Советские гитары :: Форумы :: Статьи участников sovietguitars.com :: Электрогитары
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Аналитика модельного ряда Ростовской-на-Дону Баянной фабрики

Автор Добавил
Alex_Maestro
18.04.2025, 22:45 Просмотр для печати

ID пользователя #2904
Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45
Местонахождение: Электросталь, Московская обл.
Сообщений: 2232
Данная статья – ой какой долгострой. Соцобязательство о старте было взято так давно, что уже почти никто и не помнит когда...
Но лучше поздно, чем никогда, как говорится.


Гитары Ростовской баянной фабрики, на мой взгляд – самые красивые и нарядные: лампасы там, искра, кантики... Кто в армии служил, тот точно меня поймёт
Наверное, из-за своей некой перефирийности для многих эти инструменты (на пару с изделиями фабрики ТЕРЕК) – нечто вторичное, не заслуживающее внимания. Но для истории отечественного гитаростроения это важная часть, которую я и постараюсь раскрыть.

В данной статье мы опираемся на теорему, которую попробуем подтвердить: принято считать, на баянной фабрике серийные номера инструментам присваивались сквозняком – независимо от модели все они шли подряд, что позволяет вполне приемлемо отследить общие изменения в модельном ряде.

Где-то тут я подумал, что было бы забавно, если баяны от фабрики тоже попадали бы под это правило. Затем посмотрел на АВИТО, а там бирка от баяна с похожим стандартом – РСТ РСФСР 475-74... В общем не лезь, оно тебя сожрёт, хватит конспирологии.

В выборку попали 212 номеров инструментов, в том числе и «со слов хозяина». Из них – только 10 (!) паспортов и 18 – с фото дат в темброблоке.

Состав по моделям:
• 99 АЭЛИТ
• 52 ТОНИКИ
• 61 ТОНИКА-Бас

Любопытно, что во время первого захода по написанию статьи лидером по количеству был Бас. Однако, благодаря интересу отдельно взятого человека – aelita85, удалось сильно расширить область сбора статистики – примерно на 40 дополнительных инструментов, за что ему отдельное спасибо! В очередной раз это доказывает, что один человек тоже может изменить баланс силы.
И отдельное спасибо Skyworker’у, за то, что долгое время выкладывал все замеченные номера в соответствующую тему. Без тебя, Андрей, всего бы этого не получилось.


Для удобства систематизации и определения вектора развития были выделены некоторые основные отличительные признаки инструмента, к которым можно было бы привязаться:
• Цвет пикгарда
• Кант пикгарда
• Цвет головы
• Кант грифа
• Тип звукоснимателя
• Тип дотов
• Наличие декоративных «лампасов» на грифе
• Цвет бриджа (на басу)
• Тип ручек
• Цвет кнопок
• Наличие знака качества
• Тип колков
• Тип втулок
• Наличие кожуха колков
• Цвет верхнего порожка
• Наличие эмалита на грифе


Некоторые признаки, к сожалению, нельзя называть стопроцентно точными – я, например, и вживую-то эмалит на грифе могу не отличить, а уж на фотографиях… Да и редко кто просто так фоткал обратную сторону грифа, как оказалось.

Знак качества может быть затёрт на некплейте, да и опять же – не все его показывают.

Верхний порожек, ручки и кнопки могли быть запросто заменены в процессе эксплуатации, а бридж Баса, как мы знаем, наиболее частотеряемая вещь, поэтому они идут в качестве побочных наблюдений, на которые можно опереться при восстановлении инструмента.

За время производства модели успели сменить артикул, а также ТУ/ТО.

Так например:

Электрогитара ТОНИКА изначально производилась по РСТ РСФСР 83-70, у номера 6225 впервые замечен РСТ РСФСР 508-75, и в районе номера 8500 (первый зафиксированный в ряду* – 8679) он поменялся окончательно. Произошло это где-то в середине 1976 года. Наименование модели также претерпевало изменения – с ЭГС-650 на 510.А.2 (первый зафиксированный случай – № 14545, первый в ряду – № 15677), что хронологически относится к олимпийскому 1980 году.

