MONI SoloМой экземпляр под номером 774 прибыл из Польши в удовлетворительном состоянии и комплектации. Из недостатков отмечу отсутствие ручек потенциометров, опор бриджа и оборванную схему.По крайней мере,после прибытия гитары в Москву.Вот так она выглядела на предпродажных фото.
Гитара не тяжелая. Я бы сказал, что даже легкая. Это связано с особенностью конструкции, но об этом ниже.
Дека.Покрытие деки выглядело так, словно кто-то, ободрав фабричное ЛКП, решил ее перекрасить, но дальше первого слоя дело не пошло. Покрытие грифа сохранилось, но краска кусками отваливалась от дерева, стоило лишь взять инструмент в руки.
Дека имеет стратообразную форму с вырезом внизу и своими обводами очень напоминает модели итальянских лютнеров Crucianelli "Elli Sound"
Сам корпус устроен тем же образом, что и корпуса нашей ЭЛЬТЫ: две фанерные деки приклеены к обечайке, а в районе кармана грифа, тремоло и тембрблока между ними вклеены дополнительные деревянные бруски для усиления конструкции. В общем, труЪ семихоллоу боди, так сказать.
В деке сделаны прямоугольные вырезы под звукосниматели.Также в деке сделаны вырезы под тремоло и тембрблок.Под бриджевым звукоснимателем на дне деки приклеивалась небольшая бумажка с названием производителя, с номером и датой выпуска. К сожалению, на моем экземпляре она закрашена.
Сверху дека закрывается пикгардом из перлоида с интересной структурой. К сожалению, со временем он стал не только почти прозрачным, но и ОЧЕНЬ хрупким! Любое неверное движение или усилие – и он просто трескается и ломается, что доставило мне немало неприятных минут при монтаже.
На пикгарде имеется нанесенная черной краской через трафарет надпись MONI, а также нарисованные басовый и скрипичный ключи. Эти обозначения помогают понять, какой потенциометр за какой ЗС отвечает.
К сожалению, мне пока не удалось раздобыть ручки для резисторов, а они весьма и весьма примечательны и оригинальны.
Помимо прорезей под ЗС, имеется два отверстия под опоры бриджа.
Бридж устанавливался основанием опор на деку. Что касается его конструкции, то тут, как мне кажется, сегедские лютнеры разработали интересное решение (а может так же подсмотрели) – деревянная часть бриджа, выполненная из крашеного дерева, какого точно – не скажу, покоится на металлических опорах. Высоту бриджа можно изменять регулировочными шайбами. Оригинальный бридж, пришедший с гитарой, имел расческу, в качестве нижнего порожка и в дальнейшем выполнять свои функции физически не мог. Опоры бриджа потерялись где-то в пути.
Новый бридж был заказан у Евгения Афонькина и получился прекрасно, за что Мастеру плюс в Карму!
А это оригинальные опоры и антабки.
Отверстие для гитарного входа расположено в торце нижней части деки. Судя по всему, изначально ставился разъем DIN-5. Гнездо в моей гитаре держалось на длинных гвоздиках (!), но наверняка это пионэрия.
В кармане грифа выбито число 774. Эта же цифра выбита на пятке грифа. Я также видел на некоторых фото гитар MONI в вышеуказанных местах выбитые цифры. Это может говорить о некоей системе нумерации. Также номер вносился на ярлык под звукоснимателем, но как я уже отмечал, на моей гитаре этот ярлык закрашен.
Антабки – металлические рюмки с неширокой шляпкой, крепятся шурупами. Если нижняя антабка стоит на своем, хорошо всем известном месте, то верхняя крепится под верхним рогом. Такой способ крепления можно наблюдать на старых японских инструментах, а также на румынской DOINA. И тут не обошлось без "влияния извне".
ВибратоСистема вибрато очень простая, Jaguar’оподобная. Рычаг с рукояткой из эбонита вкручивается в цангу и упирается своим концом в винт, который вкручивается сквозь керамическую или фаянсовую (?) трубку с внутренней стороны цанги.
Из небольшого личного опыта общения с вибрато-системой этой гитары могу сделать вывод, что конструкция не до конца продумана: длина цанги мала и из-за этого рычаг, если его опустить чуть больше, чем при простом, легком покачивании, как бы "выдавливает" фиксирующий с низу болт и тот выпадает. Это приводит к тому, что цанга проваливается внутрь, а рычаг остается в руке. Возможно, это также связано с разбитостью резьбы внутри самой цанги.
Электроника.Схема гитары состоит их двух звукоснимателей, двух потенциометров и гнезда DIN-5.
Звукосниматели имеют корпуса из хромированного мягкого металла. Такое ощущение, что корпуса гнули вручную. Катушки залиты парафином. Поверх парафина нанесена фольга со штамповкой наименования датчиков: MAGAS – по-венгерски «высокий» и МЕLY – «глубокий». Из чего можно понять, какой ЗС куда следует установить. Также на звукоснимателях ставился штамп с номером патента (!)
На моей гитаре они выглядят вот так:
Датчики крепятся к пикгарду тремя винтами, которыми можно было отрегулировать их высоту. Мне неизвестно, имелись ли в оригинале пружины на винтах, на моем экземпляре они отсутствовали.
Потенциометры выглядят так:
Они очень похожи на советские аналоги. Переменники вкручиваются в пикгард, на котором с внутренней стороны имеются приклеенные шайбы с резьбой, сделанные из того же пластика, что и пикгард.
Так как оригинальной схемы я не нашел (даже написал венгерскому блогеру, но безрезультатно), то после консультаций с Владимиром Новомировичом и Я-Хой, было принято простое решение – каждый звукосниматель подсоединяется к своему переменнику. А вариантов подключения схем было несколько...
ГрифГриф выполнен скорее всего не из «ценных пород» дерева. Каких? Затрудняюсь с ответом. Накладка крашенная. На ней имеются круглые маркеры из того же материала, как мне кажется, что и пикгард. Маркеры расположены на 3, 5, 7, 9 и 12 ладах. Голова грифа украшена накладкой из того же пластика, что и пикгард. На нее нанесено краской через трафарет название модели SOLO. Абрис пера грифа выглядит достаточно изящно.
У головы грифа отсутствует наклон и для обеспечения хоть какого-то прижима струн к порожку установлен незамысловатый ритейнер – металлическая планка, которая крепится двумя шурупами к голове.
Верхний порожек выполнен из прозрачного пластика. Нулевой лад отсутствует.
Колковая система – 1х6. Механизм колка открытый и похож на своего чешского собрата, не правда ли? Бутоны выполнены из прозрачного пластика, скорее всего из того же, что и верхний порожек. Втулки отсутствуют.
Гриф крепится к деке двумя шурупами, что, вероятно, негативно влияет на его устойчивость.
И еще. Одним из слабых мест является карман для пятки грифа – неоднократно я видел, что в этом месте образуется продольная трещина. Это связано скорее всего с тем, что фанера деки все-таки тонковата и не выдерживает давления от вкрученных шурупов.
Восстановление ЛКП.Так как покрытие деки не внушало доверия и выглядело откровенно безобразным, а покрытие грифа осыпалось как осенью листья и при каждом прикосновении оставляло на ладони хлопья краски, было принято решение перекрасить гитару в цвет, приближенный к оригинальному. Я хотел бы выразить глубокую признательность Александру "Diesel71" за проведенные работы по покраске! Результат – загляденье!
Итак. Что бы мне хотелось сказать об этой гитаре? Первое впечатление от инструмента, когда берёшь его в руки – гитара сделана "на коленке".
Хотя внешне это и не так бросается в глаза, но когда начинаешь обращать внимания на мелочи при сборке... О качестве материалов также говорить не приходится. На момент написания статьи работы по восстановлению работоспособности еще не окончены и поэтому ничего сказать на эту тему не могу, но думаю вряд ли что-то удивительное в звучание можно будет услышать.
Тем не менее, у гитары есть и несколько оригинальных решений, а дизайн вполне заслуживает похвалы, а если учитывать тираж гитар, то скорее всего их качеству исполнения не придавали особого значения на фабрике. Так, побочный продукт основного производства классических инструментов. Хотя, конечно, нельзя судить обо всех инструментах познакомившись лишь с одним из них.
И все же, это скорее именно экспонат, артефакт той самой эпохи, когда люди считали, что действительно могут остановить войны и несправедливость играя на гитарах и исполняя свои песни, тем самым делая наш Мир добрей, а стало быть – лучше! Так давайте и мы будем верить в это и играть на наших гитарах!
P.S.:А это та самая женщина, в честь которой и была названа линейка электрогитар из города Сегед!