ID пользователя #46 Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 6411
Оранжевый верблюд СПЕКТР-3
Там шум и гам, там фуззи квак, Там стерео - обломный фак! Б. Гребенщиков
Фузз и квак. Стандарт эпохи. Классика жанра. Необходимая и достаточная обработка звука для советского гитарного героя 70-х годов прошлого века. Два коротких, убедительно точных слова, имеющих к тому же заметную сакральную окраску. Если о ритм- и соло-гитарах слышали даже простые обыватели, а меломаны отлично разбирались в нюансах хард-рока и психоделика, то термины «фузз и квак» это уже для «посвящённых». Сегодняшний обзор посвящён «Приставке электронной «СПЕКТР-3», сочетающей в себе оба этих классических эффекта.
*******
Когда я с другом Сёмой на кваках и фузах Буду каждый вечер рок-н-роллы гонять в шузах М. Фрейдкин
Данная приставка производилась в 1970-1980-х годах на Новосибирском электровакуумном заводе наряду с другими гитарными педалями. Впервые я познакомился со «СПЕКТРОМ» более двадцати лет назад. История знакомства получилась с некоторым подпольно-криминальным оттенком. Один мой приятель, пополняя студенческий бюджет, трудился ночным сторожем в неком учреждении. Иногда, чтобы не скучать на работе, он приглашал гостей приятно провести время, понарушать режим и поразлагаться морально. Вот там-то, в одной из каморок, что за актовым залом (в прямом смысле) я однажды и откопал эту педаль. Углубившись в её изучение, я пропустил пару важных тостов, после чего мне посоветовали не заниматься ерундой, а взять эту железку домой и потрошить её там, если уж она так мне нравится. Я с удовольствием одолжил аппарат во временное пользование. Признаюсь, однако, сразу: вскоре, как только приятель собрался увольняться, я немедленно вернул педаль в ту же самую каморку. Итак, отмыв её от грязи и разобравшись в схеме подключения, я впервые получил в личное пользование настоящую рабочую примочку с фантастическими возможностями и немедленно погрузился в мир экспериментов со звуком. До этого я бренчал на чистом звуке, иногда тише, иногда громче, и как-то даже не думал о расширении возможностей электрогитары. А тут я мог, говоря современным языком, «рубить митол», пилить протяжные соляки или зависать, побулькивая, в небесах вместе с Люси. Это было волшебно. Я ощущал себя одновременно Джимми Хендриксом и Эдуардом Артемьевым, джемующими в Помпеях. Разве что мой милый пёса порой ломал всю неземную атмосферу. Дело в том, что собак мой был избирательным меломаном. Он обожал любую музыку, исполняемую на губной гармошке. Едва заслышав мои харперные потуги на тему «Love me do», пёса прибегал и начинал подпевать. Разумеется, для человека его подпевание звучало, как отчаянное завывание. Поэтому, кстати, я так и не научился дуть в гармошку дальше четырёх вышеупомянутых битловских нот. С появлением «СПЕКТРА» мой лохматый друг понял, что гармошка это ничто, по сравнению с квакушкой. Соответственно заниматься развитием квакающей составляющей в своей музыке мне приходилось в наушниках. В общем, опыт владения «СПЕКТРОМ» оказался ярким, но недолгим. Позднее у меня был вентовский овердрайв, и более я с отечественными педалями дела не имел. И вот, спустя более чем два десятка, будучи законченным совгитарным наркоманом (эти слова я произношу вслух, встаю, и все вокруг мне аплодируют), у меня есть возможность детально познакомить других заинтересованных со «СПЕКТРОМ-3». Встречайте!
*******
Оранжевое небо, оранжевое море, оранжевая зелень, оранжевый верблюд Оранжевые мамы оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поют первая советская психоделическая песня
Аппарат прибыл без паспорта и хитрораспаяного соединительного шнура (предотвращающего разряд батареек). Зато отлично сохранился чехол. Шикарный рыжий чехол на кнопках с ручкой для переноски. А сканы паспорта доступны здесь.
Внутри чехла тепло, сухо и довольно уютно.
Вот он! Во всём своём великолепии. По мне, так «СПЕКТР-3» - самая красивая гитарная педаль в С.С.С.Р. Сочетание хрома, ярко-оранжевого и чёрного цветов смотрится замечательно. Две педали, общая компоновка, цельность мощного металлического корпуса выглядят монументально.
Во внешности можно увидеть намёки и на архитектурный конструктивизм,
и на шикарный заокеанский автомобильный дизайн,
и на серьёзные разработки советской промышленности.
Приставка позволяет получить звуковые эффекты ФУС, ТЕМБР ФУС, ВАУ, АВТОВАУ. Именно такие названия употреблялись производителем в паспорте и маркировке, и далее я буду придерживаться этих же терминов. Комбинироваться между собой эффекты могут в любых сочетаниях.
ФУС представляет собой яркий, колкий и довольно грязный перегруз с возможностью регулировки уровня ограничения и общего уровня сигнала.
ТЕМБР ФУС можно считать бустером с регулировкой высоких и низких частот но без регулировки уровня или ограничения. Соответственно, сочетая ФУС и ТЕМБР ФУС, можно добиться разнообразных вариантов перегруженного звучания.
ВАУ - обычная квакушка. Используется левая педаль.
АВТОВАУ – автоматическая квакушка с регулировкой скорости и глубины «квака». Регулировка скорости ступенчатая с возможностью «точной» подстройки. В отличие от современных вариантов этого эффекта, здесь «автоквак» не привязывется к фронту (атаке) сигнала, а квакает постоянно. При определённых настройках можно слышать это автокваканье даже при отсутствии входного сигнала.
Правая педаль управляет общей громкостью, причём даже при полностью выключенных эффектах. Педали не подпружинены, и могут находиться в любом "полунажатом" положении.
Корпус состоит из стандартных блоков, использовавшихся на заводе для производства других гитарных приставок. Пример 1. Пример 2.
На металлической табличке размещены название, цена, номера артикула и технических условий, а также логотип производителя и Государственный Знак Качества С.С.С.Р.
Входной и выходной разъёмы размещены рядом друг с другом, с правой стороны корпуса и представляют собой обычные СГ-5 (или ОНЦ-ВГ-5/16р согласно заводской спецификации).
Нижняя крышка одна на все три блока. На ней наклеена этикетка ОТК с датой изготовления.
Также в нижней крышке имеются ревизионные отверстия для контроля сохранности пломб.
По углам четыре пластмассовых ножки с резиновыми вставками.
Такие же ножки установлены под педалями спереди для ограничения хода.
Аналогичные, но чуть более высокие, ограничивают ход педалей с другой стороны.
Органы управления представляют собой вращающиеся регуляторы разного размера, кнопки и тумблеры. Размещены они чуть ли не со всех сторон приставки. Выглядит это всё, конечно, эффектно, но логика расположения порой непонятна.
С левой стороны корпуса есть отверстие для регулировки «УРОВЕНЬ ФУС». Регулировочный резистор скрыт глубоко внутри и регулировка возможна только отвёрткой через отверстие в корпусе. Предполагается, что настройка этого параметра не требует оперативности.
Остальные органы управления расположены сверху.
Включение/выключение эффектов производится тумблерами, проглядывающими сквозь педали.
Текущее состояние помечено точкой. Было бы неплохо, если бы эти точки и надписи светились в темноте. Однако краска использована обычная.
Выключатели подписаны, но надписи размещены на передней поверхности корпуса. Ориентироваться по ним неудобно, благо, эффектов (и тумблеров) всего четыре, запомнить несложно.
Включение или выключение эффекта возможно только при полностью опущенной педали. На тумблерах установлены особые полукруглые колпачки, позволяющие с определённой долей уверенности производить манипуляции ногой.
На верхней части среднего блока, между педалями расположены остальные регулировки.
Сверху вниз: - регулировки Акцента и Скорости эффекта АВТОВАУ; - регулировки НЧ и ВЧ эффекта ТЕМБР ФУС. Да-да, именно так, несмотря на надпись. Работают только при включённом эффекте ТЕМБР ФУС.
Далее три кнопки установки фиксированных скоростей эффекта АВТОВАУ и шикарная чёрная рифлёная «беговая дорожка» для регулировки уровня ограничения эффекта ФУС.
Для установки батареек питания или просто для доступа внутрь надо отвернуть два винта и снять нижнюю крышку.
Реечная трансмиссия для передачи движения от педали к резистору. Очень жёсткая.
"Беговая дорожка".
Питание «СПЕКТРА» осуществляется от двух батарей типа «Крона». Они располагаются здесь же, закрепляясь при помощи крючков и резинки.
Как-то так. Невероятно неудобная конструкция.
В оценке звука «СПЕКТРА» я выскажу неоригинальное мнение, что это очень интересная и самобытная приставка, замечательно подходящая для олдового рока, а также психоделических, шумовых и космических экспериментов.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #518 Зарегистрирован: 29.05.2008, 04:04 Местонахождение: Самара Сообщений: 1212
Классный обзор, особенно хочется отметить изобилие качественных фоток. Спасибо, Дмитрий! С удивлением узнал про чехол. Моя такая была без чехла, похоже стырили при покупке.
ID пользователя #46 Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 6411
Спасибо за тёплые отзывы. Приятно, что вам понравилось. Буду стараться дальше. Звука пока не будет. Несмотря на внешнюю сохранность, педаль не работает должным образом (не работает ВАУ). Скорее всего, какая-нибудь глупая неисправность типа непропая или сопли, но придётся поковыряться. Между тем, в интернетах можно найти видео с демонстрацией звука.
ID пользователя #1444 Зарегистрирован: 06.11.2009, 08:34 Местонахождение: Москва Сообщений: 2479
[/quote1396971954=Svetliy_metall] [link] вот хороший обзор [/quote1396860861]
Спасибо мне за этот хороший обзор)
...и хотелось бы добавить,что схема приведённая в "сканах паспорта,доступных здесь: [link] " Не имеет практически никакого отношения к описанному варианту(их было несколько) данного прибора. Этот экземпляр полностью собран по схеме Спектр-4,с которой можно ознакомится тут: [link]
[ Редактирование 08.04.2014, 15:47 ] Люблю читать книги,гулять по улице и вообще странное..
ID пользователя #345 Зарегистрирован: 11.12.2007, 20:02 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 2697
круто! Спасибо за статью и фотки. Был в эксплуатации такой же только зелёный. Теперь есть стимул зайти в гости к его владельцу)) bad scenes come and go
Состояние агонь, статья отличная. Ищу в таком состоянии давно. Пока безуспешно. Звучание аппарата - песня, психодел с небольшим натягом (на СССР с лихвой:). Xotic Effects хорошо поют с ней, очень вкусно - рекомендую как пару к ней ВВ preamp - немного гейна, и она облагораживается до неузноваемости. Если у кого есть возможность - попробуйте, стоит того. Цвет - да, шикарен.
ID пользователя #3547 Зарегистрирован: 08.12.2012, 15:05 Местонахождение: Красноярск Сообщений: 1444
за 6 тыс есть на авито. но тасканая [link] Ищу, куплю/обмен : 9 рублевый (или пластмассовую рамку с него ), музимовские антабки, музимовскую ручку клюв на варитон на рекорд, Музимовскую подставку датчиков для полуак.гитар. Иолана Спешл: требуется дэмпфер бриджа, антабка и антабка-отвертка (2шт). Стар 7 : родной чехол, гнездо. Орфей Хеброс: антабка. Ищу Рекорд 15 санберст. Кто чем может = буду ооочень рад.
Коллекция: 5 немцев, 7 чехов, 3 болгарина, 6 советов = данные устаревшие лет на пять
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3734
Господа, а советские примочки как вообще? Фон и шумы транзисторов очень сильные? Можно ли напаять новодел и использовать в наши дни? Или современная элементная база лучше с музыкальной точки зрения? Песенки [link]
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)