Несмотря на то, что я уже более двадцати лет (включая, однако, паузы) дёргаю струны электроинструментов, и, надувая щёки на гитархеологическом форуме, осмеливаюсь давать советы окружающим, очень многие советские гитары до сих пор остаются для меня незнакомыми. До недавнего времени так было и с комплектом «Мария» ленинградской фабрики щипковых народных музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского. Я знал, что «Мария» существует и даже видел её в продаже, но ни одного инструмента из этого набора никогда не держал в руках. Кстати, цена трёх гитар и комплекта звукоусилительной аппаратуры с акустикой в сентябре 1991 года составляла что-то около полутора тысяч рублей. Для молодого поколения гитархеологов поясню, что проезд в метро тогда стоил пять, литр молока двадцать, а бутылка «Пепси» (0,33 л) сорок пять копеек. Лишь через полтора десятка лет, с появлением в интернете сайтов гитарной и, особенно, сов. гитарной тематики, я узнал любопытные подробности конструкции этих гитар. Полуакустики из полистирола! Это показалось совершенно немыслимым. Базовые сведения о полистироле я вынес из своего социалистического детства. Из полистирола путём склеивания собирались масштабные модели летательных аппаратов, кораблей и прочей техники. Миниатюры любовно окрашивались и старательно оберегались от посторонних рук. Особенно ценились модели производства Германской Демократической Республики, отличавшиеся высоким качеством детализации и отличными переводными картинками. О, сколько было истрачено слёз, когда родители, после демонстрации своим гостям достижений своего чада, возвращали на место «Як-40» без стойки носового шасси или «Восток-1» без комплекта антенн, которые складывались кучкой рядом. И вот выясняется, что этот весьма хрупкий и ненадёжный, по моим ощущениям, материал использовался для производства гитар. В общем, как только «Мария», наконец, попала ко мне в руки, её судьба была решена. Я не смог удержаться от соблазна разобрать и детальнейше исследовать инструмент. Учитывая, что бас единственный из всего комплекта до сих пор не удостоился отдельной статьи, подробно изложу свои впечатления с иллюстрациями.
Как я уже упоминал, первое поверхностное знакомство с Марией состоялось осенью 1991 года. Я увидел в магазине этот дивный набор. Три яркие сверкающие гитары, маняще поблёскивающие ручками усилители, внушительные ящики кабинетов, всё это выглядело просто великолепно. Однако, полная несовместимость моих возможностей выпускника средней школы с ценой комплекта не позволила нам с Марией даже приблизиться друг к другу. Её холодный взгляд лениво скользил мимо, не задерживаясь на вчерашнем школьнике, маячившем по ту сторону прилавка. Утешая себя мыслью, что моя старенькая Тоника тоже, в принципе, ещё сможет дать жару, я покинул магазин, а наш нищий музыкальный коллектив, имея в хозяйстве одну акустическую и одну электрогитару, продожил репетировать, ориентируясь на ранние записи ансамбля «Кино».
И вот новая встреча солнечным мартовским днём. Мария была в довольно плачевном состоянии. Однако, сочетание по-весенннему яркого солнца и искрящегося снега позволило рассмотреть и оценить следы былой нарядности и красоты.
Корпус был частично залит чем-то непонятным, изрядно исцарапан, местами зачем-то заклеен изолентой. Электроника не работала. Штоки резисторов, казалось, навсегда заклинило. Расстояние от струн до грифа в районе двенадцатого лада более сантиметра. Тем не менее, меня подкупила почти полная комплектность и совсем незначительные следы «доработки» руками самоделкиных. После трепанации и удовлетворения любопытства относительно внутреннего устройства, я решил восстановить Марию до рабочего состояния, постаравшись минимально вмешиваться в конструкцию.
В процессе восстановления была проведена полная замена внутренней проводки (старая буквально рассыпалась в пальцах). Элементы электронной схемы после тотальной разборки, чистки и перепайки, оказались вполне работоспособными. Датчики были залиты парафином, подвес заземлён. Расстояние от струн до грифа удалось уменьшить путём тщательной шлифовки и подгонки пятки грифа к посадочному месту. Избавившись от следов фрезерования и наплывов лака и сошлифовав совсем небольшой слой дерева, удалось добиться угла наклона грифа, пригодного для сколько-нибудь возможного музицирования. Сложнее всего дался ремонт корпуса. Если отклеившуюся и дребезжащую пружину подклеил быстро и просто, то для восстановления покрытия пришлось сильно попотеть, причём в прямом смысле.
