Советские гитары :: Форумы :: Дела
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

Там, где родилась легенда...

Переход на страницу   <<        >>  
Автор Добавил
Meetey
01.03.2012, 10:22
ГостьКурганову огромное спасибо за инфу. У меня вот тоже вопрос по Волне - насколько эту гитару можно считать серийной? Еще хотелось бы побольше фото прототипов Тоники, да и других гитар тоже.
И еще: что было до Алапаевских колков на Тоникабасе, и почему с появлением Урал ЭГ начался выпуск оригинальных?
Наверх
PM
shlepakoff
01.03.2012, 13:52

ilya

Зарегистрирован: 29.06.2009, 18:33
Местонахождение: Houston-Москва
Сообщений: 3971
[quote]
Вопросы Василию задам в ближайшее время. Теперь встречный вопрос знатокам. Василий упоминает некий "итальянский Лес Пол", купленный на выставке в Лейпциге вместе с Yamaha SGV. В ураловской истории (в версии Василия) он фигурирует три раз- с него был срисован нижний рог у Урала, дека и гриф послужили источником вдохновения при создании Волны и Урал баса, голова грифа была использована для линейки акустических гитар. Что бы это могло быть? Единственный инструмент, который приходит мне в голову в связи с особенностями ураловского дизайна, это [link] , но он ни в одном месте не итальянский.
[/quote1330609855]

"итальянский Лес Пол" (бас) был у В. Ярушина, руководителя ВИА «Ариэль» - может это оно?:
[link]


Ваше шило, наше мыло: [link]
[link]
Наверх
PM
Meetey
01.03.2012, 22:26
Гостья думаю надо ориентироваться на форму дэки Ураласа, а не истинного ЛП. а то все предложенные варианты вощще мимо кассы
Наверх
PM
kurganov
12.03.2012, 17:24

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Снова коротко виделся с Василием, и задал ему вопрос по поводу отказа от накладок из палисандра и черного дерева.Ранее я уже слышал от него версию о нарушении технологии сушки и последующем растрескивании накладок (уже писал об этом в другой теме), сейчас же он рассказал следующее. Изначально гриф делался так- из 6-8 кусков бука и 16-мм палисандровой шпалы при помощи специальной "итальянской" смолы склеивался полуфабрикат, который затем обтачивался до нужных размеров. Накладка на выходе имела толщину около 8мм. Примерно в 1975-ом году руководство "Урала" осознало затратность этой технологии (палисандр и черное дерево еще надо было закупать), поэтому стали укладывать тонкий слой шпона. Эта технология имела издержки- при сервисном обслуживании ладов последние часто выламывали куски шпона. Для ликвидации проблемы в заводской лаборатории была разработана специальная шпатлевка...

Вообще, многие проблемы с качеством на "Урале" были обусловлены постоянным увеличением плана. В начале семидесятых полагалось делать восемнадцать электрогитар в день, в 1982-ом году, на момент ухода Василия, норма дошла до 65 штук. Соответственно, работники постоянно "импровизировали". Ольхово-буковый шит, сверху и снизу закрытый "сосвинской" березовой фанерой, по нормативу полагалось просушивать под прессом два дня. По факту работники едва дожидались, пока остынет смола... Многоуровневую выборку под электронику на фрезерном копировальном станке полагалось делать в восемь проходов, мастер же укладывался в два... Фреза часто ломалась, да и качество было соответствующим. Гриф стали с конце концов делать из трех брусков.

Еще Василий упомянул о том, что на "Урале" было собственное производство струн для пианино. Его личное ноу-хау тех лет- перевод струн с круглой оплеткой в полуплоские при помощи насадки на дрель. Помимо родных струн на "уральские" инструменты ставились люберецкие и ленинградские струны, раменские появились ближе к концу.
Наверх
PM
Svetliy_metall
12.03.2012, 17:34

ID пользователя #2738
Зарегистрирован: 28.09.2011, 03:59
Местонахождение: Вологда (Вельск)
Сообщений: 3166
спасибо за дополнение. очень интересно. хочу вот щас сравнить старенький гриф урала и гриф 1989 года

Примочек много не бывает
Наверх
Сайт PM
shock07
12.03.2012, 17:35

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6548
Спасибо!
Хорошо... но мало)))
Читаю... как бальзам на душу)))
Наверх
PM
Я-Ха
12.03.2012, 18:04

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
Спасибо!!

Тогда ещё вопросы.

Датчики действительно делались в Снежинске на оборонном предприятии? И где делали темброблоки - на УРАЛе?

Алапаевские колки - почему их не ставили на УРАЛы, а лили силуминовые? И где их лили?

В каком году ТОНИКИ сменились УРАЛами, и был ли этот процесс синхронным у ЭГ и бассов?

УРАЛ 650 и УРАЛ 650А - зачем делались разные модели?

Если 650 означает мензуру у ЭГ, то что значит 510 у басса?

Когда свершился переход от чёрновставочных датчиков к могендавидам, и откуда взялся этот будоражащий воображение символ?

Если не было связей с Ростовской фабрикой - почему контуры Свердловской и Ростовской ТОНИК так похожи? Да и Ростовские бассовые датчики по конструкции явно сходны со Свердловскими ТОНИКАвскими.

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
leopold
12.03.2012, 18:08

ID пользователя #2616
Зарегистрирован: 19.06.2011, 16:49
Местонахождение: Котельнич, Кировская обл.
Сообщений: 2417
Будем ждать продолжения.
Наверх
PM
kurganov
26.03.2012, 16:18

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Пока не получается взять нормальное интервью у Мастера, но вот результат очередного сеанса связи.

Как я уже упоминал, Тоника-бас появилась намного позже, чем гитара. На сей раз он уточнил дату- по его свидетельству, это был 1974-ый год. Проблемы с плохим балансом из-за тяжелых колков (и специфичное ее решение) были обусловлены спешкой при разработке- специалисты "Урала" делали ее в пику ленинградским коллегам с "Луначарки", готовившим "пластиковую" серию. Было своеобразное соревнование между этими предприятиями (выполнение плана, расширение ассортимента), и победителю полагалось поощрение- увеличение финансирования, дополнительное оборудование, льготы. Дизайн появился в результате совмещения деки от гитары "Тоника" и грифа от баса "Музима"; алапаевским же коллегам были предоставлены музимовские колки, дабы те могли сотворить нечто подобное. Прототип собирали уже с алапаевскими колками, других вариантов не было.

Тоника-бас с фотографии- обычный серийный инструмент тех лет, немного доработанный Василием. Для украшения головы грифа был использован искристый пластик, разделенный на слои для достижения "морозного" эффекта.

Анкеры были на всех Тониках, и гитарных, и басовых. Разница в местоположении регулировки стержня была обусловлена особенностями происхождения данных инструментов. У "Музимовского баса" регулировка была выведена в пятку, поэтому на Тонике-басе соорудили систему с доступом со стороны некплейта. У гитары гайка должна была располагаться на голове грифа, на деле же получился курьез. Со стороны руководства не поступило указания делать вырезы в декоративном перлоиде на голове грифа, а рядовые работники, и так озадаченные выполнением плана, решили инициативу не проявлять.
Данную информацию я могу подтвердить историей из своей практики. Рассматривая гриф одного из экземпляров "Тоники", я при помощи магнита обнаружил наличие там металлического стержня, а мой приятель в результате операции по подклейке целлюлоида "нашел" гайку анкера.
Наверх
PM
Я-Ха
26.03.2012, 16:29

oleUm™

Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 23215
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

МАЙ МУZЕУМ
oleUm™

и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Наверх
Сайт PM
stradivari72
26.03.2012, 16:31

ID пользователя #2730
Зарегистрирован: 23.09.2011, 11:19
Местонахождение: Тюмень
Сообщений: 4936
А разве у Тоники бас не в башке гайка прикрытая колокольчиком???

Люби начальника своего, ибо собака - друг человека!
Наверх
PM
kurganov
26.03.2012, 16:54

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Еще немного интересностей. На "Урале" существовал Экспериментальный цех. Его специалисты, прекрасные модельщики, занимались решением текущих проблем фабрики- например, изготовлением формы для отливки фортепианных рам или разработкой подарочных эстампов из шпона с изображением Ленина. Специалистов по гитарам в штате этого подразделения не было, но это не мешало ему заниматься разработкой прототипов "в стол". В распоряжении разработчиков, по свидетельству Василия, находились следующие инструменты: "Лентоника" (она была красной), Музима Элгита, бас Музима, перламутровая Yamaha SGV и тот самый "итальянский Лес Пол" (он, кстати, оказался двурогим), а также некоторое количество "буржуйских" каталогов. Василий вспомнил следующие прототипы, разработанные цехом - "Тоника" с фиксированным струнодержателем, Урал с басовым "лесполовским" корпусом и "ямаховским" тремоло (видимо, наша легендарная "Волна") и стандартный "Урал" с таким же тремоло, но расположение колков 3+3. Голова грифа последнего "Урала" существовала в двух вариантах - "волновой" (позже лекала для нее были использованы для серии акустических гитар) и "книжной". Каждый прототип был изготовлен не более чем в 2-3 экземплярах. После закрытия Экспериментального цеха (1985-1986 год) оставшиеся части были реализованы через заводской Магазин Неликвида, располагавшийся на проходной. Эти факты, кстати, отчасти объясняют загадку виденного мной зеленого "Волнового" грифа с надписью "Урал" (я писал о нем в другой теме). Понятно также, почему до 1975-ого года не было прототипов с симметричным расположение колков - до этого момента фабрика располагала только гитарными колками "на планке".
Наверх
PM
kurganov
26.03.2012, 17:09

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Сам засомневался и посмотрел- "колокольчик" был все-таки у ростовской басовой Тоники
Наверх
PM
stradivari72
26.03.2012, 17:19

ID пользователя #2730
Зарегистрирован: 23.09.2011, 11:19
Местонахождение: Тюмень
Сообщений: 4936
kurganov Цитата ...

Сам засомневался и посмотрел- "колокольчик" был все-таки у ростовской басовой Тоники

Дак как так, сижу смотрю в упор на свою Тонику бас и вижу белый вобщем вот [link]

Люби начальника своего, ибо собака - друг человека!
Наверх
PM
kurganov
26.03.2012, 18:07

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Сорри за дезинформацию. Давно не держал в руках свердловской басовой "Тоники", а на фотографии из статьи Басиста Кайфа не разглядел белого колокольчика. Поторопился изложить рассказанное мне, и не потрудился проверить информацию.
Наверх
PM
Nik
26.03.2012, 18:15

ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 8119
kurganov,пора сводить все очерки в один том мемуаров.
Весьма интересные воспоминания,ни в каких официальных источниках такого не нароешь.
Наш орден надо Курганову,он заслужил.
Наверх
PM
Басист Кайф
26.03.2012, 18:16

Я играю на басу. Хочешь, справку принесу?

Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19
Местонахождение: Москва
Сообщений: 14976
Курганов, Вы - сущий клад.
Наверх
PM
stradivari72
27.03.2012, 03:21

ID пользователя #2730
Зарегистрирован: 23.09.2011, 11:19
Местонахождение: Тюмень
Сообщений: 4936
kurganov Цитата ...

Сорри за дезинформацию. Давно не держал в руках свердловской басовой "Тоники", а на фотографии из статьи Басиста Кайфа не разглядел белого колокольчика. Поторопился изложить рассказанное мне, и не потрудился проверить информацию.

Это несущественный момент, по сравнению с тем что я узнал, что творилось за 350 км от моего места пребывания. Спасибо огромное за информацию, и правильно было сказано нужно объединять в одну "наимощнейшую" статью.

Люби начальника своего, ибо собака - друг человека!
Наверх
PM
shlepakoff
27.03.2012, 04:07

ilya

Зарегистрирован: 29.06.2009, 18:33
Местонахождение: Houston-Москва
Сообщений: 3971
Безумно интересно, ждем продолжения!

Ваше шило, наше мыло: [link]
[link]
Наверх
PM
leopold
27.03.2012, 05:11

ID пользователя #2616
Зарегистрирован: 19.06.2011, 16:49
Местонахождение: Котельнич, Кировская обл.
Сообщений: 2417
Спасибо за информацию. Ждем..............
Наверх
PM
kurganov
27.03.2012, 06:22

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Буду стараться! Но вспомнить все едва ли возможно - много лет прошло.Василий говорит, что если бы он знал тогда, что через сорок лет кто-то будет интересоваться историей "Урала", то постарался бы больше всего запомнить и задокументировать. Да и сейчас, когда он рассказывает о тех временах, он испытывает явно смешанные чувства. С одной стороны, история "Урала" - это важная часть истории нашей страны, и вроде как нужно гордиться своей причастностью к ней. С другой стороны, "Урал" в рассказах Василия часто предстает этакой "шарашкиной конторой". Например, он много раз доказывал руководству, что надо изменить технологию изготовления пластикового канта на "Урале" и сделать ее более рациональной, но к нему не прислушались. Или другой случай. Ранее в обязанности мастеров входила индивидуальная подгонка высоты дребезжащих ладов уже после установки струн. Инициативой Василия стало изготовление специального "бархатного" напильника с двумя ручками, позволявшего выравнивать общую высоту ладов. Это новшество прижилось- через некоторое время Василий заметил в цехе более цивилизованно изготовленную версию своего инструмента.
Наверх
PM
Les
27.03.2012, 06:38

ID пользователя #2798
Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38
Местонахождение: Riga, Latvija
Сообщений: 7383
Фигасе, какие факты!! Даже и придумать бы не смог такого...
Присоеденяюсь к Nik"у - Орден Курганову!!!

Дак ведь я -- дитя природы,
Пусть дурное, но -- дитя!
Наверх
PM
kurganov
27.03.2012, 17:43

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Друзья, хочу выступить со следующей инициативой. Меня самого очень зацепила тема с прототипами. На сайте [link] я видел графическую реконструкцию облика "Волны". Было бы интересно, если кто-нибудь нарисовал подобным образом остальные упомянутые Василием прототипы, а я показал бы эти наброски Мастеру с целью уточнения деталей. Может, он еще что-нибудь важное вспомнит...
Наверх
PM
shock07
27.03.2012, 18:05

ID пользователя #1884
Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52
Местонахождение: Запорожье, Украина
Сообщений: 6548
kurganov, у ментов есть такой приём, типа, спрашивать про одно и то же 100 раз с разных точек зрения. И опрашиваемый вдруг начинает вспоминать реально то, о чём он вроде как и забыл.
Читаю тему с удовольствием.
Наверх
PM
kurganov
12.04.2012, 18:47

ID пользователя #2666
Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03
Местонахождение: Екатеринбург
Сообщений: 617
Недавно снова побеседовал с Василием, правда, не очень результативно. Задал вопрос про колки, и получил следующий ответ. Колки на планке, которые ставились на Тонику, приходили из Ленинграда, в Алапаевске собирали колки для Урала и Урал-баса. Место изготовления более поздних, отдельных колков для акустических гитар с прямоугольными либо круглыми лопастями он назвать затруднился, но также предположил их ленинградское происхождение.

Вся электроника изготавливалась на оптико-механическом заводе, со Снежинска никаких комплектующих (во всяком случае, в годы работы Василия) не поступало. Мастер засомневался по поводу места рождения больших хамбакеров (с них я начал тему про "три девятки"), и даже вспомнил про некий прототип с такими датчиками, но я помню , что в предыдущих беседах он также называл их "оптико-механическими". Думаю, что определенная схожесть в конструкции, технологии изготовления и материалах подтверждает, что все датчики, когда -либо поставлявшиеся на "Урал", приходили именно с этого территориально близкого завода. Далее начинается самое интересное. Василий отрицает, что на "Урал" ставились какие-либо иные датчики кроме "могендавидов", причем их дизайн объясняет скупостью воображения разработчиков. Он рассказал о технологии изготовления рисунка- он продавливался золотой фольгой через слой папиросной бумаги при помощи специального "горячего пресса", который перед операцией полагалось полчаса нагревать. Также, кстати, наносилась золотая надпись на пикгард "Тоники".

Датчики с "черным оконцем" Василий опознал как собственный эксперимент -он утверждает, что перепилил некоторое количество крышек от "могендавидов". Недавно виденный мною подобный датчик порождает во мне сомнение в его словах -следов переделки я не заметил. Кроме того, мне кажется, что такие датчики не столь уж редки . Думаю, подобные неувязки могут быть объяснены причудами памяти, а также фактами недолгого отсутствия Василия на фабрике в середине семидесятых (служба в армии и т.д.).
Наверх
PM
Переход на страницу   <<        >>  

Модераторы: violet, EjiK, Басист Кайф, Я-Ха, Izol, SPA, shlepakoff, byte_crow

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Мини-чат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться


SPA
29.04. : 13:32
Да, ценнички на них такие, что почек не хватит

Art_Esto
29.04. : 12:34
Этот фантастический и культовый бас давно занёс в список "мечтать и никогда не купить"

SPA
28.04. : 19:48
вышел новый ролик про буржуйский бас, поэтому ссылки не будет, смотрите на канале, штука странная и интересная

swin
27.04. : 22:06
Когда-нибудь, я научусь обращаться с гитарами и тоже что-нибудь запилю!

swin
27.04. : 20:59
Если повторяюсь - пардоньте. Выкушал немного "Черного из Черного". Впрочем, о нем я тоже писАл.

swin
27.04. : 20:58
Если в обзорах А.Челюкаева мне нравятся моменты, когда он играет на гитаре, то у Макса - это его рассуждения и выводы. Или я это уже писАл тут?

SPA
27.04. : 08:35
чтоб метать в бухих назойливых зрителей?

Mr_Digitech
27.04. : 06:52
- Гитара Jolana Strat -
ЗАЧЕМ ГИТАРИСТУ СЕВШАЯ БАТАРЕЙКА?
[link]

StariyDed
26.04. : 07:26
Илья! Отписал Вам в личку.

Cdur
26.04. : 06:11
Подскажите, а есть где-нибудь чертеж пикгарда 6-струнной "Крунк Ани"?

Vzglyad
24.04. : 15:48
Эльта конечно особенная гитара!)) это что-то!)))

Сhelya
23.04. : 05:08
Не успел смонтировать на выходных, поэтому только сегодня. Эльта Соло ЭГС-650 [link]

ZAHAR-Minsk
22.04. : 18:29
[link]
Не знаю куда вставить ссылку, но этот мужик красавчик

SPA
21.04. : 16:47
я бы сказал - лицо канала

swin
21.04. : 16:01
E75 - официальный спикер канала SPA-guitars.


Поиск Советские гитары
Счетчики


© 2006 - 2024 SovietGuitars.com - Общество Коллекционеров Советских Электрогитар. Сайт не является СМИ. 18+


Техническое обслуживание сайта осуществляется веб-студией «Код-А»