ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Кооператив «999» был организован примерно в 1988-ом году Анатолием Реутовым. Прототипами для "безголовых" инструментов 999 послужила серия из 10 гитар и басов, изготовленная свердловским мастером Виктором Новиковым в 1987-ом году. По воспоминаниям последнего, в те дни Реутов часто захаживал «на чай», и достаточно подробно изучил конструкцию этих инструментов. Взяв их за основу и отказавшись от таких «излишеств», как сквозные грифы и тремоло с «виолончельной» системой микроподстройки, он и создал базовые дизайны «безголовых» гитар и басов 999. Занятно, что Новиков не держал в руках «фирменных» аналогов - он создавал прототипы «вслепую», ориентируясь на некие каталоги, привезенные из Японии. Благодарности за использование «ноу-хау» не последовало – мастер, имея в виду последующий успех «Трех девяток», иронически замечает «Мог бы хоть чекушку поставить…».
Об Анатолии Реутов (к сожалению, умер несколько лет назад) мне практически ничего неизвестно. Насколько я понял из воспоминаний знавших его людей, он не был авторитетным гитарным мастером и никогда не работал на фирме «Урал». Мне кажется, что кооператив «999» не вырос из увлечения или сферы деятельности основателя, а был сугубо коммерческим предприятием. Момент для начала деятельности был выбран удачно (подъем интереса к рок-музыке, расцвет Свердловского рок-клуба и т.д.), и была грамотно определен потенциальный потребитель продукции – молодые музыканты групп "тяжелого рока". «Фирменных» инструментов в Екатеринбурге тогда практически не было, поэтому гитары 999, внешне выглядевшие так же, как инструменты тогдашних «звезд» с плакатов, моментально стали хитом. В то время кооператив имел собственный стенд в магазине "Музыкальные товары" на Луначарского, который поражал воображение юных «рокеров» неожиданным обилием гитар и многообразием цветов.
В начале существования производство базировалось на мощностях фабрики "Урал", позже сборка велась в частном доме Реутова в Верхней Пышме. Недолгая и яркая история «Трех девяток» завершилась где-то в начале девяностых, оставив массу загадок – мне неизвестно ни количество сотрудников предприятия, ни точный модельный ряд, ни объем выпущенной продукции, ни причина завершения деятельности. Последний информационный повод, касающийся «Трех девяток», имел место во второй половине десятилетия, когда в магазине при фабрике "Урал" была выставлена небольшая партия инструментов, собранных сотрудниками предприятия из складских остатков и наскоро покрашенных из краскопульта. Я недолгое время был обладателем такого "Безголового" баса, и тогда же встречал еще несколько подобных гитар. Вообще, в девяностые «три девятки» были популярным «первым инструментом» для начинающих музыкантов. Позже эту нишу заняли индонезийские и китайские гитары, а 999 тихо «сошли со сцены» и были моментально забыты.
Гитары и басы 999- противоречивое и неоднозначное явление. Воспроизводя внешний вид «фирменных» инструментов, в конструктивном плане они следовали «советским» принципам производства и в некотором смысле доводили их до логического предела, особенно в отношении бюджетных моделей. «Топовые» модели демонстрировали большую претензию на «фирменность» (и стоили примерно на треть стоимости дороже), но все равно не дотягивали до уровня серьезных мастеровых инструментов тех лет (например, работ Зуева, Новикова, Лебедева).
Основная черта бюджетных инструментов – максимальная экономия на материалах и предельное упрощение всех производственных операций. Из зарубежных производителей подобный «минимализм» демонстрировали, пожалуй, только «Данелектро» Нэта Дэниэлса. Деки большинства инструментов изготавливались из разновидности «мебельного щита», в котором внешние слои фанеры были заменены оргалитом (чтобы можно было не обрабатывать поверхность перед покраской), а количество склеенных вместе маленьких брусочков и реечек стремилось к бесконечности (возможно, использовались отходы «ураловского» производства). С течением времени склейки часто рассыхались, оргалит деформировался, и в ответственных местах появлялись трещины. Скругленные кромки, анатомические выборки, уменьшение толщины деке в месте стыковки с грифом – достаточная редкость для 999, чаще всего корпуса «трех девяток»- массивные, толстые и плитообразные. Гриф – чаще всего буковый, с буковой же накладкой, нередко оснащался ураловским анкером с механизмом регулировки «под вороток», выведенным в пятку. Причем установка анкерного стрежня производилась с типичными «фирменно-ураловскими» ошибками – поэтому грифы с существенным и часто неизлечимым прогибом – норма для продукции кооператива, причем не только бюджетной. В силу перечисленных объективных «косяков», а также совершенно бессмысленных экспериментов владельцев по «улучшению» своих питомцев, многие инструменты не дожили до наших дней.
Самой популярной моделью (если судить по количеству попадавшихся мне экземпляров) был инструмент, который ранее я называл «Джексоном» (в Определителе он именуется Электрогитара). [link] Классический представитель бюджетной линейки «999», со всеми характерными для нее признаками. Любопытная деталь – гитара оснащена фиксированным струнодержателем, но на голове грифа присутствует топлок. Насколько я помню, на эти гитары ставили такой же струнодержатель с микроподстройкой, как и на «Телекастер» Chapt’а [link] , но на гитаре, о которой писал Izol, стоит другой. Какими были оригинальные колки, мне не запомнилось. По моим воспоминаниям, чаще всего встречались экземпляры с двумя оптико-механическими хамбакерами [link] , либо с двумя датчиками «Special 999»; электронная схема состояла из регулятора общей громкости, трехпозиционного переключателя и выходного гнезда. Один раз я встретил вариант с наклонным вертикальным хамбакером «Артон» [link] в неке и оптико - механическим хамбакером в бриджевой позиции, так что могли быть и другие вариации. Варианты покраски – непрозрачный глянцевый лак (полиэфир? полиуретан?) или нитрокраска (преимущественно черно-серого цвета) на деке; гриф мог быть покрашен в один цвет с декой, либо на него наносился прозрачный лак. В случае применения нитрокраски для покрытия деки гриф оставался «лысым» (возможно, это были самые поздние экземпляры).
Единственный известный мне представитель «топовой» линейки « 999» - гитара, носящая на пере грифа «буржуйское» имя «Вашбурн». [link] Инструмент сделан с «претензией» - это полноценная цельнокорпусная гитара из нормального дерева (махагон, клен, палисандр), с инкрустацией и (нередко) окантовкой грифа. Вместо фиксированного струнодержателя мы видим вариацию на тему Kahler, топлок тоже присутствует, колки «герметичного» типа с фиксацией винтиком (ушко снизу) и накидной гайкой, с характерным для «трех девяток» «вороненым» покрытием, регулировка анкера выведена на голову грифа. Для этой модели были разработаны специальные звукосниматели (бриджевый хамбакер на фиолетовом «Вашбурне»- родной). Рельсовый сингл, стоявший в неке,я выпросил у бывшего владельца, сфоткаю, когда вернусь в Екатеринбург. К сожалению, и эту попытку сделать доступный качественный инструмент нельзя признать удачной. Тот инструмент, который я слушал (фиолетовый «Вашбурн»), имел неизлечимый прогиб грифа и не строил по ладам.
Инструмент, который продавал Leo [link] , любопытным образом сочетает черты упомянутых мной ранее «супестратов».
Бас, аналогичный тому, владельцем которого я некогда был, хорошо описан здесь [link] Спасибо Битнику за то, что сохранил инструмент для истории. Мой имел аналогичный цвет, электронику и фурнитуру, но, к сожалению, безвозвратно утерян. Единственное, что у меня осталось – это воспоминания, а также случайно приобретенные звукосниматели [link] и струнодержатель (сфоткаю позже). Собран мой инструмент был так же, как и вся бюджетная линейка «999», покрашен нитрокраской. Из недостатков - запомнился совершенно нефункциональный анкер (при попытке затягивания постоянно что-то прощелкивало), большая высота струн – из-за серьезного прогиба и неправильного угла установки грифа, а также фиксатор струн, который не выполнял свои функции. По идее, струна должна была зажиматься в канале специальным болтом, но этого почему-то не происходило, и приходилось заматывать витой конец струны вокруг тех же болтов с обратной стороны. Из плюсов – инструмент имел «фирменные» пропорции (правда, гриф был толстоват по моим тогдашним ощущениям ), выглядел красиво, имел некий «намек» на звук; для влюбленности этого было достаточно. Не теряю надежды когда-нибудь найти такой же, из ностальгических соображений. Может, негативные моменты были просто следствием моей криворукости.
Существовал еще другой бас, имевший аналогичную электронику, фурнитуру и гриф, но с декой а-ля Yamaha. В Определителе изображен инструмент аналогичной формы, но я не помню, имел ли «трехдевяточный» бас такие «ступеньки» на верхней деке, или был таким же плоским, как его сородич. Инструмент, принадлежащий Chapt’у [link] , я никогда не видел - любопытно, что он имеет другую электронику, но его принадлежность к наследию «999» оспаривать бессмысленно.
Любопытным отклонением от «футуристичекой» направленности кооператива стала попытка «Трех девяток» проэксплуатировать «фендеровский» дизайн. Мне попадалось два таких инструмента –«телекастер», который «жил» на студии у моего приятеля и теперь переехал к Chapt’у, и «пресижн-бас». Бас был выкрашен в белый цвет, имел классические фендеровские размеры, кленовый гриф под прозрачным лаком с темной накладкой, черный пикгард из половой плитки и бессовестное лого Фендер на пере. Звукосниматель типа PB, такой же, как на басу Chapt’а, имел корпус катушки, изготовленный из текстолита. Схема – классическая, громкость и тембр, ручки - черные металлические, как и на других «999». Колки – вороненые, герметичной конструкции, машинка – такая же, как на безголовых басах [link] . Неожиданная модерновая деталь - наличие на деке «ручки для переноски», как на Ibanez Jem. К сожалению, бас « ушел» к неизвестным молодым музыкантам, фото не осталось, надеюсь, еще когда-нибудь всплывет. Возможно, оба «фендера» существовали в единственном экземпляре – больше ничего подобного я не видел.
Попробую сделать некоторые обобщения по виденным мною экземплярам:
1.Большинство инструментов - достаточно среднего качества, лучше самопала, но слабее, чем хороший мастеровой инструмент. Из-за технологических ошибок многие из них дошли с косметическими или структурными дефектами. Почти все – подчеркнуто анонимные или с «буржуйскими» брендами на пере, указания на кооператив-изготовитель встречаются редко.
2. Повторяющийся мотив - использование «ураловских» деталей - анкера, антабки, «тониковских» скоб крепления грифа, но это характерно не для всех инструментов.
3. Применение массивной черненой фурнитуры –колки, топлоки, некплейты, струнодержатели. На гитарах применялись фиксированные бриджи двух типов – с микроподстройкой и без, а также тремоло «калеровского» типа, топлоки стоят почти всегда, вне зависимости от типа струнодержателя.
4. Я встречал на гитарах«999» звукосниматели четырех типов: Оптико-механические хамбакеры
Звукосниматели «Артон»
Хамбакеры «Special 999»
Рельсовые хамбакеры и синглы.
Базовые варианты комбинации – два хамбакера; наклонный сингл в неке- бриджевый хамбакер; два сингла. Схемы - максимально простые, обычно все ограничивается ручкой громкости и трехпозиционником.
Басовые звукосниматели - оптико-механические хамбакер (как на гитаре) и PB.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23215
kurganov, в очередной раз снимаю шляпу. Спасибо огромное! МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Спасибо, друзья!
Настрогал обзор наскоро, поэтому, наверно, не обошлось без неточностей.Поэтому жду добавлений, исправлений и пожеланий.Если у кого есть "999", кто знает что-либо об этом кооперативе - добро пожаловать в тему! Извиняюсь. что ограничился ссылками, а не разместил картинки - я далеко от дома, инет пропадает каждую минуту, поэтому я провозился бы целую вечность.
Вообще, у меня есть следующая мысль. Кооперативные инструменты всплывают достаточно часто, у людей возникают вопросы,а перерывать форум в поисках тем о похожих инструментах неудобно. Может, сделать специальный раздел по кооперативам, постепенно собирать туда информацию по гитарам и вырабатывать критерии по идентификации. У кого-то есть Litvor - кидаем фотки и обзор в соответствующую тему, кто -то знает бывшего работника Омеги - в другую. Так досье постепенно и насобирается. И определять гитары будет проще. Или это технически неудобно и принесет еще больше путаницы?
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8495
Нужно. Нужен специальный раздел, ибо тема необъятная и производство кооперативных гитар как правило не имело ничего общего с промышленным производством гитар в СССР. Очень важный момент, который отметил Максим - это отсутствие представления об изготовлении гитар у тех, кто эти гитары делал. Информации не было практически, поэтому приходилось изобретать велосипед. На Русстоне тоже так и было. "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Зато велосипеды получались интересные! Один мой приятель сокрушался, что в свое время начал играть на гитаре, все же имея определенной представление о базовых аппликатурах аккордов и способах звукоизвлечения. А вот если бы он мог подойти к вопросу с чистого листа... "Три девятки" в этом смысле- вообще дзен-буддизм. Делать инструмент в форме "суперстрата" с толстенной декой и затрудненным доступом к крайним ладам- достижение из этой области. Любой маньяк скорости с отчаяния голову о стену расшибет...
ID пользователя #1051 Зарегистрирован: 21.04.2009, 22:52 Местонахождение: Москва Сообщений: 5368
kurganov, спасибо за качественный обзор! Ваши с Я-Хой расследования особенно интересно читать! А что касается раздела под эти инструменты, то наверное стоит завести такой. Что-то вроде: "Мастеровые и кооперативные инструменты советского периода". www.potroshiteli.ru
ID пользователя #2912 Зарегистрирован: 22.12.2011, 11:05 Местонахождение: Казань Сообщений: 5498
О одном мастеровом басе я вот здесь писал: [link] Можно подредактировать и начать тему. Могу также написать о уникальном Эксплорере да и вообще рассказать о мастерах Желудяковых - земляк Левша поможет.
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Я думаю, надо завести раздел и скидать туда все, что уже написано о мастеровых и кооперативных инструментах. О Желудяковых с удовольствием почитал бы- мне в свое время скидывали фотки инструмента, весьма похожего на их творения. Тема непаханная- надо возделывать ниву!
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Я условно назвал эти звукосниматели "оптико-механическими" для удобства, поскольку они собирались на Свердловском Оптико-Механическом заводе, там же, где и звукосниматели "Тоники" и "Урала". Собраны они, кстати , весьма похоже, и из тех же материалов. Что они представляют из себя по звуку, могу только предполагать, поскольку слышал их очень давно. Недавно использовал отдельные катушки от разобранного экземпляра в самопальных датчиках - звучат похоже на чешские Saphire, такой яркий, несколько акустичный тембр (сопротивление одной катушки -9 КОм). В хамбакерном варианте, думаю, будет несколько мягче и мутнее.
rip 616 - жду от Вас критики и дополнений, коллега.
Самой популярной моделью (если судить по количеству попадавшихся мне экземпляров) был инструмент, который ранее я называл «Джексоном» (в Определителе он именуется Электрогитара)
А непонятно, что у Chapt'a в определителе висит "джексон" или "ибанез" вот такой "трёхдевяточный". Который находится, насколько я знаю, в состоянии попытки реставрации, в Самаре у того же человека, у которого есть безголовый бас "999", который с рогами. Помимо общего пиздеца пришедшего гитаре, наиболее сильно выделяется факт переклейки накладки грифа примерно на 15мм от головы грифа, для создания площадки под топлок и декоративного "прикрытия" анкерной гайки. То, что теперь гитара по старому крепёжному месту бриджа не строит, никого не волновало.
rip 616 - жду от Вас критики и дополнений, коллега.
По мере сил дополню, но попрошу вас отредактировать свой текст, разбив его на абзацы визуально пустой строкой, т.к. иначе сложно читать и находить заново то место, к которому хочется вернуться.
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
rip616,действительно накосячил с отсутствием абзацев, исправил.
По поводу "Джексона"- спасибо за фотографию, помню такой вариант очень хорошо, приятель играл на таком. У меня были сомнения по поводу того, как выглядело перо грифа на черных экземплярах - мне казалось, что оно было острым, но поскольку на форуме попадались только гитары с округлым пером грифа, я решил, что это превратности памяти.Будем копить фотографии дальше и систематизировать по новой.
В конце концов, мой набросок- это попытка соотнести то, что я помню о 999, с конкретными экземплярами, фигурировавшими на форуме. Это рабочая версия, которую надо корректировать и дополнять.
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Пользуясь случаем, хочу спросить Izol'а и Les'а - удалось ли им приобрести "999" из тем, на которые я ссылался?
А с проблемы мензурой для 999- похоже что норма. Это может быть следствием как неправильной установки струнодержателя, так и некорректно выполненных пропилов под лады. Либо того и другого в комплексе.
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Заранее спасибо, Влад! Будем ждать! Любопытно также будет получить комментарии по звуку. А то я даже не представляю, как оно должно звучать в приличный аппарат
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться