ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4297
Да, да, да, да, да- это «КАВКАЗ»!
В погоне за РЕКОРДАМИ,в угоду ГАЛАКТИКАМ,мечтая о ЖУРАВЛИКАХ,косясь на ТОРНАДО как то дружно мы забываем про свой КАВКАЗ!!!И ладно уж мы обычный БАС МПО «Кавказ» называем ТЕРЕКОМ,но мы ж его и УРАЛОМ кличем,и АЭЛИТОЙ обзываем…и ужасен он,и не пригож!!!Что только не слышим!!!
Может пришло время не хаить и вспомнить легендарный бас во всей его красоте, элегантности и простоте?
Конечно, мы знаем и помним что в МПО «Кавказ» входили две фабрики в городах Ростов-на-Дону и Орджоникидзе. И там и там выпускался наш сегодняшний герой БАС, и исторически сложилось так, что этот, один, по сути, инструмент традиционно называют либо «Кавказом», либо «Тереком». Несмотря на то, что и датчики, и пикгарды, и цвет бриджей, и цвет антабок были и там и там одинаковые (есть подозрение, что головное предприятие в Ростове окормляло этими деталями «младшую» фабрику в нынешнем Владикавказе) и они не могут служить идентификации непосредственного производителя, всё же один точный маркер есть – это надпись на некплейте. Не промахнёшься!
СЕГОДНЯ КАВКАЗ
Немного физики-лирики по поводу одного конкретного инструмента за номером 39996.
Так вот – сегодня мы расмотрим классический советский басс, выпускавшийся с 1974 года
И всё на фабрике шло хорошо с 1971 года,и тираж уж исчислялся десятками тысяч экземпляров, и скоро возможно на гербе Ростова палка приняла бы вполне конкретные очертания ,а фон бы стал изумительно искристого цвета…
Но что-то пошло не так после 1988 года…
И был БАС-2…Но и он не изменил ни мир, ни герб… и теперь мы чаще видим вычурные обводы странных гитар, навороченные изыски капиталистических творцов, жалкие потуги сделать бас-гитару ещё более сложной и странной.
И только в памяти всё предельно просто и красиво.
Как говаривали классики ,мечтательно вспоминая бас –«небольшая аккуратная дека изготовлена из буково-ольхового щита, для гладкости оклеенного с обеих сторон берёзовой фанерой»
И эта аккуратность и гладкость подкупает любого взявшего в руки гитару!
Прожитые годы не сморщили покрытие!Морщинам не подвластны герои! Ведь дека и гриф (за исключением лицевой стороны головы грифа ) покрыты толстым слоем полиэфирного лака.
«Гриф из трёх кусков бука, с буковой же накладкой, фанерованной тонким шпоном палисандра»
«22 лада, плюс нулевой.»
Разметка ладов – нежно вытянутые овалы. Что ещё надо для счастья?
Гриф крепится к деке очень надёжно, тремя винтами! Треугольная пластина, предусмотрительно утопленная в корпусе, не даёт винтам вгрызаться в дерево, и благодаря фаскам в ней и выборке в корпусе совсем не цепляется за пузо басиста при использовании инструмента без некплейта. Чего нельзя правда утверждать,поставив некплейт на место и закрепив его четырьмя шурупиками с полукруглой головой.
В грифе тоже есть ответная металлическая пластина, приятно скрытая от посторонних глаз, в которую и вкручиваются безжалостные винты, не оставляя грифу ни каких шансов вести себя разболтанно и нелепо! Скажу больше - данная пластина является стопорным элементом анкера, таким образом достигается полное сопряжение всех элементов колебательной системы, которой является гитара.
Посмотрели пятку,посмотрим и голову.
У 39996 анкер оказался весьма стоиким,и не дал согнуть гриф до сегодняшнего дня!Так везёт конечно не всем Кавказам…
Гайка анкера выведена в голову.Доступ к ней не затруднён.
Здесь всё прикрывается металлической крышкой,как и у прочих Ростовских гитар.
Ещё два шурупика и всё надёжно прикрыто.
Вот она-блестящая крышка анкера!
