ID пользователя #6344 Зарегистрирован: 18.09.2014, 10:13 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 365
Прочитав недавно призыв уважаемого Я-Хи обновить копилку знаний об инструментах, я решил на него откликнуться и вынести на суд уважаемого сообщества эту статью. Большинство информации взято здесь на форуме и я ни в коем случае не претендую на какую-либо оригинальность. Однако вся информация разбита по множеству тем, и моя статья – это попытка объединить все эти крупицы знаний вместе.
Итак, Диамант. Ко мне эта гитара попала совсем недавно, и впервые взяв ее в руки я поразился необыкновенно «мягкому» грифу. Хотя, конечно, это вопрос настройки, но вот первое впечатление – оно самое важное. А кстати – почему «ее»? Несмотря на небрутальность форм, Диамант скорее напоминает джентльмена во фраке, и мне кажется, что характерными его фразами будут «Диамант. Йолана Диамант. Водку с мартини – взболтать, но не смешивать». Этому его образу способствует, помимо «фрачного костюма» еще и «оружие скрытого ношения» - замаскированная под заднюю антабку остро заточенная отвертка.
Это было вступление для привлечения внимания, а теперь перейдем к сухим фактам. Первое, что бросается в глаза при взгляде на Диамант – его несомненное внешнее сходство с Gibson Les Paul. С другой стороны, первое, что читает новичок про эту гитару на этом форуме – что внешним видом сходство с Лес Полом и заканчивается. Поэтому дальше будем рассматривать Les Paul в качестве прототипа, ища сходства и различия.
Модельный ряд. Всего известно три модели Йолана Диамант, выпускавшихся в социалистической Чехословакии на фабрике в Горжовице: Диамант, Диамант Бас, Диамант I. Диамант без индекса еще иногда называют «нулевым», в противоположность «первому» Диаманту, который на самом деле и не первый вовсе, а, если писать его название строчными буквами, «diamant i». Иногда возникают вопросы о правильном написании названия – «диамант» или «диаманд». Эти вопросы в основном связаны с очень витиеватым написанием названия гитары в фирменном логотипе, да плюс еще не к месту вспоминается английское слово diamond. Так вот, на языке оригинала название гитары – Diamant, так же она называется на официальном сайте производителя, этого названия и будем придерживаться.
Все гитары окрашивались в один из четырех уставных цветов. Самым распространенным был черный цвет, замечательно оттенявшийся белым кантом. Гораздо реже встречается шоколадный берст, такой берст делался только по верхней деке и кажется по тыльной стороне ручки грифа. UPD: известен как минимум один Диамант с берстом по нижней деке, исследования продолжаются. Еще реже встречаются гитары чисто шоколадного окраса. С ними соперничают в редкости гитары с неокрашенным топом под лаком, обечайка и нижняя дека таких гитар красилась в холодный темно-зеленый цвет, тыльная сторона грифа оставалась, кажется, все же черной – это требует уточнения. Можно с великой долей уверенности утверждать, что любые другие варианты окраски являются самодеятельностью.
История выпуска. Гитары Диамант выпускались с 1979 по 1982 год, Диамант Бас – аналогично, Диамант I – с 1983 по 1986. Всего их было выпущено не так много: примерно по 10 тыс. Диамантов и басов, и только 4600 Диамантов I. О количестве выпущенных гитар можно судить по их серийному номеру, который ставился на обратной стороне пера грифа. Этот номер – четырехзначный, без каких-либо буквенных дополнений, значит не могло быть учтено более 9999 гитар. Дату выпуска гитары можно определить при помощи программы, любезно размещенной Zeddy вот в этой теме: [link] . Судя по результатам этой программы, существует однозначная зависимость даты выпуска от номера. Для Диамантов она такова: 0001-1999 – 79й год, 2000-3999 – 80й, 4000-5999 – 81й, 6000-9999 – 82й. Судя по ее же результатам, не существует Диамантов I с номером более чем 4600. Призываю всех обладателей таких гитар проверить номера, и подтвердить или опровергнуть этот постулат, по результатам можно будет подправить тему. Были, правда, отзывы, что эта программа безбожно врет, но авторы отзывов не сообщили, на каких данных они основывают свое суждение. Так что если есть аргументы – прошу высказываться.
Материалы. Судя по информации с одного только этого форума, в качестве материала для корпуса использовались самые разные породы дерева, вплоть до березы и сосны. Однако авторы, говорящие о таком, могут добросовестно заблуждаться на этот счет. Уважаемый SPA говорит, что все Диаманты, которые он держал в руках, были сделаны по следующей схеме: низ корпуса – липа, топ – ель. Поскольку Павел – профессионал в этих вопросах, будем верить ему. Единственное, что на мой взгляд может реально опровергнуть его слова – это информация из официального мануала к Диаманту I, говорящая о том, что них корпуса изготавливался из ольхи и липы. То есть тут еще появляется ольха. Если же кто-то считает, что обладает гитарой из других материалов, это придется доказать документально, в смысле фотографически. В теме [link] SPA предстал на короткий миг перед нами в роли паталогоанатома и исследовал внутренний мир Диаманта. Теперь строение корпуса Диаманта полностью исследовано, и секретов более нет. Мы знаем, что корпус Диаманта двухслойный, выпуклый топ сделан из ели, низ – из липы, толщина топа достигает 15 мм. Мы знаем, что все полости для прохода кабелей фрезеровались до склейки. Наконец, мы знаем, что симметрично полости темброблока в корпусе имеется еще одна глухая полость, в которой… тс-с! не просто так эту гитару Диамантом назвали! Гриф Диаманта – кленовый, накладка – палисандр, по другим данным - крашеный бук. Гриф крепится к корпусу четырьмя шурупами через металлический некплейт. Расположение колков на грифе – 3+3. Голова грифа установлена под наклоном, явно меньшим гибсоновских 17 градусов. Сравним Диамант с ЛесПолом с точки зрения ожидаемого звука. Конструкция корпуса одинакова – сэндвич из основы и выпуклого топа. Мензура – 24 ¾ " – одинакова у Диаманта и его прототипа. Все! На этом сходство закончилось. Теперь различия: Материал корпуса – мягкие липа/ель у Диаманта, твердые махагони/клен у Лес Пола Материал грифа – клен у Диаманта, махагони у ЛесПола Наличие полости в корпусе – есть у всех Диамантов, бывает изредка у Лес Полов, но другой формы. UPD: судя по [link] , Лесполы стали делать с полостями начиная с 1997 года. Болченый гриф у Диаманта и вклеенный у Лес Пола. Меньший перегиб струн на голове грифа у Диаманта. Из всего этого однозначно ожидается гораздо меньший сустейн у Диаманта, а вот ожидаемый окрас звука я не возьмусь комментировать – тут есть профи, не хочу попасть впросак.
Электрическая схема. Схема Диаманта, при кажущейся ее аналогичности ЛесПоловской, на самом деле здорово от нее отличается. Принцип управления – да, аналогичен: регулятор громкости и тембра на каждый звукосниматель и коммутатор звукоснимателей. Сходство с ЛесПолом на этом заканчивается. Вот смотрите: Принцип подключения потенциометра громкости – иной. У ЛесПола выходной сигнал снимается с подвижного контакта потенциометра, у Диаманта – наоборот, сигнал от звучка приходит на подвижный контакт. Таким образом у Диаманта в отличие от ЛесПола при одновременном включении обоих звукоснимателей регулировка уровня одного звукоснимателя не отразится на уровне второго, что является несомненным плюсом. Но у этого включения есть и свои минусы – например, при положении регуляторов громкости в минимуме сигнальный провод не короткозамкнут на землю, и на выходе схемы мы имеем не тишину, а те шумы, которые неизбежно будут улавливаться неэкранированной частью схемы как антенной. К счастью, они невелики, но при студийной работе держать регулятор громкости далеко от максимума не рекомендуется. Кроме того, при таком включении положение ручки громкости влияет на тембр, и для компенсации этого влияния в схему были добавлены еще два конденсатора по 1 пФ. В этой теме [link] рассматривались и обсуждались разные варианты подключения потенциометра громкости, все сходятся на правильности второго варианта. Именно он реализован на ЛесПоле. Инженеры Йоланы же при создании Диаманта использовали первый вариант. Использование галетника вместо стандартного ЛесПоловского трехпозиционника придает Диаманту совершенно неповторимое очарование. Изначально галетник имел ограничители, позволяющие только четыре положения: off, neck, neck+bridge, bridge. Ограничители очень часто ломаются, и вместо четырех галетник приобретает восемь положений. Разобрать его я еще не успел, но кажется в этом случае вновь появившиеся четыре положения должны дублировать существовавшие ранее. Джек тоже отличается от ЛесПоловского по конструкции. Не пойму пока, насколько он хорош в эксплуатации, но внешне – проще, строже, законченней. Звукосниматели на Диаманте – рельсовые хамбакеры «Spektrum». Вот здесь есть тема по всем типам Йолановских звучков: [link]. Если верить теме [link], рельсы не монолитные, а выполнены из набора стальных пластин наподобие сердечников трансформаторов. Для чего это делается в трансформаторах – понятно, а чего добились чехи, применив такое решение, пока загадка. Резюмируем: У Диаманта регулировка уровня датчиков при одновременном включении независима, у ЛесПола – наоборот. У ЛесПола в минимальном положении регуляторов уровня шумы нулевые, у Диаманта – увы. У ЛесПола регулировка уровня не приводит к изменению тона, у Диаманта эта проблема компенсирована установкой дополнительного конденсатора, насколько это эффективно – пока неясно.
Фурнитура. По ней возможно некоторое разнообразие, и понять, какой же именно набор фурнитуры изначально стоял на данной конкретной гитаре обычно невозможно. Что одинаково у всех: Антабки – передняя обычная втулка, закрепленная шурупом и задняя – отвертка «скрытого ношения» Бридж с возможностью регулировки межструнного расстояния. При этом бридж сам собой получился роликовым, что, в общем, совершенно излишне при отсутствии тремоло. Стоп-бар. Обратите внимание, как все продумано: передняя часть стоп-бара скошена для удобства доступа к винтам регулировки мензуры. При отсутствии такого скоса на некоторых гитарах производители иногда бывают вынуждены устанавливать бридж «задом наперед», винтами в сторону грифа, чтобы обеспечить хоть какой-то доступ к этим винтам. Джекплейт – деталь, которая судя по отзывам единственная сразу заслуживает помойки. Сделан из слишком тонкого и мягкого материала. Мне очень понравилась идея не помню кого из форумчан не менять его, а подложить под него для прочности еще одну пластину. Маркеры грифа – перлоидные прямоугольники на 1,3,5,7,9,12,15,17,19,21 ладах. Кант грифа – белый однослойный. Ручки потенциометров – черные неказистые с металлизированными вставками в центре. На Диаманте I ставились полупрозрачные цилиндрические. Впрочем, черные ручки гармонируют с обликом Диаманта даже лучше. Металлическая хромированная шайба под галетник, на которой выштампованы цифры 1,2,3. Эти цифры соответствуют положениям переключателя bridge, neck+bridge, neck. Возможно это не так: моя схема раньше была кем-то перепаяна, владельцы «непаханных» схем, проверьте, пожалуйста! UPD: 1 - neck, 2 - neck+bridge, 3 - bridge, ранее было неверно Остальная фурнитура может различаться. Кант на корпусе – белый однослойный или трехслойный «белый-черный-белый». На моем позднем экземпляре 1982 года он трехслойный. Крышка анкера – бывает трехслойная «черный-белый-черный», однослойная черная или хромированная металлическая. Белых, что странно, не видать. UPD: теперь видать. Пока что считаем белые крышки суперредкими, пока не будет доказано обратное. Поскольку гайка анкера может немного выступать за плоскость головы грифа, пластиковые крышки имеют фрезеровку на внутренней поверхности, а металлическая крышка штампуется, образуя выпуклое ребро по оси. Рамки датчиков – наиболее распространены трехслойные «черный-белый-черный», реже встречаются однослойные черные, один раз видел на форуме белые и один раз – трехслойные «белый-черный-белый». Подозреваю, все вариации кроме первой - самодельные. UPD: меня убедили, что нет: как минимум существуют оригинальные белые трехслойные. Пикгард – наиболее распространен трехслойный «черный-белый-черный», иногда встречается однослойный белый, один раз видел «белый-черный-белый». UPD: как минимум однажды встречался однослойный черный пикгард в сочетании с такой же крышкой анкера и рамками датчиков. Некплейт. Возможно два варианта: гладкий и с выштампованной надписью Jolana Horovice. Гладкие, кажется, встречаются чаще. Колки. В принципе, они одинаковы, но могут попадаться с выштампованной на крышке колка буквой J – хотя возможно, что установка таких крышек это современная самодеятельность. UPD: колки бывали разрезными и неразрезными, с гладкими крышками и с маркированными буквой J. Закономерности пока не выявлено. Порожек. На Диаманте ставился порожек из полированного алюминия, на Диаманте I – из хромированной бронзы.
Фото к этой статье постараюсь сделать попозже, когда дойдут руки залезть к ней в потроха. Хотя если форумчане решат что эта статья не особо нужна, то и с фото нет смысла заморачиваться. Так что жду любых отзывов: - о пользе/тщете (всего сущего) этой статьи - уточнений фактов, приведенных в ней - ответов на вопросы, которые в ней встречались.
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
Небольшая поправочка по сравнительным данным -
1. - Полости у ЛесПолов отсутсвуют только чуть ли не в самых первых моделях и их переизданиях. Во всех остальных присутствуют в разном виде и объёме.
2. Схема на ЛесПолах так же варьировалась одно время (относительно подключения на подвижную или фиксированную ногу). Кант на корпусе Диаманта всегда видел только трёхслойный! Если иначе - пожалуйста фото, на котором не будет попорченного оригинального ЛКП.
А вообще - ещё фотографии бы и обзор совсем замечательный получится! Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
ID пользователя #6344 Зарегистрирован: 18.09.2014, 10:13 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 365
Про кант я судил по фото на этом форуме. Вот например: [link] - там кант точно однослойный. Или здесь: [link]. Насколько оригинален кант на этих фотографиях, ессно, не знаю, можно попробовать спросить у владельцев.
Судя по первым двум отзывам, фото от меня будут. Чуть попозже, ладно?
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Андрей, у меня шоколадный диамант, с однослойным сыплющимя Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #5666 Зарегистрирован: 11.01.2014, 19:54 Местонахождение: Саратов Сообщений: 1988
У меня бёрст и по задней деке... Не понял какой-такой тонкий Джекплейт на помойку выкидывать надо?!! И поправка по тексту: Не Советской а Социалистической наверное? Обменка и хотелка: [link] «Два хороших человека всегда могут договориться и сообразить на троих»
ID пользователя #6344 Зарегистрирован: 18.09.2014, 10:13 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 365
Джекплейт - хромированная пластина на обечайке, в которую установлено джековое гнездо. Выполнен из слишком тонкого металла, поэтому часто мнется при постановке гитары на пол без подставки. Как правило на Диамантах он мятый, не много у кого из наших соотечественников были подставки для гитар в 80-годы.
Да, Чехословакия, конечно же была социалистической, сейчас поправлю.
Для всех отозвавшихся: ваши комментарии я принимаю к сведению и обязательно внесу в статью в том или ином виде раньше или позже. То, что на мой возможно дилетантский взгляд требует проверки, будет сначала проверено, прочее - будет исправлено сразу. И конечно же всем спасибо... нет, не так... СПАСИБО за отзывы и предложения.
ID пользователя #6344 Зарегистрирован: 18.09.2014, 10:13 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 365
shock07, перед написанием статьи я добросовестнейшим образом перелопатил форум и Гугл. Правда, я смотрел только на гитары, не на басы. Белый пикгард встречается довольно часто. Белые рамки звукоснимателей попадались пару раз на фотографиях довольно плохого качества, и я предположил, что они не оригинальные. Белых крышек анкера не видел вообще, ваша - первая. Судя по всему, вас можно поздравить с весьма редкой комплектацией. Уточните, пожалуйста, сколько слоев на вашей фурнитуре - пикгард, рамки и крышка однослойные или?
ID пользователя #6344 Зарегистрирован: 18.09.2014, 10:13 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 365
V.V.K., большинство схем для Лесполоидов, которые можно найти в сети, говорят нам о том, что в среднем положении трехпозиционного переключателя регулировка громкости любого звукоснимателя повлияет на соседний. Вот и Les говорит, что схема Лес Пола варьировалась одно время - т.е. были в ходу оба варианта. Когда моя дочка делала исследовательскую работу для школы, она нашла описание двух типов подключения потенциометра громкости. Первый из них назывался vintage, это как раз та схема включения, которая используется на Диаманте. Вторая схема включения называется modern - и именно ее чаще всего приводят как наиболее верную для ЛесПолов. Вообще боюсь что я зря привел ЛесПол в качестве прототипа для сравнения. Сколько там моделей было? Десятка полтора? Разнообразие получается уж слишком велико, чтобы говорить о том, что у ЛесПолов такой-то узел всегда имеет такую-то конструкцию. Поэтому про особенности ЛесПолов вы, конечно, пишите, если хотите, но прошу не заострять на них особого внимания, все же тема-то про Диамант.
ID пользователя #3782 Зарегистрирован: 11.04.2013, 19:49 Местонахождение: Уни, Кировская обл. Сообщений: 1519
Обзор, однозначно, хорош. Мне больше всего нравятся привязанные ссылки на статьи, где какие-то вопросы рассмотрены более детально. Это как в Википедии. Очень удобно. Я заметил, что всегда заодно читаю все эти вложения. Вишлист Обмен педалей Коллекция Коллекция ВКонтакте
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4704
SirPunk Цитата ...
Да, Чехословакия, конечно же была социалистической, сейчас поправлю.
Горжовице (чеш. Hořovice) — город Чехии в районе Бероун Среднечешского края. Расположен на западе центральной части Чехии, в 50 км от Праги. Там до сих пор Диаманты NEW изготавляются. Так что Изначально ЧССР а теперь Чехия. Наверное, так наиболее правильно. Japanese-Manufacturers-of-Made-In-Japan-from-1950-to-1980
ID пользователя #6344 Зарегистрирован: 18.09.2014, 10:13 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 365
Zeddy, раз уж вы появились в этой теме, прошу вас ответить на вопрос относительно надписи Jolana на пикгарде. Единственный Диамант, который я видел с такой надписью - это тот, что ранее принадлежал вам (сейчас он у меня, спасибо за сохран). Я читал, что эту надпись вы наносили собственноручно. Вы где-то видели такие надписи, или нанесли ее по своему вкусу? Название города исправил, спасибо.
ID пользователя #1341 Зарегистрирован: 18.09.2009, 18:09 Местонахождение: Наро-Фоминск Сообщений: 4704
Тык, это SPA мне декальки подогнал. Он не помнил, какие надо, и выслал для обоих случаев Диаманта. ТО что наклеено на пикгарде, это декаль от Диаманта 1. Что им пылиться, я и наклеил. Неужели не видно? Ну, можно отодрать букаффки. Вполне себе нормально отдираются. Я на свой опять так наклеил. Для бандицкава форсу. Japanese-Manufacturers-of-Made-In-Japan-from-1950-to-1980
ID пользователя #2603 Зарегистрирован: 08.06.2011, 12:53 Местонахождение: Харьков Сообщений: 974
Да что слова то тратить-хороший гитар,удобный(для тех по крайней мере,для кого Лес Пол удобен вообще).У меня есть Эпи ЛП-так он тжелее намного,что естественно при его большей толщине и краснушной сущности.Кроме толщины-размеры один-в-один собственно.Звук-ну тут как всегда,на любителя,с ЛП сравнивать не будем,так как это разные гитары.Но что характерно,если гонять обе через процессор-то фиг определишь,кто где .А обзор очень хороший и содержательный-автору респект и новых статей )))
ID пользователя #2603 Зарегистрирован: 08.06.2011, 12:53 Местонахождение: Харьков Сообщений: 974
Иван,подозреваю,что через проц ЛП от страта не отличить,но хороший проц все таки,если с умом и прямыми руками и ушами рулить,очень помогает,особенно когда рулишь на диване.Линас в этом хороший нам всем пример показывает )))
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)