Этот достаточно нечастый инструмент появился у меня в 2010 году.
Я был ещё более молод, безрассуден, встречался и вот — девушка мне его преподнесла в подарок. Согласитесь, после такого, как порядочный человек, я просто обязан был жениться, что тут же и сделал. Впрочем — это история для совсем других сайтов. Фото изначального состояния гитары у меня не сохранилось.
Из того, что было — китайские стратовские синглы внутри оригинальных корпусов, общая громкость, тембр и ЛесПоловский 3-х позиционник.
Также отсутствовали рычаг тремоло и одна антабка.
Первым делом гитара была приведена в играбельное состояние — сделана профилактика электроники, отстроена мензура, вычищена накладка и т.д. Но потом возник вопрос — а как же она звучала в первоначальном виде? В поисках ответа был найден этот сайт, а потом понеслася...
И вот, спустя примерно 5 лет инструмент приведён в более-менее оригинальное состояние.
Итак, что же мы имеем?
А имеем мы, друзья-товарищи, очень надёжный и звучащий инструмент среднего периода изготовления.
До него были вот такие -
(Обратите внимание на датчики и ручки потернциометров, а также на размещение логотипов на пикгарде).
А после уже вот такие -
(Другая голова грифа, разметка ладов, датчики, более распространённые металические ручки потенциометров и тремоло более позднего типа, скопированое с гитар HAGSTROM).
Была ещё и так называемая "переходная модель" - с грифом и электроникой от поздней инкарнации, но со старым, массивным тремоло.
Грифы, кстати, тоже могли отличаться. В сети иногда мелькали модели с широким пером, но с маркерами точками.
Скорее всего, смена модели у немцев велась очень неспешно и с перекурами.
Рассматривать будем гитару, как девушку — сверху вниз.
Голова грифа покрыта пластиковым «шпоном» черного цвета. Знатоки говорят, что это целлулоид, но утверждать не берусь. А под ним находится ещё один слой — белого цвета.
В результате умелой работы циклей и фрезой мы имеем приятный белый кант на грифе и объёмное название
Elgita.
Также можно видеть трёхслойный порожек-направляющую для струн и нулевой лад.
Пластиковый лепесток, привинченный на один маленький винт, прикрывает фрезеровку под выведенную в голову грифа регулировку анкерного стержня под прямой шлиц.
К слову, на моей гитаре регулировать гриф анкером было практически не нужно.
Втулки колков представляют собой шестигранники и просто запрессовываются в голову гитары. Позже эти шестигранники были заменены на простые круглые втулки.
Посмотрим с оборота:
Колковый механим представлен в виде шести раздельных колков на овальном основании.
(Позже это основание стало прямоугольным.)
Увы, но время никого не щадит и часть пластиковых рукояток развалились — их пришлось заменить новоделами работы Alexstar'a.
Тут произошёл небольшой казус.
Дело в том, что на более поздних экземплярах бутоны колков тоже стали прямоугольными, как и основания. Уже неизвестно, в какой момент и где вкралась ошибка, но присланы мне были именно прямоугольные, которые потом пришлось доводить до максимально близкой формы и размеров надфилями и наждачной бумагой.
Если смотреть издалека, то даже не сильно заметно, но вот вблизи...
Кстати, это уже вторая инкарнация лопастей колков. Они стали гладкими, со слегка выступающей средней частью. До этого были более «шершавые»:
Но вернёмся к рассматриваемой гитаре.
В месте вклейки головы с тыльной части имеется волюта. Сам же гриф склеен из трёх кусков бука.
Накладка имеет 21 лад + нулевой, изготовлена из палисандра и не имеет окантовки.
Разметка представляет собой небольшие параллелепипеды на 3, 5, 7, 9, 12 и 15 ладах, которые изготовлены из светлого целлулоида «под мрамор».
Также, для удобства игры, присутствует боковая разметка. В моё случае разметка увеличена предыдущим владельцем.
Крепится гриф двумя винтами, которые вкручиваются в запрессованные в пятку грифа футороки и проходят через прямоугольную пластину, прикрытую сверху треугольным пластиковым некплейтом.
Место сочленения грифа и корпуса проходит в районе 17-го лада.
Ну а теперь рассмотрим поближе корпус гитары.
Выполнен он по стандартной схеме цельнокорпусных восточно-германских гитар — переклей из шести ольховых брусков, шпонированный сверху и снизу буковыми листами.
Окрашено это всё в приятный вишнёво-чёрный бёрст.
Дека несёт на себе пару классических немецких антабок для ремня (в нижней части корпуса и на верхнем роге), оригинальное массивное тремоло и пластиковый пикгард с электроникой.
Вид с оборота.
Тремоло представляет собой интересную конструкцию, которую впоследствии переняли советские гитары ТОНИКА.
Довольно толстая (2 мм) хромированная станина с вырезанным отверстием и загнутыми вовнутрь краями, в которой закреплён вал, к которому подходят две массивные пружины, работающие на растягивание.
На валу присутствуют отверстия для струн, с одного края расточенные чуть побольше для утапливания головок струн, а также сделано отверстие для крепления рычага при помощи цанги, зажимной гайки и хромированной декоративной втулки.
Струны продеваются в вал и оборачиваются вокруг него, после чего проходят через нижний порожек, который смонтирован на том же основании на двух винтах.
Сам бридж представляет вариацию тюн-о-матика.
П-образное основание несёт на себе подпружиненные роликовые сёдла, которыми можно осуществлять подстройку мензуры. С помощью двух шайб с накаткой можно выставить высоту бриджа. Сверху бридж прикрывается хромированной крышкой, в моём случае (и не только в моём) — безвозвратно утерянной.
В целом конструкция тремоло весьма надёжна. Не Floyd Rose, конечно, но можно работать на понижение и повышение строя. При работе рычагом строй сохраняется.
Единственное, что доставляет неудобство — замена струн. К тому же сухари бриджа имеют обыкновение немного шататься и дребезжать друг о друга.
Вся электроника смонтирована на окрашенном в черный цвет пикгарде.
Технология проста — прозрачный плексиглас (или оргстекло) красят с оборота в радикально чёрный цвет, после чего фрезеруют в нём элегантный кант, логотип "Musima" и обозначения режимов работы электрической схемы, после чего выфрезерованные части красят золотой краской.
Все знают о вредной привычке пикгардов со временем разлагаться и портить всё вокруг своими выделениями, но вот перед вами нечастый образец относительного сохрана. Правда — с трещинками и поломанностями под звучками.
Кстати, под оригинальным пикгардом лежит замечательное изделие нашего форумчанина Влада Izol. Как можно заметить — ранний пикгард имеет существенное отличие в верхней части от более позднего.
На фотографии видно, что верхний рог пикгарда идёт практически до 15-го лада.
Электроника состоит из пары достаточно хитрых сингловых звукоснимателей, варитона на четыре положения и двух последовательных громкостей.
Увы, но несмотря на оригинальный внешний вид, внутри у моей гитары это всё выглядит следующим образом:
Начнём со звукоснимателей.
В оригинале звукосниматель представляет собой хитрую систему из отдельных "плавающих" магнитов, которые регулируются отдельно выведенными винтами внутри одной общей катушки.
Чтобы обеспечить достаточное движение винтов с магнитами, в пикгарде вырезаны большие отверстия под каждым из звукоснимателей.
В поисках датчиков и информации о них я наткнулся на статью на форуме euroguitars.com, где утверждали, что данный тип звукоснимателя изготовлялся весьма недолго в течении 1962 года, после чего был заменён на более знакомый нам Simeto.
Исходя из этого можно определить примерный год выпуска гитары — 1962 — 1963.
Увы, от моих звукоснимателей остались только корпуса и винты регулировки магнитов, практически полностью откушенные.
В данный момент внутри родных корпусов у меня запрятанны катушки от китайских датчиков Р-90 магнитами вверх. Замена так себе, честно говоря, но пока суть да дело...
Выводы звукоснимателей поступают на переключатель режимов с каноническими для немцев вариантами: RITM (бриджевый звукосниматель + громкость + мастер-громкость), SOLO (оба звукоснимателя + мастер-громкость), BANJO (бриджевый звукосниматель с обрезом НЧ + мастер-громкость) и SHEARING ( нековый датчик со срезом ВЧ + мастер-громкость).
Аккуратный немецкий оригинальный галетный переключатель время мне не сохранило, а потому на его месте стоит советский, как самый близкий идеологически.
Выводится вся эта красота на гнездо типа «джек 6.3» в пластмассовом, очень хрупком корпусе.
На моей гитаре предыдущий владелец варварски раздраконил место под гнездо и прикрепил обыкновенное, через металлическую пластину. Я же реализовал выход вот таким способом — трубчатое гнездо в корпусе от всем известного DIN5.
Ну и в заключении.
Инструмент очень харизматичен. Гриф хоть и толстоват, по современным меркам, но удобно ложится в руку.
Хоть и с неродными датчиками, звук достаточно тёплый и бархатистый. Гитара не подойдёт для тяжёлой рок-музыки, но прекрасно будет себя чувствовать в джазе, фолке, блюзе, разного рода фьюженах и шлягерах.
В конце концов её просто приятно держать в руках.
По поводу всех сколов покрытия — перекрашивать его не хочется. Каждый скол краски я воспринимаю, как память гитары. Память о пережитом и пройденном. И очень не хочется лишать этого ветерана его прошлого.
Отдельная благодарность выражается всем форумчанам, которые так или иначе помогали с восстановлением гитары. Отдельная благодарность Alex Maestro — за мотивацию и призыв к действию.
В статье использованы фотографии автора, а так же фотографии из тем форумчан.