Предлагаю вашему вниманию небольшой перечень звукоснимателей, в разные годы выпускавшихся предприятиями СССР на радость пятой колонне из рокЪ-подполья, с их помощью успешно подломившей глиняные лытки колосса большевизма (по крайней мере, отдельные дебилы из ГД делают вид, что думают примерно так).
Данный материал никак не претендует на полное раскрытие темы – просто давно хотелось как-то упорядочить скопившуюся у меня информацию. Я осознанно не стал добавлять к кратким описаниям разрозненные данные по годам производства и сопротивлению обмоток, поскольку первые все сплошь добыты эмпирическим путём, а вторые, на мой скромный взгляд, применительно к отечественным звукоснимателям не говорят вообще ни о чём.
Традиционно прошу прощения у всех, кого я беззастенчиво выставил на фото. Если вы считаете, что имеет место быть покушение на вашу интеллектуальную собственность – пишите здесь, с указанием, какую картинку надлежит спешно удалить, дабы избегнуть нарушения авторских прав. 1. Хамбакер МЭФМИ, ставившийся на ранние гавайки, и его прототип от чехословацкого RESONET'а.
2. Сингл РОДИНА, арт. 2052. Ставился на ранние адаптеризованные акустики (в т. ч. Куйбышевской фабрики), а также продававшийся отдельно. Монтировался на кобылку при помощи двух винтовых шпилек. Состоит из четырёх сдвоенных катушек от реле и магнитов от дверных защёлок. Вывод выполнен на двух штоках под специальную колодку.
3. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА, арт. 2052, модификация. Ставился на адаптеризованные акустики с темброблоком (в т. ч. Ивановской фабрики). Отличается от предыдущего выводом проводов через заднюю крышку. Литерой "З", как и на разъёмах гавайских гитар, маркирован общий провод.
4. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА, ставившийся на поздние гавайки и адаптеризованные акустики. Может иметь в составе три или четыре сдвоенных катушки от реле.
5. Сингл РОДИНА, продававшийся отдельно. От предыдущего отличается крышкой из кроваво-красного пластика.
6. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА для шестиструнной гитары. Устанавливался на гитары ЭЛГАВА, ТОНИКА Баянная, АЭЛИТА Баянная, ТОНИКА Ростовская, АЭЛИТА Ростовская, АЭЛИТА Орджоникидзе, КРУНК-АЭЛИТА. На раннем этапе крышки были зафиксированы небольшим винтиком, от которого в более поздние годы отказались, вследствие чего большАя часть кожухов канула в Лету (впрочем, существует версия, что часть этих звукоснимателей изначально ставились "голыми").
7. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА для басс-гитар. От гитарного отличается только отсутствием винтов-магнитоводов и наличием декоративной вставки из перлоида. Планки для винтов внутри корпуса, впрочем, присутствуют, хотя на более поздних звукоснимателях не имеют резьбовых отверстий. Устанавливался на басс-гитары РОДЕН, ТОНИКА-Бас Баянная, ЭЛЬТА ЭГБ-760 и, несколько неожиданно, на Ивановскую адаптеризованную акустику.
(Существует теория, согласно которой только часть этих звукоснимателей изготавливалась в Люберцах, а на Ростовско-Орджоникидзевские и Украинские палки ставились датчики производства фабрики РОСТОВ-ДОН, и что их размеры стабильно отличаются на пару миллиметров. Подтвердить или опровергнуть данную теорию невозможно, поскольку уважаемым форумчанам впадлу взять линейку и отсигналить о результатах в соответствующей теме.)
8. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ, странным образом напоминающий форм-фактором всякие древнеяпонские датчики. Сердечник просто
приклеен к магниту чем-то типа БФ. Корпуса ранних звучков штамповались из довольно толстой латуни, основание вкладывалось в корпус и фиксировалось загибающимися ушками. На более поздних ушки корпуса входят в щели основания и слегка поворачиваются. Датчики встречаются на гитарах ЭЛГАВА-В, ТОНИКА Баянная, АЭЛИТА Баянная, АЭЛИТА Ростовская, АЭЛИТА-2, АЭЛИТА Орджоникидзе, СТЕЛЛА, ЭЛЕГИЯ.
9. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ стереофонический. Разработан специально для гитары СТЕЛЛА. Конструктивно идентичен предыдущему, но содержит внутри две независимые магнитные системы.
10. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ рельсовый. Конструктивно идентичен предыдущим,
но внешняя часть магнитовода не имеет выступов. Ставился на гитары РОДЕН, ТОНИКА-Бас Баянная, АЭЛИТА Баянная, БАС, БАС-2, БАС Орджоникидзе.
11. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ, поздняя версия. Конструктивно схож с описанными выше, но имеет пластиковый корпус. Устанавливался на гитары АЭЛИТА-2 и СТЕЛЛА.
12. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ стереофонический в пластиковом корпусе. Ставился на поздние СТЕЛЛЫ.
13. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ рельсовый в пластиковом корпусе. Устанавливался на БАС-2.
14. Сингл Ленинградского НПО ФЕРРИТ, арт. 2056. Отдельно продававшийся звукосниматель для установки на акустическую гитару.
15. Сингл Ленинградского НПО ФЕРРИТ. Конструктивно идентичен предыдущему, но имеет подстроечные винты-магнитоводы. Устанавливался на ранние РИТМ-СОЛО "Ленинград" (ЛенТОНИКА).
16. Сингл Ленинградского НПО ФЕРРИТ. Идентичен предыдущему, но не имеет магнитоводов. Устанавливался на поздние РИТМ-СОЛО и БАС "Ленинград" и на АРТ. 409 ("Арктоп Луначарского").
17. Сингл Ленинградского ПО МАГНЕТОН "ЗЭ-60", арт. 2065. Знаменитый датчик "за 9 рублей". Устанавливался на электрогитары АРТ. 413, ЭЛГАВА, АЛГИНА, ранние РОДЕНы, а также продавался отдельно на радость бардам и самопальщикам. Помимо привычной чёрной крышки, мог иметь металлическую.
18. Темброблок Ленинградского ПО МАГНЕТОН, арт. 2075р. Накладка на акустическую гитару, включающая в себя два сингла (вероятно, лучших в СССР по звуку, но крайне невзрачных на вид) и темброблок. Серийно устанавливался на АРТ. 417.
19. Темброблок Ленинградского ПО МАГНЕТОН со встроенным эффектом вибрато ЭЛЕКТРОНИКА ВТ-1. Крайне редко встречающийся активный гештальт.
20. Сингл Ленинградского ПО МАГНЕТОН. Версия звукоснимателя от темброблока без крепёжных ушек. Встречается на Борисовских РИТМ-СОЛО (БелАЭЛИТА) и БАС.
21. Сингл фабрики им. Луначарского, арт. 2052. Идентичен аналогичному синглу МЭФМИ (2). Устанавливался на АРТ. 630 и продавался отдельно.
22. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий. По начинке идентичен синглам НПО ФЕРРИТ (15 и 16), но заключён в металлический корпус с рамкой. Рамка фиксируется на деке гитары и звукосниматель в небольших пределах может регулироваться по высоте. Недолго устанавливался на одну из версий АРТ. 409.
23. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий. Идентичен предыдущему, но имеет крышки уже как на "машкодатчиках" (24). Недолго устанавливался на одну из версий АРТ. 409.
24. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий / Завода МУЗДЕТАЛЬ. "Машкодатчик", "с тёркой" и т. д. По начинке идентичен предыдущему, но имеет новый корпус с закрытым алюминиевой решёткой окошечком. В ранних звукоснимателях катушка обмотана лакотканью, в конце производства - обычной бумагой. Крепится к деке через пластиковую обойму чёрного (в начале) или белого (в конце) цвета. В самых ранних обоймах был винтик для фиксации датчика, но довольно скоро от него отказались. Поскольку корпуса звукоснимателей входили в обоймы в натяг, в настоящее время, вследствие усадки пластика, большАя часть ванночек имеет трещины. Устанавливался на АРКТОП арт. 409, АРКТОП арт. 419, МАРИЯ Ритм, МАРИЯ Лидер, МАРИЯ Бас.
25. Хамбакер Ленинградского завода спортивных изделий. Звукосниматели, изготовленные Сергеем Ивановичем Алексеевым для комплекта электрогитар АДМИРАЛ. Имели металлический корпус и нестандартные габариты. Устанавливались на электрогитары АДМИРАЛ Соло и Ритм.
26. Хамбакер Ленинградского завода спортивных изделий. Звукосниматель, идентичный предыдущему, но для басс-гитары. Устанавливался на АДМИРАЛ Бас. К сожалению, даже фото этого чуда не сохранилось.
27. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий. Изготовлен С. И. Алексеевым для "модернизированного" ансамбля электрогитар, построенного А. А. Краснощёковым на базе комплекта МАРИЯ. По легенде, в корпуса "машкодатчиков" (24) вставлялись вручную намотанные магнитные системы с регулировочными винтами-сердечниками, но, судя по этому фото, мы имеем просто начинку Тульского сингла (8) "с квадратными магнитоводами". Датчики устанавливались на гитары РИТМ и ЛИДЕР.
28. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий рельсовый. То же самое, что и в предыдущем случае, только начинка взята от Тульского рельсового сингла (10). Устанавливался, соответственно, на БАС.
29. Хамбакер Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. Скопированный с хамбакера GIBSON звукосниматель, устанавливавшийся на электрогитару АК АДМИРАЛ Ритм.
30. Split-coil датчик Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. Звукосниматель, устанавливавшийся на АК АДМИРАЛ Бас и МУЗДЕТАЛЬ Бас. По форм-фактору копирует FENDER Precision.
31. Сингл Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ бассовый. По форм-фактору - FENDER JazzBass. Устанавливался на МУЗДЕТАЛЬ Бас в паре с предыдущим.
32. Хамбакер Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. Разработан для и устанавливался на гитару МУЗДЕТАЛЬ Ритм.
33. Сингл Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. По сути - половинка предыдущего звукоснимателя в пластмассовом корпусе чёрного или белого цвета. Устанавливался на гитару МУЗДЕТАЛЬ Соло.
34. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Ранняя инкарнация звукоснимателей с регулировочными винтами-магнитоводами. Комплектовался металлическими магнитами, намагничивавшимися прямо на заводе. С течением времени эти самодельные "алнико" размагничиваются, чем печалят владельцев АККОРДОВ. Устанавливался на гитары АККОРД Ритм типа «доска».
35. Сингл Ленинградского завода АККОРД бассовый. То же самое, что и предыдущий, но на четыре магнитовода. Область применения - АККОРД Бас «доска».
36. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Упрощённая версия предыдущих, лишённая подстроечных винтов. Корпуса так же фрезеровались из алюминия на манер ранних датчиков Maestro от концерна JOLANA (последний снимок), но, в отличие от них, не хромировались. Поздние датчики имели уже ферритовые магниты, поскольку АККОРДУ удалось наладить связи с каким-то почтовым ящиком. Ставились практически на все инструменты, производившиеся заводом: АККОРД Ритм «доска», АККОРД Бас «доска», АККОРД Ритм, АККОРД Соло, АККОРД Бас, АККОРД «Hofner»-басс, АККОРД Скрипка, АККОРД Скрипка-басс.
37. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Отличается от предыдущих штампованным из латуни корпусом с окошечком, закрытым кожей. Встречается довольно редко (замечен был только на паре виолинов).
38. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Поздняя инкарнация с корпусом из белого или серого пластика (на втором фото - корпус из серой пластмассы, покрашенный дураками-пионерами чёрной краской). Ставились почти на все изделия завода: АККОРД Ритм, АККОРД Соло, АККОРД Бас, АККОРД «Hofner»-басс.
39. Сингл фирмы УРАЛ (по поводу происхождении датчиков для этого героического предприятия до сих пор нет ясности - в ходу аж четыре версии: Свердловский оптико-механический завод, Уральское ПО ВЕКТОР, некое оборонное предприятие в Снежинске и, собственно, сама фирма УРАЛ - поэтому я для простоты будду обозначать эти датчики так). С виду похож на хамбакер, но на практике - сингл с вынесенными за пределы катушки магнитоводами. Ставился на Свердловскую ТОНИКУ, УРАЛ 650, УРАЛ 650 А арт. 422 и (крайне эпизодически) на ТОНИКУ ЭГБ-805.
40. ПГУ 2 ("Приставка гитарная универсальная") - сингл фирмы УРАЛ, отдельно продававшийся для установки на акустическую гитару. По способу крепления похож на датчик Ленинградского ПО МАГНЕТОН (15).
41. Сингл фирмы УРАЛ бассовый. По начинке - копия предыдущего звукоснимателя, но в металлическом корпусе, имеющем ушки для регулировки по высоте. Устанавливался на Свердловскую ТОНИКУ Бас.
42. Сингл фирмы УРАЛ бассовый. Идентичен предыдущему, но фиксировался на деке через металлическую рамку, в связи с чем имеет меньшее расстояние между крепёжными винтами. Изначально изготавливался из датчиков от Свердловской ТОНИКИ Бас путём довольно грубой резекции крепёжных ушек. Устанавливался на УРАЛ 510 Г.
43. Сингл фирмы УРАЛ балалаечный. Совершенно загадочный объект, монтировавшийся на электробалалайку ПРИМА. Поскольку ни одной из них пока не найдено, остаётся только гадать, каким он был.
44. Сингл фирмы УРАЛ. Точно то же самое, что и предыдущий пункт, но монтировавшийся уже на электробалалайку БЕРЁЗКА.
45. Сингл фирмы УРАЛ. Конструктивно напоминает предыдущие, но имеет регулируемые магнитоводы и крепление на трёх винтах. Белый корпус дополнен чёрной декоративной вставкой с золотыми полосками. Устанавливался на гитару УРАЛ 650 арт. 422. Самые ранние звукосниматели (до первой трети 1976 года) имели воронёное основание.
46. Сингл фирмы УРАЛ бассовый. Идентичен предыдущему, но имеет всего четыре винта-магнитовода и чисто белый пластиковый корпус с золотым тиснёным орнаментом. Ставился на бас УРАЛ 510 Л.
47. Сингл фирмы УРАЛ. Да, тот самый, "с могендавидами". Собственно, идентичен предыдущему, но имеет шесть регулируемых магнитоводов, крепление на двух винтах и совсем уж бесстыжий для диких уральцев "орнамент". Вопреки всем домыслам о тайных знаках масонов, скорее всего, эти звёзды Давида - просто неумная шутка заводского художника и ничего больше. Часть звукоснимателей вместо цельного ферритового магнита имеет набор маленьких цилиндрических магнитиков, использовавшихся в датчиках оконной сигнализации. Сфера применения этих звукоснимателей - УРАЛ 650 арт. 422р и ВОЛНА.
48. Сингл Львовского завода электроизмерительных приборов МИКРОПРИБОР, арт. 077/168-У. Скопированный с чехословацкого датчика Brilant звукосниматель с регулируемыми шторочными магнитоводами. Не самый распространённый вариант. Встречается на гитарах ЭЛЬТА ЭГСР-650, РИТМ-СОЛО (ранняя БелФУТУРАМА) и самых ранних Ростовских гитарах АЭЛИТА.
49. Сингл Львовского завода электроизмерительных приборов МИКРОПРИБОР. Упрощённая версия предыдущего звукоснимателя, лишившаяся шторок-магнитоводов, зато универсальная для гитар и бассов и вообще одна из самых распространённых: эти звучки встречаются на украинских гитарах ЭСТРАДА, РИТМ «Львiв», БАС «Львiв», ЭЛЬТА ЭГСР-650, ЭЛЬТА «Соло-Ритм», ЭЛЬТА ЭГБ-760 и на Белорусских БАС, РИТМ-СОЛО (БелФУТУРАМА 1 и 2).
50. Сингл "ЗС-1" арт. 077/119-У Львовского завода ФИЗПРИБОР, входившего в МИНистерство ПРИБОРостроения. Звукосниматель, по форм-фактору копирующий ГДРовские синглы Simeto, но конструктивно сильно отличающийся: он состоит из шести раздельных катушек и не имеет магнитоводов и окошечка в корпусе. Вопреки наличию шести раздельных катушек, эти звукосниматели без разбора ставились и на гитары, и на бассы. И ничего. Прекрасно работали на РИТМ «Львiв», ЧЕРНИГОВ Ритм, ЧЕРНИГОВ Ритм-Соло и ЧЕРНИГОВ Бас.
51. Сингл "ЗС-1" Львовского завода ФИЗПРИБОР. Тот же датчик, но в пластмассовом корпусе. Оба варианта продавались отдельно.
52. Сингл Львовского завода ФИЗПРИБОР. Тоже достаточно распространённый на Юге СССР - эти датчики ставились на РИТМ-СОЛО «Одесса», БАС «Одесса», РИТМ «Львiв», РИТМ-СОЛО (поздняя БелФУТУРАМА), ЭЛЬТА ЭГС-650, ЧЕРНИГОВ Ритм, ЧЕРНИГОВ Ритм-Соло, ЧЕРНИГОВ Бас.
53. Сингл, предположительно, Львовского завода ФИЗПРИБОР. Устанавливался на ранние РИТМ-СОЛО «Одесса» и БАС «Одесса».
54. Сингл Белорусского производственного объединения музыкальных инструментов "ЗЭГ I", арт. 244 БЛ. Ставился на гитары РИТМ-СОЛО (БелАЭЛИТА) и ФОРМАНТА, а также продавался отдельно по цене 5 руб. 50 коп.
55. Сингл Белорусского ПОМИ, арт. 244 БЛ. Тот же самый датчик, но лишённый винтов-магнитоводов: пластиковая обойма под них прикрыта кусочком кожзаменителя. Устанавливались на Борисовские БАС, РИТМ-СОЛО (БелАЭЛИТА) и ФОРМАНТА.
56. Сингл Белорусского ПОМИ "ЗЭГ-I-2". Новое слово в белорусском пикапостроении: оригинальный гробовидный дизайн и эстетичные вставки из искристого пластика в тон пикгардам. Этими звукоснимателями комплектовались гитары СОЛО-II «Форманта» и СОЛО-II. Помимо этого, изделия поступали и в открытую продажу.
57. Сингл Белорусского ПОМИ "ЗЭГ-II", арт. 256 БЛ. Бассовая ипостась предыдущего звукоснимателя, монтировавшаяся на СОЛО-I Бас и также продававшаяся отдельно.
58. Хамбакер Белорусского ПОМИ. Рельсовое устройство, устанавливавшееся на последний выдох Белгитарпрома - бас БЕЛАРУСЬ. Выпускалось в чёрной и белой гамме. Данный звукосниматель часто путают со Свердловским хамбакером АРТОН (73).
59. Сингл Ростовской фабрики РОСТОВ-ДОН. Копия Свердловского сингла (39), унаследованная ростовскими лютнерами вместе с чертежами ранней Свердловской ТОНИКИ. Некоторые специалисты считают, что отличить их можно по воронёным станинам и пластмассовым катушкам, но я, допустим, не возьмусь это утверждать со стопроцентной гарантией. Данный тип датчиков украшал собой Ростовские ТОНИКУ и АЭЛИТУ, а также ТОНИКУ Орджоникидзе.
60. Сингл Ростовской фабрики РОСТОВ-ДОН бассовый. Датчик, полученный из предыдущего путём упразднения винтов магнитоводов. Его можно встретить на Баянной ТОНИКЕ-Бас и на модели БАС Ростов/Орджоникидзе.
61. Бассовый сингл Ростовской фабрики РОСТОВ-ДОН. Последний выдох гиганта отечественной музиндустрии, ставившийся на БАС-3.
62. Сингл Ереванской фабрики музыкальных инструментов. Универсальное изделие армянских инженеров, начинённое знакомыми нам по звукоснимателям Ленинградских гитар магнитами с выемками и катушками в лакоткани. Есть большое подозрение, что эти ингредиенты экспортировались НПО ФЕРРИТ по всему Союзу. Данный тип звукоснимателей ставился практически на всю продукцию фабрики: КРУНК-АНИ, КРУНК, КРУНК-50, АНИ, КРУНК-75, КРУНК-12, КРУНК-даблнек, КРУНК-Мини.
63. Сингл Ереванской фабрики музыкальных инструментов мандолинный (ранний). Для небольшого инструмента понадобился отдельный небольшой датчик. Ранняя версия имела фрезерованный из латуни корпус, крепившийся в отверстии пикгарда (датчик выглядит как регулируемый по высоте, однако это только иллюзия).
64. Сингл Ереванской фабрики музыкальных инструментов мандолинный (поздний). С течением времени армянские лютнеры перешли на выпуск датчиков для электромандолины в виде уменьшенных гитарных (опять же, отпала надобность вырезать в пикгардах окошки под звучки).
65. Сингл Новосибирского завода ОКСИД. Уникальная разработка сибирских инженеров для электрогитары ЭЛЕКТРОНИКА, начинённая уже знакомыми нам магнитом и катушкой Ленинградского НПО ФЕРРИТ.
66. Сингл Куйбышевского сталелитейного завода (производитель обозначен условно, поскольку нет точных данных, что их отливали именно там). Самарская версия ГДРовского датчика Simeto, гораздо более похожая на оригинал, нежели Львовский сингл "ЗС-1" (50) - в наличии и винты-магнитоводы, и окошечко в крышке (правда, чуть более крупное, нежели у оригинала). Данные звукосниматели украшали инструмент сталелитейного завода, а также гитары САМАРА Ритм и САМАРА Соло Куйбышевской фабрики музыкальных инструментов.
67. Сингл Куйбышевского сталелитейного завода бассовый. Судя по всему, это версия предыдущего датчика, но без винтов-магнитоводов. Ставился на гитары и бас САМАРА.
68. Сингл Минского ПО ИНТЕГРАЛ. Уникальный низкоомный датчик для электрофонической гитары ТУРИСТ.
69. Сингл Рижского 750 завода технических средств пропаганды. Данными звукоснимателями комплектовались армейские гитары и бассы ГОНГ, ГОНГ "Star 7", ГОНГ Бас и ГОНГ-Бас "Ягуар". Как мы видим, в основе их - всё те же катушки и магниты Ленинградского НПО ФЕРРИТ.
70. Сингл Кузнецкого завода приборов и конденсаторов. Рельсовый звукосниматель для установки на акустические гитары, продававшийся отдельно. Собственно, знаменитый
ПУНЧ выпускался как раз для него.
71. Темброблок производства Винницкого Центрального конструкторского бюро информационной техники (ЦКБИТ) с благозвучным названием "ОРФЕЙ" ВЧУУГ (высокочастотное устройство управления гитарой). Активный темброблок с удивительным ёмкостным датчиком и сложной схемой модуляции/демодуляции звукового сигнала.
72. Хамбакер Смоленского завода КЕНТАВР при СЦКТБ. Рельсовый хамбакер для установки на акустическую гитару, продававшийся в комплекте с мини-комбиками АККОРД и АККОРД-2, а также с компактным предусилителем ЭЛЕКТРОН-6.
73. Хамбакер АРТОН "ДМ-63" Уральского ПО ВЕКТОР (Свердловск). Разработанный отцом ПОЛИВОКСА Владимиром Михайловичем Кузьминым по заказу фирмы УРАЛ хамкенселлер, так и не попавший на УРАЛовскую продукцию. Ставился на изделия кооператива 999, а также поступал в свободную продажу. Для данного звукоснимателя был разработан специальный темброблок.
74. Хамбакер АРТОН Уральского ПО ВЕКТОР (Свердловск), разработанный В. М. Кузьминым. Более традиционный рельсовый звукосниматель, мощный, как танк. Ставился на гитары кооператива 999 и продавался в розничной сети отдельно. Его обычно путают с хамбакером БЕЛАРУСЬ (58), от которого он отличается тремя, а не двумя винтами крепления (помимо полностью другой начинки и габаритов).
75. Сингл Кировоградского завода радиоизделий "ЗС-6". Удивительный звукосниматель, существующий, кажется, только в книжке Медведовского-Гузевича "Электромузыкальные щипковые инструменты" 1979 года издания. По крайней мере, за восемь с лишним лет, что я занимаюсь советскими гитарами, такие датчики не всплывали ни разу. Тем не менее, в Евангелии значится, что звукосниматель имеет латунный корпус с закрытым декоративной полистироловой планкой окном и регулировочные винты-магнитоводы.
76. Сингл Кировоградского завода радиоизделий "ЗС-4" бассовый. То же самое, что предыдущий звукосниматель, но с четырьмя магнитоводами - и без картинки. Собственно, описание этих звукоснимателей позаимствовано Медведовским-Гузевичем из заметки в журнале РАДИО № 8 за 1975 год:
77. Сингл Актюбинского прибороремонтного завода для установки на акустику. Продавался отдельно.
78. Сингл Минского завода "Калибр" для установки на акустики. Похож на артельное изделие, изготовленное без применения высоких технологий. Продавался отдельно.
79. Немножко не по теме, но чисто для информации: пьезоэлектрический адаптер, выпускавшийся в Нальчике на заводе "Глававтоматика". Изделие прикручивалось на подставку акустической гитары.