Предуведомление:Данный материал является попыткой систематизировать и привести в порядок имеющуюся информацию по болгарским электрогитарам и басам. Несмотря на уже имеющуюся тему, в данной статье в одном месте собраны и отсортированы все известные на данный момент модели. Однако стоит заметить, что большая часть декларируемых в нём выкладок – догадки.
Для лучшего осознания масштабов болгарского гитаростроения в статье существует сквозная нумерация по всем моделям одного производителя, а также, в связи с тем, что не всегда нам известно название модели, используется внутренняя номенклатура моделей, например: первая по списку акустическая гитара концерна ОРФЕЙ будет – Оа-01, третья электрогитара ХАРМОНИЯ – Хэ-03, пятнадцатый бас КРЕМОНА – Кб-15. Делать сквозную нумерацию нецелесообразно, т.к. выходит 121 модель и при появлении какой-то ещё одной придётся переделывать целую кучу
Всегда приветствуются конструктивная критика и дополнения. Материал может добавляться по мере появления.Чудеса шестнадцатой союзной республики.
Как нам известно из истории, Народная Республика Болгария в бытность соцблока считалась чуть ли не 16-й республикой великого и могучего СССР, не входя в его состав. Логика в непринятии, естественно, была: голоса в ООН распределялись по количеству стран... Ну да не суть, наша тематика – гитары, а не политика.
К сожалению, в сфере болгарского гитаростроения и по сей день существуют огромные белые пятна. Информации крайне мало, каталогов на руках нет (а единственный известный – в музее под стеклом), интересующихся коллекционеров в самой Болгарии нет, кроме одного Ивана Георгиева, благодаря которому наш форум увидел многие доселе неизвестные гитары.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519553317_2904_FT0_1_mini.jpg)
Стоит отметить, что в связи с отсутствием каталожных названий, мне придётся как-то называть гитары, дабы в дальнейшем можно было ориентироваться хотя бы в нашем кругу коллекционеров.
Во многих случаях единственным признаком, по которым инструмент можно отнести к производителю – это узлы и детали, будем отталкиваться от них.
Кастом шоп по-болгарски
ХАРМОНИЯ
Но начнём мы повествование с фирмы, про которую до 2015 года нам ничего не было известно. Данный пробел был восполнен стараниями Ивана Георгиева, чью цитату я и приведу здесь:
«В начале 60-х годов в Болгарии кроме известных КРЕМОНЫ из города Казанлык и ОРФЕЯ из города Пловдива была еще одна маленькая фирма в городе София, которая производила только электрогитары Мелодия, Хармония, Симфония, но качество у них было низким. Просуществовала эта фирма не очень долго, и через несколько лет они закончили свое производство. Первая моя электрогитара была этой фирмы. Мой брат, будучи студентом в Софии, купил мне гитару их производства, и, когда я ушел в армию в 1965 г., я был с ней. На снимке гитары этой фирмы, я справа с гитарой модели Лес Пол красного цвета и тело гитары было исполнено как на модели Jolana Iris.
На втором снимке , который 1968 г. оркестр на МЕИ – Варна второй гитарист кажется был с такой гитарой Хармония. Все то, что я написал Вам мои личные впечатления.»![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519553793_2904_FT0_3.jpg)
Известные на данный момент экземпляры фирмы ХАРМОНИЯ:
№1 Хэ-01- Экземпляр с логотипом, слегка напоминающий обводами PEAVEY T-15.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519553889_2904_FT0_4.jpg)
№2 Хэ-02 - Такое вот чудо находится в коллекции Ивана Георгиева (обратите внимание на характерное перо).
№3 Хэ-03 Характерные переключатели, звучки и тремоло.
