Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14978
OPFEUS (ORPHEUS) VIOLIN BASS.
Да, название написано так не случайно. Братья-болгары очень весело подходили к названию своей марки, зачастую можно было видеть один вариант надписи на грифе, второй на звукоснимателе. Мог присутствовать и третий - на датчике часто писали "Орфей" кириллицей. Чаще же всего на датчиках было лого фирмы - стилизованная "О".
Известно, что данная форма бас-гитар получила широкое распространение в виде копий множества фирм по всему миру отнюдь не из-за удобства игры или выдающегося влияния на звук (хотя - об этом ниже). По поводу удобства - край корпуса трёт предплечье, кромка выемки корпуса впивается в пузо, особенно при игре сидя. Баланс - как и у всех гитар с креплением ремня под пяткой грифа, причем полуакустический корпус слишком легок, чтобы перевесить здоровенный толстый гриф с массивными колками.
Тем не менее, множество басистов по всему миру всё это стоически терпят, играя на всеразличных "скрипичных" басах - и играя неплохо. За что же так любят эти гитары?
Кое-кто с первых абзацев данного повествования уже малость злится - ну давай, мол, говори уже. Говорю: причина популярности лежит в одном-единственном человеке. Имя ему - Пол Маккартни.
Не секрет, что бас Hoffner Пол купил в начале карьеры в составе легендарных The Beatles. В 1961 году. Когда был ещё членом никому не известной бит-скиффл-группы. Неудобно же было вечно просить у Стю Сатклиффа его бас, кстати, тоже Hoffner? но 500/5. C тех пор это его любимый иструмент, служащий ему верой и правдой. Весь прикол в том, что на момент покупки это была дешевенькая модель фирмы средней руки, купил же её Маккартни в то время, когда не смог позволить себе приличный инструмент. Грубо говоря, придя в магазин, он взял чуть ли не единственную гитару, на которую у него хватило денег. Инструмент отнюдь не топовый, звук - соответствующий. Чем бы сейчас была Hoffner без этой случайной, в общем-то, покупки?
И пошло-поехало. Форма гитары была без особых премудростей названа beatle bass (битлобас - рус.), начался выпуск как цельнокорпусных, так и полуакустических копий по всему миру. Ну какому же музыканту не грезится почувствовать себя хоть чуть-чуть на месте Маккартни - с легким басом-скрипочкой, небрежно перекинутой через плечо перед шестидесятитысячником, утопающим в истерике?
За бугром есть специальные клубы для молодых групп, есть бары с площадками. Играй сколько влезет и ни на что не отвлекайся.
И пусть народа не шестьдесят тыщ, обстановка - самое то. Аппарат есть, пивка тяпнуть - не вопрос. Кайфуем...
А в СССР? Многого не было, было главное - желание играть. Битлы же были возведены подпольной культурой в ранг божеств. В итоге...
И пусть перед тобой всего лишь КЛЗ любимой в/ч номер ХХХХХ Урюпинского в/о, в котором по стойке смирно сидят сослуживцы и более вольно, ослабив галстуки, офицеры... или школьный актовый зал, из которого светят завистливые взгляды сверстников и обожающие - девчонок... Пусть и в помине нет мониторов, а в зал звук чешет через транзюк Родина (какой там VOX...) и колонки - тоже Родина... А сзади косовато висит пыльный плоский фанерный дядя в звёздочке и с прищуром, лысый и бородатый, как бы вопрошая: "Гакенгол? Какой-такой гакенгол? Биталс? Вы что это, батенька? Н-да... Феликс Эдмундович, а не гасстгелять ли вот этих вот товагищей?" По фигу... Ви солд ауа соул фо рокнролл! Кайфуем!
Несколько лучше дела были у подпольщиков. И пусть слишком громко - нельзя на кватрире или во втихую захваченном маленьком ДК (вот тут-то полуакустика - самое то!), но в комнате притушен свет (как и положено для рока), никаких напоминаний о политике, а в зале - специально пришли СВОИ послушать ТЕБЯ, а в углу дожидается сухое вино, портвейн и плавленые сырки, после концерта все наперебой угощают "Примой". Могут прийти менты, но что это значит, если в жизни есть рок-н-ролл? КАЙФУЕМ!!!
Да... Частенько эти гитары, по моим данным, шли именно по воинским частям. Вывесишь фото на всеобщее любование, тут же комментарии: "Опа! В армии на таком играл!"
По сложившейся традиции, гитару пользовали музыканты всех стилей. По имеющимся сведениям, бас был недорог, по качеству - выше советских басов, по цене - ниже немецких или чешских. Что делало его привлекательным для молодых творческих личностей, готовых мириться с типичными недостатками полуакустических басов, а именно: нехватка "мяса" внизу, большое расстояние между струнами и корпусом, возможность акустического "завода" корпуса, особенно при игре в тяжелых стилях. Более того, для школьников и студентов было важно при занятиях дома особо не "доставать" домочадцев, да и усилителей почти не было. В радиолы и телевизоры втыкаться получалось не всегда - их же смотрят и слушают. Так что полуакустика выручала народ при домашних тренировках.
О широте использования баса по стилям можно судить из вполне себе надёжных источников. Фото в студию:
Так что от эстрады до трэша и угара - не такая уж и большая пропасть
Что же представляет собой эта популяренйшая басуха? Будем разбираться.
По традиции, начнем с корпуса. Бас полуакустический, деки очень сильно выгнуты.Материал - фрезерованное дерево. Форма - усреднённая между классическим битлобасом и скрипкой. Важно: в корпусе НЕТ нижних пружин, только верхние. Как в скрипке! Склейка добротная, ни разу не видел треснувших швов даже на вконец убитых экземплярах. По краю положен шикарный, толстый трехслойный кант. Тоже предельно живучий. В корпусе расположены две прорези-эфы, оригинальной формы. Крепление грифа закрывает пластиковая крышка на одном винте, им же крепится и антабка для ремня. Датчики крепятся на корпус через пластиковые "ванночки". Резонирует такой корпус обалденно. На расчёт акустических свойств болгары времени не пожалали. Но, как и у всех битлобасов, корпус маленький - протяженность звука не так уж велика.
Струнодержатель. Из двух частей, классический для полуакустики. Зацеп и подставка. Подставка из дерева, струны ложатся на прорези винтов, обеспечивающих небольшую подстройку по высоте.
Колки. Такие же стоят на болгарской Кремоне, с другими лопастями - на басах Музима. Работают вполне удовлетворительно, нуждаются в бережной эксплуатации - пластик лопастей хрупок, остальные части просто кондовые. Втулок нет.
Звукосниматели. Так. Орфей Пловдив бас, Хеброс, Хеброс бас, Вилоин бас. На них стояли одинаковые звукосниматели. Как на басах, так и на гитарах. Три квадратных магнита в ряд, небольшая катушечка, всё это на металлический корпус. На клей. Сверху бумажка с логотипом, пленочка прозрачная и металлическая крышка с "окном". Весь этот суп крепился к корпусу через пластиковую "ванночку", которая прикручивалась к корпусу саморезами. На месте звукосниматель удерживался силой трения (вставлялся внатяг).
Темброблок выполнен на советских радиодеталях и представляет собой схему "Джазбас". Шляпки потенциометров были двух видов: как на фото и закос под Фендер, чёрного цвета.
Гриф. Замечательный гриф: достаточно толст, но удобен за счёт неплохих ладов прямо с завода. На моём экземпляре половина была ужасным образом заменена, посему сразу принял решение о полной замене. Каковая и была проведена с успехом и принесением в жертву черной краски с накладки. Дерево накладки светлое, так что проморил под клён. Присутствует кант, лады размечены точками. Крепление - на три самореза. К анкеру нареканий никаких. Работает как часы, а так как гриф поводу винтом не подвержен (чем "болеют" даже иные Музимы), ставим пять с плюсом и движемся далее. Голова грифа - весьма и весьма оригинальна. Вроде бы, на контрабасах и скрипках есть своеобразный завиток, который и символизирует форма головки нашего баса. Но во имя упрощения производства, завиток огрубили, в анфас он прямоугольный, в профиль напоминает букву "Г". Решение не оставляет никого равнодушным: одни с недетским рвением летят за ножовкой "спилить на хрен эту гадость", другие же нежно оберегают: "ну прикольно же". Коллекционеры однозначны: "оставить, несмотря на личное отношение" - и аминь. Кстати, сама концепция такой трактовки классического "завитка" отнюдь не принадлежит болгарам. Ещё раньше басы с такой башкой грифа делала ЭКО (Италия). Увы - даже такие мелочи самостоятельно не разрабатывались.
Звук. Без подключения очень даже неплохо слышен, правильная конструкция корпуса и деревянный порожек для струн очень неплохо работают. При подключении в усил всё тем же пятиштырьковым разъёмом, начинает выдавать резкий звук с очень быстрой атакой, частотная характеристика лежит в верхней басовой середине - что характерно для советских басов и для полуакустических бас-гитар в целом. Шумит гитара не очень сильно. В целом, звучание отвечает требованиям тех лет, в которые разрабатывалась. Рок-н-ролл, русский рок, можно и блюз/джаз. Всё-таки не хватает НЧ... Тем более его не хватает для металла, например. Но. Звук интересен предельной читаемостью, при использовании в группе, играющей хард/металл даёт маловато "мяса", но КАК его слышно! Ни намёка на "бубнёж", всё до нотки пробивается сквозь гитары в уши слушателя.
