При взгляде на широчайший модельный ряд электрогитар, производившихся на заводах чехословацкого концерна JOLANA, в глазах начинает рябить от многочисленных элементов фурнитуры и электрических схем. Большое количество всевозможных звукоснимателей, устанавливавшихся на эти инструменты, а также периодически возникающая необходимость в их поиске и подборе, заставило заняться хоть каким-то их упорядочиванием. Как оказалось, разнообразие это, в достаточной степени, кажущееся. В данной статье не будут рассматриваться датчики совсем уж «доисторических» гитар, типа Akord или Arioso, т.к. информация по ним практически отсутствует (как и они сами).
1. Первым массовым датчиком, которым стали комплектовать гитары с 1959 года (и который, в том или ином виде дожил до 1977 года) стал BRILANT. Он устанавливался на ранние полуакустики, и цельнокорпусные гитары Star I, II, III, IV, V, VII, VIII, Alfa, и выпускался с несколькими вариантами крепежа.
Для басов Pedro, Basso IV, Basora производилась слегка "урезаная" версия датчика, тем не менее, в каталогах, так же называвшаяся "BRILANT". Отличалась от стандартной укороченым магнитом с катушкой намотаной прямо на него и ограниченой картонными щечками. Четырёхструнные версии изготавливались в аллюминиевом фрезерованом корпусе, шестиструнные – в пластмассовом литом. К 1965 году была выпущена версия датчика, названная BRILANT De Luxe, и отличающаяся от оригинала лишь обновлённым дизайном пластмассового корпуса.
2. В1963 году появился датчик MAESTRO, ставившийся на основную часть «золотого фонда» JOLANA – гитары Tornado, Special, Graziella, Alexandra 1 и 2 и др. Ранние версии этого звукоснимателя выпускались в корпусах, фрезерованных из цельного куска металла, однако долго подобное расточительство не продержалось, и был налажен выпуск штампованных корпусов. Басовые версии BASMAESTRO имели большие линейные размеры, вставки из искристого пластика и иногда – регулируемые магнитоводы. Однако, если, копнуть глубже, выяснится, что у всех этих разновидностей есть одна общая черта: основной узел этих звукоснимателей, катушка с магнитом, абсолютно одинаковые, и мало того – совершенно идентичны таковым в BRILANT’e.
в фрезерованом корпусе
в штампованом корпусе
3. В 1965 году были запущены в производство звукосниматели MAGNETIC, которыми комплектовалась Basora 2. Датчики монтировался в рамках (двух высот) с помощью трех винтов, что позволяло регулировать их положение в двух плоскостях. В следующий раз MAGNETIC появляется уже в 1970 году на гитарах Studio и Studio Bass (1970). Так же, как и MAESTRO, звукосниматель MAGNETIC были разработаны на основе BRILANT’ов.
Ну и однажды бриланты были замечены (единичный случай) в качестве начинки датчиков Суперстар- баса
4. Следующими в модельном ряду звукоснимателей идут датчики гитар Star/Basso IX и Star/Basso X, появившиеся в 1967 году. Эти звучки отличались от своих предшественников и конструктивно, и внешне (особенно ставившиеся на Star/Basso X) и не использовались на других инструментах. Датчики Star/Basso IX существовали двух видов: ранние, с шестью или четырьмя винтами-магнитоводами, и поздние, с широкой рельсой. На самом деле, их отличие состоит только в корпусе.
Star/Basso IX:
Star/Basso X:
Хитрый внутренний мир- магниты вклеены внутрь магнитоводов, магнитоводы вкручены в пластиковые кубики с резьбой, стоящие внутри катушки. Сопротивление аж 14!!! кОм
5. В 1970 году на чехословацких гитарах появились звукосниматели SPEKTRUM 1. Они выпускались в «замыленном» пластиковом корпусе с отдельными магнитами на каждую струну. Существовали гитарная и басовая версии, отличавшиеся, как это ни банально, только количеством магнитов. Эти датчики устанавливались на гитары Alexandra 3, Alexis 2 Bass, Kolor и Rubin гитара/бас.