№4 Хэ-04 У него же – подпионеренный экоподобный гитар с сохранившимся лого на пере
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519554790_2904_FT0_8.jpg)
Более целый экземпляр
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520398987_148_FT475835_harmonija_58_90__lb.jpg)
БЪЛГАРСКА КРЕМОНА
Материал с сайта Юрия ЕрохинаИстория болгарских струнных инструментов началась с братьев Георгиевых, одного из которых, Димитра, в начале прошлого века послали учиться этому ремеслу к известным мастерам в Германию в хорошо известный нам город Маркнойкирхен. При этом, что интересно, отправили его за деньги гильдии местных плотников. Сам же Димитр был всесторонне развитым человеком и считался к этому времени уже известным мастером, но… оружейных дел, изобретателем собственной конструкции пулемёта. По его возвращении, в 1924 году братья основывают в городе Казанлык мастерскую «Кремона», делавшую сначала мандолины (на которой сам Димитр хорошо играл), а потом скрипки и гитары. Постепенно мастерская превратилась в небольшую фабрику, выпускавшую инструменты уже серийно. В 1944 году производство национализировали, и в таком виде оно просуществовало 55 лет. К концу этого периода «Кремона» находилась практически в таком же состоянии, как и наши отечественные фабрики, убитые дешёвым китайским импортом. Однако, фирма выжила, была вновь приватизирована и сейчас выпускает гитары «Кремона България» под торговым брендом «Гитары из долины Орфей» („Китари от долината на Орфей").![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519554979_2904_FT0_13.jpg)
Достаточно сложно на данный момент определить электрогитарных первенцев казанлыкской фабрики, равно как и дать названия гитарам – каталогов нет. Однако можно по некоторой топорности исполнения выделить ранние модели. Плюс, особенностью гитаростроения в НРБ является то, что из одинаковых узлов и деталей порой собирались разнообразные инструменты, часть которых в СССР не поставлялась.
№1 Кэ-01 КРЕМОНА «Record» была, вероятно одним из первых экземпляров этого концерна. Обращают на себя внимание ранние звучки и обилие перлоида. Кстати полоса, как мне кажется, всего лишь аэрография «под ГДР».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555137_2904_FT0_14.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555137_2904_FT0_15.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555137_2904_FT0_16_mini.jpg)
Я считаю, что два экземпляра ниже являются именно КРЕМОНАми, потому как у них наличествует машинка вибрато, вид которой потом несколько эволюционировал
№2 Кэ-02. На мой взгляд, данная гитара являет собой образец раннего производства КРЕМОН. Обращает внимание на себя корпус как у ЕКО, порожек по мотивам Хармоний, а также голова, схожая с головой у HERRNSDORF Piccolo, а пикгард по конфигурации напомнил мне HOFNER 176.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555601_2904_FT0_17.jpg)
Вероятно были даже разные варианты конфигурации органов управления.
№3 Кэ-03 А вот этот инструмент, кажется, побывал в руках болгарских пионеров, ибо звучки, похоже, сменили на суровые ленинградские МАГНЕТОНы. Но при этом данная модель не имеет выборок там, где они должны были бы быть у предыдущего экземпляра. Да и датчиков два, а не три. Что это, бюджетная модель? Пока вопрос без ответа.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555665_2904_FT0_19.jpg)
Вероятно дальше инженеры КБ КРЕМОНЫ обратили внимание на продукцию ГДР и скопировали с упрощениями струнодержатель для линейки полуакустик. Притом прошу обратить внимание, деталь, которая непосредственно цепляет струны, может быть абсолютно разной по форме.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555694_2904_FT0_20_mini.jpg)
Что интересно, в фигурных окошках звучков красуется надпись «Кремона», чего потом замечено не было.
№4 Кэ-04 Набор этих характерных деталей нам предоставляет КРЕМОНА «ES-175» с флорентийским вырезом.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555778_2904_FT0_22.jpg)
- иногда можно встретить фото с бОльшим количеством тумблеров. Нельзя сказать точно, пионерское это решение или нет, ибо тут, например, разные гайки (ну профукал, с кем не бывает).
№5 Кэ-05 КРЕМОНА «ES-335» Обратите внимание, что тут уже засвечены аж две версии – с двумя и тремя датчиками, разной конфигурацией ручек и тумблеров, но собранные на одной «элементной базе».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519555845_2904_FT0_23.jpg)
Не так давно у Ивана Георгиева появилась такая КРЕМОНА. Вполне возможно, что это просто версия без подкладки под тумблеры, или же время попросту не сохранило до нашего времени её. Форма головы, кстати, уже поздняя.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519559091_2904_FT0_26.jpg)
Очень красивый ассиметричный рисунок на задней деке.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519559133_2904_FT0_27_mini.jpg)
Вариант с тремя переключателями и «ранней» головой.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519559382_2904_FT0_28.jpg)
Есть одно фотосвидетельство того, что существовали и ранние КРЕМОНАвские басы. Обратите внимание на инструмент справа: весьма характерные окошки в датчиках не спутать. А слева – гитара КРЕМОНА, которую в материальном виде пока встретить не удалось.
№6 Кэ-06 КРЕМОНА «Рик» стоит особняком среди всех. Формы этого товарища не были забыты и использовались после. Ещё бы, почти Рикенбекер!
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519559543_2904_FT0_30.jpg)
- Дальнейшее развитие – меняются звучки и появляется другой зацеп – тремоло.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519559579_2904_FT0_31.jpg)
- Третья ипостась - поменялось расположение крутилок, изменилась форма головы и появились классического вида ручки.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519560009_2904_FT0_32.jpg)
Кстати, такие же датчики промелькнут на раннем «Джипсон бас». А пока проиллюстрировать развитие звучков можно четвёртой ипостасью этой же модели, где звукосниматели уже полностью обрамлены металлом.
№7 Кэ-07 - ещё один полуак кляксоподобной формы, с тем же зацепом и классическим красно-чёрным анархическим бёрстом.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519560113_2904_FT0_34.jpg)
Фото получше
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1547582236_2904_FT475803_1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1547582236_2904_FT475803_1-2.jpg)
Очень похожий по форме, но с другими эфами и несколько иной конфигурацией крутилок.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519560252_2904_FT0_35.jpg)
Вероятно, параллельно клепалась линейка с тремоло другого типа. Плюс на сцене появляется классический бридж КРЕМОН – полиэтиленовая ванночка с сёдлами из оргстекла.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519560342_2904_FT0_36_mini.jpg)
И не менее классические КРЕМОНАвские ручки.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519560381_2904_FT0_37_mini.jpg)
А так же тремоло приняло вот такой вид.
№8 Кэ-08 КРЕМОНА – Мелодия
№9 Кэ-09 – Вероятно поздняя, бюджетная модель с 1 датчиком и другим, поздним тремоло
№10 Кэ-10 А вот экземпляры со схожей конфигурацией, но разными деками.
№11 Кб-01 - Парный бас к
Кэ-10
№12 Кэ-11 – словно просто поменяли деку.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519561098_2904_FT0_42.jpg)
Вариант с переключателем на пикгарде и двумя ручками.
№13 Кб-02 Парный «ягобас».
№14 Кэ-12 Прикольный обрубочек с формой головы, которая стала классикой на несколько лет.
№15 - Кэ-13 - очередная версия 335-го GIBSON'а с такими звучками, классическими ручками и тремоло интересного вида, потом нечто подобное было на КРЕМОНЕ Соло. Обращает внимание голова такой же формы.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519561491_2904_FT0_46.jpg)
- Вероятно тут произошло разделение на бюджетную и люксовую версии, потому что вот этот экземпляр – схож по конфигурации, но уже отформованный либо долблёный.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519561947_2904_FT0_47.jpg)
А вот такие гитары появились в коллекции Ивана недавно. Словно люксовая версия с тремя датчиками и разной конфигурацией органов управления. Их мы вынесем в самостоятельную модель:
№16 - Кэ-14 ![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1547582760_2904_FT475803_2.jpg)
№17 Кб-03 - Парный бас «335».
№18 - Кэ-15 КРЕМОНА «Соло» - была фанерная версия.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562053_2904_FT0_49.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562053_2904_FT0_50.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562053_2904_FT0_51.jpg)
- и долблёная.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562381_2904_FT0_52.jpg)
№19 - Кб-04 КРЕМОНА «Джибсон бас» - одна из классических болгарских бас-гитар, известных в СССР. Сделана она была из формованной фанеры.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562442_2904_FT0_54.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562442_2904_FT0_55_mini.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519562442_2904_FT0_56.jpg)
Ближе к 80-90м фабрика КРЕМОНА решила перейти на новый уровень и стала клепать что-то, более подходящее под современные реалии.
Плюс поменялся логотип на голове.
№20 - Кэ-16 КРЕМОНА «Страт»![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519563081_2904_FT0_59.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519563081_2904_FT0_60.jpg)
И вот такой разукомплектованный или наоборот полный вариант.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519563107_2904_FT0_61.jpg)
С иной конфигурацией ручек.
№21 - Кб-05 КРЕМОНА «JazzBass» Ещё одна классическая форма, нашедшая отражение у болгар.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519563304_2904_FT0_63.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519563304_2904_FT0_64.jpg)
Похоже, что родным был вот такой чехол.
№22 - Кэ-17 КРЕМОНА «SG». Их было несколько различных типов, собранных на одной материальной базе. Форумчанин Баранкин однажды сделал картинку – сравнение.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565104_2904_FT0_0ae035b55a1e.jpg)
К сожалению, установить взаимосвязь не представляется возможным.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519563399_2904_FT0_67.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565314_2904_FT0_68.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565327_2904_FT0_69.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565340_2904_FT0_70.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565364_2904_FT0_71.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565414_2904_FT0_72.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565439_2904_FT0_73.jpg)
Поставлялся данный инструмент вот с таким чехлом.
№23 - Кб-06 - К этой электрогитаре шёл парный бас.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565572_2904_FT0_75.jpg)
№24 - Кэ-18 КРЕМОНА «Еxplorer» Вероятно, под самый финал фабрики гитарное производство переключилось на самые модные модели по тем временам.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565641_2904_FT0_77.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565641_2904_FT0_78.jpg)
№25 –Кэ-19 КРЕМОНА «Железная птица» или же
"Желязо птица"![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520398871_148_FT475835_kremona_zhelyazo_ptitsa_88_90__lb.jpg)
Также нельзя забывать и о том, что КРЕМОНА производила и акустические гитары (а сейчас только это производство и осталось).
№26 Ка-01 – вероятно, одна из ранних у нас замеченных акустических КРЕМОН, на что, как мне кажется указывает упрощённое производство – с зацепом
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520398871_148_FT475835_kremona_rozov_90__lb.jpg)
А это, я считаю, люксовая версия, с крайне богатой отделкой перлоидом по немецким стадартам. Либо же это может быть гитара под заказ
№27-Ка-02 КРЕМОНА «усатая» Тут на лицо – усложнение производства в виде приклеенного струнозацепа
№ 28-Ка-03 электроакустическая версия
№29 Ка-04 – Классическая форма в раннем исполнении
№30 Ка-05 КРЕМОНА «Мексико»
№31 Ка-о6 «Электроакустик Мексико»
№32 Ка-07 КРЕМОНА «Нотный стан» Налицо упрощение экстерьера, но гриф сохранил былую разметку
№ 33 Ка-08 «Нотный стан» без 2го резонатора. А мелодия записана другая
![](https://sovietguitars.com/e107_images/emotes/kolobok_dark_skin/smile3.gif)
Может кто сравнит, на что похоже?
№34 – Ка-08 Ещё большее упрощение - вероятно,
КРЕМОНА «Рябинушка» Вероятно – потому как на фото разные инструменты
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565741_2904_FT0_80.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519565741_2904_FT0_81.jpg)
№35 – Ка-09 Знаменитая
КРЕМОНА «Зорница».
№36 Ка-10 КРЕМОНА «Зорница Люкс» - богато отделанный вариант поздней «Зорницы»
№37 – Ка-11 КРЕМОНА «Русалка».
№38 – Ка-12 Электроакустическая версия «Русалки»
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566241_2904_FT0_91.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566241_2904_FT0_92.jpg)
№39 – Ка-13 КРЕМОНА «Фаха».
№40 – Ка-14 КРЕМОНА «Хемус».
№41 – Ка-15 КРЕМОНА «Лилия».
№42 – Ка-16 КРЕМОНА «Роза».
№43 – Ка-17 КРЕМОНА с дополнительными эфами
№44 – Ка-18 КРЕМОНА «Овейшн»
№45 – Км-01 Мандолина КРЕМОНА.
№46 Км-02 Ещё одна, более упрощённая
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520398947_148_FT475835_kremona_mandoline_90__lb.jpg)
ОРФЕЙ
Другой фабрикой, выпускавшей собственно «Орфеи», была «СД-Клон-Мебел» в городе Пловдиве. Как и в СССР, выпуск музыкальных инструментов на мебельной фабрике позволял штамповать их в огромных количествах, тем более рынок (а гитары поставлялись, в основном, в страны СЭВ) был безразмерен. В Советском Союзе из импортных болгарские гитары, как электро, так и акустика, встречались чаще всего.
Притом именно на фабрике ОРФЕЙ уже вовсю однозначно работал советский принцип – каждой гитаре – по парному басу. Также весьма логично предположить, что модельный ряд шёл от самых трудоёмких к упрощённым экземплярам. Орфеевским инженерам вообще можно ставить памятник, так как владея ограниченным количеством узлов и деталей они умудрились создать очень обширный модельный ряд, который, к сожалению, не попал в СССР в полном составе и ныне редок.
Нужно отметить, что отличительными деталями в процессе опознания у нас будут:
- ручки, в их эволюционном многообразии.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566363_2904_FT0_94_mini.jpg)
- бридж в ванночке с сёдлами из алюминия или оргстекла
- каплевидное тремоло
№1 Оэ-01 Орфей «Данэлектро». Возможно, что этот гитаррен тоже имеет пловдивское место рождения. Либо же, это может быть ХАРМОНИЯ, но пруфов нет
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566488_2904_FT0_97.jpg)
Очень похоже, что первыми орфеевскими массовыми изделиями были цельнокорпусные модели разных форм.
№2 Оэ-02 Эти удивительные экземпляры несут на борту, вероятно, самые первые орфеевские датчики.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566545_2904_FT0_98.jpg)
№3 Оэ-03 Недавно у Ивана Георгиева появился вот такой ранний полуак. Увы, по датировке точности нет
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1547582516_2904_FT475803_3.jpg)
№4 Оэ-04 ОРФЕЙ «Буревестник» Возможно прямоугольный дизайн получил вот такое развитие.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520168018_2904_FT475803___.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566615_2904_FT0_101.jpg)
Более целый экземпляр
№5 Об-01 ОРФЕЙ «Буревестник Бас»![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520168070_2904_FT475803___.jpg)
Инструменты с иной конфигурацией начинки
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1547581754_2904_FT475803_01.jpg)
№6 Оэ-05 ОРФЕЙ «Пирин».
№7 Оэ-06 ОРФЕЙ «Скурил», ранний, и поздний с блоком фильтров на кнопках.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566699_2904_FT0_103.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566699_2904_FT0_104.jpg)
С упрощённой схемой и иной формой пера.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566773_2904_FT0_106.jpg)
С иной выборкой рога корпуса.
№8 Об-02 вероятно это парный
бас «Скурил».
№9 Об-03 Крайне похожий
ОРФЕЙ «Электрон Бас»![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566881_2904_FT0_109.jpg)
Также под именем «Скурил» часто проходят гитары с разными выборками верхнего рога, но одинаковой притом комплектацией и конфигурацией органов управления. Но ввиду иного корпуса целесообразно вынести все эти варианты в одну отдельную модель
№10 Оэ-07 ОРФЕЙ «Скурил2»:
- Ранние пластиковые датчики:
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520402382_148_FT475835_orfeus_skurril_simple_90__lb.jpg)
- рог сплошняком
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566914_2904_FT0_110.jpg)
- с одной большой выемкой
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566952_2904_FT0_111.jpg)
- с фасками под углом
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519566999_2904_FT0_112.jpg)
- а бывают с другой головой
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567054_2904_FT0_113.jpg)
Что это? Заводские эксперименты, модификации или самодеятельность? Мы, увы, не узнаем.
Недавно Иван Георгиев вывесил такой вот инструмент, по форме напоминающий скурильную серию, но уже полуак. Возможно, виток развития.
№11 Оэ-08![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567126_2904_FT0_114.jpg)
Очень массовой серией были болгарские клоны ES-335.
№21 Оэ-09 ОРФЕЙ «Хеброс» - долблёный корпус.
Притом есть с условно «ранними» головами.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567196_2904_FT0_115.jpg)
И «поздними».
№13 Об-04 парным басом же был
ОРФЕЙ «Хеброс-бас».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567276_2904_FT0_117.jpg)
Под конец появлялась голова другого, «позднего» типа.
№14 Оэ-10 ОРФЕЙ «Рожен» удивительный долблёный двенадцатиструнник с тремоло.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567356_2904_FT0_120.jpg)
Логично было предположить, что был и вариант без тремоло, с заводским зацепом. До недавнего времени таких гитар не было. Но Тут Иван Георгиев обнаружил такой вариант с сумасшедшим окрасом.
№15 Оэ-11![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567396_2904_FT0_121.jpg)
- и классическим
№16 Оэ-12 ОРФЕЙ «Родопа», который долгое время считался ранним
«Роженом» является, как я считаю, вполне самостоятельной моделью. Интересно было бы на него взглянуть внутрь полый он, али имеет сустейнблок?
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567534_2904_FT0_124.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567579_2904_FT0_125.jpg)
И вариант в красно-чёрном.
№17 Оэ-13 ОРФЕЙ «Родопа» с двумя звучками.
№18 Оэ-14 Верояно в 1974 году была произведена упрощённая модель
ОРФЕЙ «Хеброс 74 соло» с сустейн блоком. Ранняя модель была с тремоло вот такого типа.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567727_2904_FT0_128.jpg)
Вообще, в этом инструменте меня покоряет всё – и цвет, и форма.. (Ну люблю я полуаки, что поделать..). Только нет его у меня пока, к сожалению.
Затем данная модель пошла в красно-чёрном окрасе и с классическим каплевидным тремоло.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567762_2904_FT0_129.jpg)
Иногда мелькают с ранними головами.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567791_2904_FT0_130.jpg)
Или в ином цветовом решении и без тремоло.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567834_2904_FT0_131.jpg)
№19 Оэ-15 Пару раз проскочил экземпляр только с одной эфой.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567877_2904_FT0_nllfzimb8aq.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519567993_2904_FT0_mqecgccjgvk_mini.jpg)
№20 Об-05 ВНЕЗАПНО парный бас
№21 Об-06 ОРФЕЙ «Хеброс» - басовый брат шестистунного, в двух цветовых решениях – модном полосатом
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568085_2904_FT0_133.jpg)
и консервативном чёрно-красном
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568113_2904_FT0_134.jpg)
- возможно, и даже, в принципе логично, что мог бы быть двенадцатиструнник, но кроме этого фото пруфов нет.
№22 Оэ-16 Возможно, экспериментальный образец семейства Пловдивовых
№23 Оэ-17 как-то мимо СССР проскочил
ОРФЕЙ «Римона».
№24 Оэ-18 а также безымянный товарищ с великолепным тайгербёрстом.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568235_2904_FT0_137.jpg)
№25 Оэ-19 представитель того же семейства, но с флорентийскими вырезами – ОРФЕЙ с фанерной декой
№26 Оэ-20 и с долблёной.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568323_2904_FT0_140.jpg)
№27 Об-07 И парный к нему бас.
№28 Об-08 Один из самых известных –
ОРФЕЙ «Тримонциум», поставлялся в СССР в басовой ипостаси.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568421_2904_FT0_143.jpg)
№29 Оэ-22 Существовал же, однако и шестиструнный брат ОРФЕЙ «Тримонциум».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568459_2904_FT0_145.jpg)
К сожалению, все двенадцатиструнки этого типа на форуме – кентавры. Но, возможно, когда-то всплывут и оригинальные экземпляры.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568502_2904_FT0_146.jpg)
№30 Оэ-22 Кроме того, был и такой экземпляр, с плоскими деками –
ОРФЕЙ «Боровец».
№31 Об-09 И вот недавно появился его басовый брат.
№32 Оэ-23 интересный полуакустичский
ОРФЕЙ «330».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568633_2904_FT0_150.jpg)
Вариант с другим пикгардом и датчиками без ванночек. Вероятно, там выборка под ними.
№33 Об-10 Парный бас.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568718_2904_FT0_152.jpg)
А вот у этого немного иная конфигурация ручек и датчики под углом
№34 Об-11 Ещё один известный у нас экземпляр – бас
ОРФЕЙ «Пловдив»- С «ранним» зацепом
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568756_2904_FT0_153_mini.jpg)
- и «поздним».
№35 Оэ-24 На мой взгляд, парной ЭГ был вот такой вот ягуароид.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568858_2904_FT0_155.jpg)
Поздняя форма головы и третий датчик (возможно пионерия)
№36 Об-12 Редкий в наших краях бас,
ОРФЕЙ «две восьмёрки».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568927_2904_FT0_156.jpg)
И поздний вариант – с другой головой и колками.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519568971_2904_FT0_157.jpg)
Делюкс версия с 2 датчиками
№37 Оэ-25 Парным к нему, скорее всего, был вот такой
ОРФЕЙ «Ягуляр».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569015_2904_FT0_158.jpg)
В дальнейшем болгарское гитаростроение подхватило веяния моды на формы, плюс проходит увлечение бёрстами, деки чаще оказываются окрашены в один цвет.
№38 Оэ-26 ОРФЕЙ «Burns» с активной электроникой.
№39 Оэ-27 ОРФЕЙ «SG» с двумя видами зацепов – машинкой и фиксированным
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569099_2904_FT0_160.jpg)
№40 Об-13 И парный бас.
№41 Оэ-28 ОРФЕЙ «Rocket»
№42 Об-14 ОРФЕЙ «Rocket бас»
№43 Об-15 бас ОРФЕЙ более классической формы.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569310_2904_FT0_166.jpg)
В 80-е, судя по всему, вышла новая линейка гитар. Честно говоря, по виду я бы сказал, что это разработки куда более ранние, но нет. На сцене появляется новый звучок - болгарский аналог P-90.
№44 Оэ-29 ОРФЕЙ «Ягуар».
№45 Оэ-30 ОРФЕЙ «Телелеспол».
№46 Об-15 Парный бас.
№76 Оэ-31 ОРФЕЙ «Alfabet» в двух вариантах.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569480_2904_FT0_171.jpg)
Модель «Делюкс» (возможно пионеринг).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569714_2904_FT0_172.jpg)
И, вероятно, под самый занавес вышли многослойные бас и гитара.
№48 Оэ-32 - ОРФЕЙ «Соло»
№49 Об-16 ОРФЕЙ «Многопластова Бас».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569795_2904_FT0_175.jpg)
Когда ОРФЕЙ сменил название на ПУЛДИН/PULDIN, вероятно, свет увидели самые прогрессивные модели, увы, не спасшие положение.
№50 Оэ-33![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569862_2904_FT0_177.jpg)
№51 Оэ-34 PULDIN «Solo» с иной конфигурацией органов управления
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520398947_148_FT475835_puldin_solo_90_90__lb.jpg)
Нельзя также позабыть об уникальном инструменте – электромандолине.
№52 Ом-01![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569904_2904_FT0_178.jpg)
И о целой плеяде акустических инструментов:
№53 Оа-01 В коллекции Ивана Григориева имеется данный экземпляр, который он относит к ОРФЕям. Вероятно это один из ранних, праорфеев. Либо же, это может быть ХАРМОНИЯ, но пруфов нет
№54 Оа-02 Ещё один однотипный ОРФЕЙ. Либо ХАРМОНИЯ
№55 Оа-03 Акустический «Alfabet».
№56 Оа-04 Акустическая версия
Оэ-19
№57 Оа-05 ОРФЕЙ «Джипсон» или же таки «Gipson»?
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569990_2904_FT0_180.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519569990_2904_FT0_181.jpg)
И такой вот расцветки.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570035_2904_FT0_182.jpg)
№58 Оа-06 ОРФЕЙ «Ромбус».
№59 Оа-07 похоже ранний образец семейства джипсоновых.
№60 Оа-08 Хочу быть «Рекордом»!
№61 Оа-09 Версия с пролётками в голове и флорентийским вырезом. У Ивана это подписано как КРЕМОНА, но Оа-08 как ОРФЕЙ
№62 Оа-10 ОРФЕЙ «Сamelia».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570172_2904_FT0_187.jpg)
№63 Оа-11 Такой красивый Акустик.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570213_2904_FT0_189.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570213_2904_FT0_190.jpg)
Ещё в таких вариантах расцветки
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520169698_2904_FT475803__.jpg)
№64 Оа-12 Зорницоподобный ОРФЕЙ с головой семейства джипсоновых
№65 Оа-13 Электроакустическая версия
№66 Оа-14 Плюс 2 резонатора
№67 Оа-15 ОРФЕЙ «Електра».
№68 Оа-16 ОРФЕЙ – 12 в разных расцветках.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570287_2904_FT0_192.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570287_2904_FT0_193.jpg)
№69 Оа-17 ОРФЕЙ – «Орфендер».
№70 Оа-18 классика под нейлон
№71 Оа-19 Акустика под металл. После Переименования Орфея выпускались и как Пулдин
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520175982_2904_FT475803_1519626016_7170_ft475803_001_.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520175982_2904_FT475803_1_mini.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1520175982_2904_FT475803_2_mini.jpg)
А также были и акустические басы:
№72 Оаб-01 Акустический.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570368_2904_FT0_196.jpg)
№73 Оаб-02 И электроакустический
ОРФЕЙ «Шипка-3».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1519570396_2904_FT0_197.jpg)
P.S. В статье использованы фотографии из архивов
Ивана Георгиева,
Ivan Symaeys (aka LordBizarre), Я-Хи и других участников форума. В случае появления новых моделей пишите сюда, обязательно добавлю. Выражаю благодарность Я-Хе, за то что попинал, помог оформить и дал кучу фоток. Сам бы я возился ещё дольше. Чего стоит перенос готовой статьи на форум,я прям чувствовал как движок скрипел и матюкался и молился всем айтишным богам