Предлагаю вашему вниманию небольшой перечень звукоснимателей, в разные годы выпускавшихся предприятиями СССР на радость пятой колонне из рокЪ-подполья, с их помощью успешно подломившей глиняные лытки колосса большевизма (по крайней мере, отдельные дебилы из ГД делают вид, что думают примерно так).
Данный материал никак не претендует на полное раскрытие темы – просто давно хотелось как-то упорядочить скопившуюся у меня информацию. Я осознанно не стал добавлять к кратким описаниям разрозненные данные по годам производства и сопротивлению обмоток, поскольку первые все сплошь добыты эмпирическим путём, а вторые, на мой скромный взгляд, применительно к отечественным звукоснимателям не говорят вообще ни о чём.
Традиционно прошу прощения у всех, кого я беззастенчиво выставил на фото. Если вы считаете, что имеет место быть покушение на вашу интеллектуальную собственность – пишите здесь, с указанием, какую картинку надлежит спешно удалить, дабы избегнуть нарушения авторских прав. 1. Хамбакер МЭФМИ, ставившийся на ранние гавайки, и его прототип от чехословацкого RESONET'а.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812447_148_FT47511_01-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812447_148_FT47511_01-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812447_148_FT47511_01-3.jpg)
2. Сингл РОДИНА, арт. 2052. Ставился на ранние адаптеризованные акустики (в т. ч. Куйбышевской фабрики), а также продававшийся отдельно. Монтировался на кобылку при помощи двух винтовых шпилек. Состоит из четырёх сдвоенных катушек от реле и магнитов от дверных защёлок. Вывод выполнен на двух штоках под специальную колодку.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812775_148_FT47511_03-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812775_148_FT47511_03-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1537469018_148_FT360781_111_mini.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1537469032_148_FT360781_112_mini.jpg)
3. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА, арт. 2052, модификация. Ставился на адаптеризованные акустики с темброблоком (в т. ч. Ивановской фабрики). Отличается от предыдущего выводом проводов через заднюю крышку. Литерой "З", как и на разъёмах гавайских гитар, маркирован общий провод.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_m-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_m-.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_m-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_m-2.jpg)
4. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА, ставившийся на поздние гавайки и адаптеризованные акустики. Может иметь в составе три или четыре сдвоенных катушки от реле.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812891_148_FT47511_02-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812891_148_FT47511_02-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812891_148_FT47511_02-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812891_148_FT47511_02-4.jpg)
5. Сингл РОДИНА, продававшийся отдельно. От предыдущего отличается крышкой из кроваво-красного пластика.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439812993_148_FT47511_64-1.jpg)
6. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА для шестиструнной гитары. Устанавливался на гитары ЭЛГАВА, ТОНИКА Баянная, АЭЛИТА Баянная, ТОНИКА Ростовская, АЭЛИТА Ростовская, АЭЛИТА Орджоникидзе, КРУНК-АЭЛИТА. На раннем этапе крышки были зафиксированы небольшим винтиком, от которого в более поздние годы отказались, вследствие чего большАя часть кожухов канула в Лету (впрочем, существует версия, что часть этих звукоснимателей изначально ставились "голыми").
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439813678_148_FT47511_04-1.jpg)
7. Сингл Люберецкого завода ЭМИ РОДИНА для басс-гитар. От гитарного отличается только отсутствием винтов-магнитоводов и наличием декоративной вставки из перлоида. Планки для винтов внутри корпуса, впрочем, присутствуют, хотя на более поздних звукоснимателях не имеют резьбовых отверстий. Устанавливался на басс-гитары РОДЕН, ТОНИКА-Бас Баянная, ЭЛЬТА ЭГБ-760 и, несколько неожиданно, на Ивановскую адаптеризованную акустику.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439813795_148_FT47511_05-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439813795_148_FT47511_05-2.jpg)
(Существует теория, согласно которой только часть этих звукоснимателей изготавливалась в Люберцах, а на Ростовско-Орджоникидзевские и Украинские палки ставились датчики производства фабрики РОСТОВ-ДОН, и что их размеры стабильно отличаются на пару миллиметров. Подтвердить или опровергнуть данную теорию невозможно, поскольку уважаемым форумчанам впадлу взять линейку и отсигналить о результатах в соответствующей теме.)
8. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ, странным образом напоминающий форм-фактором всякие древнеяпонские датчики. Сердечник просто
приклеен к магниту чем-то типа БФ. Корпуса ранних звучков штамповались из довольно толстой латуни, основание вкладывалось в корпус и фиксировалось загибающимися ушками. На более поздних ушки корпуса входят в щели основания и слегка поворачиваются. Датчики встречаются на гитарах ЭЛГАВА-В, ТОНИКА Баянная, АЭЛИТА Баянная, АЭЛИТА Ростовская, АЭЛИТА-2, АЭЛИТА Орджоникидзе, СТЕЛЛА, ЭЛЕГИЯ.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439814741_148_FT47511_06-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439814741_148_FT47511_06-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439814741_148_FT47511_06-3.jpg)
9. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ стереофонический. Разработан специально для гитары СТЕЛЛА. Конструктивно идентичен предыдущему, но содержит внутри две независимые магнитные системы.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815067_148_FT47511_08-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815067_148_FT47511_08-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815067_148_FT47511_08-3.jpg)
10. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ рельсовый. Конструктивно идентичен предыдущим,
но внешняя часть магнитовода не имеет выступов. Ставился на гитары РОДЕН, ТОНИКА-Бас Баянная, АЭЛИТА Баянная, БАС, БАС-2, БАС Орджоникидзе.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815134_148_FT47511_10-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815134_148_FT47511_10-2.jpg)
11. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ, поздняя версия. Конструктивно схож с описанными выше, но имеет пластиковый корпус. Устанавливался на гитары АЭЛИТА-2 и СТЕЛЛА.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815067_148_FT47511_09-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_t-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_t-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832116_148_FT142762_09-02.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832116_148_FT142762_09-4.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832116_148_FT142762_09-3.jpg)
12. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ стереофонический в пластиковом корпусе. Ставился на поздние СТЕЛЛЫ.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832116_148_FT142762_11-1.jpg)
13. Сингл Тульского ПО МЕЛОДИЯ рельсовый в пластиковом корпусе. Устанавливался на БАС-2.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832116_148_FT142762_11-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439836513_148_FT142762_11-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439836513_148_FT142762_11-4.jpg)
14. Сингл Ленинградского НПО ФЕРРИТ, арт. 2056. Отдельно продававшийся звукосниматель для установки на акустическую гитару.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817187_148_FT47511_14-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817187_148_FT47511_14-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817187_148_FT47511_14-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817187_148_FT47511_14-11.jpg)
15. Сингл Ленинградского НПО ФЕРРИТ. Конструктивно идентичен предыдущему, но имеет подстроечные винты-магнитоводы. Устанавливался на ранние РИТМ-СОЛО "Ленинград" (ЛенТОНИКА).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817287_148_FT47511_15-1.jpg)
16. Сингл Ленинградского НПО ФЕРРИТ. Идентичен предыдущему, но не имеет магнитоводов. Устанавливался на поздние РИТМ-СОЛО и БАС "Ленинград" и на АРТ. 409 ("Арктоп Луначарского").
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817287_148_FT47511_16-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439817287_148_FT47511_16-2.jpg)
17. Сингл Ленинградского ПО МАГНЕТОН "ЗЭ-60", арт. 2065. Знаменитый датчик "за 9 рублей". Устанавливался на электрогитары АРТ. 413, ЭЛГАВА, АЛГИНА, ранние РОДЕНы, а также продавался отдельно на радость бардам и самопальщикам. Помимо привычной чёрной крышки, мог иметь металлическую.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815889_148_FT47511_12-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815889_148_FT47511_12-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815889_148_FT47511_12-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815889_148_FT47511_12-4.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815889_148_FT47511_12-31.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439815889_148_FT47511_12-5.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1443524679_148_FT364995_pu-metall.jpg)
18. Темброблок Ленинградского ПО МАГНЕТОН, арт. 2075р. Накладка на акустическую гитару, включающая в себя два сингла (вероятно, лучших в СССР по звуку, но крайне невзрачных на вид) и темброблок. Серийно устанавливался на АРТ. 417.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816254_148_FT47511_17-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816254_148_FT47511_17-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816254_148_FT47511_17-3.jpg)
19. Темброблок Ленинградского ПО МАГНЕТОН со встроенным эффектом вибрато ЭЛЕКТРОНИКА ВТ-1. Крайне редко встречающийся активный гештальт.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816869_148_FT47511_17f-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816869_148_FT47511_17f-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816869_148_FT47511_17f-3.jpg)
20. Сингл Ленинградского ПО МАГНЕТОН. Версия звукоснимателя от темброблока без крепёжных ушек. Встречается на Борисовских РИТМ-СОЛО (БелАЭЛИТА) и БАС.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439816869_148_FT47511_13-1.jpg)
21. Сингл фабрики им. Луначарского, арт. 2052. Идентичен аналогичному синглу МЭФМИ (2). Устанавливался на АРТ. 630 и продавался отдельно.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439818274_148_FT47511_17.jpg)
22. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий. По начинке идентичен синглам НПО ФЕРРИТ (15 и 16), но заключён в металлический корпус с рамкой. Рамка фиксируется на деке гитары и звукосниматель в небольших пределах может регулироваться по высоте. Недолго устанавливался на одну из версий АРТ. 409.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439818274_148_FT47511_18-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439818274_148_FT47511_18-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439818274_148_FT47511_18-3.jpg)
23. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий. Идентичен предыдущему, но имеет крышки уже как на "машкодатчиках" (24). Недолго устанавливался на одну из версий АРТ. 409.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1445270835_148_FT360781_ll-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1445270835_148_FT360781_ll-2.jpg)
24. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий / Завода МУЗДЕТАЛЬ. "Машкодатчик", "с тёркой" и т. д. По начинке идентичен предыдущему, но имеет новый корпус с закрытым алюминиевой решёткой окошечком. В ранних звукоснимателях катушка обмотана лакотканью, в конце производства - обычной бумагой. Крепится к деке через пластиковую обойму чёрного (в начале) или белого (в конце) цвета. В самых ранних обоймах был винтик для фиксации датчика, но довольно скоро от него отказались. Поскольку корпуса звукоснимателей входили в обоймы в натяг, в настоящее время, вследствие усадки пластика, большАя часть ванночек имеет трещины. Устанавливался на АРКТОП арт. 409, АРКТОП арт. 419, МАРИЯ Ритм, МАРИЯ Лидер, МАРИЯ Бас.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439818274_148_FT47511_19-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439818274_148_FT47511_19-2.jpg)
25. Хамбакер Ленинградского завода спортивных изделий. Звукосниматели, изготовленные Сергеем Ивановичем Алексеевым для комплекта электрогитар АДМИРАЛ. Имели металлический корпус и нестандартные габариты. Устанавливались на электрогитары АДМИРАЛ Соло и Ритм.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819235_148_FT47511_20-1.jpg)
26. Хамбакер Ленинградского завода спортивных изделий. Звукосниматель, идентичный предыдущему, но для басс-гитары. Устанавливался на АДМИРАЛ Бас. К сожалению, даже фото этого чуда не сохранилось.
27. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий. Изготовлен С. И. Алексеевым для "модернизированного" ансамбля электрогитар, построенного А. А. Краснощёковым на базе комплекта МАРИЯ. По легенде, в корпуса "машкодатчиков" (24) вставлялись вручную намотанные магнитные системы с регулировочными винтами-сердечниками, но, судя по этому фото, мы имеем просто начинку Тульского сингла (8) "с квадратными магнитоводами". Датчики устанавливались на гитары РИТМ и ЛИДЕР.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819235_148_FT47511_22-1.jpg)
28. Сингл Ленинградского завода спортивных изделий рельсовый. То же самое, что и в предыдущем случае, только начинка взята от Тульского рельсового сингла (10). Устанавливался, соответственно, на БАС.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819235_148_FT47511_23-1.jpg)
29. Хамбакер Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. Скопированный с хамбакера GIBSON звукосниматель, устанавливавшийся на электрогитару АК АДМИРАЛ Ритм.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819764_148_FT47511_24-1.jpg)
30. Split-coil датчик Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. Звукосниматель, устанавливавшийся на АК АДМИРАЛ Бас и МУЗДЕТАЛЬ Бас. По форм-фактору копирует FENDER Precision.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819764_148_FT47511_25-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832524_148_FT142762_25-2.jpg)
31. Сингл Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ бассовый. По форм-фактору - FENDER JazzBass. Устанавливался на МУЗДЕТАЛЬ Бас в паре с предыдущим.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819764_148_FT47511_27-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832524_148_FT142762_27-2.jpg)
32. Хамбакер Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. Разработан для и устанавливался на гитару МУЗДЕТАЛЬ Ритм.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819764_148_FT47511_28-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819764_148_FT47511_28-2.jpg)
33. Сингл Ленинградского завода МУЗДЕТАЛЬ. По сути - половинка предыдущего звукоснимателя в пластмассовом корпусе чёрного или белого цвета. Устанавливался на гитару МУЗДЕТАЛЬ Соло.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439819764_148_FT47511_26-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832524_148_FT142762_26-2.jpg)
34. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Ранняя инкарнация звукоснимателей с регулировочными винтами-магнитоводами. Комплектовался металлическими магнитами, намагничивавшимися прямо на заводе. С течением времени эти самодельные "алнико" размагничиваются, чем печалят владельцев АККОРДОВ. Устанавливался на гитары АККОРД Ритм типа «доска».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_29-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439831294_148_FT142762_29-2.jpg)
35. Сингл Ленинградского завода АККОРД бассовый. То же самое, что и предыдущий, но на четыре магнитовода. Область применения - АККОРД Бас «доска».
![](http://sovietguitars.com/e107_files/public/1421688962_3121_FT290021_dsc_3519_.jpg)
![](http://sovietguitars.com/e107_files/public/1421688962_3121_FT290021_dsc_3533_.jpg)
36. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Упрощённая версия предыдущих, лишённая подстроечных винтов. Корпуса так же фрезеровались из алюминия на манер ранних датчиков Maestro от концерна JOLANA (последний снимок), но, в отличие от них, не хромировались. Поздние датчики имели уже ферритовые магниты, поскольку АККОРДУ удалось наладить связи с каким-то почтовым ящиком. Ставились практически на все инструменты, производившиеся заводом: АККОРД Ритм «доска», АККОРД Бас «доска», АККОРД Ритм, АККОРД Соло, АККОРД Бас, АККОРД «Hofner»-басс, АККОРД Скрипка, АККОРД Скрипка-басс.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_31-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_31-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_31-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439832524_148_FT142762_31-4.jpg)
37. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Отличается от предыдущих штампованным из латуни корпусом с окошечком, закрытым кожей. Встречается довольно редко (замечен был только на паре виолинов).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_33-1.jpg)
38. Сингл Ленинградского завода АККОРД. Поздняя инкарнация с корпусом из белого или серого пластика (на втором фото - корпус из серой пластмассы, покрашенный дураками-пионерами чёрной краской). Ставились почти на все изделия завода: АККОРД Ритм, АККОРД Соло, АККОРД Бас, АККОРД «Hofner»-басс.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_32-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439820527_148_FT47511_32-2.jpg)
39. Сингл фирмы УРАЛ (по поводу происхождении датчиков для этого героического предприятия до сих пор нет ясности - в ходу аж четыре версии: Свердловский оптико-механический завод, Уральское ПО ВЕКТОР, некое оборонное предприятие в Снежинске и, собственно, сама фирма УРАЛ - поэтому я для простоты будду обозначать эти датчики так). С виду похож на хамбакер, но на практике - сингл с вынесенными за пределы катушки магнитоводами. Ставился на Свердловскую ТОНИКУ, УРАЛ 650, УРАЛ 650 А арт. 422 и (крайне эпизодически) на ТОНИКУ ЭГБ-805.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_34-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_34-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_34-3.jpg)
40. ПГУ 2 ("Приставка гитарная универсальная") - сингл фирмы УРАЛ, отдельно продававшийся для установки на акустическую гитару. По способу крепления похож на датчик Ленинградского ПО МАГНЕТОН (15).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_41-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_41-2.jpg)
41. Сингл фирмы УРАЛ бассовый. По начинке - копия предыдущего звукоснимателя, но в металлическом корпусе, имеющем ушки для регулировки по высоте. Устанавливался на Свердловскую ТОНИКУ Бас.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_35-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1441006831_148_FT360781_t-1.jpg)
42. Сингл фирмы УРАЛ бассовый. Идентичен предыдущему, но фиксировался на деке через металлическую рамку, в связи с чем имеет меньшее расстояние между крепёжными винтами. Изначально изготавливался из датчиков от Свердловской ТОНИКИ Бас путём довольно грубой резекции крепёжных ушек. Устанавливался на УРАЛ 510 Г.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_35-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_35-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1441006831_148_FT360781_t-2.jpg)
43. Сингл фирмы УРАЛ балалаечный. Совершенно загадочный объект, монтировавшийся на электробалалайку ПРИМА. Поскольку ни одной из них пока не найдено, остаётся только гадать, каким он был.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_36.jpg)
44. Сингл фирмы УРАЛ. Точно то же самое, что и предыдущий пункт, но монтировавшийся уже на электробалалайку БЕРЁЗКА.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_37.jpg)
45. Сингл фирмы УРАЛ. Конструктивно напоминает предыдущие, но имеет регулируемые магнитоводы и крепление на трёх винтах. Белый корпус дополнен чёрной декоративной вставкой с золотыми полосками. Устанавливался на гитару УРАЛ 650 арт. 422. Самые ранние звукосниматели (до первой трети 1976 года) имели воронёное основание.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_38-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_u-.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_u-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_u--_mini.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_u-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_u-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_u-3.jpg)
46. Сингл фирмы УРАЛ бассовый. Идентичен предыдущему, но имеет всего четыре винта-магнитовода и чисто белый пластиковый корпус с золотым тиснёным орнаментом. Ставился на бас УРАЛ 510 Л.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_40-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_40-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_40-3.jpg)
47. Сингл фирмы УРАЛ. Да, тот самый, "с могендавидами". Собственно, идентичен предыдущему, но имеет шесть регулируемых магнитоводов, крепление на двух винтах и совсем уж бесстыжий для диких уральцев "орнамент". Вопреки всем домыслам о тайных знаках масонов, скорее всего, эти звёзды Давида - просто неумная шутка заводского художника и ничего больше. Часть звукоснимателей вместо цельного ферритового магнита имеет набор маленьких цилиндрических магнитиков, использовавшихся в датчиках оконной сигнализации. Сфера применения этих звукоснимателей - УРАЛ 650 арт. 422р и ВОЛНА.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_39-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_39-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439834592_148_FT142762_39-3.jpg)
48. Сингл Львовского завода электроизмерительных приборов МИКРОПРИБОР, арт. 077/168-У. Скопированный с чехословацкого датчика Brilant звукосниматель с регулируемыми шторочными магнитоводами. Не самый распространённый вариант. Встречается на гитарах ЭЛЬТА ЭГСР-650, РИТМ-СОЛО (ранняя БелФУТУРАМА) и самых ранних Ростовских гитарах АЭЛИТА.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_43-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_43-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_43-3.jpg)
49. Сингл Львовского завода электроизмерительных приборов МИКРОПРИБОР. Упрощённая версия предыдущего звукоснимателя, лишившаяся шторок-магнитоводов, зато универсальная для гитар и бассов и вообще одна из самых распространённых: эти звучки встречаются на украинских гитарах ЭСТРАДА, РИТМ «Львiв», БАС «Львiв», ЭЛЬТА ЭГСР-650, ЭЛЬТА «Соло-Ритм», ЭЛЬТА ЭГБ-760 и на Белорусских БАС, РИТМ-СОЛО (БелФУТУРАМА 1 и 2).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_42-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_42-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_42-2.jpg)
50. Сингл "ЗС-1" арт. 077/119-У Львовского завода ФИЗПРИБОР, входившего в МИНистерство ПРИБОРостроения. Звукосниматель, по форм-фактору копирующий ГДРовские синглы Simeto, но конструктивно сильно отличающийся: он состоит из шести раздельных катушек и не имеет магнитоводов и окошечка в корпусе. Вопреки наличию шести раздельных катушек, эти звукосниматели без разбора ставились и на гитары, и на бассы. И ничего. Прекрасно работали на РИТМ «Львiв», ЧЕРНИГОВ Ритм, ЧЕРНИГОВ Ритм-Соло и ЧЕРНИГОВ Бас.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_45-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_45-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837386_148_FT142762_59-2.jpg)
51. Сингл "ЗС-1" Львовского завода ФИЗПРИБОР. Тот же датчик, но в пластмассовом корпусе. Оба варианта продавались отдельно.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_45.jpg)
52. Сингл Львовского завода ФИЗПРИБОР. Тоже достаточно распространённый на Юге СССР - эти датчики ставились на РИТМ-СОЛО «Одесса», БАС «Одесса», РИТМ «Львiв», РИТМ-СОЛО (поздняя БелФУТУРАМА), ЭЛЬТА ЭГС-650, ЧЕРНИГОВ Ритм, ЧЕРНИГОВ Ритм-Соло, ЧЕРНИГОВ Бас.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439837165_148_FT142762_44-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440406453_148_FT295976_odessa.jpg)
53. Сингл, предположительно, Львовского завода ФИЗПРИБОР. Устанавливался на ранние РИТМ-СОЛО «Одесса» и БАС «Одесса».
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1502191282_148_FT399409_1463595043_6614_ft399409__3_.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1502191282_148_FT399409_1463115333_6614_ft399409___11_.jpg)
54. Сингл Белорусского производственного объединения музыкальных инструментов "ЗЭГ I", арт. 244 БЛ. Ставился на гитары РИТМ-СОЛО (БелАЭЛИТА) и ФОРМАНТА, а также продавался отдельно по цене 5 руб. 50 коп.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_47-1.jpg)
![](http://sovietguitars.com/e107_files/public/1469343323_7170_FT388866_101_.jpg)
55. Сингл Белорусского ПОМИ, арт. 244 БЛ. Тот же самый датчик, но лишённый винтов-магнитоводов: пластиковая обойма под них прикрыта кусочком кожзаменителя. Устанавливались на Борисовские БАС, РИТМ-СОЛО (БелАЭЛИТА) и ФОРМАНТА.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_46-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_46-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_46-2.jpg)
56. Сингл Белорусского ПОМИ "ЗЭГ-I-2". Новое слово в белорусском пикапостроении: оригинальный гробовидный дизайн и эстетичные вставки из искристого пластика в тон пикгардам. Этими звукоснимателями комплектовались гитары СОЛО-II «Форманта» и СОЛО-II. Помимо этого, изделия поступали и в открытую продажу.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_48-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_48-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_48-3.jpg)
57. Сингл Белорусского ПОМИ "ЗЭГ-II", арт. 256 БЛ. Бассовая ипостась предыдущего звукоснимателя, монтировавшаяся на СОЛО-I Бас и также продававшаяся отдельно.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_49-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_49-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_49-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_49-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_49-4.jpg)
58. Хамбакер Белорусского ПОМИ. Рельсовое устройство, устанавливавшееся на последний выдох Белгитарпрома - бас БЕЛАРУСЬ. Выпускалось в чёрной и белой гамме. Данный звукосниматель часто путают со Свердловским хамбакером АРТОН (73).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_50-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_50-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439838245_148_FT142762_50-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1441201215_148_FT362242_bb1.jpg)
59. Сингл Ростовской фабрики РОСТОВ-ДОН. Копия Свердловского сингла (39), унаследованная ростовскими лютнерами вместе с чертежами ранней Свердловской ТОНИКИ. Некоторые специалисты считают, что отличить их можно по воронёным станинам и пластмассовым катушкам, но я, допустим, не возьмусь это утверждать со стопроцентной гарантией. Данный тип датчиков украшал собой Ростовские ТОНИКУ и АЭЛИТУ, а также ТОНИКУ Орджоникидзе.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_52-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_52-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_52-3.jpg)
60. Сингл Ростовской фабрики РОСТОВ-ДОН бассовый. Датчик, полученный из предыдущего путём упразднения винтов магнитоводов. Его можно встретить на Баянной ТОНИКЕ-Бас и на модели БАС Ростов/Орджоникидзе.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_51-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_51-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_51-3_mini.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839075_148_FT142762_51-4.jpg)
61. Бассовый сингл Ростовской фабрики РОСТОВ-ДОН. Последний выдох гиганта отечественной музиндустрии, ставившийся на БАС-3.
![](http://s020.radikal.ru/i714/1602/b8/29725669b676.jpg)
![](http://s017.radikal.ru/i409/1602/1b/4c12c985b77b.jpg)
62. Сингл Ереванской фабрики музыкальных инструментов. Универсальное изделие армянских инженеров, начинённое знакомыми нам по звукоснимателям Ленинградских гитар магнитами с выемками и катушками в лакоткани. Есть большое подозрение, что эти ингредиенты экспортировались НПО ФЕРРИТ по всему Союзу. Данный тип звукоснимателей ставился практически на всю продукцию фабрики: КРУНК-АНИ, КРУНК, КРУНК-50, АНИ, КРУНК-75, КРУНК-12, КРУНК-даблнек, КРУНК-Мини.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839728_148_FT142762_55-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839728_148_FT142762_55-2.jpg)
63. Сингл Ереванской фабрики музыкальных инструментов мандолинный (ранний). Для небольшого инструмента понадобился отдельный небольшой датчик. Ранняя версия имела фрезерованный из латуни корпус, крепившийся в отверстии пикгарда (датчик выглядит как регулируемый по высоте, однако это только иллюзия).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839728_148_FT142762_56-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839728_148_FT142762_56-2.jpg)
64. Сингл Ереванской фабрики музыкальных инструментов мандолинный (поздний). С течением времени армянские лютнеры перешли на выпуск датчиков для электромандолины в виде уменьшенных гитарных (опять же, отпала надобность вырезать в пикгардах окошки под звучки).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439839728_148_FT142762_57.jpg)
65. Сингл Новосибирского завода ОКСИД. Уникальная разработка сибирских инженеров для электрогитары ЭЛЕКТРОНИКА, начинённая уже знакомыми нам магнитом и катушкой Ленинградского НПО ФЕРРИТ.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_58-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_58-2.jpg)
66. Сингл Куйбышевского сталелитейного завода (производитель обозначен условно, поскольку нет точных данных, что их отливали именно там). Самарская версия ГДРовского датчика Simeto, гораздо более похожая на оригинал, нежели Львовский сингл "ЗС-1" (50) - в наличии и винты-магнитоводы, и окошечко в крышке (правда, чуть более крупное, нежели у оригинала). Данные звукосниматели украшали инструмент сталелитейного завода, а также гитары САМАРА Ритм и САМАРА Соло Куйбышевской фабрики музыкальных инструментов.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_59-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_59-2.jpg)
67. Сингл Куйбышевского сталелитейного завода бассовый. Судя по всему, это версия предыдущего датчика, но без винтов-магнитоводов. Ставился на гитары и бас САМАРА.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_60.jpg)
68. Сингл Минского ПО ИНТЕГРАЛ. Уникальный низкоомный датчик для электрофонической гитары ТУРИСТ.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_61-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_61-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_61-3.jpg)
69. Сингл Рижского 750 завода технических средств пропаганды. Данными звукоснимателями комплектовались армейские гитары и бассы ГОНГ, ГОНГ "Star 7", ГОНГ Бас и ГОНГ-Бас "Ягуар". Как мы видим, в основе их - всё те же катушки и магниты Ленинградского НПО ФЕРРИТ.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_62-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_62-2.jpg)
70. Сингл Кузнецкого завода приборов и конденсаторов. Рельсовый звукосниматель для установки на акустические гитары, продававшийся отдельно. Собственно, знаменитый
ПУНЧ выпускался как раз для него.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_63-0.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_63-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_63-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_63-3.jpg)
71. Темброблок производства Винницкого Центрального конструкторского бюро информационной техники (ЦКБИТ) с благозвучным названием "ОРФЕЙ" ВЧУУГ (высокочастотное устройство управления гитарой). Активный темброблок с удивительным ёмкостным датчиком и сложной схемой модуляции/демодуляции звукового сигнала.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_65-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_65-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_65-3.jpg)
72. Хамбакер Смоленского завода КЕНТАВР при СЦКТБ. Рельсовый хамбакер для установки на акустическую гитару, продававшийся в комплекте с мини-комбиками АККОРД и АККОРД-2, а также с компактным предусилителем ЭЛЕКТРОН-6.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_66-1.jpg)
73. Хамбакер АРТОН "ДМ-63" Уральского ПО ВЕКТОР (Свердловск). Разработанный отцом ПОЛИВОКСА Владимиром Михайловичем Кузьминым по заказу фирмы УРАЛ хамкенселлер, так и не попавший на УРАЛовскую продукцию. Ставился на изделия кооператива 999, а также поступал в свободную продажу. Для данного звукоснимателя был разработан специальный темброблок.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_67-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_67-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_67-3.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_67-4.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781_a-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470292673_148_FT410192_art-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470292673_148_FT410192_art-1.jpg)
74. Хамбакер АРТОН Уральского ПО ВЕКТОР (Свердловск), разработанный В. М. Кузьминым. Более традиционный рельсовый звукосниматель, мощный, как танк. Ставился на гитары кооператива 999 и продавался в розничной сети отдельно. Его обычно путают с хамбакером БЕЛАРУСЬ (58), от которого он отличается тремя, а не двумя винтами крепления (помимо полностью другой начинки и габаритов).
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_68-1.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_68-2.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843795_148_FT142762_68-3.jpg)
75. Сингл Кировоградского завода радиоизделий "ЗС-6". Удивительный звукосниматель, существующий, кажется, только в книжке Медведовского-Гузевича "Электромузыкальные щипковые инструменты" 1979 года издания. По крайней мере, за восемь с лишним лет, что я занимаюсь советскими гитарами, такие датчики не всплывали ни разу. Тем не менее, в Евангелии значится, что звукосниматель имеет латунный корпус с закрытым декоративной полистироловой планкой окном и регулировочные винты-магнитоводы.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1439843445_148_FT142762_60-1.jpg)
76. Сингл Кировоградского завода радиоизделий "ЗС-4" бассовый. То же самое, что предыдущий звукосниматель, но с четырьмя магнитоводами - и без картинки. Собственно, описание этих звукоснимателей позаимствовано Медведовским-Гузевичем из заметки в журнале РАДИО № 8 за 1975 год:
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1440403140_148_FT360781__8-75_mini.gif)
77. Сингл Актюбинского прибороремонтного завода для установки на акустику. Продавался отдельно.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470295144_148_FT360781_01.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470295144_148_FT360781_02.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470295144_148_FT360781_03_mini.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470295144_148_FT360781_04.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470295144_148_FT360781_05.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1470295144_148_FT360781_06.jpg)
78. Сингл Минского завода "Калибр" для установки на акустики. Похож на артельное изделие, изготовленное без применения высоких технологий. Продавался отдельно.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951686_1212_FT149296_05.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951694_1212_FT149296_06.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951704_1212_FT149296_07.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951713_1212_FT149296_08.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951725_1212_FT149296_09.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951669_1212_FT149296_01.jpg)
79. Немножко не по теме, но чисто для информации: пьезоэлектрический адаптер, выпускавшийся в Нальчике на заводе "Глававтоматика". Изделие прикручивалось на подставку акустической гитары.
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951736_1212_FT149296_10.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951743_1212_FT149296_11.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951751_1212_FT149296_12.jpg)
![](https://sovietguitars.com/e107_files/public/1703951757_1212_FT149296_13.jpg)