ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Аэлита - королева Марса
Данный инструмент, под номером 45340, сошедший со стапелей Ростовской фабрики клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН где-то в разгар панк-револющии в Великобритании (1977), попал в мою коллекцию достаточно просто: он был выкуплен моей девушкой в Нижнем Новгороде в паре с арктопом фабрики им. Луначарского.
Электрогитара АЭЛИТА была разработана Научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом музыкальной промышленности (НИКТИМП) в 1970 году, что подтверждено следующими документами:
Впервые инструмент был материализован, если верить некотором свидетельствам, в Москве, на Экспериментальной фабрике музыкальных инструментов. После этого документация на «изделие арт. 414» была передана Ростовской фабрике клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН, где в 1971 году был начат массовый выпуск данной электрогитары. В дальнейшем АЭЛИТА выпускалась на трёх предприятиях - двумя фабриками, входившими в МПО КАВКАЗ (РОСТОВ-ДОН в Ростове-на-Дону и ТЕРЕК в Орджоникидзе), а также Ростовской баянной фабрикой. Помимо этого, Борисовская фабрика музинструментов выпускала свою версию «по мотивам», производившуюся приблизительно с 1974 по 1982гг.
К слову сказать, изделия МПО КАВКАЗ - близнецы-братья: вероятно производственная база комплектующих была одна. Суммарный тираж по всем пяти фабрикам достигает 70000 штук - больше было выпущено только УРАЛ'ов, которые, безусловно, глубже вошли в отечественный околомузыкальный фольклор, но и они кое-чем обязаны АЭЛИТЕ. Рассматриваемый нами экземпляр изготовлен на фабрике РОСТОВ-ДОН.
Начнём, как водится, с головы. Перо грифа покрыто красивым перлоидом «мясного» оттенка с нанесённым горячим тиснением золотистой фольги названием инструмента.
Колокольчик, прикрывающий гайку анкера под накидной ключ, как бы невзначай позаимствован у западногерманской фирмы FRAMUS. Также хорошо виден белый пластмассовый порожек-направляющая для нулевого лада.
Самые ранние экземпляры снабжались Ленинградскими колковыми планками с силуминовыми штоками, которые прикрывались металлическим кожухом.
Однако мой экземпляр снабжён вечной гитарной классикой, знакомой нам почти по всему ряду советских электрогитар – одинарной колковой механикой «Ритм» Алапаевского металлообрабатывающего завода. Мне встречались подобные колки с силуминовыми шестернями, которые довольно быстро съедаются червяком, но на этом экземпляре шестерни стальные (либо очень хорошо хромированные).
На инструментах, снабжённых данным типом колковой механики обычно можно увидеть втулки такого типа, вероятнее всего поставлявшихся комплектом с колками.
Гриф гитары склеен из трёх кусков бука и покрыт, как и корпус, чёрным полиэфиром (ранние экземпляры, являющиеся жутким раритетом, красились в кумачово-алый цвет). Место крепления грифа прикрывает вот такой незамысловатый некплейт, с выбитым серийным номером. Отметим про себя, что цена гитары составляла 190 полновесных советских рублей - почти две месячные зарплаты.
Бридж закреплён на одном металлическом основании с подпружененным демпфером с сурдиной из микропористой резины, позволяющей изображать на гитаре столь уважаемое в соцстранах банджо (вероятно ассоциировавшееся у советских идеологов с песнями протеста угнетённых негров, а не с нэпманскими шалманами). Высота бриджа регулируется двумя восьмилучевыми шайбами.
Ленточные пружины демпфера.
Бридж, ставящийся на опоры, вкрученные в пластину – типовой для ростовских электрогитар: такой же мы можем наблюдать на ростовской ТОНИКЕ и СТЕЛЛЕ. В девичестве бридж прикрывался декоративной металлической крышкой, которая в наше время почти всегда утеряна (мне тоже пришлось снимать с другого инструмента).
У сёдел бриджа очень короткие пружины, поэтому порой при попытке отрегулировать мензуру, можно столкнуться с тем, что сёдла просто разъезжаются под давлением струн.
Струны на электрогитаре закреплены через вибратор, частично скопированный с тех же западногерманских гитар FRAMUS. Вот так он выглядит в разборе:
А так – в собранном виде. При взгляде на него некоторым начинает казаться, что работать рычагом надо крайне осторожно, ибо есть риск вырвать пластину из паза. Признаюсь честно, я только слышал о таком, даже в МУZЕУМе на этот счёт сказано просто – вероятность есть, но для этого надо приложить немалое усилие. А вот переставлять струны да, немного неудобно в силу такой конструкции.
На этом фото показан цанговый зажим рычага, состоящий из стаканообразной цанги с резьбой и зажимной гайки.
Рычаг у меня новодельный, от Izolа, согнутый по оригинальному образцу. Ростовские и Орджоникидзевские гитары всегда комплектовались рычагами с белой рукоятью.
Подстроечной гайкой можно регулировать степень сжатия пружины. Винт, кстати, упирается в шуруп, вкрученный через пластиковую прокладку, центрирующую пружину тремоло на основании. А прокладка эта, как мне кажется, не что иное, как типовая ростовская антабка, ставившаяся также и на бас «КАВКАЗ», например.
К сожалению, сравнить мне не с чем, ибо все антабки на всех моих ростовских инструментах были расколоты и на гитарах установлены новоделы от OLEGMAN68. Можно сравнить детали по высоте. Да, некоторые отличия есть, но сам форм-фактор один. Вполне возможна некоторая эволюция деталей (вследствие чего OLEGMAN68 получил несколько иной образец), либо моя догадка про антабку в вибраторе просто неверна.
Корпус инструмента изготовлен из ольхово-елового блока, усиленного с обеих сторон берёзовой фанерой.
Различная форма фрезеровки под электронику которого подвергалась попытке систематизации:
Электросхема смонтирована на пикгарде из того же материала, что и накладка головы грифа. Конфигурация элементов следующая: три сингла, два блока кнопок П2К (левый отвечает за включение соответствующих датчиков, верхняя кнопка правого блока позволяет выбрать обрез высоких или низких частот на нековом датчике, а две оставшиеся - больший или меньший обрез НЧ на миддле и бриджевом звукоснимателе), индивидуальные регуляторы уровня каждого датчика, общая громкость и гнездо СГ-5.
Монтажную схему отрисовал Тот_Самый_АМ
Блок селектора звучков.
Блок переключателей тембров вместе с наклейкой о приёмке собранного темброблока.
Блок потенциометров.
Синглы на моей гитаре люберецкие. До них ставились ТОНИКАвские квазихамбакеры, а после – звучки тульского ПО МЕЛОДИЯ. Также имеются свидетельства, что в начальный период ставились датчики Львовского МИКРОПРИБОРа.
Пользуясь случаем, напоминаю о благородном почине группы энтузиастов систематизировать данные по Люберецким звукоснимателям:
Выходной разъём СГ-5 расположен на нижнем торце деки.
Кстати, мясной пикгард до выцветания был почти красным.
Ручки потенциометров на гитаре, возможно, не родные (на каждой указана цена в 20 копеек) - в основном я видел более высокие и тонкие.
Стандартные кнопки для переключателей П2К, встречавшиеся и на УРАЛах.
Мою АЭЛИТУ можно укомплектовать таким типовым ростовским чехлом, стандартным ремнём, с которым продавались почти все советские электрогитары и басы, а также единым универсальным ростовским паспортом, в который банально ставилась печать с названием гитары. Если верить паспорту, то в комплекте также должен быть шнур и ключ для регулировки анкера.
Ростовский ключ посередине, фото нашлось на форуме.
Дальнейшим развитием идей НИКТИМПа можно считать гитару АЭЛИТА-2, пришедшую на смену АЭЛИТЕ в 1986 году, но это, естественно, должен быть совсем другой обзор Притом я видел штамп в паспорте, к которому от руки к слову "Аэлита" приписывали двойку.
Гитара в принципе ничего, но есть один нюанс. На мой взгляд, посадочное место грифа слишком сильно утоплено, в результате чего образуется угол между декой и грифом, а струны оказываются очень высоко. Картонные прокладки немного помогают, но тогда перестаёт хватать запаса резьбы винтов, крепящих гриф. Но даже и после их замены в верхних позициях играть невозможно – струны ложатся на лады. Замкнутый круг, который способна решить только переладовка с нормальной шлифовкой грифа. Ну и по схеме: катастрофически не хватает заземления, звук несколько глуховат, а потенциометры фактически не регулируют уровень звука, а работают просто как выключатели.
Alex_Maestro, специально для sovietguitars.com
[ Редактирование 30.10.2015, 07:48 ] Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3745
Я так понимаю, что электроника практически идентична с ураловской. И проблемы у нее те же. Скорее всего на регуляторы уровня должны были ставить логарифмы (точнее обратнологарифмы, если не путаю), но вследствие дефицита ставили линейные потенциометры. Они громкость так и регулируют - раз и всё! Песенки [link]
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Электроника то иная, у Урала все кондёры и сопротивления на плате, на шасси с потцами. А а линейка-логарифм.. Может и так. Но аппаратурные, на магнитофонах и теликах нормально ж регулировали, насколько я помню.
Ярик, она там таки гнутая, даже на фото с цангой видать Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Alex_Maestro Цитата ...
Электроника то иная, у Урала все кондёры и сопротивления на плате, на шасси с потцами.
Ну, схема-то почти в ноль: на УРАЛе одно сопротивление убрано и один кондёр добавлен - и всё. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
вот он - недостаток технических знаний, мне принципиалки пока - что китайская грамота(( Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
А ты Новомировича попроси истолковать. Провести, так сказать, сравнительный анализ. Я, пустим, могу сосчитать элементы и, поскрипев мозгами, прикинуть, что они должны делать. А ему эти схемы - как хорошему музыканту ноты.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Завтра я постараюсь сделать чертежи этих двух принципиальных схем в едином формате, и тогда будет проще объяснить схожесть и разницу между ними. Всё станет для вас более наглядным.
ID пользователя #1289 Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16 Местонахождение: Москва Сообщений: 2713
Зачитал, спасибо. Поделюсь некоторыми мыслями: Одно время утверждалось, что машинка слетает при пользовании рычага в случае наличия неродной пружины. Либо не правильной настройки самого тремоло (вспоминаем миф про нерабочее тремоло в Урале, пользоваться которым может только Чаке, в то время как пружина просто оказывалась пережата рег. винтом, превращая тремоло в фиксированный зацеп).
Мне уже так надоевший образец за номером 53845 с тульскими имеет "Ленинградские колковые планки с силуминовыми штоками, которые прикрывались металлическим кожухом", что несколько выбивается из "Самые ранние экземпляры". Есть мысли?
Я-Ха Цитата ...
на УРАЛе одно сопротивление убрано и один кондёр добавлен - и всё.
Скорее уж на Урале один кондёр обгезали в Нэке и один резистор в тб, да и блок переменников с обычными резисторами несколько иначе устроен. Это если смотреть по принципиалкам. Всё хотел заняться ковырянием раннего ТБ Урала, да пока вот в руки не попадается.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
А можно посмотреть на этот "надоевший образец за номером 53845"? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
К моему большому сожалению, катастрофически нет времени сделать всё капитально. Сделал пока только то, в чём есть заметное отличие, т.е. обвязка некового звукоснимателя, т.к. мидлы и бриджи у них практически одинаковы. Из схемы для наглядности исключён переключатель "S1" для схемы "Урала", и переключатель "S6"(или просто "6" по имеющейся схеме), для схемы "Аэлиты". Чётко видна классическая организация выбора НЧ/ВЧ в схеме "Аэлиты" с помощью простейших RC фильтров, и не совсем внятная у "Урала". В схеме "Урала" вообще много чего не оправданного...На пример - странное схематическое решение с отключением конденсатора С1 от общего провода...Вызывает большое сомнение схема микширования сигналов от всех звукоснимателей. В "Аэлите" этот узел решен опять же классически. У меня вообще к схематике "Аэлиты" вопросов нет. Добротно, классически...своего рода АК47. Единственное, что вызывает некоторую озабоченность, это работа переключателей выбора звукоснимателей, но это касается обеих гитар...В положении когда звукосниматель отключен, соединительные провода и идущие к ТБ, а так же элементы схемы ТБ остаются висеть в воздухе, а это лишние наводки...фон. А всего то на всего - перепаять несколько проводков местами, и подвести контакт от общего провода, и тогда при отключении звукоснимателя его схема не будет висеть в воздухе и работать своеобразной антенной. Хочу оговориться - я не вскрывал ни "Аэлиты" ни "Уралы". Я вижу только те принципиальные схемы, что есть в доступе на форуме. Собираюсь в отпуск, и возможно постараюсь найти время, вскрыть "Урал" и посмотреть в живую, что там у него наворочено. P.S. Данный текст писал в общей сложности почти два часа...Постоянно отрывали от "дела". P.P.S. Высказанные мною сомнения в адекватности инженеров разработчиков, прошу не считать крамолой и призывом что либо "исправлять" и "дорабатывать". Как сделали - так сделали...Спасибо за то, что вообще что то делали, а то так на самоделках и играли бы.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Ну, значит не только на ранних. Но вообще среди поздних это, по-моему, скорее исключение, чем стандарт. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Вопрос глупый, наверное.. А планка точно родная? Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Рассмотрим иной вариант.. А гриф? Я понимаю, что эт придирки уже, но надо же размышлять, верно? Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #1289 Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16 Местонахождение: Москва Сообщений: 2713
5 лет прошло, но всё же. К вопросу о ранних колках на поздних Аэлитах. Нашёл тут старую тему
AlexJon Цитата ...
Аэлита выпущена 03,79г. Об этом гласит бамажка приклеена на обратной стороне пикгарда, между звучками
AlexJon Цитата ...
Гриф Формантовский тоже буит через пару тройку дней. Народ, который расстался с этими гитарками утверждал, что ЖУЖЖАЛКА рабочая. Проверю как укомплектую. Вот еще пару фоток:
AlexJon Цитата ...
Макросьемка у меня никогда хорошо не получалась, надо старый телефон зарядить, может выйдет, надпись гласит: ММП РСФСР Республиканское промышленное объединение по производству музыкальных инструментов "РОСМУЗПРОМ" МПО "КАВКАЗ" Фабрика клавишных инструментов "РОСТОВ-ДОН" ЭЛЕКТРОГИТАРА "АЭЛИТА" № 53075 АРТ. 414 ценна 190 руб. РСТ РСФСР 508-75 г. Ростов-на-Дону фото сделано телефоном нокия камера 3,2 мп, результат увы, а старый К750 на 2х пикселях снимал как цейс
AlexJon Цитата ...
Да резинка жива, а вот пружина от вибрато походу не родная оказалась! Я повторюсь: просто девственные колки, а это помоему о иногом говорит. Тему конечно распределяйте как здесь положено (продаваться буит, но позже и не знаю что) пока не НАИГРАЛСЯ! Для Я-Хи качеством получше снимочег: фото прикреплено...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться