Кто-нибудь играл на акустических грузинских гитарах? Предлагают восстановить семиструнную гитару, на этикетке внутри корпуса написано, что сделана в Тбилиси 1980 год , 15 руб стоила, померил: мензура 610 мм, она вся уж развалилась, но верхняя дека массив и достаточно равномерная по слоям, хоть и треснутая в нескольких местах. Сам корпус естественно фанерный... Пытался выяснить какое место занимает Тбилисская гитарная фабрика в " советском табеле о рангах " гитарных фабрик, но никакой информации про такую. Может кто сталкивался, какие впечатления?
ID пользователя #2 Зарегистрирован: 05.07.2006, 13:36 Местонахождение: Москва Сообщений: 2148
В советской стране тоже выпускали шести и семиструнные гитары. Их делали на фабрике имени Луначарского в Ленинграде, на Шиховской фабрике в Москве, на Черниговской и Тбилисской фабриках музыкальных инструментов.
ID пользователя #1051 Зарегистрирован: 21.04.2009, 22:52 Местонахождение: Москва Сообщений: 5368
lynyrd Цитата ...
В советской стране тоже выпускали шести и семиструнные гитары. Их делали на фабрике имени Луначарского в Ленинграде, на Шиховской фабрике в Москве, на Черниговской и Тбилисской фабриках музыкальных инструментов.
Странный автор блога, он считает что село Шихово это один из районов Москвы? Ну я понимаю конечно что в масштабах страны это почти Москва, но можно же было написать "в Подмосковье" или "Московской области".
Деревня Шихово впервые упоминается писцовой книгой 1558 г. как собственность Саввино-Сторожевского монастыря. За монастырем деревня находилась несколько столетий до секуляризации церковных земель в 1764 г. Описание конца XVIII в. отмечает Шихово в составе "экономической" Покровской волости.
Она расположилась при впадении речки Островни в Москву-реку, через которую был устроен плотовый перевоз. На 33 двора приходилось 125 душ мужского и 144 женского пола. Крестьяне занимались сплавом леса по р.Москве, а зимой - его вывозом. По данным 1852 г. Шихово состояло в ведомстве Государственных имуществ. В 57 дворах деревни проживало 199 душ мужского пола и 206 женского, располагалась сельская расправа.
Начиная с конца XVIII в., здесь возникает производство деревянных музыкальных инструментов. По преданию, местный крестьянин Емельянов, работавший в Москве в гусельной мастерской, обучился там делать гитары и, вернувшись в Шихово, организовал их производство. Вскоре музыкальные инструменты начали изготовлять и в окрестных селениях. Особую славу среди музыкантов завоевали гитары шиховских мастеров Краснощекова и Полякова.
Дело в том, что до определённого времени в СССР Шиховское производство гитар было под началом московской конторы "Гармония", к которой Шихово приставили просто потому что на фабрику тогда ещё мастера надомники не тянули, а совсем без присмотра их тоже оставлять было нельзя. Потом, когда в Шихово организовали полноценную фабрику, то и управление стало местным, а до этого гитары из Шихово реализовались исключительно через Москву, по этому и мнение такое сложилось, что это Московские гитары.
ID пользователя #2353 Зарегистрирован: 11.01.2011, 22:28 Местонахождение: Угледар, Украина Сообщений: 416
Сорри, за некропостинг...
Но буквально сегодня мне принесли такую же гитару на дербан. На остатках наклейки написано место пр-ва - г. Тбилиси, год вроде тоже восмидесятый...
Дека и дно отвалились от обечайки, передний клец расколот, рипы, как и на большинстве советских акустик отклеились, но кроме пары трещин на верхней деке, больше серьезных дефектов корпуса (кроме клеца) не заметил. Канта нет, дека и дно приклеены к обечайке "в стык".
Сперва подумал что она фанерная, оказалось - массив, около 3 мм толщиной, правда что за дерево не определил, но скорее всего сосна или ель.
Значит думал я, думал, и решил попробовать восстановить ее хотя бы до играбельного состояния.
фото увы пока не предоставлю, т.к. фотика на работе не оказалось, если кого-то заинтересует, при возможности сфоткаю.
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
В 1990-1993 гг. была опубликована серия профильных ГИТАРНЫХ патентов СССР, бОльшая часть которых заявлена предприятием "Тбилисский завод по обслуживанию и ремонту вычислительной техники "Алиони"" (от которого чего только не заявлялось - так что производство гитар надо искать не там) а наиболее частыми авторами являются ТУШИШВИЛИ ГИВИ ИРОДИОНОВИЧ и КВИНИКАДЗЕ ОМАР АЛЕКСАНДРОВИЧ (а также, по всей видимости, его сын Важа и дочь Гванца) - см. некоторые цитаты ниже.
Известны также печатные труды Г.И.Тушишвили: [link] Тушишвили, Гиви Иродионович. Музыкальная литература : (Вспом. пособие для учащихся классов гитары) / Гиви Тушишвили; М-во просвещения ГССР, Респ. дом худож. воспитания. - Тбилиси : Ганатлеба, 1988
[link] Тушишвили, Гиви Иродионович. В мире гитары / Гиви Тушишвили. - Тбилиси : Хеловнеба, 1989.
Приведенная информация, на мой взгляд, может рассматриваться как свидетельство существования в Тбилиси гитаростроительной школы в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
[link] SU 1830546 F1 СКЛАДНОЙ СТРУННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ТУШИШВИЛИ ГИВИ ИРОДИОНОВИЧ, КВАНТРИШВИЛИ ГЕОРГИЙ ОТАРОВИЧ, ГАМИДАДЗЕ ТЕНГИЗ МИХАЙЛОВИЧ Опубликовано: 30.07.1993
[link] SU 1730667 A2 Гитара O,А. Квиникадзе, А.Д, Шелленберг, Г.И.Тушишвили и Т.М. Гамидадзе Опубликовано: 30.04.1992 Изобретение относится к струнным щипковым музыкальным инструментам, а именно к гитаре.
[link] Номер патента: SU 1737501 A2 Гитара Заявитель: НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ПРОГРЕСС" Авторы: КВИНИКАДЗЕ ОМАР АЛЕКСАНДРОВИЧ, РАМИШВИЛИ ДЖЕМАЛ ВАХТАНГОВИЧ, ШЕЛЕНБЕРГ АРКАДИЙ ДАВИДОВИЧ, КВИНИКАДЗЕ ВАЖА ОМАРОВИЧ Опубликовано: 30.05.1992
[link] SU 1709390 A1 Гитара с резонатором и опорой ТУШИШВИЛИ ГИВИ ИРОДИОНОВИЧ Опубликовано: 30.01.1992
[link] SU 1624515 A1 Струнный музыкальный инструмент ТУШИШВИЛИ ГИВИ ИРОДИОНОВИЧ, ОГАНЕЗОВ ГЕОРГИЙ ОГАНЕЗОВИЧ Опубликовано: 30.01.1991
[link] SU 1575242 A1 Устройство для изменения звучания струнного музыкального инструмента ТУШИШВИЛИ ГИВИ ИРОДИОНОВИЧ, ОГАНЕЗОВ ГЕОРГИЙ ОГАНЕЗОВИЧ, ОГАНЕЗОВА КЕТЕВАН ГЕОРГИЕВНА, БУАЧИДЗЕ КАХА ТЕЙМУРАЗОВИЧ Опубликовано: 30.06.1990
[link] SU 1608431 A1 Гитара НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ПРОГРЕСС" ГАМИДАДЗЕ ТЕНГИЗ МИХАЙЛОВИЧ, КВИНИКАДЗЕ ОМАРИ АЛЕКСАНДРОВИЧ Опубликовано: 23.11.1990
[link] SU 1596379 A1 Струнный музыкальный инструмент типа гитары НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ПРОГРЕСС" ГАМИДАДЗЕ ТЕНГИЗ МИХАЙЛОВИЧ, КВИНИКАДЗЕ ОМАРИ АЛЕКСАНДРОВИЧ Опубликовано: 30.09.1990
[link] SU 1575233 A1 Гитара НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ПРОГРЕСС" КВИНИКАДЗЕ ОМАРИ АЛЕКСАНДРОВИЧ, КВИНИКАДЗЕ ВАЖА ОМАРОВИЧ, ШЕЛЛЕНБЕРГ АРКАДИЙ ДАВИДОВИЧ, ЧИНЕНОВА ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА Опубликовано: 30.06.1990
[ Редактирование 01.02.2020, 18:24 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
Автор настоящей темы artem88 предпринял в 2013 г. попытку добыть какую-либо информацию про Тбилисскую фабрику на русскоязычном форуме в Тбилиси, вот полученный им ответ
[link] Тбилисский форум Русскоязычный форум о Тбилиси фев 10, 2013 Re: Семиструнка из Тбилиси Сообщение kalia ...Что касается Тбилисской фабрики муз. инструментов, то про нее ничего не слышно где-то с 90-х. Думаю, она давно не существует в природе. ...Фабрика закрылась в начале 90-х... Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
Мастеровые гитары в Тбилиси: [link] Тенгиз Гамидадзе 08.05.2018 «Купил однажды отличную гитару, уйму денег не пожалел. Но во время игры никак не мог добиться желаемого звука. Особенно один звук резко резал слух. Нервничал перед каждым концертом. Под конец разозлился и разбил гитару. Что оставалось делать? Подумал, неужели не смогу сам изготовить гитару? Наведался в библиотеку и ознакомился с нужной литературой, перечитал огромное количество книг и принялся за дело. Первая гитара получилась кривая-косая, но, как ни странно, звучала бесподобно. Сам не знаю, как такое было возможно. Эту гитару купил мой ученик, даже не посмотрев на ее внешний вид. Ведь главное – звук!»
Потом набил руку, открыл мастерскую, изготовил несколько штук, а вскоре появился отличный помощник – отец, который, выйдя на пенсию, чтобы не сидеть без дела, стал помогать сыну, но спустя короткое время так наловчился, что превзошел его. Теперь основную работу – изготовление корпуса – выполнял отец. Тенгиз натягивал струны, регулировал звучание, настраивал. За 20 лет отец и сын изготовили около 200 гитар. Мастерская сегодня уже не существует. Тенгизу не под силу работа, да и с материалом дела обстоят не лучшим образом, помощника уже нет…
Интересно было узнать все секреты благородного звучания гитары, как оно достигается. Как объяснил Тенгиз, для гитар применяют особые виды древесины. Самым лучшим считается бразильским палисад и боржомская ель. И еще, хулойская ель.
«Палисад я выписывал из Америки, но чаще использовал боржомскую или цагверскую ель. Министерство культуры разрешило выбрать одно дерево для материала, и срубить. Выбор не так-то легко сделать. Я целое лето искал одно-единственное нужное мне дерево. Очень многое надо учитывать. Например: кора дерева должна следовать плавно, одна за другой, пластами. От удара молотком по стволу должен исходить длинный протяжный звонкий звук. Куски дерева нельзя распиливать, только расщеплять одним ударом, а потом протирать до нужного тона. Главное – звук, а внешний вид уже отступает на второй план. Я сначала «слушаю» дерево, а потом слушаю гитару».
Много интересного рассказал Тенгиз: ... Как по просьбе художника Т.Кубанеишвили, настойчиво требовавшего сделать для него четырехугольную (?) гитару, умудрился все-таки изготовить такую, но изнутри придал ей обычную овальную форму, и звучала она не хуже стандартной. Рассказал, как германские предприниматели скупали «Боржоми» в деревянных ящиках, чтобы потом использовать эти еловые доски."
[ Редактирование 01.02.2020, 19:10 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
По крайней мере, музей музыкальных инструментов в Тбилиси есть - и вроде как даже государственный, и в нем даже присутствуют какие-то гитары, банджо и мандолины: [link] - открывается видео: Необычный Музей музыкальных инструментов в Тбилиси 10.01.2017 В Тбилисском музее музыкальных инструментов собраны уникальные экспонаты из Грузии и стран Европы. Смотрите на видео Sputnik Грузия репортаж из музея.
В самом сердце старого Тбилиси, недалеко от знаменитых серных бань и стариной крепости Hарикала, на одной из маленьких улиц расположен необычный музей – настоящая находка для ценителей старины, музыкальных инструментов и фольклора.
Государственный музей народных песен и инструментов был основан в 1975 году на базе частной коллекции, принадлежавшей коллекционеру Аркадию Ревазишвили.
”Аркадий Pевазишвили не имел прямого отношения к музыке. По профессии он был известным дрессировщиком медведей и его питомцы выступали в цирках во многих городах бывшего СССР. Находясь в частых поездках по Советскому союзу, у него была отличная возможность собирать и привозить в Грузию музыкальные инструменты, пополняя свою частную коллекцию", — рассказала Sputnik Грузия старший научный сотрудник музея Кетеван Баиашвили.
После смерти Аркадий Ревазишвили завещал передать свою уникальную коллекцию государству. Таким образом его имя попало в историю грузинской культуры.
В коллекции грузинских народных музыкальных инструментов имеются образцы, относящиеся к началу XX и XIX векам, собранные из разных уголков Грузии. Гордостью музея являются механические музыкальные инструменты – музыкальные шкатулки- симфонионы, популярные в XVIII-XIX веках.
[link] Тбилисский государственный музей грузинской народной музыки и музыкальных инструментов Республика Грузия, г. Тбилиси, Ваке, ул. Samgebro Street, 6 Тел: (+995 32) 245 77 20, 245 77 21
История
Музей был создан на базе Музея театра, музыки, кино и хореографии в 1975 году. До 1984 года он именовался Музеем народных музыкальных инструментов, затем – Музеем народной музыки и музыкальных инструментов. В 1989 году Музей получил нынешнее название – Тбилисский государственный музей грузинской народной музыки и музыкальных инструментов.
Фонды
В фондах Музея представлены музыкальные инструменты Грузии, стран Кавказа, России и Западной Европы – более 5000 единиц хранения. Основой фонда стало частное собрание механических музыкальных инструментов тбилисского коллекционера А. Ревазишвили. В этом собрании находились такие инструменты, как чонгури, диплипито, дисгармонии, шарманки, музыкальные шкатулки. Значительную и ценную часть музейного фонда составляет собрание грузинских музыкальных инструментов. К числу древнейших экспонатов относятся трёхствольные свирели из Мцхеты.
Экспозиция
Экспозиция Музея состоит из нескольких разделов. Традиционное грузинское полифоническое пение представлено коллекцией аудиозаписей (первые из них были сделаны ещё в 1901 году). Сохранились, в частности, записи характерного для Гурии и Мигрелии диссонансного исполнения песен. В экспозиции представлены саламури или ларча из Самгрело и саннори из Гурии, сванетские гармонии с очень узким звуковым диапазоном, род волынок гудоствари из Раче и чибони из Аджарии. Особый интерес представляют футляры этих инструментов, украшенные золотом, цветным стеклом и цепочками. Жизнь и творчество И. Ратиля, А. Беношвили, Э. Чхинвадзе, И. Каргоратели и других хореографов и композиторов, отражённое в экспозиции Музея, рассказывает о развитии вокального искусства в Грузии. Особое внимание уделено истории первого народного хора республики, созданного в 1885 году И. Ратилем, а также Западно-грузинскому народному хору из Сухуми Д. Лолуа. Отдельная экспозиция посвящена истории звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования: фонографам, граммофонам и т.п. В залах, где развёрнута экспозиция о восточном музыкальном искусстве, демонстрируются струнные, смычковые, ударные музыкальные инструменты, главным образом, из стран Ближнего и Среднего Востока. Здесь можно увидеть такие инструменты, как каманча, дудуки и доли, тар и саз. Представлена и коллекция механических музыкальных инструментов, среди которых выделяются оркестрион «Бонапарт», шарманки–аргаши, производимые на тбилисской фабрике «Нечада».
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Тбилисские акустики периодически всплывают на Авито. Обычные советские гитары с грифом на винте, похожи на Ивановские. Вот пара этикеток, фото гитар не сохранил. Обе гитары были семиструнные.
Министерство местной промышленности Грузинской ССР, Фабрика музыкально-клавишных инструментов, г. Тбилиси, ул. Текстильщиков, 14 (или 18?)
[ Редактирование 02.02.2020, 18:48 ] Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #9592 Зарегистрирован: 26.07.2018, 00:40 Местонахождение: Москва Сообщений: 2045
Блин, ну трудно не сохранить фотку, если такую фабрику видишь впервые... Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь... На пенсии...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
Упоминание: [link] Опыт работы 1978 г. Музыкальная фабрика "Красный Октябрь" г. Ленинград 1980 г. Музыкальная фабрика "Иверия" г. Тбилиси. Грузия. 1985 г. Музыкальная фабрика "Эстония" г. Таллин. Эстония. 1987 г. Музыкальная фабрика "Лира" г. Москва. 1989 г. Консерватория им. М. А. Баланчивадзе. (Настройщик) г. Кутаиси. Грузия. 1991 г. Городская №1я музыкальная школа (Настройщик) г. Зугдиди. Грузия. 1997 г. Компания ООО "Виктрон" г.Москва – Реставратор музыкальных инструментов 2005г. ГОУ г. Москвы. Детская музыкальная школа имени Э.Г. Гилельса. (Настройщик) 2010 г. Детская музыкальная школа №1. (Настройщик) г. Реутов. 2013 г. Центральный дом детей железнодорожников. (Настройщик) г. Москва. 2014 г. Московский государственный театральный колледж им. Л.А.Филатова (Настройщик) Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4794
[link] Б. Вольман.Гитара в России. Очерк об истории гитарного искусства Ленинград 1961г. ...уже в 1935 году одна только музыкальная фабрика имени А. В. Луначарского в Ленинграде выпустила 455000 щипковых инструментов, и из них 168750 гитар. А ведь помимо Ленинграда щипковые инструменты выпускались в Киеве, Ростове-на-Дону, Омске, Харькове, Одессе, Тбилиси, Чернигове, Боровичах. Даже артелями промкооперации было выпущено в том же году 36000 гитар. Значительно возросло производство гитар после Великой Отечественной войны. Фабрика имени А. В. Луначарского выпустила в 1959 году 375963 гитары, а за семилетку должна выпустить 3150000 шести- и семиструнных гитар.
[ Редактирование 02.02.2020, 20:27 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)