Полтора года назад путем совершения нехитрой операции покупки инструмента с рук я стал обладателем, пожалуй, самого пафосного баса времен СССР – «Электрогитара бас «РОДЕН», как гласит шильдик на задней стороне деки (примечание – здесь и далее будут употребляться термины и выражения, свойственные русскому языку 70-х годов прошлого столетия):
Рисунок 02 – шильдик
Немного отвлекаясь от темы, выражаю огромное спасибо продавцу баса – представителю нового поколения, который понимал ценность целого инструмента времен молодости его родителей, и отказал в продаже гитары всем «пионерам», которые строили планы на переделку Родена от перепайки джека аж до врезки активных звукоснимателей.
Итак, разложим по полочкам данное изделие советского гитаростроения.
Корпус. Особо примечателен авангардистской формой: эдакое весло в стиле «фэнтези» или средневековая боевая секира. Достаточно легкий и не очень толстый. Покрыт тонким (ТОНКИМ!!!) слоем полиэфирного лака. Московские музыкальные инженеры в плане проектирования корпусов, видимо, были грамотнее своих ростовских или свердловских коллег, поэтому фрезеровка корпуса под накладкой была сделана с минимальным выбором материала. Материал корпуса для меня так и остался загадкой, потому что определить вид древесины по двум круговым углублениям может только умудренный опытом лесовод, которым я никак не являюсь. Но на срезах видно, что сверху, по сложившейся традиции производства совгитар, древесина закрыта фанеркой толщиной 2 мм<
Рисунок 03 – корпус в сборе
Рисунок 04 – корпус без накладки
Гриф. На тонкий и легкий корпус прикручен мощный, толстый и тяжелый, как стальная балка, этот самый гриф. Такой контраст характеризуется одним словом – ОГО!!!
Рисунок 05 – гриф
Рисунок 06 – гриф
Рисунок 07 – гриф
Его не повело от времени и струн производственного объединения «Светлана»! В сечении – практически прямоугольный. Собран без сучка и задоринки, аж из пяти брусков. Лаком покрыт ровнехонько, гладко, как стеклом залит. Перо грифа красивое, пропорциональное (в отличии, скажем, от Крунка), колочки неразболтанные, втулки все на месте. И ложится гриф в руку ну так удобно, что аж душа радуется. Красивой накладке из груши душа тоже радуется. Только вот непонятно, зачем нужно было покрывать накладку сверху тонким слоем лака, который от времени всё равно стерся. Лады вбиты ладненько, только книзу грифа они почему-то имеют вогнутый профиль. И – вот вам яркий пример тяп-ляпства советского планового производства с уравнительной зарплатой – гриф всё равно сделан КРИВО!<
Рисунок 08 – гриф спереди
Струнодержатель и нижний порожек. Я бы сказал, что это сочетание века высоких технологий с веком деревянным.
Рисунок 09 – струнодержатель и порожек
Нижний порожек прост и ясен, хотя и имеет хитрую конфигурацию основания. Сам он без регулировок по высоте и мензуре, на корпус никак не крепится – держится только давлением натянутых струн. Пуговицы, на которых лежат струны, со временем, конечно же, потрескались, но до конца не развалились. Хороша пластмасса в СССР!
Рисунок 10 – нижний порожек
Струнодержатель – верх гениальной простоты и унификации, и полный провал в плане обеспечения сустейна.
Рисунок 11 – струнодержатель в сборе
Рисунок 12 – зацеп
Струнозацеп никелированный латунный, с профилем аки у швеллера гнутого равнополочного. На одной стороне зацепа 4 паза для крепления басовых струн, а на другой – совсем небасовые 6 пазов! Сначала не мог сообразить, зачем это, ведь 6-тиструнные обычные Родены как-то не встречались, а потом осенило. Елки-палки, на Московской фабрике и Элгавы выпускались. Вот он, знаменитый советский принцип унификации и стандартизации применяемых деталей в действии: перевернул зацеп другой стороной – и лепи его в Элгаву! А вот сустейн из-за конструкции струнодержателя очень здорово снижен. Согласитесь, откуда взяться хорошему сустейну, когда струны контачат с корпусом только в месте соприкосновения зацепа с основанием струнодержателя, да и то очень опосредованно – через зацеп?
Теперь перейдем к электрической начинке Родена. Вся элементная база (даже звукосниматели) установлена на накладке, как на всех совгитарах, но при этом датчики прикреплены к накладке сверху.
Рисунок 13 – накладка сверху
Рисунок 14 – накладка снизу
Переключатель датчиков – еще одно детище унификации и стандартизации. Его даже не нужно было проектировать специально. А параметры… Ну, тут логика железная: 220 вольт и 6 ампер всегда выдержат милливольтовые скачки напряжения в электроцепи гитары.
Рисунок 15 – переключатель
Остальные элементы схемы тоже оригинальностью не отличаются: переменные резисторы СП-1 и конденсатор МБМ. Но и тут дров наломали, поставив в регулировку маломощного сигнала резисторы типа А (прим. ред. - A - означает "акустик", то есть логарифмическую, согласованную с характеристикой уха, функциональную характеристику; другой вопрос о качестве детали. Прим. от Baza: в СССР обозначение А имели линейные резюки! //Так что извиняюсь перед всеми - не знал, спасибо товарищу, а так - я в шоке от таких фортелей родной промышленности - БК//) и конденсатор аж на 400 вольт! ( Прим. ред.: в общем по фигу, а иногда таковой ставился в электрухи для защиты от некачественных ламповых УНЧ, о чём примечание далее.) С одной стороны – полный бред, а с другой – складывается такое ощущение, что в схему гитары целенаправленно закладывалась защита от пробоя напряжения на усилителе. Бабах на выходе (входе - прим.ред.) усила 220В – а схема-то гитарная и не спалилась! (Ещё прим. ред.: такая ситуация складывалась иногда в старых ламповых усилах из-за провисания сетки на анод и на вход усила - и выход гитары - подавалось анодное напряжение. Какое - зависит от лампы... 220, 230, 320 обычно. В новых лампах таковое гадство устранено, транзючникам же вообще можно не беспокоиться за свою жизнь и здоровье). Шутка, конечно, ибо низкоомная обмотка датчиков при пробое напряжения однозначно расплавится от короткого замыкания. Но в каждой шутке есть и доля истины, наверное, поэтому общее заземление схемы на струнодержатель и струны НЕ ВЫВЕДЕНО!
Кстати, о датчиках. Унификация и тут во всей своей красе – датчики ничуть не специальные басовые, а обычные – хоть сейчас на Элгаву:
Рисунок 16 – датчик
Но, несмотря на обычность, эти датчики всё-таки отличаются от своих иногородних близнецов качественным исполнением. Магниты – по 2 штуки на датчик – лежат ровно, обмотка намотана очень плотно и закрыта хорошим слоем НЕПРОМАСЛЕННОЙ конденсаторной бумаги (в отличие, скажем, от датчиков, которые мне повстречались в Аэлите: намотка рыхлая, изоляция в один слой, на месте сгиба катушки вообще бумага разошлась и всё в пропитке, аж капало). Так еще вся начинка датчика не болтается внутри его корпуса, как хочет, а очень прочно приклеена к основанию. Корпус датчиков выполнен по всем правилам допусков и посадок, верхняя крышка надевается на основание с небольшим усилием, которое не позволяет крышкам датчиков соскакивать с основания без посторонней помощи. И полный ступор крышки осуществляется одним миллиметровым винтиком.
