ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Полумистическая гитара. Неуловимая, как та синяя птица. Многие видели, многие помнят. Кое кому посчастливилось подержать… Но, более-менее в комплекте она как то не даётся в реальности в руки. Охота на львовский рарбёрд продолжалась давно. С переменным успехом. Гитара словно дразнила. То появлялась в виде фотографий, то опять исчезала. Дерзко дразнила… Но, всё таки попалась!
Куплен этот экземпляр был на аукро для уважаемого форумчанина, с его же разрешения делается настоящий обзор с целью хоть как то разгадать ТАЙНЫ ЭСТРАДЫ. Итак, гитара ЭСТРАДА, выпуск Львовской опытно-эксперементальной фабрики народных инструментов. Предположительный год выпуска (согласно сводной таблицы… [link] от Я-Хи) 1973- 1986. Исходя из имеющихся в живой природе фотографий реальных экземпляров, коплектовалась двумя видами звукоснимателей. Или 9тирублёвым ЗЭ-60, или металлическим львовским с ушами и окошечком. Известен в исполнении с пикгардом, и без. Встречались фото как семиструнки, так и в шестиструнном варианте. Единые признаки- происхождение от львовской семиструнной акустики. Значит, и начнём издалека. С Львивянки, она же Львовская семиструнная акустическая.
Семиструнные гитары до недавнего времени называли русскими. Оно и понятно. Только в традиции русской песни использовался семиструнный строй. Так какая же она, русская гитара с Галичины? Когда берёшь её в руки, ощущения самые приятные. Небольшая (чтоб не сказать маленькая), аккуратная, лёгкая и красивая. Банка, толщиной 80 мм. Деки: нижняя- фанерная, верхняя- ель.
По всему периметру с обеих сторон имеет пластиковый тонкий (на отдельных экземплярах замечен трёхслойный) кант.
Верхняя дека, кроме того, что красуется двумя вполне эстетичными окантованными эфами, имеет круглое резонаторное отверстие под грифом.
Окрас варьируется от трёхцветного бёрста через красивый медовый до стыдливого красно-жёлтого.
Гриф безанкерный, буковый, с буковой крашеной накладкой. Любимое (доступное?) дерево лембергских гитаростроителей. Окантован с трёх сторон пластиком.
19 аккуратных ладов, плюс нулевой. Разметка- доты на пятом, седьмом, двенадцатом (даблдот) и семнадцатом ладах. Причём замечено, что на ранних экземплярах точки выполнены из перламутра и чуть побольше, на поздних- пластик. Гриф широк (всё таки семь струн), но имеет приятно-удобный профиль, не толстый до безобразия, что повсеместно встречалось у акустических советских гитар. Верхний порожек деревянный.
Голова грифа мало отличается от московских, ивановских и пр. семиструнок. С типичными колками 3+4. Заметное отличие- тонкие штоки. Крепление грифа- типичный болт под ключ.
Безхитростный бридж нефиксирован на деке.
Струнозацеп и крюк аналогичны львовским полуакам. С надписью «Львiв» и стилизованным гербом города. Серп и молот на средней башенке необязателен.
Антабки в большинстве пластиковые. Опять же разных размеров. Но попадаются и деревянные.
Попробую немного сказать о звучании. В семиструнном строе голос гитары красив. Для сопровождения романсов и пр. подобного звучит очень выразительно и убедительно. Негромко, но слышно по всему диапазону. Не глухо, скорее всего, глубоко. Короче, интересно. Но стоит только перестроить на шестиструнный лад, попробовать какую нибудь цойщину почесать… Всё! Мешанина сплошная, каша, труба-караул! Не гитара- ватная фуфня! Вот такой родитель…
Много букфф, но это только вступление. А теперь- ЭСТРАДА. Чем же отличается, и что собой представляет. Гриф и банка идентичны семистунке, за исключением… - гриф всё таки шестиструнный (на этом экземпляре), - зацеп, соответственно, тоже шестиструнный, аналогичен львовскому полуаку, - в верхнюю деку врезан темброблок, - в бридже стоит один звукосниматель, - нижняя эфа превратилась в полуэфу, - появился пикгард.
Пикгард. Сказать, что пикгард сделан неаккуратно, значит ничего не сказать. Такое впечатление, что делали его в три приёма три разных человека.
При чёткой порезке одним, кто то совсем другой сделал надпись и двойной кант по контуру. А третий просто взял и вырезал кусок, чтоб была возможность поставить звукосниматель. Причём (повторюсь), если вырезан пикгард из 3х милиметрового оргстекла очень даже аккуратно, кант и надпись в рамке сделана неряшливо. От руки. Линии непаралельны, форму кривых повторяют крайне приблизительно. А надпись… Такое впечатление, что писал или ребёнок, или инвалид с ДЦП. Ну, или я так написать смог бы))) Причём, если я не ошибаюсь, выполнено это всё или гравером или бормашинкой.
Поправьте, кто больше разбирается. Крепится пикгад снизу к обечайке двумя шурупами через кронштейн и к грифу посредством вставляемой пластины. Причём, кронштейн не имеет ребра жёсткости, а рагулировочная выемка (для крепления в сам пикгард) сделана кривовато.
А пластина крепления к грифу… Такое впечатление, что сделана (как и кронштейн) учениками 6го класса на уроках труда. Винты, на которых крепится пикгард откусаны по длине варварским способом, не обработаны после укорачивания.
Звукосниматель. Стандартный львовский. На стандартной же львовской подставке, известной по полуакам.
Темброблок. Схема очевидна. Громкость и тембр.
Ручки резисторов- приборные. Но не факт, что стояли с рождения. На других известных фото стоят львовские (с полуака). Пайка типична львовским. Выход- СГ5 в обечайке.
А вот крышка темброблока заслуживает внимания. При такой же толщине оргстекла сделана совсем по другому. (Четвёртым человеком?)
Крышка имеет фаcку, а кант тоньше, линии ровные, чёткие и сделаны явно другим способом. Типа прорезанием или процарапыванием.
Потенциометры датированы 79м годом, два конденсатора тоже 79м, один- 78м. То есть, не старше 79го года. А вот способ, каким врезали темброблок, явно не выдерживает никакой критики. Как впрочем, и дыра под разъём.
Сравним резонаторное отверстие, что так же скрыто под грифом.
Вот такие имеем факты. Что наводит на некоторые размышления… Если бы гитара была в единичном экземпляре, я бы сразу сказал «пионерия». Но если известны НЕСКОЛЬКО инструментов, хоть и по фото, просится на язык «серия». Но серия какая то нелепая… Пойдём дальше. Есть у меня Львивянка с полуэфой и явными следами крепления пикгарда. Шестиструнная. С шестиструнным зацепом, родным шестиструнным порожком и…перебитыми колками с семи на шести. Явно, фабричная работа. Покраска после установки порожка, фабричная, не перекрас. Без следа установки ЗС и темброблока. Так вот, на ярлыке внутри банки надпись ручкой «60 крб». (60 руб, укр)
На рассмотренном выше экземпляре ЭСТРАДЫ тоже надпись «60 руб».
Что же получается? С ЗС и темброблоком и без них, цена одинаковая? Странно. Долго думал. И вдруг вспомнились мне цеховики советских времён. Ну вот это, мне кажется, самый подходящий случай, чтоб объяснить всё это безобразие. Цеховики в СССР просто процветали. И если кто думает, что обитали эти таинственные индивидуумы где то на Кавказе и в Ростове-на-Дону, он, мягко говоря, немного заблуждается. Самый ареал обитания- Украина. Исторически за чертой оседлости занятие левым промыслом в крови у некоренного населения. При хорошо развитой промышленности чего только цеховики не мутили в Харькове и Днепропетровске, в др крупных гороах незалежной. За Одессу и говорить не приходится. Так почему же во Львове при ЛДЕФНМI их не было? Если принять такой факт- всё объясняется просто. На готовые инструменты навешивалось «дополнения». И продавалось через сеть розничной торговли. Почему нет? Тогда понятно, почему разные ЗС использовались, почему и шести, и семиструнки встречаются. Чтобы удовлетворить спрос, в ход шло всё, что можно было где то достать. Были готовые гитары, брали то, что было. Не хватало одних ЗС, брали другие. Не было с полуэфами, и на другие «навес» мастырили…
Вот, пока писал, выяснилась ещё одна деталь. На акустической гитарке 72го или 73го года выпуска (недопропечатался) вдруг чётко прочиталось, что было написано в треугольном штампе! «30 р. ЭСТРАДНАЯ» !!! Ну вот, теперь у Львовской семиструнки есть название! А «30 р.»?… Сначало смутило, почему такая цена? Но вспомнил, что цена на гитары поднималась несколько раз. Гитары, что стоили 9 руб (или около) в середине 70х стоили уже 12ть, а в 78-79 году уже 17.50. Так что, здесь всё понятно. С треугольным штампиком, 30 руб- до начала семидесятых. С какого то времени (78ой?)- 60 руб.
Приглашаю всех к обсуждению. Может у кого на львивянках остались штампы, надписи. Конечно, по одному экземпляру и нескольким фотографиям делать какие то выводы… Моя версия такая. ЭСТРАДА- детище цеховиков, что приодевали акустическую ЭСТРАДНУЮ.
shock07 Спасибо за статью, кому как не тебе проанализировать эти гитарки с таким количеством в колекции. в целом наверное так и было, НО с полуэфами цеховики немогли делать, скорей всего было так: директор был в доле с цеховиками и на фабрике специально делались гитары с полуэфами, потом их выбраковывали и вывозились под видом брака, а дальше цеховики обвес лепили, или даже официально кооперотивчик открыли типа вот мы придумали как бракованные гитарки в дело пускать директор мог за это и медальку получить или срок. Для полноты статьи нехватает схемки и чертёжика пикгарда в кореле.
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Вот этот момент я как то упустил, не акцентировал внимания. БЫЛИ с полуэфой и пикгардом! На фото видна моя Львивянка, пардон, ЭСТРАДНАЯ, с полуэфой. Пикгард не сохранился, но дырки в обечайке и крепление под грифом есть. Вот какой был пикгард? Вполне возможно, что такой и был, как на ЭСТРАДЕ, только без надписи и кантов. Дальнейшие гитарораскопки прольют свет на это тёмное пятно. Пока приходится только гадать. Но модификация в акустике с пикгардом и полуэфой БЫЛА.
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8497
На моем экземпляре бридж и кофр скорее всего неродные, но - уверенно не скажу. Обратите внимание, что бридж на акустиках нерегулируемый, почти на всех адаптеризованных - регулируемый. Склоняюсь к той версии, что это заводские гитары, являющиеся побочкой основного производства, ибо чего-то их слишком много для цеховиков.
"Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
почему много, было время цеховики процветали и делолось подпольно больше чем фабрики. У меня разбитая дека есть на этекетке синий треугольный штампик в нём надпись в верхней строчке цена в середине 30р в низу треугольника "эстрадная" рядом со штампом дек 1982г
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Влад, а бридж не белорусский басовый?
Vovka Цитата ...
почему много, было время цеховики процветали и делолось подпольно больше чем фабрики. У меня разбитая дека есть на этекетке синий треугольный штампик в нём надпись в верхней строчке цена в середине 30р в низу треугольника "эстрадная" рядом со штампом дек 1982г
Во! Уже одна моя догадка неправильная. Т.е. ЭСТРАДНАЯ за 30 руб была в 82г. Значит, две гитары по разным ценам продавались одновременно. ЭСТРАДНАЯ семиструнная акустика за 30 руб. и Акустическая шестиструнка с полуэфой и пикгардом за 60 руб.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Я-Ха Цитата ...
ААААА! Дожали-таки адесита??
Саша, молоток отличный обзор с кучей интриг! Я, правда, всё-таки не уверен, что это цеховиковское изделие. скорее мелкая серия, растянутая во времени.
Крепёжные элементы пикгарда - алюминий? Неее, не Одесса. Из Львова. Люминий, да. И в чём то быть уверенным... Пока не сыщщется или нормальный свидетель, или документы... А мысль за цеховиков пришла как то сама собой. Пока другого объяснения не вижу. Может ещё как версия маньяк-пионер. Серийный))) Ну это уже как то... страшно)))
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Влад! Я тебя поздравляю! Кофр на твоих фото- московский. Для адептизированой акустики МЭФМИ! Посмотри, над замком, вернее, на верхней части замка должна(?) стоять буква М в кружочке и под ней слово "штамп"
Зарегистрирован: 02.07.2007, 11:37 Местонахождение: Москва Сообщений: 8497
Спасибо, я так и подумал, есть буква. Очень хорошо, вот заклею трещины на МЭФМИ, уложу в кофр и отправлю под кровать. "Восточный блок" - база гитарной фурнитуры и запчастей [link]
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Немного дополним. В результате некоторых телодвижений из города Золочев приехала в личное пользование (читай, в коллекцию) одна из вышеупамянутых Эстрад. Ну и добавить к написаному вроде есть что.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)