*Первый в ряду означает, что после этого номера документально не зафиксированы появления номеров с другими характеристиками. Происходило это, как я предполагаю, по причине наличия складских остатков – старые некплейты банально нужно было использовать. Данное утверждение не подтверждено документально, но косвенно можно предположить именно эту причину. Также можно подметить и такую деталь – в паспортах иногда старый РСТ зачёркнут, новый написан ручкой рядом, а на некоторых некплейтах вручную правился артикул. Для конечного потребителя все эти цифры и махинации ничего не значили, а вот для учёта...

Электрогитара АЭЛИТА, допустим, по документам и информации на некплейтах сначала производилась под артикулом 416. Замена на арт. 414 впервые фиксируется у номера 3194, затем внезапно в 4-й тысяче с номера 4227 используется старый некплейт, где цифру 6 затирают и иногда процарапывают 4. Первая в точно зафиксированном ряду гитара – номер 8391. Начался данный переход в середине-конце 1975 и закончился ориентировочно в 1976 году. С ТУ тоже не всё так просто: с самого начала гитара производится по ТУ 205 РСФСР 516-71, который в пределах 6-9-й тысячи сменился на ТУ 205 РСФСР 1009-75 (первое появление – паспорт номера 6588, на гитаре – № 8848), а после окончательно изменился на РСТ РСФСР 508-75. Первое появление стандарта произошло на странном некплейте с номером 8391, в котором именно стандарт был зачёркнут и исправлен. Первым в ряду является номер 10129, относящийся ориентировочно к 1978 году. Странный инструмент номер 1954 не будет браться в расчёт как неподходящий по целому ряду признаков, паспорт с номером 4414 с датой декабрь 1979 – тоже, как несовпадающий по временной привязке. Наименование модели сменилось один раз – с ЭГС-650 на 510.В.2 с номера 14088, одновременно являющегося и первым появлением в выборке, и первым в ряду одновременно с ТОНИКОЙ, в 1980 году.

ТОНИКА-Бас производственный стандарт сменила лишь единожды – с ТУ 205-РСФСР-588-72 на РСТ РСФСР 805-75. Это подтверждено начиная с номера 11388, который является и первым в ряду. Однако по косвенным признакам можно предположить, что произошло это с 10-й тысячи. Номер модели поменялся позднее с ЭГБ-805 на 510.Б.2 начиная с № 20183, в районе 1982 года, позже других моделей.

В связи с тем, что очень сложно провести сквозное описание сразу трёх инструментов, было принято решение разделить их по этапам производства. Кроме того, у всех трёх моделей переход происходил в свой промежуток. Привязываться было решено по внешним признакам, а не только по документам.

Для наглядности построим временную шкалу производства с цветами, отображающими этапы. Пропишем точно известные даты и попробуем подобрать примерные даты периодов выпуска.
Видно, что даже железобетонные даты производства, полученные по паспортам, немного разъезжаются. Думаю, что это связано с тем, что на каждую модель заранее выделялся определённый диапазон номеров. Плюс похоже на то, что с 10-й тысячи начинается сокращение объёма производства ТОНИКА-Баса.







Первый этап — это инструменты, изготовленные по техусловиям РСТ РСФСР 83-70, ТУ 205-РСФСР-588-72, ТУ 205 РСФСР 516-71, модели ЭГС-650 и ЭГБ-805. Ориентировочно производились до 1976 года. Переход на новые ТУ по документам (и в паспортах) произошёл годом ранее, но складские остатки вырабатывались достаточно долго.

АЭЛИТЫ – это инструменты до 8-й тысячи, ТОНИКАБАС – до 9-10-й тысячи, ТОНИКИ – до 10-й тысячи.