6. Очень недолго, с 1973 года, на ранние гитары и басы Iris ставились звукосниматели ALNIC, ныне довольно редко встречающиеся. Их отличием является текстолитовое основание, корпус стандартно - сингловой формы (но отнюдь не размеров!) и отдельными алниковыми магнитами под каждую струну. Выпускались ALNIC трех версий – с четырьмя, шестью и восемью сердечниками.
7. Следующим стандартизованным массовым датчиком, ставившимся на многие гитары с 1973 года стал типовой рельсовый сингл. Три ряда рельс, набранных из нескольких тонких металлических пластин каждый, разделялись двумя магнитами, и на средний рельс надевалась катушка, намотанная на пластиковой бобине.
Данный звукосниматель, выполненный в «замыленном» корпусе SPEKTRUM 1, ставился на Kolor и Rubin гитару/бас, а в упрощенном пластиковом корпусе с алюминиевым основанием и прорезью под рельс – на Iris гитару/бас. Последнее явление данного рельсового сингла (в упрощённом корпусе без прорези) состоялось в 1987, когда им были укомплектованы гитара и бас Altro.
8. В легендарном SPEKTRUM’e, хорошо известном нам по семейству Diamant (1979), таких синглов было установлено два, при этом, полярность магнитов и направление намотки катушек различались, как и положено правильному хамбакеру.
9. На Galaxis гитаре/басу (1978), Disco гитаре (1985) и Proximа гитаре (1988) звукосниматели были выполнены на основе этих же самых синглов, различалось лишь их количество: в датчиках SAPHIR гитар и басов Galaxis и на Proxim’е стояло по два таких сингла, разделенных между собой деревянным брусочком и залитых эпоксидным компаундом, на Disco Bass была одна катушка, а вот на Disco гитаре – аж три
В тоже время, на Disco Bass'е в таком же корпусе стоит катушка от Brilant'a, по бокам которой находятся еще два магнита, сверху(или снизу, как посмотреть) все прикрыто стальной пластиной и залито эпоксидным компаундом
10. Выпущенные в 1982 году гитара и бас Superstar оснащались датчиками TOPAZ, имевшими две катушки с раздельными выводами и покрытые толстым слоем хрома пластиковые корпуса. Но так же мне попадались датчики с двумя катушками от Brilant'ов
11. Под конец существования концерна, в рамках попыток вхождения фирмы JOLANA в общемировой гитаростроительный мейнстрим, стали появляться звукосниматели более привычного современному гитаристу вида – PAF-хамбакеры, по слухам, скопированные с датчиков DiMarzio. Первыми их получили гитары Onix в 1985году, а в 1988 и 1989 году, соответственно, Jantar и Strat.
12. Для бас-гитар были разработаны датчики типа «precision» и «jazz bass». Они имели регулируемые магнитоводы, а «precision», как и положено split-coil, подавляли фон. В 1986 году парами этих датчиков оснастили RK Bass и D-Bass, а в 1988 – Jantar bass и Proxima L-bass (причём последнему, при запуске в серийное производство, достался лишь «precision»).
Какие датчики ставились на появившиеся в 1990 году гитары серии RK и выпускавшиеся с 1991 года, уже после развала концерна, гитары Sirinx, ничего достоверного не известно. Были ли это фирменные западные звукосниматели (Sirinx производились совместно с фирмой Kramer), или местного производства – кто знает?
Даты привязаны к началу производства гитар по версии сайта jolana.cz
ID пользователя #2033 Зарегистрирован: 03.08.2010, 10:40 Местонахождение: Liverpool Сообщений: 2272
Очень познавательно, спасибо. Хотел бы от себя добавить, насчет звучков для Стар10, в том плане, что они выбиваются из общего ряда звучков Jolana, тем, что устанавливались на гитару с "активкой" и если присмотреться к катушкам, то в них использовался провод более толстого сечения, чем на стандартнх звучках. You'll Never Walk Alone!
