ID пользователя #7366 Зарегистрирован: 28.04.2016, 16:39 Местонахождение: Омск Сообщений: 3949
Здравствуйте!
За моим окном начинает светать и я уже дико хочу спать. Однако, дописать эту статью хочу еще сильнее. Это мой первый такой объемный труд на форуме и я специально старюсь, чтобы он вышел в мой день. Скажу сразу, что будут еще правки, дополнения к описаниям, обновления фото и ссылок. Блюдо готово на процентов 80. Надо еще настояться.
Бридж всему голова! Частотеряемая вещь. Наверное в списке самых искомых деталей, бридж будет первым. В данной статье я постарался собрать полную информацию по бриджам для советских электрогитар и басов. В частности это фотографии внешнего вида в ракурсах отображающих основной конструктив изделия , плюс ссылки на чертежи (не все успел вставить честно), которые имеются на данный момент в соответствующей теме Чертежи Да,по хорошему чертежи стоит закрепить прям в теме, но многие чертежи бриджей это не 1-2 картинки, порой это 6-7, а порой это просто фото бриджа с линейкой. Не хотелось громоздить кучу такую. Может рано или поздно чертежи станут более конкретными (правильными) и тогда им точно будет здесь припасено место!
В виду отсутствия всех гитар у меня на руках - фото искал по форуму. Из того что нашел, были выбраны самые удачные. По мере появления более лучших фотографий и новых чертежей, буду редактировать тему. Если кто-то предложит фото своих образцы в более понятном виде, чем те, что найдены мной, буду признателен и с легкостью выставлю ваши.
На данном этапе представлены бриджи только СССР. Возможно остальные тематические бриджи (немцы,чехи ,болгар и тд) появятся позже в новой теме или станут расширением этой.
Долго думал по какому критерию сортировать порядок описания и решил, что начну я , с вашего позволения все же со своих любимцев, и далее пойду по заводам как в Музее Яхи. Поехали!
Ленинградский завод АККОРД
. Так как по большому счету Аккорды это огромный "кастом", то и бриджи были уникальны. Да, общее у них явно есть, но порой некоторые сделаны весьма топорно и напоминают скорее самопальные. Вместо седел была нарезанная ладовая проволока. Разница между бриджем под БАС или ЭГ - лишь в количестве "седел". Прорези в верхней части бриджа под них же всегда в количестве 4 штук. Яркая черта бриджей - большие колеса регулировки высоты бриджа.
Бриджи ЭГ
Бриджи БАС
Отдельно упомяну два образца Аккорда, которые имели не типичный вид и не типичные для Аккорда зацепы и соответственно не типичные бриджи. №1 Аккорд на 9 струн!!! Система зацеп+бридж весьма похожи на немцев или наши ростовские Тоники.
№2 Не имеет бриджа, однако зацеп все тот же под ростовский и ,вероятно, бридж был также из металла .
Чертежа нет, полагаю потому что образцы весьма рандомны. Вывести нечто среднее по размерам можно, но лично я не имею для этого оригинального бриджа.
Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов (МЭФМИ)
По информации EbenezerDorset бриджи имели несколько конфигураций:
Раняя версия. Бридж на ранних гавайках является практически точной копией бриджа Resonet Arioso Корпус бриджа изготовлен из бука и "глубоко прокрашен" в чёрный цвет. Опорой для струн является металлическая пластина из нержавеющей стали. Этот бридж крепится к корпусу двумя шурупами через отверстия в удлинённой нижней части П-образной латунной детали (крышки) струнозацепа.
Более поздний бридж вероятно является сильно упрощённым переосмыслением бриджа Resonet Akord Корпус бриджа изготовлен из бука и "глубоко прокрашен" в чёрный цвет. Опорой для струн является металлический круглый пруток ∅ 3 мм. В качестве материала прутка сначала использовался нейзильбер, впоследствии заменённый обычной сталью (не нержавеющей). Этот бридж никак не крепится к корпусу и является отдельно стоящей деталью, удерживаемой на месте только натяжением струн.