Отличительные особенности:
o Овальные маркеры разметки грифа
o Колковая механика от акустик на гитарах
o Отсутствие кантов на голове и пикгардах
o Люберецкие звукосниматели
o Ручки телевизионного формата


Второй этап – инструменты, изготовленные по номенклатурам РСТ РСФСР 508-75 и ТУ 205 РСФСР 1009-75, модели ЭГС-650 и ЭГБ-805. Условно – «переходный период» до перехода на единый РСТ.
АЭЛИТЫ – до 10-й тысячи, ТОНИКИ – до 12-й тысячи, ТОНИКА-Бас – до 14-й тысячи

Отличительные особенности:
o Лампасы на грифах АЭЛИТ и ТОНИКА-Басов
o Грифы с точками без лампасов у ТОНИК
o Алапаевская колковая механика
o Появление кантов на головах и пикгардах АЭЛИТ и ТОНИКА-Басов
o Люберецкие звукосниматели
o Алюминиевые ручки


Третий этап – переход на единый РСТ РСФСР 508-75, смена моделей на 510.А.2, 510.Б.2 и 510.В.2. Финальный этап производства до последнего известного инструмента № 24740. По традиции отечественных гитарных производств, внешние признаки на инструментах появились раньше, чем сменились наименования на некплейтах.

Отличительные особенности:
o Чёрные головы грифов с окантовками
o Грифы с лампасами и точками
o Тульские звукосниматели МЕЛОДИЯ
o Наличие Знака качества


1. Первый этап производства


Скорее всего, первый этап – это была своеобразная отладка производства, внедрение новых техпроцессов и операций. Инструменты выпускаются по независимым ТУ. И создаётся впечатление, что флагманской моделью была АЭЛИТА.

На что нужно обратить внимание:
o Овальные маркеры разметки грифа
o Колковая механика от акустик на гитарах
o Отсутствие кантов на голове и пикгардах
o Люберецкие звукосниматели
o Ручки телевизионного формата

Начнём разбор моделей с головы:

• Первые номера гитар комплектовались Луначарской колковой механикой для акустических гитар с силуминовыми штоками, на АЭЛИТАХ первой тысячи прикрытой металлическим кожухом. Кроме того, устанавливались и белые пластиковые втулки, красиво смотрящиеся на чёрном полиэфире головы.

АЭЛИТА № 247:




ТОНИКА № 2198



В отличие от исключительно чёрных голов гитар ТОНИКА, первые головы АЭЛИТ имели несколько вычурное написание модели, отличающееся от логотипов НПО КАВКАЗ, и разные цвета.
Были головы чёрные:
№ 247:



Белые:
№ 805




И покрытые искристым целлулоидом (№ 743):



Головы ТОНИКА-Бас первых семи тысяч в массе своей чёрные. Однако есть инструменты с номерами 1358 и 3358, у которых, судя по разметке, были переставлены грифы:





• Маркеры грифа у всех инструментов начального периода производства – овалы.
АЭЛИТА № 247



ТОНИКА № 2198




ТОНИКА-Бас № 1654.



• Типичные некплейты первого этапа производства:
АЭЛИТА:




Некплейт с исправленным артикулом



ТОНИКА:



Рукописный некплейт с исправленным РСТ. Такой замечен единственный раз.


ТОНИКА-Бас:




В районе 1000 появляются чёрные некплейты с рукописным текстом.


После чего долгое время (как минимум до 9000) они будут белыми, с чёрным текстом



Полосочки на первых некплейтах ТОНИК, кстати, будто бы перекликаются с некплейтами фабрики УРАЛ

• Пикгард на инструментах первого периода весьма разнообразен:

АЭЛИТЫ:

Красный перлоид (№ 247):



Зелёный перлоид (№ 953):



Частота обнаружения:



ТОНИКИ:
Белый пикгард (№ 2198):



Потом какое-то время пикгарды были жёлтоискристые (№ 3212):



Судя по всему, в районе 1975-го года было выпущено около 1000-1500 инструментов с пролетарским красным пластиком (№ 4172)



Начиная с 6-й тысячи появляется зелёный перлоид (№ 8674)



Частота обнаружения:



У ТОНИКА-Баса весь первый период производства электроника монтировалась на классический зелёный перлоидный пикгард (эта – № 6896).



• Звукосниматели, как видно на всех инструментах – Люберецкие.
• И отдельное внимание стоит обратить на ручки управления:
На АЭЛИТАХ – это ручки «телевизионные» (на примере № 247)



На ТОНИКАх и ТОНИКА-Басах – чёрные пластиковые конические
ТОНИКА № 3221



ТОНИКА-Бас № 6896



• Паспорта:

АЭЛИТА № 4155




Любопытный момент – к началу перехода на новый этап производства в паспортах ТУ и артикул правился от руки:




На внешний вид, судя по всему, это никак не влияло и значилось только на бумаге и периодически на некплейтах.
Более точной информации собрать не представляется возможным, ввиду отсутствия большого количества паспортов.
С паспортами, кстати, тоже может быть путаница:





Паспорт № 1 – АЭЛИТА № 4155, дата производства – 01.1976
Паспорт № 2 – АЭЛИТА № 6588, дата производства – 10.1976
Паспорт № 3 – АЭЛИТА № 4414, дата производства – 12.1979

Как это возможно? Гримасы социалистического производства? Загадка.

№ 4414 должна быть произведена в начале 1976 года. А знак качества вообще характерен для АЭЛИТ после 12-ти тысяч, но чтобы в двух местах неверно указать номер...

Побочные наблюдения:

Верхние порожки у всех – белые

У АЭЛИТ:
• кнопки были на 14 инструментах, 5 из них – полностью красные наборы, 3 – белые, 1 – чёрные 5 – все разные
• Антабки замечены на семи инструментах, 3 – белые, 3 – чёрные и 1 раз – металлические (у инструмента № 3194, до него их не было).

У ТОНИКИ:
• Антабки замечены на 9 инструментах, 8 шт. – металлические (на инструментах до 9-ти тыс.), 1 – чёрные
У ТОНИКА-Баса:
• бридж сохранился на семи инструментах, 6 раз чёрный, 1 – деревянный

2. «Переходный» этап производства:

Второй этап – инструменты, изготовленные по номенклатурам РСТ РСФСР 508-75 и ТУ 205 РСФСР 1009-75, модели ЭГС-650 и ЭГБ-805. Так называемый «Переходный период» до перевода производства на единый РСТ.

Часть инструментов несёт на себе набор признаков начального периода производства вместе с теми, каковые позже станут едиными. Вероятно, внедрить новое ТУ было невозможно сразу – имелись заготовки на производстве, которые нужно было вырабатывать.

На что стоит обращать внимание:
o Лампасы на грифах АЭЛИТ и ТОНИКА-Басов
o Грифы с точками без лампас у ТОНИК
o Алапаевская колковая механика
o Появление кантов на головах и пикгардах АЭЛИТ и ТОНИКА-Басов
o Люберецкие звукосниматели
o Алюминиевые ручки


Вероятно в связи со сменой ТУ на производство инструментов в их конструкцию были внесены следующие изменения:
• Окончательно и бесповоротно перестают использоваться акустические колки на электрогитарах – их заменяют не нуждающиеся в представлении Алапаевские колки «Ритм» с металлическими втулками.
• Меняется разметка на грифе:


У АЭЛИТ появляются красивые лампасы на грифе и остаются овальные доты. С окантовками головы грифа и пикгарда, на мой взгляд, очень красиво смотрится – самые «нарядные» образцы гитар.
Пример – № 8443



У ТОНИКА-Басов пропадают овалы и появляется разметка «Лампасы и точки»

Пример – № 11976



У ТОНИК в отслеживаемом интервале номеров 10229-11576 на грифе овалы меняются на точки. АЭЛИТЫ и басовые ТОНИКИ в это время уже щеголяют лампасами.

Надо отметить, что все переходы на ТОНИКАХ происходят с большей задержкой, чем на других инструментах, словно они были не флагманской моделью и на них отдавались все складские запасы, но всё это подпадает под категорию домыслов и додумок.

Пример – № 10524



• Меняются оклейка головы грифа и пикгард:

У АЭЛИТ голова грифа и пикгард становятся однотонными и получают кант. В данный период цвет был один – жёлтая искра.
№ 8904



У ТОНИКА-Басов появляются следующие варианты:

Красная искра, № 11138



Жёлтая искра № 11802



С номера 12465 голова становится исключительно чёрной с кантом



А пикгарды были разнообразны:

Жёлтая искра № 11976



Зелёный перлоид № 12465



Красная искра № 13717






Электрогитары ТОНИКА разнообразием не отличались – это были инструменты с чёрной головой без канта и зелёным перлоидом.
Пример – № 11576



• Некплейты второго периода:

АЭЛИТА:

Некплейт с стёртым ТУ и нанесённым РСТ из будущего (переход на него должен будет начаться с 12-й тысячи)






ТОНИКА:





ТОНИКА-Бас:



• Ручки регуляторов громкости и тона начинают меняться именно в этот период и принимают вот такой вид:



• Паспорта переходного периода:

ТОНИКА:





ТОНИКА-Бас:





Побочные наблюдения:

Верхние порожки у всех – белые

У АЭЛИТ:
• кнопки были на 12-ти инструментах, 11 из них – полностью красные наборы, 1 – разные
• Антабки замечены на 8 инструментах, все – чёрные

У ТОНИКИ:
• Антабки замечены на 1 инструменте, чёрные

У ТОНИКА-Баса:
• бридж был на 8-ми инструментах, 7 раз чёрный, 1 – белый


3. Заключительный этап производства


Третий этап был отмечен переходом на единый РСТ РСФСР 508-75, плюс произошла смена наименований моделей на 510.А.2, 510.Б.2 и 510.В.2. По традиции отечественных гитарных производств, внешние признаки на инструментах появились раньше, чем сменились наименования на некплейтах.

Последний известный инструмент – ТОНИКА № 24740

На что стоит обращать внимание:
o Голова грифа
o Разметка грифов
o Звукосниматели
o Наличие Знака качества


• Голова грифа

По инерции от предыдущего периода производства часть АЭЛИТ получили голову, оклеенную искристым пластиком. Но, начиная с 11-й тысячи они становятся уже сугубо чёрными с белым кантом.
№ 10682




№ 11921



ТОНИКИ обзаводятся белым кантом (на примере № 15919)



А ТОНИКА-Бас уже выпускался с такими головами – аж с 12-й тысячи

• Разметка грифов пришла к единому стандарту на всех инструментах – тип «Точки и лампасы».
Собственно, изменения произошли только на АЭЛИТАХ и ТОНИКАХ, ТОНИКА-Бас также опередил коллег по цеху – с 10-й тысячи

Для примера:

АЭЛИТА № 12832



ТОНИКА № 15919



Самое главное изменение в модельном ряде – это переход на новые Тульские звукосниматели МЕЛОДИЯ:

АЭЛИТА № 16380



ТОНИКА № 19995



ТОНИКА-Бас № 17867



• Коснёмся расцветок пикгарда:

АЭЛИТА сначала щеголяла пикгардом с золотой искрой (на примере № 12034):



На 11-12-ой тысячах появляется красная искра (на примере № 14685):



После чего красная искра становится преобладающей в общем объёме производства, хотя нет-нет и мелькнёт золотая. Чёткой картины нет.

Более редкий внезапный вариант – коричневый окантованный перлоид (на примере № 15754):




И, наконец, единственный задокументированный экземпляр с зелёным перлоидным пикгардом – № 19974 (Да, это ЕДИНСТВЕННОЕ фото, и только такое)



Частота обнаружения:



У ТОНИК в основной массе на пикгардах была искра. Чаще всего встречается красная (на примере № 22248)




Также есть достаточно большое количество с золотой искрой (№ 17658)




Появление их – хаотичное, без чёткой привязки

Более редкие варианты – перлоидные. Периодически встречались такие варианты:

Красный перлоид (на примере № 15919)




Коричневый перлоид (№ 19995)



Зелёный перлоид. Качество фото ужасное, но там и кант присутствует (№ 20396)




Частота обнаружения:



У ТОНИКА-Басов картина была следующая:

Почти половина выявленных инструментов со звучками МЕЛОДИЯ оснащены красным искристым пикгардом (пример – № 16236)



Коричневый перлоид (экземпляр № 17867), судя по всему, задействованный на всей тысяче от 17000 до 18000 и мелькнувший в районе 21-й тысячи (вероятно перлоид использовался в моменты перебоев с искристым пластиком).



Золотая искра (пример № 18694), встречающаяся несколько хаотично на промежутке 18-20 тысяч, вперемешку с другими цветами



И под занавес – зелёный перлоид (пример № 22683), встречающийся в промежутке 22500-23500



Частота обнаружения:



• С появлением МЕЛОДИИ на некплейте появляется и Знак качества

АЭЛИТА:

Первые некплейты периода:



В районе 12-й тысячи инструмент получает Знак качества:



С 14-й тысячи меняется название модели, появляется чёрный некплейт:





В начале 17-й тысячи некплейт становится белым:



В конце 22-й тысячи, а именно с номера 22796 и по последний 23276, Знак качества механически стёрт:



ТОНИКА:

Самые первые инструменты третьего периода имели рукописный некплейт:



Сменившийся чёрным в районе 13500 вместе с наименованием модели.



В районе номера 15500 на некплейтах ТОНИК появляется знак качества. На АЭЛИТАХ он появился раньше – в районе 13500, на ТОНИКА-Бас – в районе 14700. Какое-то время АЭЛИТЫ и басовые ТОНИКИ шли с ЗК, а шестиструнные ТОНИКИ – нет.



В районе 19-й тысячи некплейт стал белым:



На одной из самых молодых ТОНИК, попавших в поле зрения, знак стёрт:



ТОНИКА-Бас:

Первые некплейты периода, сразу со Знаком качества:




В начале 16-й тысячи некплейт стал чёрным:



В районе 20 000 происходит смена наименования модели – с ЭГБ-805 на 510.Б.2 и появляется белый некплейт:



В отличие от гитар, ТОНИКА-Бас продержалась со знаком качества до самого конца производства, он гордо красуется на некплейте № 24393



Стоит рассказать, что существует ТОНИКА № 19327 с темброблоком от баса – об этом гордо сообщает тип звучков и бумажка внутри. Вероятно, в какой-то момент электроники на участке сборки могло не хватить, а план уже горел. Других подобных случаев не выявлено.




Также особняком стоит электрогитара ЭЛЕГИЯ.



Описание находится вот тут: [link]
Примерная дата производства, а именно конец 1981-го – начало 1982-го года, вполне укладывается в 3-й период производства, равно как и такие признаки, как тульские звукосниматели МЕЛОДИЯ и окантованный пикгард. До остановки выпуска инструментов оставалось совсем немного, поэтому серийное производство данная модель не увидела.
Некплейт, судя по всему, был переделан из серийного образца, что видно по дописанному названию и наименованию модели. Буква Г на нём как бы намекает, что инструмент - продолжение модельного ряда инструментов.




Паспорта третьего периода:

АЭЛИТА:





ТОНИКА-Бас









Побочные наблюдения:

Верхние порожки у всех – белые

У АЭЛИТ:
• кнопки были на 56-ти инструментах, 31 из них – полностью красные наборы, 5 наборы красно-белые и красно-чёрные. Белые 10 раз, чёрные – 14.
• Антабки замечены на 40 инструментах, белые – в 24 случаях, 16 – чёрные

У ТОНИКИ:
• Антабки замечены на 16 инструментах, 12 – белые, 4 – чёрные

У ТОНИКА-Баса:
• бридж в полтора раза чаще встречается белый

Подводя итог, объединим всю информацию по отличительным особенностям воедино:






И бонусом - примерный объём производства по годам:



В заключение хочется сказать, что данная статья является в большей степени стартовым материалом, и хотя даты производства добыты путём анализа и сопоставления, они могут гулять в пределах полгода-год.
Хотелось бы получить конструктивную критику материала и, что ещё более ценно, фотографии новых экземпляров. Очень не хватает, как мы видим, сканов или фото паспортов, что совершенно необходимо для более точной привязки к датам, поэтому претендовать на истину в последней инстанции не приходится.
В случае появления новой информации, статья будет дополнена или, при необходимости, переработана.


Спасибо Я-хе, что пинал меня все 5 лет подготовки статьи


С Уважением,

Alex_Maestro,

Апрель 2025


[ Редактирование 18.04.2025, 23:15 ]

Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link]
Виш лист: [link]

[link]
Библиотека сканов
Наверх
Сайт PM
Сhelya
19.04.2025, 08:40

ID пользователя #1918
Зарегистрирован: 07.06.2010, 13:49
Местонахождение: Одинцово/Москва
Сообщений: 2485
Круто. Углубился в изучение.

Представительство моей коллекции в интернете - здесь
Наверх
Сайт PM
Mr_Digitech
19.04.2025, 11:05

ID пользователя #3482
Зарегистрирован: 07.11.2012, 10:53
Местонахождение: Обнинск
Сообщений: 1511
Алексей, благодарю за массивную работу.
Не нашёл информации по Аэлитам с квазихамбакерами. Вот пример таких гитар

Мой WISH лист
Коллекция
Мой Ютуб Канал с ОБЗОРами
Группа "Dёргать!" в VK
Мой инструментальный проект "Cosmograd"
Мой альтернативный проект АНТИДОТ в ВК
Я ВКонтакте
Наверх
Сайт PM
Austin
19.04.2025, 14:17

ID пользователя #17397
Зарегистрирован: 13.02.2023, 14:09
Местонахождение: Пермь
Сообщений: 1365
Потрясающая работа! Погружаюсь в содержание. Спасибо!

Скиньте в личку список "Тоники" и "Тоника-бас", которыми располагаете (скриншот), чтобы я мог скинуть те, которых у вас нет.

[ Редактирование 20.04.2025, 08:47 ]
Наверх
PM
Austin
19.04.2025, 17:00

ID пользователя #17397
Зарегистрирован: 13.02.2023, 14:09
Местонахождение: Пермь
Сообщений: 1365
Сразу позволю себе несколько уточнений и своих мыслей:
1. "Аэлита" № 743, судя по типично "клавишному" порожку и комбинации материалов пластика (зелёная искра на пикгарде и красная искра на голове) очень напоминают почерк клавишной фабрики раннего периода. Ничего подобного у баянных инструментов не встречается. Прямо напрашивается мысль, что это сборник. Я уже молчу о датчиках, металлических колках и рычаге от свердловской "Тоники". Очень странная гитара. Если ещё и надпись логотипа на голове по баянному образцу (не разглядеть), то это и вовсе разрыв мозга.
2. "Тоники" с басовыми рельсовыми звукоснимателями в период № 18ххх-20ххх не редкость. Помимо № 19327 они установлены на: 18070, 19237, 20006. А наклейки изнутри пикгарда, указывающие, что темброблок от бас-гитары (кроме датчиков различий нет) устанавливались вплоть до самого конца выпуска гитар, включая самую последнюю из известных мне "Тоник" № 26514 (дата выпуска ТБ 15.10.81, резисторы - авг. 81г.) При этом датчики чаще всего были не басовые.
3. В статье о "Тонике-бас" ( [link] ) я вскользь упоминал, что при попытке датировать баянную "Тонику" столкнулся с тем, что по непонятной причине нумерация "Аэлиты" существенно отставала от других моделей фабрики, что ставило под сомнение линейность присвоения серийников. Только "теория линейности" подталкивает к выводу, что и "Тоники" и "Тоника-бас" выпускались до 83-84 г. Но мне не удалось найти свидетельства (паспорта, детали, ТБ) выпуска инструментов семейства "Тоника" позднее марта 1982 (ТБ от ЭГ без номера).
Кроме того, если принять во внимание, что "Аэлита" № 19981 по паспорту изготовлена в марте 1982, то получается, что в этот же месяц произошло переименование ЭГБ-805 в мод.510 Б.2. (с № 19990). Только из этого следует, что внезапно производство на фабрике было в разы замедленно: "Тоника-бас" № 18763 изготовлен по паспорту 11/80г., значит за 16 месяцев было изготовлено на фабрике всего 1200 гитар, что соответствует 75 гитар в месяц всех моделей. Получается прямо не фабрика, а артель какая-то.
Я не настаиваю на "короткой" хронологии фабрики, а лишь хочу обратить внимание на очевидные вопросы в датировках. По моим наблюдениям, нумерация "Аэлит" стала иметь расхождение с другими моделями примерно после № 10ххх.