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
На звучках Йолан-полуакустиков приходилось видеть такой полет инженерной мысли, как отсутствие магнитоводов - только магниты и катушка на них. А ведь магнитоводы в силу своей магнитной проницаемости концентрируют магнитное поле возле струн, тем самым усиливая выхлоп. Такого решения - без магнитоводов - нигде больше видеть не приходилось. Вот что значит железный занавес и отсутствие конкуренции. Все равно пипл схавает.
А ведь магнитоводы в силу своей магнитной проницаемости концентрируют магнитное поле возле струн, тем самым усиливая выхлоп. Такого решения - без магнитоводов - нигде больше видеть не приходилось.
Товарищ, вы хоть сами поняли какую хуйню вы написали? Извольте не разводить профанацию.
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5060
хуйня, факт.
Да, всётаки я считаю что синглы спектрум с раздельными магнитоводами на рубин не ставились, только на колоры. а на рубин соответственно - рельсы. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
Спасибо за статью! Получается, что я могу из оставшейся в живых катушки от Спектрума сделать себе сингл на Колор свой?! Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
В некоторых дешевых мыльницах для современных бас гитар в закрытых корпусе стоят два магнита с катушками и естественно никаких магнитопроводов, и кстати очень дешево,эффективно и практично! магнитопроводы обычно отдалают магниты и ослабляют их поле а тут ничего лишнего и можно не придвигать сильно звукосниматель к струнам но выхлоп при этом все равно ого-го! мне такие достались с неким малоизвестным полуазиатским басом.
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
rip616 Цитата ...
Товарищ, вы хоть сами поняли какую хуйню вы написали? Извольте не разводить профанацию.
Ну я вообще по диплому электронщик, это по поводу профанации. А по простому, чтобы письками не меряться, вот сходу нагуглил: Для концентрации магнитного поля и придания ему желаемой конфигурации отдельные части электротехнических устройств выполняются из ферромагнитных материалов. Эти части называют магнитопроводами или сердечниками.
Картинки под рукой не оказалось, но смысл в том, что линии магнитного поля, исходно равномерные, сгущаются при внесении в поле материала с высокой магнитной проницаемостью - в данном случае ферромагнетика. Это используется для "усиления" магнитных полей - простейший пример, кто в детстве раскурочивал приемники ДВ/СВ диапазона, видел магнитную антенну на длинном ферритовом штыре - он усиливает поле внутри катушки, увеличивая чувствительность приемника (преобладание сигнала над шумом). В данной области (датчики) магнитовод из ферромагнетика используется для концентрации поля под струнами (широкоизвестный факт) для повышения выхлопа. Желающие могут сделать эксперимент: вытащить из сингла своего Fender Stratocaster American Deluxe цилиндрические магнитоводики с сравнить выхлоп. Выше сделанное высказывание я привел ради того, чтобы подчеркнуть некоторые ... хм-м... конструктивные особенности Йолановских датчиков, но коллекционеров похоже интересуют лишь надписи да царапины. Да, и по поводу хуйни. Я бы ответил, да не хочу превращать оный ресурс в udaff.com
Выше сделанное высказывание я привел ради того, чтобы подчеркнуть некоторые ... хм-м... конструктивные особенности Йолановских датчиков, но коллекционеров похоже интересуют лишь надписи да царапины.
Смысл в том, что это вовсе не особенность а нормальный подход, у всех фирм, которые делают звукосниматели есть разные конструкции звукоснимателей с магнитопроводами и без. У меня половина буржуйских звучков являются таковыми. С виду классический фендеровский сингл например, но с низу у него нет большого ферритового магнита, т.к. сами сердечники под каждую струну являются магнитами анлико и если я их выну, то в звукоснимателях просто не останется собственного магнитного поля! А вот другой димацио например, конструкция которого подразумевает один магнит, он же сердечник и вокруг него катушка, всё больше никаких сердечников, тоже самое что вы попытались раскритиковать у иоланы, причём выхлоп у этого звукоснимателя при одинаковой индуктивности и сопротивлении катушки наоборот больше, чем у того, который имеет классическую конструкцию предложенную фендером. Та в свою очередь нацелена была не на мощность выхлопа звукоснимателей, это нонсенс, а ради снижения каши в звуке и лучшей читаемости каждой отдельно взятой струны, это вся причина.
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
Выхлоп у Йолановских полуакустических датчиков _слабый_. У распространенных ныне датчиков типа фендерообразных и гипсаноподобных магнитоводы есть. Других честно говоря не видел, но речь должно быть идет о совмещении магнита и магнитовода в конструкции типа "бутерброд" или какой-то сплав.
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5060
Да, vmv таки немного пукнул в лужу. в стописот типах датчиков, начиная с фендеровских винтажных, магнитоводов нет, а есть только магниты. и никаких бутербродов. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
GeorgeM Цитата ...
Да, vmv таки немного пукнул в лужу. в стописот типах датчиков, начиная с фендеровских винтажных, магнитоводов нет, а есть только магниты. и никаких бутербродов.
Ни-ни-ни! Речь шла о датчиках _современных_. Дай ссыль на чертёжик хоть одного современного датчика без магнитоводов для более предметного спора тады.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
А вообще, ребята, давайте чуть поспокойнЕе. Никак не думал, что настолько невинная тема вызовет призрак МФ. Используйте, пожалуйста, артикли "мне кажется", "я считаю" и "на мой взгляд". МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5060
ymv Цитата ...
Ни-ни-ни! Речь шла о датчиках _современных_. Дай ссыль на чертёжик хоть одного современного датчика без магнитоводов для более предметного спора тады.
окаай. если за "современный" считается любой из выпускаемых в данный момент датчиков - предлагаю пари. Что б с "чертежами" разночтений не было.
Я покупаю на твой адрес оригинальный фендеровский звучок(например нойслес от телекастера) выпускаемый серийно в данный момент, по получении ты его разбираешь(под фото), если там кроме магнитов будут магнитоводы - с меня ещё что нибудь причитается, если нет - с тебя оплата этого звучка и сет данканов на мой выбор. Дабы закрыть гнилой базар "за железный занавес и собственный путь чешских инженеров отличный от прогрессивных мировых тенденций". Они таки знали что делают.
хинт: 90% алниковых звучков в формате сингла, магнитоводов не имеют. 99% звучков с керамическими магнитами - имеют. Почему именно, сам догадаешься?
[ Редактирование 05.02.2013, 05:46 ] Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
GeorgeM Цитата ...
хинт: 90% алниковых звучков в формате сингла, магнитоводов не имеют. 99% звучков с керамическими магнитами - имеют. Почему именно, сам догадаешься?
Алнико суть металл - позволяет создать нужную форму. Т.е., имея железку, фигачим из неё что нужно и намагничиваем. Совокупность собственно источника поля и магнитовода. Плюс высокая остаточная намагниченность, что позволяет обойтись без большого магнита и отдельного магнитовода для концентрации поля. Допустил неточность, каюсь. В спорах рождается истина. Но что хотел сказать. Датчики Йолана-полуакустик имеют магнит скорей керамический либо какой-то феррит - тестером не звонится и поле слабое. И на него надевается катушка без всяких магнитоводов. В итоге поле слабое, выхлоп хилый. Вот это скорей достояние истории, чем достижение инженерной мысли.
P.S. А обзор за@бись. Еще бы фото в распотрошенном виде побольше...
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Я-Ха Цитата ...
А вообще, ребята, давайте чуть поспокойнЕе. Никак не думал, что настолько невинная тема вызовет призрак МФ. Используйте, пожалуйста, артикли "мне кажется", "я считаю" и "на мой взгляд".
Плюсуюсь! Как всё запущено! Давайте перестанем говорить о том, что доподлинно неизвестно. Природа ЭМ полей изучена на хрен целых хрен десятых процентов))) Даже Великий Тесла (да святится имя его!) был только на пороге познаний. То, чем мы пользуемся- это только изученые побочные эффекты))) И вобще речь то не об этом и не там))) Паша, распект за статью. А вот по сопротивлениям и подключениям ЗС можно и поговорить.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
ДядьЛеш, на мультике должен быть движковый переключатель миддла в противофазе, в добавок к лидстаровским теребонькам. А на Вашем его нет. Или ошибаюсь?