Что же в итоге? Советская бас-гитара в итоге. Полуакустическая. Довольно добротная. Кому нужен звук шестидесятых - с места, с песней, шагом - марш. Остальное - на любителя. Внешне - очень стильный инструмент, делающий слегка похожим на Маккартни )) Слегка. Удобство игры - приемлемое. Владельцев можно поздравить с хорошим интересным инструментом и очень попросить - не отпиливать ей "ирокез" на голове...
ID пользователя #517 Зарегистрирован: 28.05.2008, 07:17 Местонахождение: Самара Сообщений: 1160
Отец рассказывал, что у многих таких "Орфеев" завиток на голове грифа откалывался... Классическая ошибка, которую совершают проектировщики абсолютно надежных систем – недооценка изобретательности клинических идиотов (с)
Деки точно фрезерованные. Самолично руками буквально "разорвал" такой корпус. Причем по краям толщина дерева был меньше, чем в центре. А крюк откалывается по той простой причине, что он просто приклеен к голове грифа
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Кайф, молодца! Хотя фоток можно было бы и поболе И про темброблок ни слова.. У Егора такая же была, кстати. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Вот тут - [link] - Baza вывешивал. Он его у Рекшана, кстати, купил в Питере. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
На моем экземпляре (спасибо, Nik), бридж металлический с полной трехмерной регулировкой мензуры. Оригинальный или нет - я не знаю. Бридж-же, на фотографиях в этой статье один-в-один слизан с бриджа, который ставился на Московские басы "Роден" (у меня один такой есть в полном оригинальном комплекте, кроме ручек тембра\громкости). Это наводит на определенные размышления.
Тов. Свиридов (не попутал?) писал про Роден, и там был такой-же бридж, правда головки подстройки были пластиковые. Если это - оригинальный бридж от Родена, как такой-же бридж оказался у Орфея? Такие дела.
EvilAlex , бридж такой же, да не совсем. БасКайф сфоткал орфеевский бридж с ракурса, в котором тот и правда похож на роденовский. На самом деле бридж на Орфее сделан мостом, с опорами на 2 площадки. В толщину, насколько я помню, тоньше роденовского. И с металлическими головками безо всякой возможности подстройки по высоте.
Получается, товарищ, какая-то странная штука. Бридж-то действительно мостом с опорами на две площадки. Точно такой-же, как на этой фотографии. Как басуха из ремонта вернется - сфоткаю обязательно и пришлю. (Может даже сегодня, если повезет.) Именно как описываешь.
Может мне кто от Орфея его подсунул на Роден и он не оригинальный? Но тогда откуда на Орфее трехмерный стоит? (Тоже сфоткаю, как смогу.) Все интереснее и интереснее получается...
Очень и очень может быть. Я сейчас на Роден самопал поставил из деревяшки. Знаю, что кощунство, но иначе просто играть не реально. По высоте-то он не регулируется, а анкер - благополучно накрылся еще задолго до меня. Это был единственный способ снизить высоту струн. Зато теперь есть фотка того, что там у меня стояло:
Вот и рассудите, Роденовский-ли он, или все-таки кто-то его, бедного, еще до меня поменял.
Есть у меня такой в загашнике, притащили мне из школы, практически за пару фонограмм, минусовок (сам пишу), ну такой бартер. Очень понравилась форма, сразу как увидел, вспомнил товарища Маккартни тобишь Пола. Висит он у меня в кабинете как раз за верхний завиток прицеплен на трубке стальной Всем РЕСПЕКТ.
2 Басист Кайф Ага-а!.. То-то я думаю что-то высоковата она больно была. Как я уже писал выше - вынужден был заменить на самопал.
А вот что стоит у меня на Орфее:
Судя по тому, что один край железки плоский, в виде буквы "П", а другой в виде буквы "U" - полукруглый - может быть, что это - самопал. Но тогда самопал очень качественный, строит все прекрасно, не шумит, не мешает и т.п.
Если что, Орфей покупался у Nik'а, затем завиток на грифе был отреставрирован (цуки, пол-года почти реставрировали, только вот вчера бас ко мне вернулся). Может Nik'у что-то известно про этот бридж.
Всё прекрасно было в этой басухе. Но разъём СГ-5!... Никак не годился он для этих вещеё. Джек, конечно тоже далеко не идеален. В момент замыкания сигнальной головки ненадёжный контакт (дребезг) корпуса, в результате чего временами очень сильный грохот, спопсобный повредить диффузоры динамиков и бьющий по ушам. Но этого можно избежать элементарно выкручивая громкость на гитаре до нуля, или выключением. Да и за долгие годы никто ничего лучше не придумал.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться