь - где такие искать. Пока я их заменил на лесполовские, которые были в загашнике.
Дека с обратной стороны крупным планом:
Инструмент достаточно активно попользованный, о чем свидетельствует достаточно обильное количество мелких царапинок на задней стороне деки и темное пятно на передней стороне - в том месте, где на него ложилась рука владельца.
Голова грифа. Спереди:
Согласно информации с тематических ресурсов, на крышке анкера должна быть белая надпись RK Bass со звездочкой. На этом экземпляре нет ни ее, ни ее следов. А был ли мальчик?...
Вид сзади:
Колки, как мы видим, стандартные Иолановские с тремя лепестками. На фотографиях из других источников колки "двулистные", однако это вовсе не означает, что "трехлистные" - не родные. У меня было два D-Bass'а - в то время, как на одном колки были с двумя лепестками (я его продал), на втором - с тремя. Понять бы принцип, по которому принималось решение снабжать тот или иной экземпляр "трехлистными" или "двухлистными" колками. Я подозреваю, все зависело от того, какие колки были в наличии.
Дека - вид сзади:
Дека выгнутая. Явно придумана для басистов, употребляющих в больших количествах пенный напиток (придумано Стюартом Спектором, как я понимаю). На этом снимки мы можем наблюдать еще один яркий пример того, что на данном ресурсе принято называть "пионерингом". Нижняя антабка, в оригинальном виде расположенная ближе к разъему джека (это подтверждают и сторонние источники) на данном экземпляре перекочевала выше. Причем чётко видно, что случилось это не так давно, поскольку вокруг отверстия, где она была установлена раньше - четко видно темное пятно от ремня, что свидетельствует о том, что большую часть времени, инструмент эксплуатировали с антабкой в родном гнезде.
Баланс в "новой" позиции нормальный. Гриф не клюет, все удобно. Не ремне - как влитая. Значит ли это, что в оригинальной позиции баланс оставлял желать лучшего я не знаю, поскольку в старую позицию антабку не переставлял. Думаю, кстати, что проблему "лишней" дырки решу...эээ... ну, назовем этот способ расово неверным - поставлю в оригинальное гнездо вторую антабку (решение, аналогичное Iris bass или Jantar bass), поскольку красиво (чтобы незаметно было) дырку у меня все равно заделать не удастся,а учитывая мои не слишком прямые руки - можно сделать только хуже.
Поправка (не буду вносить изменения в уже написанный текст). Сейчас еще раз внимательно посмотрел на забугорные источники, и обнаружил, что оригинальная позиция антабки - как раз такая. В верхнем "крыле" деки. Значит пионерингом является нижнее отверстие. Меня смутило то, что в этой позиции ее преимущественно использовали, судя по оставшимся на корпусе следам.
Более подробно второе отверстие под антабку (а также выход, коим является стандартный джек, смею предположить, что родной):
И верхняя антабка крупным планом:
Продолжим рассмотрение механики и перейдем к бриджу. Бридж литой. В принципе, аналогичен по сути (но других габаритов и т.д.) бриджу D-Bass'а:
Мне лично очень понравилось выбранное место для "клейма" Jolana. Гораздо лучшее, нежели некплейт (которого тут нет по причине сквозного грифа).. Очередной "косяк" - отсутствует один из регулировочных винтиков на первой струне. Вместо нее в бридж варварски загнан саморез. Встанет ли туда регулировочный винтик, после того, как я его найду, у меня имеются некоторые сомнения.
Накладка грифа - эбеновая (ну, может и не эбен, но чОрное дерево). Вот фото некового датчика и места окончания накладки:
Нековый датчик опять же пионеринг, к сожалению. В оригинальной версии оба датчика - и нековый и бриджевый обладают точками магнитоводов.У моего экземпляра магнитоводами обладает только бриджевый датчик (он же обладает достаточно большим количеством мелких царапок и потертостей, чтобы предположить, что он таки родной).
Маркеры на грифе выполнены только с верхней кромки накладки, причем расположены в непосредственной близости к самим ладам.Маркеры - металлические. Фотография этого не показывает, но они именно металлические.
Не обошлось и без мини-пионеринга (к счастью легко исправимого). Рядом с оригинальными маркерами зачем-то были нанесены белые точки (судя по всему, обычной канцелярской замазкой). Они легко отскреблись ногтем, но следы пока остались (потом удалю и следы). Чем не хватало оригинальных маркеров - останется загадкой. Зато в том виде, в котором я ее получил на 12-м ладу было аж 4 маркировочные точки - 2 оригинальные + 2 пионерские.
А теперь самое печальное. Мы никогда не услышим, как этот бас звучал в оригинале, потому-что...
И это вдобавок к неоригинальному нековому датчику. Согласно cheesyguitars.com и jolana.cz - схема должна включать в себя тон каждого звукоснимателя, общую громкость и баланс между звукоснимателями (у меня по такой схеме был китайский Invasion c активной электроникой). В данном же экземпляре мы имеем два тона + две громкости - по каждому звукоснимателю. Не говоря про сам факт пионеринга, могу сказать, что в условиях отсутствия свитча (а он таки отсутствует), вариант с регулировкой баланса пуш-пулом мне представляется удобнее, нежели вариант с микшированием звукоснимателей двумя ручками громкости каждого датчика.
Но и это еще не все. Альтернативно одаренный пионер (я все-таки не оставляю надежды, что уважаемый Вит Срба, продавший мне этот инструмент и пионер, внесший эти изменений в него - разные лица), зачем-то еще посадил крышку темброблока на клей (!!!), завершив свои темные делишки. В результате при отделении крышки от корпуса, на деке остались черные пятна, прихватившегося клея. Темброблок с его крышкой представлены на следующей картинке?
Коли уж открыт темброблок - поговорим о дереве.
"Крылья" деки выполнены вот из такого дерева (по фото может показаться, что это фанера, но это дерево, просто оно судя по всему фрезировалось слоями). Я отнюдь не знаток дерева, поэтому даже не могу предположить, что это. Судя по цвету, из того-же дерева выполнена центральная часть грифа.
Гайка анкера, выведенная в голову грифу - "классическая" для Иолан. Во всяком случае, и на D-Bass'е и на Superstar'е - точно такая-же. Испытывать анкер я пока не испытывал, хотя, подозреваю, что потребуется, поскольку струны - достаточно высоковато над грифом (не Кавказ-бас, конечно, но для "рабочего" инструмента, на мой взгляд, высоковато). Соответственно, не исключаю, что при опусканию кобылок на бридже, струны могут начать звенеть об лады.
Ну и крышка анкера. Из двуслойного пластика. Внешний вид крышки анкера был приведен выше (где фотография головы). "Внутреннюю" сторону крышки можно лицезреть на следующей фотографии
Собственно, наверное, на этом о технических особенностях инструмента и все. Перейдем к вкусовым характеристикам.
Первое. Он лёгкий. Его вес составляет всего 3,0 кг (по напольным весам моей супруги, на которых без баса я вешу 107,6 кг., а с басом - 110,6). Если сравнивать с Superstar'ом - вообще перышко.
Второе. Он очень удобный. Мой любимый бас все равно был и остается D-Bass, но его эргономика оставляет желать лучшего. Ребро деки врезается в руку, арка над бриджевым звукоснимателем затрудняет игру. Ну, объективно - не самый удобный бас. RK Bass ложится в руку как влитой. Выгнутый корпус удачно облегает пивное брюхо. Баланс - хороший. На ремне бас висит ровно и не требует дополнительных усилий по его поддержке (это с "напионеренной" позицией антабки - с родной - затрудняюсь ответить, ибо не пробовал).
Третье. Профиль грифа опять же очень удобен. У того-же Д-Басса он будет потолще. В общем, удобно держаться.
Четвертое. Строй. Да, можно конечно делать скидку на специфический самодельный кофр, в котором я получил этот бас (есть подозрение, что он способен потеснить бас-гитару "Урал" с почетного звания лучшего щита от ядерного взрыва), но бас проделал расстояние от Чехии до небольшого подмосковного городка, в том числе и посредством Почты России (!!!), будучи отстроенным. И ни одна (!!!) нота за время этого путешествия не поменяла своего звучания. GDAE и все тут. В кофре гитара была только полтенчиком стыдливо прикрыта.
Резюмируя, можно сказать, что самое главное слово, которое хочется использовать для описания этого баса - удобный. Именно удобный. Однозначно, самый эргономичный инструмент из моей пока скромной коллекции иолановских басов (D-Bass, Superstar, Rubin bass, Basso V).
Теперь к самой главной характеристике любого музыкального инструмента. Звук.
Да, оригинального звука нам услышать не дано (пока?), но он и в пионеренном варианте звучит по-взрослому. Я попытался записать его звучание на видео. Прошу делать скидки на оборудование (играл я в самодельный усилитель, сделанный моим отцом году в 1983-84-м и колонку "Маяк", которая вообще-то не предназначена для усиления звучания музыкальных инструментов). Также прошу не посмеиваться над моими музыкальными навыками. Я свою "музыкальную карьеру" завершил в 17 лет, терзая Урал в труЪ-блэцк-митол группе, где главным было скорость удара по струнам, а вовсе не музыкальная составляющая, после чего 11 лет вообще не брал в руки ничего, кроме стакана и члена. Ну и "репертуар" тоже не комментируем - у меня было 5 минут на запись, пока не спал ребенок и о том, что сыграть, я думал уже в процессе игры.
PS. все фотографии, представленные в отчете могу представить желающим в полном размере. PPS. если имеются вопросы, которые я не осветил, задавайте наводящие вопросы - постараюсь дополнить.
[ Редактирование 25.03.2012, 20:03 ] Представительство моей коллекции в интернете - здесь
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
даже не смотря на пионерию - бас внушает! еще раз поздравляю с приобретением и спасибо за статью - очень хорошо все расписано Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4703
Сhelya, такие ручки (родные) стояли на блоках автоматики чешских ткацких станков. Когда то у меня их было море. Теперь ни одной. Но направление поиска ты теперь знаешь. Верхний кружок на них - крышка цанги, которая поворотом винта сжимает ось сопротивленя любого диаметра. Japanese-Manufacturers-of-Made-In-Japan-from-1950-to-1980
ID пользователя #1918 Зарегистрирован: 07.06.2010, 13:49 Местонахождение: Одинцово/Москва Сообщений: 2458
Яша, судя по забугорным источникамююю Опа... А я ошибся оказывается... Судя по забугорным источникам, антабка была одна - именно там, где она сейчас... Значит пионеринг - вторая дырка, которая пустая...
Zeddy, спасибо. Буду искать.
Hvedar, можно я не буду озвучивать сумму? Не очень дёшево.
[ Редактирование 25.03.2012, 20:06 ] Представительство моей коллекции в интернете - здесь
Добавлю, что судя по данным с сайта jolana.info, эта модель выпускалась на фабрике в Крнове в 86-91-х годах, и за 5 лет выпуска было изготовлено всего лишь 375 экземпляров. Получается, что это один из самых редких Иоланобасов.
Дека у них, судя по имеющейся документации ( [link] ), делалась либо из ореха либо из махагона. На данном экземпляре древесина деки вроде как краснуха, скорее всего махагон и есть. )
Chelya, мои поздравления, классная весч, ей нужно гордится!!! Блять, красотиШШа-то какая, всё-таки он дошёл к тебе! Я уж было думал, что исчез бас с горизонта и тот чех забил на продажу в Россию. Всё хорошо, что хорошо кончается.
А я подотру слюни, запхну свою белую зависть в карман и буду радоваться за ближнего. Теперь точно знаю - RK СУЩЕСТВЕТ!!!
ID пользователя #669 Зарегистрирован: 30.09.2008, 17:58 Местонахождение: Казань Сообщений: 2772
Молодец! In your country, you play the guitar, in Soviet Russia, guitar plays you!! Мой Wish лист [link] Моя почта bayerfor(гав-гав)rambler.ru Обмен "раритетами" [link]
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться