При взгляде на широчайший модельный ряд электрогитар, производившихся на заводах чехословацкого концерна JOLANA, в глазах начинает рябить от многочисленных элементов фурнитуры и электрических схем. Большое количество всевозможных звукоснимателей, устанавливавшихся на эти инструменты, а также периодически возникающая необходимость в их поиске и подборе, заставило заняться хоть каким-то их упорядочиванием. Как оказалось, разнообразие это, в достаточной степени, кажущееся. В данной статье не будут рассматриваться датчики совсем уж «доисторических» гитар, типа Akord или Arioso, т.к. информация по ним практически отсутствует (как и они сами).
1. Первым массовым датчиком, которым стали комплектовать гитары с 1959 года (и который, в том или ином виде дожил до 1977 года) стал BRILANT. Он устанавливался на ранние полуакустики, и цельнокорпусные гитары Star I, II, III, IV, V, VII, VIII, Alfa, и выпускался с несколькими вариантами крепежа.
Для басов Pedro, Basso IV, Basora производилась слегка "урезаная" версия датчика, тем не менее, в каталогах, так же называвшаяся "BRILANT". Отличалась от стандартной укороченым магнитом с катушкой намотаной прямо на него и ограниченой картонными щечками. Четырёхструнные версии изготавливались в аллюминиевом фрезерованом корпусе, шестиструнные – в пластмассовом литом. К 1965 году была выпущена версия датчика, названная BRILANT De Luxe, и отличающаяся от оригинала лишь обновлённым дизайном пластмассового корпуса.
2. В1963 году появился датчик MAESTRO, ставившийся на основную часть «золотого фонда» JOLANA – гитары Tornado, Special, Graziella, Alexandra 1 и 2 и др. Ранние версии этого звукоснимателя выпускались в корпусах, фрезерованных из цельного куска металла, однако долго подобное расточительство не продержалось, и был налажен выпуск штампованных корпусов. Басовые версии BASMAESTRO имели большие линейные размеры, вставки из искристого пластика и иногда – регулируемые магнитоводы. Однако, если, копнуть глубже, выяснится, что у всех этих разновидностей есть одна общая черта: основной узел этих звукоснимателей, катушка с магнитом, абсолютно одинаковые, и мало того – совершенно идентичны таковым в BRILANT’e.
в фрезерованом корпусе
в штампованом корпусе
3. В 1965 году были запущены в производство звукосниматели MAGNETIC, которыми комплектовалась Basora 2. Датчики монтировался в рамках (двух высот) с помощью трех винтов, что позволяло регулировать их положение в двух плоскостях. В следующий раз MAGNETIC появляется уже в 1970 году на гитарах Studio и Studio Bass (1970). Так же, как и MAESTRO, звукосниматель MAGNETIC были разработаны на основе BRILANT’ов.
Ну и однажды бриланты были замечены (единичный случай) в качестве начинки датчиков Суперстар- баса
4. Следующими в модельном ряду звукоснимателей идут датчики гитар Star/Basso IX и Star/Basso X, появившиеся в 1967 году. Эти звучки отличались от своих предшественников и конструктивно, и внешне (особенно ставившиеся на Star/Basso X) и не использовались на других инструментах. Датчики Star/Basso IX существовали двух видов: ранние, с шестью или четырьмя винтами-магнитоводами, и поздние, с широкой рельсой. На самом деле, их отличие состоит только в корпусе.
Star/Basso IX:
Star/Basso X:
Хитрый внутренний мир- магниты вклеены внутрь магнитоводов, магнитоводы вкручены в пластиковые кубики с резьбой, стоящие внутри катушки. Сопротивление аж 14!!! кОм
5. В 1970 году на чехословацких гитарах появились звукосниматели SPEKTRUM 1. Они выпускались в «замыленном» пластиковом корпусе с отдельными магнитами на каждую струну. Существовали гитарная и басовая версии, отличавшиеся, как это ни банально, только количеством магнитов. Эти датчики устанавливались на гитары Alexandra 3, Alexis 2 Bass, Kolor и Rubin гитара/бас.
6. Очень недолго, с 1973 года, на ранние гитары и басы Iris ставились звукосниматели ALNIC, ныне довольно редко встречающиеся. Их отличием является текстолитовое основание, корпус стандартно - сингловой формы (но отнюдь не размеров!) и отдельными алниковыми магнитами под каждую струну. Выпускались ALNIC трех версий – с четырьмя, шестью и восемью сердечниками.
7. Следующим стандартизованным массовым датчиком, ставившимся на многие гитары с 1973 года стал типовой рельсовый сингл. Три ряда рельс, набранных из нескольких тонких металлических пластин каждый, разделялись двумя магнитами, и на средний рельс надевалась катушка, намотанная на пластиковой бобине.
Данный звукосниматель, выполненный в «замыленном» корпусе SPEKTRUM 1, ставился на Kolor и Rubin гитару/бас, а в упрощенном пластиковом корпусе с алюминиевым основанием и прорезью под рельс – на Iris гитару/бас. Последнее явление данного рельсового сингла (в упрощённом корпусе без прорези) состоялось в 1987, когда им были укомплектованы гитара и бас Altro.
8. В легендарном SPEKTRUM’e, хорошо известном нам по семейству Diamant (1979), таких синглов было установлено два, при этом, полярность магнитов и направление намотки катушек различались, как и положено правильному хамбакеру.
9. На Galaxis гитаре/басу (1978), Disco гитаре (1985) и Proximа гитаре (1988) звукосниматели были выполнены на основе этих же самых синглов, различалось лишь их количество: в датчиках SAPHIR гитар и басов Galaxis и на Proxim’е стояло по два таких сингла, разделенных между собой деревянным брусочком и залитых эпоксидным компаундом, на Disco Bass была одна катушка, а вот на Disco гитаре – аж три
В тоже время, на Disco Bass'е в таком же корпусе стоит катушка от Brilant'a, по бокам которой находятся еще два магнита, сверху(или снизу, как посмотреть) все прикрыто стальной пластиной и залито эпоксидным компаундом
10. Выпущенные в 1982 году гитара и бас Superstar оснащались датчиками TOPAZ, имевшими две катушки с раздельными выводами и покрытые толстым слоем хрома пластиковые корпуса. Но так же мне попадались датчики с двумя катушками от Brilant'ов
11. Под конец существования концерна, в рамках попыток вхождения фирмы JOLANA в общемировой гитаростроительный мейнстрим, стали появляться звукосниматели более привычного современному гитаристу вида – PAF-хамбакеры, по слухам, скопированные с датчиков DiMarzio. Первыми их получили гитары Onix в 1985году, а в 1988 и 1989 году, соответственно, Jantar и Strat.
12. Для бас-гитар были разработаны датчики типа «precision» и «jazz bass». Они имели регулируемые магнитоводы, а «precision», как и положено split-coil, подавляли фон. В 1986 году парами этих датчиков оснастили RK Bass и D-Bass, а в 1988 – Jantar bass и Proxima L-bass (причём последнему, при запуске в серийное производство, достался лишь «precision»).
Какие датчики ставились на появившиеся в 1990 году гитары серии RK и выпускавшиеся с 1991 года, уже после развала концерна, гитары Sirinx, ничего достоверного не известно. Были ли это фирменные западные звукосниматели (Sirinx производились совместно с фирмой Kramer), или местного производства – кто знает?
Даты привязаны к началу производства гитар по версии сайта jolana.cz
ID пользователя #2033 Зарегистрирован: 03.08.2010, 10:40 Местонахождение: Liverpool Сообщений: 2272
Очень познавательно, спасибо. Хотел бы от себя добавить, насчет звучков для Стар10, в том плане, что они выбиваются из общего ряда звучков Jolana, тем, что устанавливались на гитару с "активкой" и если присмотреться к катушкам, то в них использовался провод более толстого сечения, чем на стандартнх звучках. You'll Never Walk Alone!
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
На звучках Йолан-полуакустиков приходилось видеть такой полет инженерной мысли, как отсутствие магнитоводов - только магниты и катушка на них. А ведь магнитоводы в силу своей магнитной проницаемости концентрируют магнитное поле возле струн, тем самым усиливая выхлоп. Такого решения - без магнитоводов - нигде больше видеть не приходилось. Вот что значит железный занавес и отсутствие конкуренции. Все равно пипл схавает.
А ведь магнитоводы в силу своей магнитной проницаемости концентрируют магнитное поле возле струн, тем самым усиливая выхлоп. Такого решения - без магнитоводов - нигде больше видеть не приходилось.
Товарищ, вы хоть сами поняли какую хуйню вы написали? Извольте не разводить профанацию.
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5060
хуйня, факт.
Да, всётаки я считаю что синглы спектрум с раздельными магнитоводами на рубин не ставились, только на колоры. а на рубин соответственно - рельсы. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
Спасибо за статью! Получается, что я могу из оставшейся в живых катушки от Спектрума сделать себе сингл на Колор свой?! Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
В некоторых дешевых мыльницах для современных бас гитар в закрытых корпусе стоят два магнита с катушками и естественно никаких магнитопроводов, и кстати очень дешево,эффективно и практично! магнитопроводы обычно отдалают магниты и ослабляют их поле а тут ничего лишнего и можно не придвигать сильно звукосниматель к струнам но выхлоп при этом все равно ого-го! мне такие достались с неким малоизвестным полуазиатским басом.
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
rip616 Цитата ...
Товарищ, вы хоть сами поняли какую хуйню вы написали? Извольте не разводить профанацию.
Ну я вообще по диплому электронщик, это по поводу профанации. А по простому, чтобы письками не меряться, вот сходу нагуглил: Для концентрации магнитного поля и придания ему желаемой конфигурации отдельные части электротехнических устройств выполняются из ферромагнитных материалов. Эти части называют магнитопроводами или сердечниками.
Картинки под рукой не оказалось, но смысл в том, что линии магнитного поля, исходно равномерные, сгущаются при внесении в поле материала с высокой магнитной проницаемостью - в данном случае ферромагнетика. Это используется для "усиления" магнитных полей - простейший пример, кто в детстве раскурочивал приемники ДВ/СВ диапазона, видел магнитную антенну на длинном ферритовом штыре - он усиливает поле внутри катушки, увеличивая чувствительность приемника (преобладание сигнала над шумом). В данной области (датчики) магнитовод из ферромагнетика используется для концентрации поля под струнами (широкоизвестный факт) для повышения выхлопа. Желающие могут сделать эксперимент: вытащить из сингла своего Fender Stratocaster American Deluxe цилиндрические магнитоводики с сравнить выхлоп. Выше сделанное высказывание я привел ради того, чтобы подчеркнуть некоторые ... хм-м... конструктивные особенности Йолановских датчиков, но коллекционеров похоже интересуют лишь надписи да царапины. Да, и по поводу хуйни. Я бы ответил, да не хочу превращать оный ресурс в udaff.com
Выше сделанное высказывание я привел ради того, чтобы подчеркнуть некоторые ... хм-м... конструктивные особенности Йолановских датчиков, но коллекционеров похоже интересуют лишь надписи да царапины.
Смысл в том, что это вовсе не особенность а нормальный подход, у всех фирм, которые делают звукосниматели есть разные конструкции звукоснимателей с магнитопроводами и без. У меня половина буржуйских звучков являются таковыми. С виду классический фендеровский сингл например, но с низу у него нет большого ферритового магнита, т.к. сами сердечники под каждую струну являются магнитами анлико и если я их выну, то в звукоснимателях просто не останется собственного магнитного поля! А вот другой димацио например, конструкция которого подразумевает один магнит, он же сердечник и вокруг него катушка, всё больше никаких сердечников, тоже самое что вы попытались раскритиковать у иоланы, причём выхлоп у этого звукоснимателя при одинаковой индуктивности и сопротивлении катушки наоборот больше, чем у того, который имеет классическую конструкцию предложенную фендером. Та в свою очередь нацелена была не на мощность выхлопа звукоснимателей, это нонсенс, а ради снижения каши в звуке и лучшей читаемости каждой отдельно взятой струны, это вся причина.
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
Выхлоп у Йолановских полуакустических датчиков _слабый_. У распространенных ныне датчиков типа фендерообразных и гипсаноподобных магнитоводы есть. Других честно говоря не видел, но речь должно быть идет о совмещении магнита и магнитовода в конструкции типа "бутерброд" или какой-то сплав.
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5060
Да, vmv таки немного пукнул в лужу. в стописот типах датчиков, начиная с фендеровских винтажных, магнитоводов нет, а есть только магниты. и никаких бутербродов. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
GeorgeM Цитата ...
Да, vmv таки немного пукнул в лужу. в стописот типах датчиков, начиная с фендеровских винтажных, магнитоводов нет, а есть только магниты. и никаких бутербродов.
Ни-ни-ни! Речь шла о датчиках _современных_. Дай ссыль на чертёжик хоть одного современного датчика без магнитоводов для более предметного спора тады.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
А вообще, ребята, давайте чуть поспокойнЕе. Никак не думал, что настолько невинная тема вызовет призрак МФ. Используйте, пожалуйста, артикли "мне кажется", "я считаю" и "на мой взгляд". МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5060
ymv Цитата ...
Ни-ни-ни! Речь шла о датчиках _современных_. Дай ссыль на чертёжик хоть одного современного датчика без магнитоводов для более предметного спора тады.
окаай. если за "современный" считается любой из выпускаемых в данный момент датчиков - предлагаю пари. Что б с "чертежами" разночтений не было.
Я покупаю на твой адрес оригинальный фендеровский звучок(например нойслес от телекастера) выпускаемый серийно в данный момент, по получении ты его разбираешь(под фото), если там кроме магнитов будут магнитоводы - с меня ещё что нибудь причитается, если нет - с тебя оплата этого звучка и сет данканов на мой выбор. Дабы закрыть гнилой базар "за железный занавес и собственный путь чешских инженеров отличный от прогрессивных мировых тенденций". Они таки знали что делают.
хинт: 90% алниковых звучков в формате сингла, магнитоводов не имеют. 99% звучков с керамическими магнитами - имеют. Почему именно, сам догадаешься?
[ Редактирование 05.02.2013, 05:46 ] Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #2344 Зарегистрирован: 09.01.2011, 08:05 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 187
GeorgeM Цитата ...
хинт: 90% алниковых звучков в формате сингла, магнитоводов не имеют. 99% звучков с керамическими магнитами - имеют. Почему именно, сам догадаешься?
Алнико суть металл - позволяет создать нужную форму. Т.е., имея железку, фигачим из неё что нужно и намагничиваем. Совокупность собственно источника поля и магнитовода. Плюс высокая остаточная намагниченность, что позволяет обойтись без большого магнита и отдельного магнитовода для концентрации поля. Допустил неточность, каюсь. В спорах рождается истина. Но что хотел сказать. Датчики Йолана-полуакустик имеют магнит скорей керамический либо какой-то феррит - тестером не звонится и поле слабое. И на него надевается катушка без всяких магнитоводов. В итоге поле слабое, выхлоп хилый. Вот это скорей достояние истории, чем достижение инженерной мысли.
P.S. А обзор за@бись. Еще бы фото в распотрошенном виде побольше...
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Я-Ха Цитата ...
А вообще, ребята, давайте чуть поспокойнЕе. Никак не думал, что настолько невинная тема вызовет призрак МФ. Используйте, пожалуйста, артикли "мне кажется", "я считаю" и "на мой взгляд".
Плюсуюсь! Как всё запущено! Давайте перестанем говорить о том, что доподлинно неизвестно. Природа ЭМ полей изучена на хрен целых хрен десятых процентов))) Даже Великий Тесла (да святится имя его!) был только на пороге познаний. То, чем мы пользуемся- это только изученые побочные эффекты))) И вобще речь то не об этом и не там))) Паша, распект за статью. А вот по сопротивлениям и подключениям ЗС можно и поговорить.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...