Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8497
ПОСЛЕДНИЙ ВЫДОХ ГОСПОДИНА ЭРДЭ
Эта история началась больше трех лет назад. Глубокоуважаемый пользователь SiPUS обнародовал паспорт электрогитары "Стелла" 1991 года выпуска, в котором на одной из страниц публика имела удовольствие наблюдать неведомую бас-гитару "Бас-3". Очевидно, этот бас позиционировался как продукция Фабрики "Ростов-Дон", раз он в стеллавском паспорте промелькнул.
Стали перерывать паспорта ростовских электрогитар. Результата - нет. Потом изучали объявления о продаже. Выяснялось, что в конце 80-х похожие бас гитары - копии Steinberger L-series (копия именно этого американского инструмента смотрела на нас со страницы ростовского паспорта) изготавливались в СССР повсеместно. Steinberger мелькал на экранах Центрального Телевидения регулярно, рокеры тоже не обошли его своим вниманием, так что форма эта была востребована и современна.
Стоит отметить, что бас-гитара Steinberger L-series была создана в 1979 году в Америке Нэдом Стейнбергером (Ned Steinberger), была оценена по достоинству и стала первой электрогитарой фирмы Steinberger Sound Corporation, которая эти гитары с начала 80-х активно изготавливала.
Так вот - среди многообразия кооперативных "стейнбергеров" находились инструменты похожие, но никак не идентифицируемые с Фабрикой клавишных инструментов "Ростов-Дон". С горя во время ростовских гастролей я приобрел один такой бас кооператива "Омега" и на том решил успокоится, надеясь, что тема ростовского "стейнбергера" теперь закрыта, а картинка в паспорте - это всего лишь удивительное недоразумение, произошедшее на сломе эпох в период развала СССР.
Не тут то было. В конце осени поступил оперативный сигнал о том, что в Самаре торгуют - "Бас-3". Я поспешил проверить сигнал. В объявлении на Авито действительно был "Стейнбергер", да еще и с табличкой, на которой было ясно написано, что инструмент изготовлен на Клавишной фабрике в городе Ростов-на-Дону. Тут уже я засуетился: поднял знакомых в Самаре, которые стали набирать почему-то недоступный номер, звонил сам, просил "не перебивать", форумчане тоже просили за меня и т. д. По итогам вышло так, что инструмент ушел из под носа практически, не смотря на все наши старания. Все расстроились (и я в том числе), на форуме создали тему о моральном облике любителя советских гитар, неделю повозмущались - и забыли. И я тоже забыл. Пока в канун Нового Года в миничате (который я редко читаю) пользователь Elektric во всеуслышанье не объявил, что приготовил для меня новогодний подарок. А в качестве подарка - шо би ви таки думали?! - утраченный "Бас-3"!
Жизнь что сказка... Потом было долгое налаживание связи с Самарой, недельное блуждание баса между филиалами Желдорэкспедиции, скользкая дорога в транспортную компанию мимо ночного СИЗО и обратно, и вот - я держу в руках ту самую бас-гитару. Давайте вместе посмотрим, что я обрел в качестве подарка от Владимира из Самары:
Первые впечатления. Инструмент ладно скроен и весьма удобен. Видимо, ширпотребом стать гитара не успела, что говорит о малых тиражах. Внешне продукцию Фабрики "Ростов-Дон" не напоминает, за исключением ЛКП. Корпус покрыт полиэфирным лаком, покрытие ровное. Крепление грифа на четырех шурупах.
Механизм натяжения струн аккуратно скрыт крышкой от глаз людских. Три антабки у инструмента, оригинальной конструкции (на ростовских гитарах ставили пластиковые в то время).
Сухари регулируются по высоте тремя винтами. Друг к другу подогнаны плотно. Для регулировки мензуры их можно перемещать вдоль направляющей, и конструкция при этом не разваливается.
Верхний порожек деревянный. Накладка покрыта палисандровым шпоном. Струны крепятся на головке грифа четырьмя винтами с накаткой.
В торце деки - современное для того времени гнездо 6.3 мм. Напомним, что все ростовские гитары снабжались разъемами DIN5 до конца выпуска.
Теперь - неполная разборка инструмента.
Механизм натяжения струн - в масле! Впервые вижу такую заботу о трущихся механизмах в советском гитаростроении!
Металлическая крышка темброблока, идентифицирующая инструмент. Модерновый логотип фабрики "РD", да и сама фабрика стала концерном. Артикул инструмента - С10 (выбит на пластине), а также, судя по всему - серийный номер инструмента - 34.
Под пяткой грифа - кусочки палисандрового шпона (им же покрыта накладка грифа) для подъема пятки. Кроме того, кусочки шпона проложены по бокам пятки, чтобы исключить шатание грифа. Отметим, что при производстве электрогитар на фабрике "Ростов-Дон" никто такими "мелочами" не заморачивался, и грифы устанавливались абы как.
Звукосниматели - оригинальной конструкции. Судя по проводам и по внешнему виду - родные. Специально посмотрел габариты площадок звукоснимателей, устанавливавшихся на "Бас-2" и "Аэлиту-2" - не совпадают с "Бас-3", хоть и похожи внешне. Под звукосниматели подложены кусочки пенополиэтилена для демпфирования. Не самое удачное решение, туда бы пружины.
Оригинальный темброблок не сохранился, вместо него имеется схема громкость-громкость на китайских резисторах плюс экранировка фольгой. В паспорте указано, что в темброблоке присутствуют две громкости, что вполне может и не соответствовать действительности. Ручки резисторов - современные, оригинальные не сохранились.
О, а вот и старый знакомый! Гайка анкерного стержня такая же, как и на всех ростовских гитарах. Это второй после крышки темброблока элемент, идентифицирующий нашу бас-гитару.
Подведем итоги. Итак, перед нами инструмент, который не успело испортить массовое производство ростовской фабрики. Мы можем предположить, что небольшую серию изготовили в экспериментальном цехе. Уже было хотели пустить в производство, но то ли передумали, то ли не до новой гитары стало в условиях повсеместного развала.
Судьба этого баса схожа с последним краснощёковским комплектом для "Муздетали", так и не пошедшим в массовое производство. Создатели "Бас-3" ушли несколько дальше Александра Алексеевича, впихнув "Бас-3" в официальный паспорт электрогитары. Судя по исчезающе малому количеству упоминаний в интернете и отсутствию гитары в разделах купли-продажи интернет-ресурсов, можно предположить, что инструментов было выпущено мало - не более 100 единиц.
В целом данная бас-гитара сделана аккуратно и по-взрослому. Качество изготовления выгодно отличается от качества кооперативных инструментов того времени. Эта гитара могла бы стать достойной сменой устаревшего модельного ряда фабрики "Ростов-Дон", но появилась она уже слишком поздно для того, чтобы попасть на прилавки и быть востребованной. История советских гитар стремительно катилась к закату, а вместе с ней канула и эта неплохая по советским меркам бас-гитара.
В конце обзора выражаю огромную благодарность Владимиру из Самары за царский подарок и за то, что сохранил данный инструмент, а также всем форумчанам, следившим за этой историей и переживавших за нас с "Басом-3".
[ Редактирование 19.02.2016, 16:55 ] "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #3592 Зарегистрирован: 10.01.2013, 00:20 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 1767
Действительно редкость!Я так впервые такой бас увидел! (немного по форме напоминает ..топор мясника!Особенно,на фоне кафеля!) Интересно,чем внешний вид(форма..дизайн) обусловлен? Не принимаю на свой счёт ничего. Кроме денег.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
А каким способом нанесены "номенклатурные письмена" на крышку темброблока? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3734
Izol - с заслуженным подарком, рад за Вас! Владимир из Самары, Вы замечательный человек, пусть все Ваши желания и надежды сбудутся! Молодцы, мужики. Песенки [link]
ID пользователя #6785 Зарегистрирован: 25.04.2015, 15:12 Местонахождение: Пущино, Московская обл. Сообщений: 610
Какое облегчение! Тоже думал, что канет сей инструмент в лету, а вот оно как вышло.
Есть сразу просьба - бридж и колковый механизм загнать в чертежи, если можно, больно солидная механика, да и сделана очень качественно, хочется повторить. Мой вишлист [link]
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Мои поздравления!!! Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #3800 Зарегистрирован: 23.04.2013, 03:04 Местонахождение: Омск Сообщений: 824
Ура, бас спасен!
djdollar Цитата ...
Есть сразу просьба - бридж и колковый механизм загнать в чертежи, если можно, больно солидная механика, да и сделана очень качественно, хочется повторить.
С прибавлением в коллекции, Влад! Как многолетнему владельцу найденного в свое время ма свалке Steinberger'а, хотелось бы конечно сие чудо подержать в руках и взвесить на ремне, но судя по всему работа действительнo качественная. А материале, из которого изготовлен корпус, что нибудь известно? Ваше шило, наше мыло: [link] [link]
ID пользователя #7079 Зарегистрирован: 05.11.2015, 15:31 Местонахождение: Харьков Сообщений: 53
Класс, все-таки добро победит! И в музее уже можно полюбоваться не призрачным чертежом, а реальным инструментом! Все-таки чудо, что он сохранися, да еще и в таком состоянии! Искренне рад за всех!
[ Редактирование 18.02.2016, 10:00 ] Никогда не говори никогда!
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Не просто удача,а чудесная удача! Влада и нас всех поздравляю с явлением сего Б-3 народу и возможность лицезреть его! Владимиру из Самары,предлагаю объявить благодарность перед строем и наградить номерным Орденом СГ за спасение редчайшего(надеюсь пока) экспоната! Влад,поддерживаю вопрос о примененной древесине.Вдруг он еще и из правильных материалов сделан? Темброблок,предположу,из тех-же отечественных компонентов должон быть,как и на предшественниках. Да и ручки-крутилки,по-ходу тоже.На рисунке вон малые кругляшки,и на собсно Штейнбергере они неброские.Было б чего-нить вычурное и неординарное,художник бы среагировал. Я так думаю(с).
ID пользователя #1289 Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16 Местонахождение: Москва Сообщений: 2713
Мои поздравления! Владимир чётко сработал! . Я так и думал что датчики родные. Интересно, планировалась ли Аэлита-3? "Кусочки пенополиэтилена" под датчиками - случайно не то же самое, что клеилось в качестве сурдины на Аэлиты\Стеллы? И мне кажется, или корпус так же "шпонирован" фанерой? ЗЫ: Увидев прототип-бас сразу вспомнился далёкий давний сон, где фигурировала гитара подобной формы "инфузории туфельки" с тремя тульскими датчиками... Совпадение..?
ID пользователя #692 Зарегистрирован: 08.10.2008, 06:02 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 438
Респект! Лично меня подобные вещи не перестают удивлять. Такой инструмент всплыл!!!!! Когда-то мы играли по подвалам, в гаражах. Слыхали о Sex Pistols, слыхали о Битлах. Я помню это время, ни слова не соврал В те годы я играл на бас гитаре "Урал" (с) Карантин
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)