Ленинградская Фабрика народных (щипковых) музыкальных инструментов им. А.В. Луначарского
Лентоника
Весьма интересное решение конструкции. Фото в разборе я не нашел. Понять все можно будет по Чертежу бриджа Лентоник Разница между басовой и гитарной версией лишь в количестве пропилов на металлическом порожке.
Арктоп деревянный
Довольно простой, но приятный на вид бридж, очень напоминающий бриджи Musima и Элгавы
Арктоп пластиковый , а также вся линейка Мария.
Эти инструменты имели абсолютно идентичные бриджи. Уникальная форма "веретена" ,заменяющая седла под струны, подходит как для 6 струн, так и для 12 и для 4 струн баса.
Гитара адаптеризованная арт. В-31-р/630/255-р ( 6 и 7 струн)
Бридж цельный без возможности регулировки высоты. Различие между 6 и 7 стрункой лишь в пропилах на пластиковом порожке.
Ленинградский завод МУЗДЕТАЛЬ
Адмирал 6 струн
Адмирал бас
Муздеталь РИТМ
Муздеталь СОЛО
Муздеталь БАС
Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ
Урал ЭГ
Устанавливался на корпус с пластиной основания и без нее, тогда шпильки под гайки крепились сразу в деку. Чертеж бриджа Урал
Свердловская Тоника ЭГ
Для закрепления крышки к бриджу использовались 2 винта, под них имеются углубления в основании бриджа. Это важное отличие от крышек с Ростовких бриджей, на которые свердлосвские крышки не подходят.
Урал БАС
Свердловская Тоника БАС
На ранних образцах стояли деревянные бриджи. На первом фото, вероятно,самопал по мотивам оригинала. Чертеж раннего бриджа
Позже стали ставиться бриджи как и на Урал БАСах
Фабрика клавишных инструментов РОСТОВ-ДОН (МПО КАВКАЗ)
Ростовская-на-Дону баянная фабрика
Фабрика музыкальных инструментов ТЕРЕК г. Орджоникидзе (МПО КАВКАЗ)
Ростовские бриджи разных фабрик между собой схожи, но по наблюдениям Izola, "отличаются (незначительно) формой седел, формой роликов, толщиной металла, используемого для изготовления седел. Отличия идут по годам выпуска. Скорее всего Баянная и Клавишная фабрики снабжались фурнитурой из одного источника" (с)
Бриджи схожи со Свердловским вариантом для Тоник. Однако имеют отличия. Первое что сразу бросается в глаза- форма седел, они закругленные; второе - форма основания- имеет закругленные уши и нет углублений для крепежа крышки бриджа. Важно: крышки бриджа ростовских и свердловских гитар взаимонезаменимые по размеру.
Ростовская Тоника БАС и Кавказ
Выполнены из пластика. Верхняя часть внутри полая, отчего часто прогибалась и ломалась прям по центру. Бриджи были двух цветов белые и черные. Какой либо логики в выборе цвета на той или иной модели я не заметил. Чертеж бриджа Ростовских Басов
Куйбышевская фабрика щипковых музыкальных инструментов
Здесь, конечно, сложно о чем-то судить, в виду малого количества инфы, но что имеем то и покажу.
САМАРА "Соло" (поздняя)
Новосибирский завод радиодеталей ОКСИД
ЭЛЕКТРОНИКА
Об изделии этого завода тоже мало информации в виду редкости гитары, однако, по теме статьи имеются хорошие фотографии
Белорусское производственное объединение музыкальных инструментов г. Борисов
Футурама 1, Футурама 2, БелАэлита
Бриджи копии с чешской Jolana Star5. Встречались светлые и темные модели.
Борисовский БАС
Внешне похожи на ранние бриджи Свердловских Тоник.
Форманта (ранняя версия)
Внешне он похож на ростовсикй бридж, однкао имеет ряд отличий. 1 - форма корыта. У Ростовоского варианта есть уши. 2 - на бортике белорусса есть отверстия с резьбой для крепления крышки-козырька винтиками. 3 - седла несколько иной формы. Сами колесики больше, а передняя стенка седла ниже. 4 - диаметр регулирующих винтов (и по мензуре, и по высоте) 5 - межосевое расстояние направляющих шпилек Вот несколько фото для сравнения( красным отметчен бридж форманты).
Форманта (поздняя версия), Соло 2 и Соло 2 Форманта
Бридж-гробик с крышкой
БАС-1
Копия 6-струнного бриджа-гробика, но на 4 седла. Крышки одинаковые.
Беларусь БАС
Минский завод ТРАНЗИСТОР
электрофоническая гитара Турист-1
Львовская опытно-экспериментальная фабрика народных инструментов
Эстрада
Львов ритм
Львов БАС
Одесская фабрика музыкальных инструментов
Одесса ЭГ
Вариант в металле №1
Вариант в металле №2
Крышки полагаю были на обоих вариантах. Фото и подтверждение еще ищу.
Вариант на кастомной Одессе аналогичен басовому бриджу из эбонита
Одесса БАС
Бридж деревянный похож на гроб
Филиал завода ЭЛЬТА г. Свердловск Ворошиловградской обл.
Эльта ЭГ
Верхние части бриджей были из оргстекла и эбонита
Была еще такая версия бриджа в частности в этом обзоре Вставлялся он в отверстие указанное на фото №2 стрелкой
Эльта БАС
Если я правильно понял басовый бридж аналогичен гитарному с разницей лишь в количестве пропилов в ладовой проволке.
Черниговская фабрика музыкальных инструментов им. П. Постышева
Чернигов ЭГ и БАС
Внешнее похожи на бриджи Элгавы и тп. Между ЭГ и БАС разница лишь в пропилах под струны. Чертеж
Житомирская фабрика музыкальных инструментов
Хоть изначально я не брал в статью гитары чисто акустические , без каких-либо датчиков, обойти вниманием эту я не мог. Больно спецеифичная она сама по себе.
Акустическая гитара ЖИТОМИР
Была вариация с таким зацепом-бриджем
И вот такая конструкция
Ереванская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов
Крунк "Hurrican"
Очень похожий на чешский от Торнады
Крунк АНИ ЭГ, Крунк ЭГ, Крунк 50 ЭГ, Крунк Аэлита ЭГ и ЭГ половина Двуголовго Крунка
Эти модели армянского гитарстроя имели бриджи копии с чешских, хотя немного они отличались. Izol: Отличия иолановских и ереванских бриджей: - На ереванских существенно выше винт регулировки высоты. - На ереванских межструнное расстояние меньше - Разное крепление втулок - направляющих винтов регулировки высоты.
Где-то было сравнение бриджей чехов и армян, но что-то я потерял фото. Кто помнит где- ткните носом
Крунк 12 струн
В целом форма все та же. Однко круглые седла шире и имеют два ряда пропилов под парные струны
Крунк БАС, Крунк АНИ-БАС, Басовая часть двуголового Крунка
Довольно незамысловатый по форме бридж. Если я правильно понял: были варианты с пластиной-основанием под ноги и без онного.
Электромандолина КРУНК
Тоже весьма простой конструктив бриджа
Крунк МИНИ
С виду очень похож на бридж от мандолины. Однако если судить относительно размера датчика, то бридж миниКрунка меньше. Хотя размер дачтчиков может тоже отличался (может я где-то пропустил инфу). Данный момент очень нуждается в проверке. Если у кого-то есть оба образца - дайте фото сравнения! Со слов Izola: Бриджи на крункомандолинах и крунках-мини скорее всего отличаются только разными пропилами под струны. Дело в том, что датчики на мандолинах меньше, чем на крунках-мини (этот датчик такой же, как на Крунк-50). Оттого и работает эффект масштабирования.
