ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5061
ЕСТЬ ТОЛЬКО MIG...
Незадолго перед новым годом, в паблике известной питерской мастерской Gleb Custom https://vk.com/glebcustom наткнулся я на интересный диалог при обсуждении ремонта головы SOVTEK, ну и не смог пройти мимо. Следствием этого стало вот это небольшое интервью, которое, возможно, прольёт свет на некоторые подзабытые страницы отечественного гитарного усиления. Мой собеседник – Василий Макаров, основатель компании STONE VOICES.
Анатолий Мартыненко: Василий, меня, как представителя sovietguitars.com интересуют вопросы по истории SOVTEK’а, разработка, производство и всё-всё-всё. Возможно ли небольшое интервью для сайта с Вами, как с одним из разработчиков?
Василий Макаров: Да, конечно, хотя пошло уже более двадцатити лет и многие моменты я помню не совсем хорошо, тем более сейчас живу в 1000 км от Новосибирска, и не имею возможности встретиться с бывшими коллегами по трудовому коллективу, многих из которых с тех времён так и не встречал...
Как называлось предприятие, где Вы работали, и чем оно занималось по основному профилю?
Предприятие Называлось научно-технический центр машиностроения (НТЦМ) при Новосибирском электровакуумном заводе (НЭВЗ). НЭВЗ занимался производством электровакуумных и полупроводниковых приборов в основном для нужд оборонной промышленности. НТЦМ был занят разработками и производством оборудования для производства электровакуумных и полупроводниковых приборов.
Вы музыкант?
Музыкант - мультиинструменталист.
Кем Вы работали, в какие годы и как оказались на этой должности? Учились где-нибудь?
Я устроился в НТЦМ в 1993 году. Получилось так, что на предприятии возникла нужда в специалисте-электронщике и музыканте в одном лице. Мои родители работали в НТЦМ, и узнав от них об этом, я устроился на предприятие. В тот момент я был студентом-заочником Новосибирского электротехнического института связи (теперь этот ВУЗ называется СибГУТИ). Лично я работал непосредственно над доводкой звучания усилителей.
Производство усилителей свернулось в начале 1996 года, когда Борис Павлович Грехов (директор НТЦМ) ушел на пенсию, а новый директор посчитал производство нерентабельным, и наш отдел сократили полностью...
Когда, как и у кого возникла идея изготавливать гитарные усилители?
Начёт 100% достоверности информации не ручаюсь, но как рассказывали на предприятии, было так: нью-йоркский клавишник Майкл Мэтьюз, который, к слову, даже играл совместно с The BEATLES (Не совсем так - битлы использовали оборудование ELECTRO-HARMONIX. Кроме того, есть информация, что "в 1976 году американский бизнесмен Майкл Мэтьюз предлагал The BEATLES 3 миллиона долларов за один-единственный концерт-реюнион", но наш ли это Мэтьюз - неизвестно. - прим. редактора), проявил интерес к советской электровакуумной промышленности, в результате чего в 1991 году зарегистрировал на себя торговую марку SOVTEK и совместное российско-американское предприятие с данным названием. В данном предприятии участвовали электровакуумные заводы городов Новосибирска, Санкт-Петербурга и Саратова. Также ему принадлежит торговая марка ELECTRO-HARMONIX.
Откуда появилось название SOVTEK?
Это сокращение от сочетания слов - советские технологии.
Кто разрабатывал изделия, какие зарубежные прототипы использовались?
В НТЦМ коллективом конструкторского бюро №2 разрабатывались ламповые гитарные усилители MIG-60 и MIG-120. Прототипом для них служил макет, присланный из США, сделанный одним американским конструктором, но в итоге наши конструктора не стали копировать присланный макет, а создали собственную разработку. Замечу кстати, модель MIG-60 признана в США лучшей среди всех других моделей SOVTEK, которые помимо Новосибирска ещё делали в Питере (MIG-100) и Саратове (MIG-50). Также перед закрытием производства, примерно за год была выпущена ограниченным тиражом партия усилителей MIG-120 (собственно это те же MIG-60, только выходной каскад по мостовой схеме, соответственно трансформаторы помощнее были).
Привлекались ли музыканты к разработке/тестированию усилителей? Если да, то кто?
Как ни странно, в НТЦМ работали на разных должностях представители трёх музыкальных коллективов. Некоторые из них работали слесарями механосборочных работ, некоторые - электромонтажниками, отладчиками и т.п. При НТЦМ имелась достаточно удобная репетиционная база, в которой и происходили испытания усилителей в "боевых условиях". Кстати, в производстве усилителей была операция "музыкальное прослушивание", являющаяся обязательной для каждого усилителя. Я, собственно, и производил эту операцию. На работу приходил с электрогитарой, что собственно поначалу удивляло работников, особенно вахтёров
Как менялся модельный ряд с течением времени? MIG-50, MIG-60, MIG-100 и MIG-120 это всё или были какие-то ещё модели? Чем, помимо мощности, различались эти усилители?
Насколько мне известно, весь модельный парк SOVTEK ‘а выглядел следующим образом:
SOVTEK MIG-30 (Очень редкий аппарат, имеются фото нескольких экземпляров. Схема мне неизвестна):
SOVTEK MIG-50 (Схема – MARSHALL Plexi, 50 ватт, два канала):
SOVTEK MIG-50H "Tube Midget" (Схема та же самая что и у MIG-60 – MARSHALL JCM-800 с небольшим увеличением гейна. Корпус уменьшенных габаритов)
SOVTEK MIG-50H "Tube Midget Combo" (Схема та же самая что и у MIG-50H. В виде комбоусилителя 1х12"с динамиком Eminence BR 30)
SOVTEK MIG-500 "Bassov Blues Midget" (одноканальный басовый усилитель, 50 ватт, схема - что то такое, ближе к второму каналу фендер бассман.)
SOVTEK MIG-60 Sibir (Схема MARSHALL JCM-800, 50 ватт, с небольшим увеличением гейна и мощности.)
SOVTEK MIG-100 (Схема MARSHALL JCM-800, 100 ватт, с небольшим увеличением гейна.)
SOVTEK MIG-100U (Схема MARSHALL JCM-800, 100 ватт, с небольшим увеличением гейна.)
SOVTEK MIG-100H (Схема MARSHALL JCM-800, 100 ватт, с небольшим увеличением гейна.)
SOVTEK MIG-100B "Bassov Blues Boy" (Басовый усилитель, схема не найдена.)
SOVTEK MIG-120 (Схема MARSHALL JCM-800, 120 ватт, с небольшим увеличением гейна и мощности.)
Делались ли басовые усилители?
Только в качестве экспериментальных образцов. В серийное производство они не были запущены.
А кабинеты?
Также в качестве экспериментальных образцов. Серийно они не производились.
Кабинет SOVTEK 1х12
Кабинет SOVTEK 2х12
Кабинет SOVTEK 4х12
Кабинет SOVTEK 2х15 басовый
На каких мощностях и какими тиражами производились эти усилители? Каково примерно суммарное число выпущенных изделий?
Сложный вопрос. В месяц в среднем выпускалось порядка сотни усилителей. Всего было выпущено порядка 4000 штук.
Сколько человек работало на выпуске (по операциям)? Где заказывались комплектующие? Где делались корпуса, шасси и т.д.?
Весь процесс осуществлялся на производственных мощностях НТЦМ. Лампы EL-34 и 12AX7 изготавливал цех №1 НЭВЗ. На слесарном и электромонажных участках было занято порядка десяти человек. Помимо этого были задействованы участки: печатных плат, отладки, корпусов, ОТК, упаковка.
Были ли «специальные» люди для производства усилителей или работников переставляли с места на место?
В производстве наблюдалась перестановка, всё зависело от текущих производственных задач.
Есть ли какие-нибудь канонические ручки у SOVTEK’ов?
В начале использовались ручки-клювики из карболита, затем стали поставлять переменные резисторы из-за рубежа, так как используемые отечественные СП3-33 показали себя не с лучшей стороны - ломались и имели шумы от скольжения контактов. В комплекте с фирменными переменными резисторами шли ручки.
Что входило в комплект поставки усилителя?
Каждый усилитель упаковывался в коробку из гофрированного картона. В комплекте шли: сетевой шнур, запасные предохранители и руководство на английском языке.
Как осуществлялась реализация готовых усилителей?
По договору усилители оправлялись исключительно в США к заказчику. Также по договору было запрещено предприятию самовольно заниматься их продажей, хотя кое-какими обходными путями удалось ограниченное количество MIG-60 реализовать в России.
Помимо гитарных усилителей делались ли комбики, педали эффектов? Ещё какие-нибудь звуковые устройства?
Этот вопрос заслуживает отдельной темы, но вкратце могу сказать следующее. Из числа музыкантов, работающих в НТЦМ, была создана лаборатория звука STONE VOICES, существующая и сейчас, которая занималась разработками электромузыкальной продукции. Скажем, производились опытные образцы преампов на основе ламп оборонного применения, имевших чрезвычайно низкий уровень собственных шумов и повышенную механическую прочность. Также различные педали эффектов, в частности овердрайв "Союз", выпущенный тиражом порядка ста штук. Были разработаны и некоторые другие музыкальные электронные устройства, а также различные приставки для электрогитар, некоторые изделия были выпущены ограниченным тиражом и реализованы через первый в Новосибирске частный музыкальный магазин MUSIC LAND в 1994-1996 годах. Но с уходом на пенсию старого директора НТЦМ все работы по разработкам/производству усилителей и другого электромузыкального оборудования были закрыты, в результате чего группа энтузиастов STONE VOICES, включающая в себя как разработчиков, так и музыкантов, была вынуждена пойти на "вольные хлеба", впоследствии несколько сменив тематику деятельности.
Вот и нашлось производство "Союзов", неожиданно... Вот такие были педали?
Нет, у нашего дизайн был другой. Это, скорее всего, Питерский вариант - наш завод сотрудничал с объединением СВЕТЛАНА (собственно НЭВЗ был основан на базе эвакуированной во время Великой отечественной войны в Новосибирск СВЕТЛАНЫ), они также "Союз" свои изделия называли.
А почему SOVTEK выпускался в разных городах? Была ли какая-нибудь координация между этими производственными площадками?
Так как электровакуумные заводы находились в разных городах, соответственно каждый завод выпускал свою марку усилителей. В Новосибирске MIG-60 и MIG-120, в Санкт-Петербурге MIG-100, в Саратове MIG-50. Насчёт координации ничего сказать не могу, по крайней мере, никаких связей с другими предприятиями СП SOVTEK я лично не наблюдал.
Сохранились ли какие-нибудь фото тех времён, может быть с производства?
Так как предприятие являлось оборонным с соответствующим режимом, то любые съёмки на его территории были категорически запрещены.
Была ли какая-нибудь рекламная полиграфия? Буклеты, инструкции?
Только инструкции на английском языке, так как усилители SOVTEK предназначались сугубо на экспорт.
Как отличить "поддельный" SOVTEK, собранный уже после прекращения производства? Есть ли какие-нибудь «фишки»?
К сожалению, с завершением производства усилителей SOVTEK, больше не с ними практически не сталкивался поэтому затрудняюсь что либо сказать по данному вопросу.
От автора: после того как производство SOVTEK'а свернули (по слухам после наезда рекетиров) на складах производств оставалось много недоделанных усилителей и комплектухи. Очевидцы говорили, что при освобождении складов, шасси, корпуса, недособранные и даже вполне готовы усилители просто выбрасывали на заводские свалки, и вовремя подсуетившиеся знающие люди получили себе нахаляву десятки (!) готовых и полуготовых усилителей, которые до сих пор иной раз всплывают в продаже.
Несмотря на предубеждения многих гитаристов - совтеки являются усилителями вполне мирового уровня, звучат маршалобразно но со своей изюминкой в звуке. их использовали в записи "Underoath", "Alien Ant Farm", "Switchfoot", "Stone Temple Pilots" и прочая и прочая. Лучшими по звуку я считаю миг-60 и 50тый в обоих ипостасях.
Более того, широко известный в узких кругах "Naylor SuperDrive-60" - был сделан на основе схемы Миг-60, а первый экземпляр - вообще был переделан из серийного совтека. А чуть позже с этого нейлора скопировали предусилитель в "Dave Friedman Naked" который звучит на всех альбомах "A Perfect Circle".
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8127
Мда,весьма познавательно и грустно одновременно.Спасибо,ребяты,за просвещение. Сколько ж вот таких упущенных возможностей уже мы знаем? Видно в понедельник нас мама родила(с). У мну кстати есть подобная голова,тока не Совтек ни разу,надо показать знатокам.
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
Вау! Просто нет слов. Играл только однажды на SOVTEK 100 и получил только положительные эмоции! Не ожидал, что кто-то озаботится этой темой. огромное спасибо! Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
ID пользователя #2824 Зарегистрирован: 21.11.2011, 09:20 Местонахождение: Москва,Раменское, Московская обл. Сообщений: 3785
Спасибо за интервью.Очень интересно!Я покупал шасси МИГ-50 из Саратова с некоторым количеством деталей,ламп,платами.Весь этот полуфабрикат был передан ув. REANIMATORу.Работает исключительно.Спасибо мастеру! Есть темка про МИГ.
ID пользователя #1382 Зарегистрирован: 07.10.2009, 18:08 Местонахождение: Москва Сообщений: 728
Вот спасибо, порадовал!!! Кстате у Глеба я както купил штук 12 голых шассей от соток, которые очень неплохо сделаны, и прекрасно пошли под мои проекты.
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Анатолий, спасибо за статью, интересно! Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #1382 Зарегистрирован: 07.10.2009, 18:08 Местонахождение: Москва Сообщений: 728
Я как-то восстанавливал парочку, 50ку и 100ку, первое что поразило это крышки трансформаторов, некая гнутая и сваренная скоба)) и качество намотки и железа, конечно жесть... гдето валяется их дросель, доберусь отфотаю. И да, мне таки попадались повидимому первые версии на СП-3! А конденсаторы были в обоих весьма достойные (ic).
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5061
Да то не мне спасибо, я только на Василия набрёл вконтактике, и початился, а вопросы и худоформление - это всё Я-Ха, без него фиг бы чего вышло. я вообще не пейсатель, я паятель.
зы: а по трансам - даа. у совтеков больные места это трансформаторы (особенно силовики), изредка электролиты, и у ранних - крутилки "сп-3", полудохлые уже с завода. остальное - надёжно как калашников.
[ Редактирование 09.02.2017, 12:35 ] Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
От автора: после того как производство SOVTEK'а свернули (по слухам после наезда рекетиров) на складах производств оставалось много недоделанных усилителей и комплектухи.
Так скажем о такой версии слышу впервые, вполне может быть, что в других филиалах Совтека это и имело место быть, но в Новосибирске производство было закрыто после ухода директора НТЦМ Бориса Павловича Грехова на заслуженный отдых, после чего новый директор посчитал производство усилителей нерентабельным, и производство свернули. После чего может быть и оставались кое какие комплектующие, но не в таком большом количестве.
GeorgeM Цитата ...
Василий Макаров, ныне сотрудник компании STONE VOICES
Поправлю - основатель STONE VOICES. К сожалению, сейчас наша компания не занимается разработками электромузыкального оборудования, мы проводим как изыскания, так и реализацию программных методов синтеза/обработки звука.
ID пользователя #518 Зарегистрирован: 29.05.2008, 04:04 Местонахождение: Самара Сообщений: 1213
Не принципиально, но все же один вопросик: МИГ-50 выпускался все-таки в Саратове или в Саранске, как указано в начале статьи? Василию так же огромное спасибо!
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5142
Интересный материал!Спасибо!Давно подыскиваю 60. Война таки догнала эвакуированный завод,судя по развалинам... Вот статьи по теме [link] и [link] Да и Джо Бонамаса считает 50 недооцененным и утверждает,что это "прокаченный"Bassman [link]
[ Редактирование 09.02.2017, 13:21 ] Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5061
Vasily_Makarov Цитата ...
и производство свернули. После чего может быть и оставались кое какие комплектующие, но не в таком большом количестве.
ну, не далее как в позапрошлом году например всплыла партия из 15ти недоделаных "сибирей" которая моментально была распродана на молотке... эдакий конструктор: шасси с смонтироваными трансами, всей фурнитурой, и платами на которых было распаяно примерно 50% деталей, многие из них в корпусах. До сих пор жалею что не успел купить пару штук. %-(
Skyworker79 Цитата ...
Да и Джо Бонамаса считает 50 недооцененным и утверждает,что это "прокаченный"Bassman
скорее "прокачаный плекси" - бассман (как и маршал жтм45 который имел "цельнотянутую" у бассмана схему) имел выпрямитель на кенотроне, а "плекси" маршалы - это та же самая схема, но выпрямитель диодный.
[ Редактирование 09.02.2017, 13:45 ] Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #1382 Зарегистрирован: 07.10.2009, 18:08 Местонахождение: Москва Сообщений: 728
GeorgeM Цитата ...
ну, не далее как в позапрошлом году например всплыла партия из 15ти недоделаных "сибирей" которая моментально была распродана на молотке... эдакий конструктор: шасси с смонтироваными трансами, всей фурнитурой, и платами на которых было распаяно примерно 50% деталей, многие из них в корпусах. До сих пор жалею что не успел купить пару штук. %-(
Ну вот зачем было об этом писать? Сидел я спокойно и ничего незнал...
Интересный материал!Спасибо!Давно подыскиваю 60. Война таки догнала эвакуированный завод,судя по развалинам...
Все беды с НЭВЗ начались в эпоху капитализма с кое каким опозданием. На территории завода был практически упразднён пропускной режим, помещения были сданы в аренду разным предпринимателям, в частности "Сибирской Ярмарке". Во времена производства Совтеков, как и на любом оборонном предприятии, было всё строго. Некоторые товарищи музыканты устраивались на работу, дабы не только поучаствовать в сборке усилителей, но и во вне рабочего времени порепетировать в специально отведённом помещении, предназначенного для музыкального прослушивания усилителей. Экс-барабанщик Новосибирской группы "Калинов мост" - Руслан Черников ("Индеец"), в то время игравший в составе группы"Дым" (репетирующей в вышеуказанном помещении), не был устроен на завод, решил пробраться на территорию предприятия через высокий забор (как никак он занимался пром.альпинизмом), был задержан ВОХР. После данного случая ему выдали пропуск на территорию, дабы впредь не проникал на территорию недозволенным образом )))
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
JetSet, полностью солидарен. Приобрел бы MIG-60 себе в пользование (100-ку просто негде применить, нет таких площадей). Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Товарищи, если не трудно, дайте ссылку на тему, где дека Record'а был отреставрирована при помощи нанесения волокон дерева кистью. По-моему, m.a.k.1 такое делал. Не могу найти ):