Заполировать мелкие царапины и потёртости было лишь вопросом времени и прилежания. Особо крупные рубцы, не поддавшиеся шлифовке и полировке, остались, как благородные морщины и следы востребованности. В целом, покрытие корпуса очень нежное и мягкое. Оставив Марию, скажем, полежать денёк на гобелене, назавтра можно обнаружить рисунок ткани у неё «на спине». Что этому виной, изначальное ли качество изготовления, либо длительное соседство с агрессивными испарениями, неизвестно.
Итак, приведя в порядок и «приодев», представляю вам Марию, бас-гитару из одноимённого комплекта. Мензура 760 мм, тип - полуакустика.
Корпус склеен из белого листового полистирола толщиной три миллиметра. При этом верхней и нижней декам придан необычный рельеф. Помимо общей «арктоповости» корпуса, каждый рог представляет собой отдельный маленький «арктоп». Внутри корпус усилен тремя деревянными пружинами. Две на верхней и одна на нижней деке. Обечайка также усилена дополнительным слоем полистирола. Однако, этот второй слой достигает лишь половины или двух третей ширины обечайки. Посадочное место грифа представляет собой престранный «бутерброд» из нескольких деревянных брусков.
Также некоторое количество дерева присутствует в кончиках рогов. Если наличие бруска в верхнем роге может быть объяснено необходимостью вкручивания в него крепления для ремня, то зачем такая же деревяшка в нижнем роге - непонятно. Польстив отечественным гитаростроителям, предположу, что это сделано специально для басистов-левшей, чтобы им было куда перекручивать антабку при переворачивании гитары на удобную сторону. Склеено это всё клеем, напоминающим ПВА или «Бустилат».
Немудрено, что при таком противоречивом внутреннем мире, Мария обладает капризным и непостоянным характером, как бы оправдывая своё женское имя. В течение нескольких дней после установки струн я по два раза в день настраивал гитару и строй стабильно уползал, причём инструмент просто тихонько стоял в уголке. Примерно через неделю Мария успокоилась и даже стала позволять поигрывать на себе в режиме «диванного» бас-гитариста. В итоге, при вялом домашнем музицировании, Марии достаточно еженедельной настройки. Перспективы же сохранения строя при регулярных репетициях и, тем паче, концертной деятельности весьма сомнительны.
В верхней деке вырезаны широкие эфы грубоватого, на мой взгляд, вида. Но именно их ширина сильно облегчает монтаж электроники в корпусе. Покрашен корпус в яркий, праздничный оранжевый «бёрст». Верхняя дека имеет белый кант, который, однако, правильнее считать «фальшкантом». Дело в том, что по краю просто счищена краска до основания (полистирола). Дёшево и эффективно.
Подвес для струн по конструкции аналогичен подвесам на шести- и двенадцатиструнных сестрёнках, но лишён какого-то ни было изящества в виде прорезей. Ровный гладкий металл, никаких сантиментов.
На всех гитарах комплекта установлен один и тот же подвижный бридж, состоящий из деревянных основания и подвижной части, и металлического порожка круглого сечения, напоминающего по форме веретено. Бридж удерживается натяжением струн, регулируется по высоте. Система кольцеобразных насечек на порожке позволяет варьировать расстояние между струнами.
Гриф у Марии из трёх кусков бука. Внутри имеется рабочий анкер. Доступ к гайке анкера со стороны головы. Ширина грифа 42 миллиметра в районе первого лада и 48 в районе двенадцатого. Толщина 24 миллиметра у первого лада и 29 у одиннадцатого (в районе двенадцатого уже начинается пятка). Крепится гриф через металлический некплейт пятью мощными шурупами.
Накладка из бука окрашена в чёрный цвет и содержит двадцать ладов плюс нулевой. Лады тонкие и низкие, к несчастью, познавшие очень близкое знакомство с напильником. Маркеры круглые из белой пластмассы.
Слабое отклонение поверхности накладки от абсолютной плоскости можно наблюдать только начиная с двенадцатого лада. Учитывая, что вряд ли кто решится играть на Марии выше, можно считать накладку плоской.
Голова грифа широкая лопатообразная, с колками на две стороны 2+2. Гайка анкера прикрыта кривоватой чёрной пластмассовой крышечкой. Колки открытые, обычные для советских бас-гитар. После тщательной подгонки деталей почти лишаются люфта. Крышечка и колки прикручены «методом забивания шурупов молотком». Иначе я никак не могу описать технологию сборки, после которой шлицы шурупов варварски замяты, половина шурупов не держится, а другая половина не выкручивается. Под втулки колков подложены шайбы, отсутствующие в оригинале, и, возможно скрывающие царапины. Внешности Марии это не вредит и я решил их оставить.
Наклона относительно плоскости накладки голова почти не имеет. Ретейнеров конструкцией не предусмотрено. Всё это может создать некоторые трудности, связанные с дребезжанием открытых струн и настройкой вообще.
Крепления для ремня представляют собой шурупы с грибообразной головкой. Один такой шуруп вкручен в верхний рог, имеющий внутри кусочек дерева, другой сквозь основание подвеса удачно попадает в пружину нижней деки. Размер креплений таков, что использовать их без доработки может только совершенно безрассудный бас-гитарист.
Электрическая часть Марии включает в себя два датчика сингла, единых для всего комплекта, и простейший темброблок. Принципиальная схема проста и надёжна. Регуляторы громкости для каждого датчика и общий тембр, который на практике лишь убирает высокочастоный фон. При этом у моей Марии не было никакого намёка на заземление струн.
Датчики в металлических корпусах, с крышечками-«тёрками» установлены в чёрных пластмассовых рамках.
Рамки прикручены сквозь деку к пружинам. Рамка некового датчика имеет странные выемки с нижней стороны, как будто под арктоп.
Датчики удерживаются в рамках при помощи винтов.
Датчки разных выпусков могут отличаться цветом рамки (встречаются белые). Также датчики могут удерживаться в рамках без всяких винтов, только за счёт силы трения. Решение задачи об установлении хронологической или иной закономерности в конструкции ленинградских звукоснимателей ещё ждёт своего исследователя.
Сигнал от датчиков по экранированному изолированному проводу поступает на схему, собранную на металлической планке. Интересная особенность - резисторы распаяны таким образом, что увеличение громкости происходит при вращении против часовой стрелки. (фото до реставрации)
Видимо, в более поздних Мариях металлическая планка была унифицирована для использования в шести- и двенадцатиструнках.
Выходной разъём - обычный советский СГ-3 (СГ-5). Оригинальные ручки были утрачены. Поставил первые попавшиеся по прнципу «чтобы не выделялись».
Выводы по результатам знакомства. В оригинальном состоянии Мария не более чем красивая игрушка, яркое украшение интерьера. При некоторых материально-технических затратах, без фатальных вмешательств в конструкцию, можно получить действующую модель бас-гитары. Для использования же по прямому назначению, придётся полностью разобрать и, по сути, построить инструмент заново. Но и в этом случае, использование Марии, как музыкального инструмента для исполнения пусть даже технически несложных партий, есть рок-н-ролльный подвиг. Это я без всякой иронии. В неподключённом состоянии Мария в состоянии издавать низкий звук, о котором можно сказать лишь то, что он громче, чем у других неподключённых советских бас-гитар. Однако, при подключении, против ожиданий, Мария выдаёт глуховатый, но довольно приличный, по советским меркам, бас. Кстати, мне удалось-таки установить, пожалуй, единственное неоспоримое достоинство полистирола. Будучи в разобранном виде, пластмассовый корпус безбоязненно моется снаружи и внутри проточной водой с применением моющих средств. Каждый ремонтировавший старые полуакустики знает, что, порой, может скрываться внутри, и как нелегко от этого избавиться. «Todo pasara, Maria!» - распевал весёлый белозубый мозамбикский парень Африк Симон из моего социалистического детства. «Всё уже прошло, Мария!» - говорю я сегодня. Ты с сёстрами вошла в нашу историю, будучи по-своему уникальной и интересной. Лично я настоятельно рекомендую эту яркую и привлекательную, но абсолютно беспомощную красотку в каждую, уважающую себя коллекцию, а серьёзным коллекционерам непременно стоит завести весь комплект.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
!!!!!!! Ай, маладца!! Тема раскрыта А чем ты ей фиброгастроскопию учинил? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5059
Статья класс, но есть моментик: резисторы темброблока на фото похоже не родные. Изначально, сколько я видел машек, в них стояли сп-3, они бОльшего диаметра и несколько другой конструкции. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #1200 Зарегистрирован: 25.06.2009, 17:51 Местонахождение: Рязань Сообщений: 1997
Осенью 1991 года в Центральном Рязанском Универмаге (ЦРУ) я наблюдал такой же комплект, называвшийся "Усилительно-акустический комплекс "Форте". В общем-то, как я понимаю, это одно и тоже Только там гитары были в буквальном смысле цвета детской неожиданности. Мы попытались было поклячить деньги у директора школы, но в приобретении аппаратуры и инструментов для школьного ВИА было категорически отказано, ибо, комплект тот, вот как сейчас помню ценник, нарисованный черным фломастером, стоил ровно 3400 рублей! Так что, немало удивлен ценой, указанной автором. Гитарная мечта - желто-черный 650А с желто-искристым пикгардом.
Зарегистрирован: 20.10.2007, 20:17 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 7178
пружины у нее из елки,клеилось все на "клей сополимерный с.и.[собственного изготтовления]" а почему-то на всех машках попадавших ко мне в руки резисторы(заводские!) были по 47к меньше гадов-больше счастья. обменник - [link] мои гитарки на ютубе - [link]
ID пользователя #46 Зарегистрирован: 25.01.2007, 11:02 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 6411
Спасибо за всем на добром слове. Фотал обычным фотиком через отверстие выходного разъёма. При этом подсвечивал двумя фонариками через эфу. Ну вот такие цены были. Абсолютно точно уже не помню, но точно тысяча с чем-то.
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5059
Хм, значит мне попадались более ранние или более поздние... Штук 5 ковырял, во всех были сп-3 на таких же железных пластинках. Очень их было неудобно выковыривать через эфы, почему и запомнил. Покрытие размягчилось скорее всего от времени\температуры\ещё чего, изначально такой нежности не наблюдалось. Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #526 Зарегистрирован: 13.06.2008, 08:54 Местонахождение: Тольятти Сообщений: 3367
у меня была ленинградская полистерольная акустика, очень боялась МЫЛО! покрытие очень страдало и размягчалось от него, это я установил в хоте отмывки гитары от грязи мебельной полиролью, в состав которой как раз входило мыло.
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4845
Ага, значит в более красных Машках звучки на винтике сбоку и полумесяц под потенциометры вырубленный и необработанный.
Точно такая-же по цвету внутреннему миру 12-шка сейчас у Енота, а та, что пока у меня, более рыжая и с универсальной скруглённой планкой под переменники и без винтиков в звучках.
Посмотрел на фотки внутреннего мира, сравнил с чертежами ...... мля....
ID пользователя #1303 Зарегистрирован: 28.08.2009, 12:01 Местонахождение: Новосибирск Сообщений: 4257
и вот... я хочу сказать, что моя Мария звучит неплохо, хоть звук гуляет... ну конечно сравнить с , Ямахой, которая за неделю не растраивается, приходитиься каждый день настраивать... и по неколько раз!!! ну я скажу что это не самый пиздец, не фонит, ну и хорошо))) --- Я ВКонтакте Моя почта - dms-71(A)yandex.ru
Оч. интересная статья. Особо взяла за душу потому что у меня есть такая же, но шестиструння. Гитара попала мне в плохом состоянии, я хотел её отремонтировать, но студенческий бюджет не позволил. Хотелось бы получить от мастера советы по ремонту, и усовершенствованию.
ID пользователя #526 Зарегистрирован: 13.06.2008, 08:54 Местонахождение: Тольятти Сообщений: 3367
Вообще - отстраивается, но для каждой отдельно взятой струны - нет Можно отстроить по крайним, а на средние забить, или по двум низким ... в общем как-то так
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)