Рижский "750 завод технических средств пропаганды" / "750 завод звуковой аппаратуры"
Гонг ЭГ
Гонг БАС
Спасибо за внимание. Блюз. _____________________________________________________________________________________
П.С. на данный момент это все. 4:50 утра и мой мозг уже не хочет думать. Возможно сегодня я не почитаю даже ваших комментариев ,но как прочту - буду править текст.
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1565
Саня, во первых строках поздравляю тебя С Днем Рождения!
А так же поздравляю с мощной работой по бриджам! Это действительно впечатляет! Молодца!
По бриджу Аккорда№2 надо тебе скинуть размеры, напомни только. Бридж из нержавейки. Со слов продавца, отец профессионально играл на этой гитаре. Гитара была заказана на Ленинградском заводе (понятно на каком). Бридж был поставлен позже (я так думаю), т.к. карман в деке под бридж сначала рассверлен форснером, потом выдолблен стамеской. Причем очень не профессионально. Вот сам бридж не самопал. Уж больно аккуратно все сделано. Как говорится "не подкапаешься..."
Предлагаю админам сразу перенести эту тему в Путеводитель по статьям: гитары и бас-гитары в статьях на сайте в раздел прочее вместе со звучками и прочим!
ID пользователя #9959 Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06 Местонахождение: Москва Сообщений: 1393
aelita85 Цитата ...
Предлагаю админам сразу перенести эту тему в Путеводитель по статьям: гитары и бас-гитары в статьях на сайте в раздел прочее вместе со звучками и прочим!
Категорически поддерживаю. Мощный заход. И сразу предлагаю дополнить раздел про МЭФМИ обоими вариантами бриджев для гавайки. Во-первых, потому что это тоже советская, тоже электро и тоже гитара. Во-вторых – для полноты картины (с учётом фундаментальности начинания).
[ Редактирование 12.06.2020, 03:46 ] Желаю, чтобы все ! . . .
ID пользователя #9959 Зарегистрирован: 10.03.2019, 18:06 Местонахождение: Москва Сообщений: 1393
Александр, вы сделали две наиглавнейшие вещи. Во-первых, важен сам факт того, что вы подняли эту интересную, полезную и очень объёмную тему. Во-вторых, вы выдали основательнейший фундамент для возможного дальнейшего развития, расширения и дополнения данной темы. На Форуме запредельно-огромнейшее количество полезнейшей информации, но... бОльшая её часть находится в неструктурированном виде, что крайне затрудняет её поиск. И это ваше начинание может позволить хотя бы небольшую её часть, связанную с заявленным профилем темы, привести в доступный для поиска и ознакомления вид. Это здОрово. Спасибо. И снова... С Днём рождения!
[ Редактирование 12.06.2020, 07:38 ] Желаю, чтобы все ! . . .
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Спасибо за проделанный труд! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8498
Спасибо за обзор! Внесу несколько дополнений.
1. Металлические бриджи от ростовских электрогитар отличаются (незначительно) формой седел, формой роликов, толщиной металла, используемого для изготовления седел. Отличия идут по годам выпуска, скорее всего Баянная и Клавишная фабрики снабжались фурнитурой из одного источника. Также стоит отметить, что крышки бриджа от свердловских Тоник к ростовским Тоникам и Аэлитам не подойдут. 2. Отличие формантовского раннего бриджа от ростовских - в форме сухарей, диаметре регулирующих винтов (и по мензуре, и по высоте), в межосевом расстоянии направляющих шпилек. 3. Бриджи Одесса бас в массе своей деревянные, а не эбонитовые. 4. Бридж Эльты с деревянным верхом - скорее всего самопальный. Верхние части бриджей были из оргстекла и эбонита. 5. На житомирских акустиках было два вида бриджа: комбинированный (на фото в обзоре) и пластмассовый, отделенный от струнозацепа. 6. Отличия иолановских и ереванских бриджей: - На ереванских существенно выше винт регулировки высоты. - На ереванских межструнное расстояние меньше - Разное крепление втулок - направляющих винтов регулировки высоты. 7. Бриджи на крункомандолинах и крунках-мини скорее всего отличаются только разными пропилами под струны. Дело в том, что датчики на мандолинах меньше, чем на крунках-мини (этот датчик такой же, как на Крунк-50). Оттого и работает эффект масштабирования. "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #7366 Зарегистрирован: 28.04.2016, 16:39 Местонахождение: Омск Сообщений: 3949
Ох, написали то сколько!..
Пишу по порядку всем в одном посте. Всем- спасибо за поздравления и оценку!
Саша, woka, - спасибо за оперативность - внесу гавайку. Музовский бас это оригинал или копия?
Влад, izol, - 1 - не знал что по годам разные. Если можно в личку чиркни подробнее или даже с фото. 2 - форманту от ростова я вроде показал что разные, но так-как нет под рукой их сравнить прям по размерам не мог. 3 и 4 - по Эльте и Одессе поправлю, понял. 5 - не попался бросто 2ой вариант Житомирского бриджа. Если есть фото - буду благодарен. 6 - Сравнение Ереванского против Чешкского находил, но не сохранил фотки - найду. 7 - мини бриджи вот сравнить бы однако!
Илья, Cdur - да это ранний от Тоники бас, хотя по фото кажется что был под 6-стурнку
Общее обращение вновь: Если есть у кого лучше фото бриджей кидайте в личку или сюда - я заменю. Если есть еще какие-то мысли, идеи , догадки, факты по нюансам бриджевых дел - тоже пишите. Вся инфа будет полезна. Спасибо всем.
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
BrotherBlues Цитата ... Музовский бас это оригинал или копия?
Бридж и крышки звучков были куплены мной в 1993 в Рондо на Неглинной, на ценнике стояло "Производитель - Муздеталь". По Музеуму были опознаны мной как детали этого самого баса. На гитаре никогда не стояли. Ушли по обмену к SPA, так что видимо он согласен с моими выводами. SPA, ты согласен?
[ Редактирование 13.06.2020, 11:16 ] Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #7366 Зарегистрирован: 28.04.2016, 16:39 Местонахождение: Омск Сообщений: 3949
Вячеслав, я бы честно не стал. Может я как-то не уделял внимание им вообще, но для меня это как-то не совсем тематы и весьма рандомные модели. Если не прав, и народ потребует (приложив свои усилия и фото), я могу их добавить в статью. Самому ковырять неинтересную мне тему, я не готов
У меня еще есть небольшая подборка бриджей-самопалов разной степени мастерства и рукоблудия, вот их думал еще добавить. Хотя варианты рукоблудные не очень интересны - скорее для смеха.
Цитата ... У меня еще есть небольшая подборка бриджей-самопалов разной степени мастерства и рукоблудия
Весьма интересно посмотреть... В своё время баловался этим, но к сожалению сохранился только один сделанный для "модернизированного" 10-ти струнного Ленинградского арктопа...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4920
BrotherBlues Цитата ...
...Илья, Cdur - да это ранний от Тоники бас, хотя по фото кажется что был под 6-струнку...
Этот совершенно точно под 6 струн - он стоял, как я уже упоминал, на доставшемся мне 6-струнном КРУНКе (фото на инструменте есть в теме КРУНКОЛОГИЯ), и пропилы видны на фото выше (хотя и не очень четко). Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
ДядьЛеш, на мультике должен быть движковый переключатель миддла в противофазе, в добавок к лидстаровским теребонькам. А на Вашем его нет. Или ошибаюсь?