Конечно,опытному коллекционеру наверняка покажется что форма крышки анкера беззастенчиво позаимствована ростовскими лютнерами у западногерманских гитар FRAMUS
Но менее опытному и жаждущему открытий можно капать и глубже Надо только перевернуть крышку и порсмотреть с другой стороны:
Это изделие же явно навеяно старинными воинскими доспехами, а именно шеломом с герба Ростова.
Русские шеломы XVI века
Перо грифа эффектно покрыто целлулоидом того же цвета и качества, что шёл и на изготовление пикгарда.
Советские бассовые колки, вот уж надёжная вещь! На многих басах тех лет уж умерли и болгарские, и немецкие, и чешские красоты, и их место уверенно заняли Алапаевские трудяги. Главное не забывать ухаживать за ними.
Не-не! Ну конечно Кавказу хватит четырёх штук! Он же нормальный бас, а не какой-то там мутант!
Да, здесь же ещё и пластиковый порожек длинною 40мм
Смотрим дальше… Зацеп для струн, похожий на аналогичный узел чехословацких инструментов (см. JOLANA Iris, например) – прост и надёжен.
Крепится надёжно к корпусу тремя внушительными шурупами.
Струнозацеп прикрыт «пепельницей» для эстетического восприятия общего образа.
А вот она крепится четырьмя уже знакомыми нам мелкими шурупами. Понятно, что для того, чтобы держать чисто декоративный элемент этого калибра вполне достаточно.
Пластмассовый бридж – незакреплённый на корпусе, состоящий из двух частей и позволяющий при помощи специфических гаек регулировать высоту струн. По сути - снова калька с чехословацких наработок, только силезцы использовали на своих Typhoon’ах силумин, а наши наловчились отливать бриджи из жёсткого пластика (ох, недаром в «Росмузпром» входило Ростовское протезно-ортопедическое предприятие!).
Typhoon-bridge
Кавказ-бридж
Форма гаек позволяет более удобно ими пользоваться, так как их лучи не проскальзывают по пальцу. [
br]
«Схема, смонтированная на пикгарде из пластика, идентичного украшающему голову грифа, состоит из двух звукоснимателей-синглов в крупных хромированных корпусах...»
«…аналогичных устанавливавшимся на Свердловские ТОНИКИ, однако, лишённых магнитоводов. Помимо датчиков в неё входят пятипозиционный галетник-варитон и две регулировки громкости – распайка восходит к упрощённой "немецкой распайке": в первом (по часовой стрелке) положении работает нековый датчик и две последовательные громкости, во втором – оба датчика и нижняя громкость, в третьем – бриджевый звукосниматель c обрезом НЧ и нижняя громкость, в четвёртом – нековый с обрезом ВЧ и нижняя громкость, в пятом – гитара выключена»
На образце резисторы 1973, что подсказывает нам о возможной дате производства примерно в 1974 году и позднее…
Пикгард крепится к корпусу третьей разновидностью шурупов в количестве восьми штук,что вполне достаточно и учитывая их диаметр – вполне надёжно.
Выход традиционный для тех лет – СГ-5, удобно размещённый на ребре корпуса.
Две пластиковые антабки на корпусе крепятся внушительными шурупами, оригинальность которых почему-то вызывает сомнения.
Традиционно-клетчатый чехол длиной 118 см, как и сам бас, не понёс серьёзных потерь.
Удобный кармашек для мелочей под молнией. Тут бы и найти паспорт Кавказа, ан нет…
«Чемоданная» ручка крепится на двух винтиках (изнутри, в заботливой байковой одёжке прячется ответная алюминиевая пластина).
Чехол можно и подвесить на крюк – есть специальная петля со стороны грифа, которая вроде бы достаточно надёжно закреплена четырьмя клёпками.
Внутри чехол обшит мощной байковой тканью. Такое ощущение что можно и в зиму с ним выйти. Ну и весу предаёт такая начинка.
Сам бас на мой взгляд довольно удобный по форме, есть конечно некоторый дисбаланс, но для игры сидя это не так и важно. Звук конечно своеобразный, тихий, но весьма винтажный, что для образца в музейную коллекцию именно то, что нужно.
Пользуясь случаем и дабы не плодить темы сообщу здесь: Ищу настоящий Кавказский клюв гордого профиля и пару умелых ручек!
ID пользователя #9028 Зарегистрирован: 23.09.2017, 09:01 Местонахождение: Москва Сообщений: 1013
Вячеслав, потрясающий обзор! Спасибо! По встречающейся информации у меня сложилось не лестное представление о нём, поэтому обходил этот бас стороной, а вы так "вкусно" его описали, и винтажный звук, да ещё и потрясающий горный вид!!! В общем самому захотелось такой иметь!
Шуруп антабки на моём Урале 510 Г, тоже из 70-х, очень похож на ваш. Когда вывинчивал, сразу бросилось в глаза, что выглядит он "благороднее" среднестатистических советских шурупов.
ID пользователя #7064 Зарегистрирован: 26.10.2015, 08:39 Местонахождение: Адлер Сообщений: 2432
А вот - настоящий Кавказский клюв гордого профиля - это какой? Есть клювы всякие...., - а какие куриные, какие орлиные Кавказкие - не в курсе что-то и сам. Пара ручек тоже вроде были (от Бас-2). Обменно-торговый фонд [link]
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Спасибо за обзор! С душой написано! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #7366 Зарегистрирован: 28.04.2016, 16:39 Местонахождение: Омск Сообщений: 3949
Хороший обзор, Вячеслав! Спасибо за труд! Был у меня Кавказ только с рельсовыми датчиками. Да, гитара чудная и внешне хороша. Аккуратная на вид. Один минус с которым я не смог справится - дисбаланс головы и задницы) Ну и куда же без кривого грифа.
А вот с датчиками Тоники они отличаются не только отверстиями, но и форма немного иная. У Тоники она более округлая. То есть углы у Тоники имеют больше радиус и с верха если смотреть и с торца.
Приятно было вспомнить старый-добрый Кавказ/Терек! Играл на нем в Армии. Эх, золотые были времена! ))) А бас очень даже симпатичный. Он какой-то "нейтральный". Форма деки на удивление проста, лаконична и изящна. Плавные контуры хорошо гармонируют с пикгардом, нет угловатости и рогатости, "лапки" маленькие и по-детски трогательные слабенькие. Его вид успокаивающий. Он вообще какой-то добрый, как старый друг!
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2228
Спасибо за обзор!) Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
ID пользователя #7170 Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26 Местонахождение: Алма-Ата/Байконур Сообщений: 4297
ARS Цитата ...
Приятно было вспомнить старый-добрый Кавказ/Терек! Играл на нем в Армии. Эх, золотые были времена! ))) А бас очень даже симпатичный. Он какой-то "нейтральный". Форма деки на удивление проста, лаконична и изящна. Плавные контуры хорошо гармонируют с пикгардом, нет угловатости и рогатости, "лапки" маленькие и по-детски трогательные слабенькие. Его вид успокаивающий. Он вообще какой-то добрый, как старый друг!
ARS спасибо за фотку!!! Тема!!!!
Вот нам бы во все темы фоток от форумчан с соответствующими гитарами в прошлом и настоящем!!! Да и фоток звёзд с такими гитарами не плохоб закинуть.
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3726
Спрашивал я, кажется, у автора видео, но уже не помню - там у него какой-то процессор стоит или это так звучит "по-честному" ? Звук "фирменный", да уж. Песенки [link]
Вот нам бы во все темы фоток от форумчан с соответствующими гитарами в прошлом и настоящем!!!
Пожалуйста, брат))) Бас этот в самом деле стал дорог на всю жизнь, так как скрасил два моих армейских года! Есть такой в коллекции. Хотя, честно говоря, всегда любил играть на ритме и гитарку Аэлиту, что у солдатика напротив, для себя готовил и приводил в порядок. Но, плин, опять никто не умел играть на басу! И это у меня уже не в первый и не в последний раз по жизни! Что за напасть! В разных коллективах басистов либо не могли найти вообще, либо попадались крайне не серьезные...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Всё же, назло всем замедлениям, продолжаем наполнять ютуб (но заодно и начинаем наполнять остальные видеохостинги, ссылки см. ниже). На этот раз видео про мою эротическую мечту юношества - бас-гитару Jolana D-Bass.
Сердечно благодарю за поздравления, коллеги. Вы даже не представляете, как это сейчас для меня важно... Спасибо, ребята... (Остальное чуть позже в теме "Гавайка МЭФМИ"). Ещё раз - СПАСИБО...