Надеюсь, не сильно запутал)).
Статья действительно получилась интересной. Может её перенести в раздел "Статьи", иначе в "Делах" она затеряется?
Ниже фото самой поздней "Тоники" из мне известных.





[ Редактирование 20.04.2025, 08:44 ]
Наверх
PM
swin
20.04.2025, 06:30

ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3771
Работа колоссальная! Тут не один день надо изучать информацию.

Песенки [link]
Наверх
PM
Vzglyad
22.04.2025, 04:40

ID пользователя #7170
Зарегистрирован: 02.01.2016, 10:26
Местонахождение: Алма-Ата/Байконур
Сообщений: 4344
Спасибо,Алексей! Будем читать!!!
Наверх
PM
Alex_Maestro
27.04.2025, 19:04

ID пользователя #2904
Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45
Местонахождение: Электросталь, Московская обл.
Сообщений: 2232
Mr_Digitech Цитата ...

Алексей, благодарю за массивную работу.
Не нашёл информации по Аэлитам с квазихамбакерами. Вот пример таких гитар


Максим, так ведь у меня баянный завод, а не клавишный..

Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link]
Виш лист: [link]

[link]
Библиотека сканов
Наверх
Сайт PM

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


EbenezerDorset
14.05. : 17:56
Категорически поддерживаю!!!
С днём рождения! Здоровья и бодрости духа! Мира и добра!

Austin
14.05. : 17:49
Николай, с днём рождения! Здоровья и всех благ!

swin
14.05. : 16:30
От души присоединяюсь!

StariyDed
14.05. : 10:16
С Днём рождения, Николай!

От души желаю крепкого здоровья, долгих лет счастливой жизни, успехов в делах, благополучия - тебе, твоим родным и близким!

robat
10.05. : 22:11
С праздником!

Volli
09.05. : 09:41
С Днем Победы! Помним, гордимся!

robat
09.05. : 08:15
С праздником!

StariyDed
06.05. : 11:12
С Днём рождения, Александр!
От души желаю здоровья, долгих лет счастливой жизни, успехов в делах, благополучия

EbenezerDorset
05.05. : 17:50
Александр!
С Днём рождения!
Здоровья и бодрости духа!
Мира и добра!
Заходи по-чаще...

Svetliy_metall
05.05. : 17:14
Уважаемый камрад woka, поздравляю с днем рождения!

Father_42
04.05. : 00:02
Поздравления !!

Austin
03.05. : 14:17
Александр, от всей души желаю Вам крепкого здоровья и творческой энергии!)

Svetliy_metall
03.05. : 12:31
С днём рождения, Александр!

EbenezerDorset
03.05. : 11:35
С днём рождения, Александр Игоревич! С юбилеем!
Здоровья и бодрости духа!
Мира и добра!

Сhelya
03.05. : 10:43
Свердловская Тоника (1969-70 г.в.) [link]


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2025 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»