Но у гитары, помимо составляющих, должен быть и звук. А звук, надо сказать, у Родена всё-таки есть. Правда, найти советские струны не судьба, (и не надо - прим. ред.) поэтому для пробного запуска были поставлены какие-то китайские проволочные изделия. В итоге звук получился как на акустическом басе, чему в немалой степени способствовал микрофонный эффект датчиков. Датчики ловили всё: колебания струн, звон струн об лады, щелчки медиатора по струнам, а попадание пальцами по корпусам датчиков транслировалось в колонки четкой перкуссией. Для исправления этой беды датчики были подвергнуты заливке парафином. Отпаивание датчиков от схемы и последующее окунание их в расплавленный парафин мне показалось трудоемким и нецелесообразным, поэтому я просто разобрал датчики, накапал на их начинку горящей свечкой и, пока парафин не застыл, быстро собрал звукосниматели обратно. Родную схему перепаивать не стал – это уже получалась переделка, а не доводка. Поднял датчик в позиции струнодержателя, а то между ним и струнами изначально было слишком большое расстояние. Поставил хорошие струны, и…
…И что же такое бас Роден не как музейный экспонат, а как «рабочая лошадка»?
Начну, пожалуй, с недостатков:
1. Полное отсутствие сбалансированности: гриф очень сильно перевешивает всю конструкцию, поэтому, когда гитара на ремне, гриф из рук лучше не выпускать – он резко «клюет» пером вниз, норовя врезаться в пол или что там еще попадется на его пути.
2. Выше я уже упомянул переменные резисторы типа А. Так вот, плавных регулировок громкости с этими резисторами просто-напросто нет. Логарифмическая характеристика переменников сразу делает сигнал из состояния «нет» в состояние «есть» - и всё. (Прим. ред.: ни фига, это если линейная, ухо принимает звук по логарифмической зависимости, просто резюки уж никакие ,вот и всё. Или поставили всё-таки В-характеристику на громкость) С тембром примерно то же самое, с той лишь разницей, что сигнал есть, а что в нем регулируется – совсем не слышно. Другими словами, ручки-крутилки на Родене только для красоты.
3. Быстрое затухание звука. Пока струна колеблется с достаточной энергией, звук есть, как только энергия колебания доходит до определенного уровня – затухание колебаний происходит почти по экспоненте. «Спасибо» конструкторам, которые разрабатывали крепление струн! Из-за этого во время игры ни в коем случае нельзя применять технику вибрато, вместо продолжения звучания получается его скорейшее прекращение.
4. Наверняка басист-профи нашел бы еще кучу недостатков, но, думаю, они будут заметны только для него.
Ну, а как же достоинства? А вот они:
1. Удобство держания гитары на ремне при игре. Логичный вопрос – откуда оно? Дело в том, что при игре правую руку очень удобно опереть на корпус гитары или поставить большой палец на корпус звукоснимателей и, о чудо! – гитара приходит в состояние равновесия! (Прим. ред: а что делать басистам с медиаторной техникой?) А толстый гриф, как выяснилось, ничуть не плохо, а наоборот – очень удобно для левой руки.
2. Звук. После заливки датчиков и поставки хороших струн он получился плотным, насыщенным, но не потерял своей винтажности. Датчики можно и нужно переключать; разница в звуке на каждом из них очень хорошо слышна. Нужен плотный звук – врубай датчик в позиции грифа, нужен звук для хитов 60-х годов прошлого столетия – врубай датчик в позиции струнодержателя. И минимум фона, не смотря на отсутствие общего провода между струнодержателем и схемой!
3. Коммутация датчиков. Не смотря на «негитарность» переключателя датчиков, он, как ни странно, весьма удобен. Не надо применять зверских усилий по нажатию на кнопки, как на Урале или Аэлитах, или для переключения галетника на Бас-2 – переключение датчиков происходит быстро, ненапряжно и практически бесшумно.<
4. И, конечно же, внешний вид. Тут без комментариев – всё сами видели!
И в заключение – схема электрическая принципиальная темброблока электрогитары бас «Роден»:
Рисунок 17 – схема
P.S. Как же самому-то не засветиться? Ну вот он и я с предметом статьи в «боевой» обстановке:
Являюсь обладателем данного экспоната,провёл лаковую лоботамию и избавил от лака место под накладкой,дерево из которого сделан роден это что-то очень-очень напоминающее сосну,судя по какой-то щепки задирающиеся при отделении грифа,сверху есть фанера,но это лишь предположение.респект заводу за действительно очень мягкие кнопки,нажимать их - наслождение и за верхний порожек сделаный из дерева,он очень красив.Да и за форму корпуса им спасибо,самый большой недостаток - бридж
Бас приемлен - я на таком играл до недавнего времени, т.к купил более продуктивный бас. Тот экспонат эксплуатировался ещё отцом нашего гитариста, и поэтому многие детали на нем самодельные: верхний порожек сделан из зубной щёки, нижний - непонятная железка, один звучек не работал. Вообще в нем мне очень нравиться тонкие гриф, т.к. не надо сильно тянуть! Отлично играется на нем со струнами с плоской обмоткой
ID пользователя #431 Зарегистрирован: 23.02.2008, 21:10 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4853
Хм, если мне не изменяет память, то в Совецких переменных резисторах характеристика "А" это линейная кривая, а вот в зарубежных "А" действительно логарифмическая.
ID пользователя #27 Зарегистрирован: 15.12.2006, 09:29 Местонахождение: Симферополь Сообщений: 591
Славная статья, спасибо. Порадовался, аж достал из закромов свой экземпляр "родена", покрутил в руках, но от осязания его прелестей впал почти что в позу роденовского"мыслителя" и соответствующее состояние... Поразмыслив положил басок обратно в закрома и реставрировать пока не стал )). Толщина грифа конечно поменее контробасной, но всё же напрягла нешуточно. Возможно бридж на представленном инструменте модифицирован, судя по фото и описанию там пластиковые "пуговки", а на всех виденных мной экземплярах были вкручены винты, в прорезь под отвёртку как раз ложилась струна, и вращением винта кратным полуобороту можно было регулировать её высоту над грифом в диапазоне "очень высоко/вааще нереально высоко". Звучков ставили два варианта, кроме таких были ещё регулируемые по высоте, в схемах тоже кажется разные варианты встречались, но это уже возможно поздние переделки были. Лучше умереть от болезни чем от касторки.
Не скажу, что относился с трепетом, поскольку надо было играть, а не любоваться.. Только помню совершенно глухие струны с шёлковой подмоткой и неработающий переключатель марки "поймай контакт".
Накладка грифа точно так же была вогнута, это, наверное, фамильное... Последние лады уже перемещались впрёд, взамен изношенных...
Позже гриф быт разобран для снятия под накладкой 3,5 мм дерева, с целью улучшить форму и внедрить в полуакустический корпус. Как же я удивился, обнаружив причину невозможности регулировать гриф (кроме его очевидной толщины): анкер был тупо ВКЛЕЕН!!! Не нарочно, очевидно, это был избыток клея от накладки. Но тем не менее...
Накладку перешлифовал под радиус и заменил лады, всё было готово к покраске, но сначала я бросил играть (и не торопился доделывать), а потом у меня был пожар, и всё сгорело.
Статья супер:)и всё в фото подробно выложил:)особенно интересно было увидеть внутренности звукоснимателя(надо будет от стеллы синглы вскрыть,где то лежали в коробке ))))гг.)
Прибор сразу скажу,ВЕЩЬ,я на нём такие вещи выдавал,а с заменой звукоснимателей на Musim-кие и струн FENDER,на первыеё две недели выступлений сам великий Страдивари вставал и ломился послушать,единственный недостаток это слишком узкий гриф...
Я сам работал на этой фабрике - так что про гитарные корпуса знаю точно 100 процентов!!!Ф-ка закрыта- в 2000 примерно как и везде -всё разворовано и сдано на металл как водится -здание стоит -как памятники по всей стране!!! Корпуса делали в баянном цехе -отдельный корпус стоял -делали там корпуса для аккордеонов и баянов -в 1981 году в сентябре послали группу -(куда входил и я) в ШИХОВО(или ШИХИНО) не помню уже -где делали гитары акутику!! -там работали в основном в то время заключённые из ЛТП(от алкоголизма принудиловка) -нас послали на обучение на месяц и потом в ВОЛОЧКЕ тоже сделали гитарный цех!1 Немного лет и там акустику делали!Ё Качество конечно известное -но факт!!! А Роде н и Элгаву делали корпуса -и лаком покрывали и целлулоидом!!!
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться