ID пользователя #3782 Зарегистрирован: 11.04.2013, 19:49 Местонахождение: Уни, Кировская обл. Сообщений: 1520
СТЕЛЛА значит "Звездная"
Синонимы имени Стелла: Эстелла, Эстел, Эстель, Эстрелья, Эстела, Эштрела, Эстрела, Эштела, Эстела, Стела. Краткая форма имени Стелла: Стелка, Эсси, Эстрельита, Эстелита, Лита, Эсте, Эштрелинья, Эстрелинья, Эштелинья, Эстелинья, Тела, Телинья, Стельця, Стелька, Стелюся, Стелина.
Имя Стелла – это латинское имя, образовано от «stellar», что в переводе означает «звездная». В европейских странах у имени Стелла есть аналоги. Так в Англии девочку назовут либо Стелла, либо Эстелла или же Эстел, во Франции – Эстель, в Испании – Эстрелья, Эстела, в Португалии – Эштрела (Эстрела), Эштела (Эстела), в Чехии – Стела. В Германии, Греции, Польши, Украине употребляется само имя Стелла. В русском языке употребляется уменьшительно-ласкательная форма имени Стелка.
Произведение мастеров фабрики клавишных инструментов Ростов-Дон, стало для меня отправной точкой в изучении советских гитар. Именно со Стеллы началась моя коллекция, и мне до сих пор удивляет, что эта замечательная модель не сыскала такой популярности, как те же Уралы и Тоники, хотя по многим параметрам им не уступает. Впрочем, причины вполне ясны, и одна из них – это сравнительно незаметные изменения в комплектации и внешнем виде. На этом я также хотел бы заострить внимание, составляя эту статью.
Сперва рассмотрим инструмент более детально. Ликбез по гитаре можно получить из общего обзора в МУZЕУМ'е. Далее позаимствую оттуда некоторые выдержки с иллюстрациями. "...тонкая дека из стандартного мебельного щита на основе бука, покрытого чёрным полиэфирным лаком. Буковый же гриф с небольшими аккуратными ладами и накладкой, фанерованной шпоном красного дерева, крепится к корпусу тремя винтами, проходящими через спрятанный под шильдиком небольшой треугольный некплейт и ввинчивающимися в замурованную под накладкой металлическую пластину.Мензура - 650 мм..."
Подобное крепление реализовано и на других Ростовских моделях.
"...типовой для всех электрогитар НПО "КАВКАЗ" роликовый бридж с возможностью точной подстройки мензуры установлен на одном основании с сурдиной, призванной создавать эффект "банджо"...
Сурдина, на первый взгляд, имеет непростую механику, на самом деле все очень просто: к центру корытца приклепана плоская пружина. За счет продольного сжатия, корытце может находиться или в верхнем положении (прижато к струнам), или в нижнем (прижато к основанию). Сжатие пружины происходит за счет того, что расстояние между винтами основания, меньше, чем расстояние между отверстиями пружины, в результате чего она всегда находится в форме дуги. Что касается самого эффекта, по моему мнению реализовано вполне удачно. Пример звучания можно услышать в видео в конце статьи.
Не секрет, что многие детали и узлы были скопированы с японских моделей. Смотрим и узнаем - DOMINO Californian 1968.
Тремоло, рычаг и его крепления скопированы один в один. Также узнаваем дизайн датчиков, крышки бриджа и переключателей.
Форма корпуса, и особенно головы грифа, вероятнее всего, была позаимствована у популярных моделей Fender - Jazzmaster и Jaguar:
Электрическая схема, не буду скрывать, заинтриговала меня с ходу своей нестандартностью, и, по моему мнению, тоже реализована достаточно интересно. Особенно впечатляюще эффект звучит через наушники.
"...два ближних к грифу имеют сдвоенные катушки для съёма 1-2-3 и 4-5-6 струн соответственно. Левый блок небольших ползунков прозаически коммутирует соответствующие звукосниматели, причём сигналы с 1 и 3 датчиков идут в левый канал, а с 2 и 4 - в правый. При этом, в зависимости от положения самого верхнего левого переключателя (т.н. "стерео режимы Т и С"), 1 и 2 звукосниматели подключаются либо целиком, либо в них используется лишь одна катушка - для 4-5-6 струн в первом, и для 1-2-3 струн во втором. Верхний правый ползунок переключает режимы "стерео" и "моно", а второй и третий включают обрез НЧ, соответственно, на 1-3 и 2-4 звукоснимателях (при этом, вне зависимости от положения выключателей 3 и 4 датчиков, при включении фильтров их сигналы с зарезанными НЧ подаются каждый в свой канал). Собственно, вся идеология СТЕЛЛЫ построена на комбинировании двух пар датчиков, поскольку для каждой пары свои регуляторы тембра и громкости (соответственно, второй и третий потенциометры для пары 1-3 и четвёртый и пятый для пары 2-4). Самый верхний потенциометр регулирует стереобаланс..."
К большому сожалению, из-за невысокого интереса к модели, очень мало информации по привязке серийных номеров к датам на деталях, поэтому некоторые диапазоны производства указаны мной очень приблизительно. Но ситуация поправима, при появлении новых данных можно будет внести коррективы в статью.
Условно, время производства Стеллы можно поделить на 3 периода:
1) Ранний период, 1980-1983. Диапазон серийных номеров 0-18000. Характерные особенности – алюминиевые ручки потенциометров, цвета пикгарда – красно-коричневый перламутр, оранжевая искра, красная искра. Артикул на некплейтах в основном Н-2Р.
Ранние ручки
Датчики ранние - датированы 1983 годом
Пикгард ранний
2) Средний период, 1984-1990. Диапазон серийных номеров 18000-30000. Датчики в металлических корпусах постепенно меняются на пластмассовые. Преобладающие цвета пикгарда – белый, синий перламутр, красная, желтая искра. Артикул - 428Р. Ручки потенциометров – пластмассовые, составные, из трех частей: основания из хромированного черного пластика, колпачка, и вставыша. Колпачок держится на основании только за счет трения, вследствие чего часто теряется.
Пикгард "среднего" периода
3) Поздний период, 1990-1993. Диапазон серийных номеров 30000-35000. Датчики только в пластиковых корпусах. Цвета пикгарда – красный, синий, зеленый перламутр. Ручки двух видов - из двух частей – основание из черной пластмассы, колпачок резиновый, и цельнопластиковые, предельно упрощающие процесс их изготовления. Кроме того, в схеме использованы нестандартные переменники. Артикул - 428Р или 428Р/C-11. Иногда, вместо традиционных алапаевских колков, в поздний период ставились пластиковые «капельки» с черными или белыми бутонами.
Ручки цельнопластиковые
Маркировка на датчиках позднего периода - 1991г
Резисторы позднего периода
Ручки сборные, с резиновыми колпачками
Датчики в разобранном виде:
Стандартная комплектация Стеллы - Чехол, ремень, паспорт, анкерный ключ. Традиционно, найти их весьма непросто.
Выдержка из сохранившегося мануала:
Хронология изменения цвета пикгарда:
Коричневый мрамор, ранний
Оранжевая искра, ранний
Красная искра, средний
Желтая искра, средний
Белый мрамор, средний
Синий мрамор, поздний
Коричневый мрамор, поздний
Красный мрамор, поздний
Зеленый мрамор, поздний
А вот так некплейты менялись со временем
Кроме этих явных признаков, по которым можно провести группирование, есть нестандартные. Например, недавно обнаруженная группа гитар с пикгардами нестандартной комплектации. По большому счету, от оригинала ничем не отличается кроме использованния серых переключателей. Интересен также разброс датировки деталей: переменники 81-82 год, переключатели - 81, 83, 84 год, кондеры - 80-81 год. Номера стереодатчиков - *09444 и 006393.
По моему мнению, задумка неплохая, в отличие от стандарнтых черных тумблеров, этими пользоваться гораздо удобнее, что, однозначно, можно было бы считать рационализацией. В итоге эта задумка так и осталась на уровне эксперимента, к которому периодически возвращались. На данный момент найдено 7 экземпляров с такими пикгардами, все они из разных временных периодов.
Еще одна малозаметная деталь – цвет логотипа на пере грифа. Замечены логотипы, нанесенные золотой краской и серебряной. Систему отследить сложно, т.к на большинстве фотографий эти отличия незаметны.
Также из области сказочной редкости – корпус, покрытый красным полиэфиром.
Два экземпляра обнаружены с красным искристым перлоидом на голове. Один из них - раннего периода, номер 5006
Единственный замеченный образец с пером из желтой искры под цвет пикгарда. Предположительно, хронологически находится на стыке 1 и 2 периодов, судя по ручкам - ближе ко второму.
Несколько забавных примеров пионеринга, так часто вводящих в заблуждение даже опытных знатоков: кентавр, нестандарт, сапопальный пикгард. И еще один мутант
Ну и напоследок, мини-обзор позднего экземпляра, прибывшего ко мне недавно из Башкирии.
Серийный номер 29276
Пикгард - красный мрамор. Материал накладки явно отличается от использованных ранее - темный, красноватый, твердый. Переключатели - нестандартные, серые. В отличие от других таких пикгардов, здесь применены декоративные подвижные крышечки из того же материала. Датировки на внутренней стороне тумблеров - 11.89, 03.90
Датировка с внутренней стороны датчиков - май-июнь 1991
Из особенностей - пластиковые антабки, применяемые на других ростовских моделях.
Вместо одной из втулок кто-то поставил загнутую копеечную монету. Датирована 1990-м годом.
Поверхность смягчающего материала сурдины отличается от традиционной
К сожалению, в комплекте не было ни паспорта, ни других бонусов. Зато осталась бирка в чехле. Датирован 1990-м годом
Общее впечатление об экземпляре. Хорошая сохранность дает о себе знать - отличное состояние ЛКП и ладов, комплектность, что не может не радовать. Не смотря на приближающийся закат производства - по датам на запчастях это не позднее середины 1991 года, качество производства и сборки на отличном уровне. Еще раз повторюсь, применение нетрадиционных серых тумблеров, положительно сказывается на удобстве эксплуатации. Резиновые колпачки на ручках дают тот же результат. Геометрия грифа и корпуса изменений не претерпела, это та же отлично подходящая для игры модель, что и в самом начале производства, да и во всех отношениях одна из лучших моделей, производившихся в СССР. Лучший пример звучания Стеллы, сигнал записан в двухканальном режиме. Спасибо Линасу.
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Спасибо,Владимир!Еще немного света пролилось на столь темное и запутанное дело,как систематизация советских электрогитар! Насчет колков на поздних Стеллах-такие-же ставили и на поздние Аэлита-2.А пример звучания очень хороший еще был в исполнении Юрия"Cort" Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
И огромная просьба: Владимир, перетащите пожалуйста в свою статью всю необходимую инфу из тех тем, на которые Вы ссылаетесь. Пусть у нас, наконец-то, в одном месте буддет ВСЯ информация по этим гитарам - и схема, и характеристики и нестандартная комплектация с картинками. Этот инструмент, согласитесь, заслуживает полного качественного материала.
И фотки тремоло и замороченного крепления рычага, и бридж с демпфером, и антабки - всё это тоже нужно сюда впихнуть.
На все т.н. "авторские права" можете забить - Администрация даёт добро МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Может быть не в тему,НО между прочим Знак Качества добавлял к стоимости 10% и выдавался он на срок от двух до трех лет.Посмотрите на стоимость инструмента со Знаком и без него(замазанный)-242 рэ против 210! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
"Ну, Джон, ты - голова!" (с)
А я всё думал, с чего это цена снизилась? Позор мне! МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Я-Ха!Голова -ты!А я так,погулять вышел:) Мне это полчаса назад в голову пришло.Смутило меня,что Знак замазывать стали.Ну и порылся в информации... Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #1289 Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16 Местонахождение: Москва Сообщений: 2713
Встречалась ещё одна красная Стелла на просторах форума, без отверстий под бридж (точнее пластину). Не помню чем дело закончилось. Интересно было почитать, надо бы свою перевосстановить. Ищу
ID пользователя #692 Зарегистрирован: 08.10.2008, 06:02 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 438
Жаль, не держал в руках, интересная гитара. За статью респект! Когда-то мы играли по подвалам, в гаражах. Слыхали о Sex Pistols, слыхали о Битлах. Я помню это время, ни слова не соврал В те годы я играл на бас гитаре "Урал" (с) Карантин
ID пользователя #669 Зарегистрирован: 30.09.2008, 17:58 Местонахождение: Казань Сообщений: 2772
Не знаю откуда такая инфа, но в Испанском удвоенная L (ll) читается как "я"\"йя" то есть "Эстрея" или "Эстрейя", это всех по началу сбивает с толку аж две "л" в слове и ни одна из них как "л" не произносится. ЗЫ: нет таких чипсов "эстрелла" есть "эстрейя" ибо слово не английское по английски читать не нужно)) Пруф; [link]
[ Редактирование 03.03.2016, 00:54 ] In your country, you play the guitar, in Soviet Russia, guitar plays you!! Мой Wish лист [link] Моя почта bayerfor(гав-гав)rambler.ru Обмен "раритетами" [link]
ID пользователя #2730 Зарегистрирован: 23.09.2011, 11:19 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 4947
Как то мы с Дмитрием (VP), зажравшись тематическими запчастями в закромах, выясняли что первые алюминиевые ручки были разные по геометрии(в частности толщина юбки), но относится ли это к каким-то временным промежуткам производства даже не возьмусь не то что утверждать а даже заикнуться)) Люби начальника своего, ибо собака - друг человека!
ID пользователя #3782 Зарегистрирован: 11.04.2013, 19:49 Местонахождение: Уни, Кировская обл. Сообщений: 1520
stradivari72 Цитата ...
Как то мы с Дмитрием (VP), зажравшись тематическими запчастями в закромах, выясняли что первые алюминиевые ручки были разные по геометрии(в частности толщина юбки), но относится ли это к каким-то временным промежуткам производства даже не возьмусь не то что утверждать а даже заикнуться))
Гитара неплохая, только конструкторская ошибка в электронике, должно быть разъёма, хочешь играй в моно-режиме хочешь в стерео, человек пришёл играть в клуб а там нет разъёмов нужных, на Гибсон Люсиль всё сделано грамотно один джек стерео выход, другой моно и друг от друга они не завсит. А статья полезная, спасибо.
Спорно, Стелла прекрасно звучала по обычному моношнуру. Естественно лишаясь при этом стереозвучания. А ненужных разъемов быть не могло: ДИН 5 тогда царствовал во всей аппаратуре. Да и переходник спаять вопрос 15 минут.
ID пользователя #3782 Зарегистрирован: 11.04.2013, 19:49 Местонахождение: Уни, Кировская обл. Сообщений: 1520
Record Цитата ...
Гитара неплохая, только конструкторская ошибка в электронике, должно быть разъёма, хочешь играй в моно-режиме хочешь в стерео, человек пришёл играть в клуб а там нет разъёмов нужных, на Гибсон Люсиль всё сделано грамотно один джек стерео выход, другой моно и друг от друга они не завсит. А статья полезная, спасибо.
Никакой ошибки нет. Есть переключатель моно-стерео. Для моно пойдет обычный кабель. Для стерео надо уже специализированный. Джек ведь тоже в стерео-режиме усложняется. Вишлист Обмен педалей Коллекция Коллекция ВКонтакте
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Record Цитата ...
Гитара неплохая, только конструкторская ошибка в электронике, должно быть разъёма, хочешь играй в моно-режиме хочешь в стерео, человек пришёл играть в клуб а там нет разъёмов нужных, на Гибсон Люсиль всё сделано грамотно один джек стерео выход, другой моно и друг от друга они не завсит. А статья полезная, спасибо.
Ну как то в стелловские времена не больно то по клубам со своими гитарами и ходили))) Да и под понятия клуба обычно попадал ДК)))
Подскажите, пожалуйста, а каким образом на схеме разъем подключения паяется к машинке? машинка - это система тремоло? или я не так понял. Дело в том что через корпус к ней не подобраться
Насколько я помню, в конструкции данной гитары не предусмотрено подключение металлических частей машинки вибрато (струнодержателя, и бриджа к шине общего провода... Сделать это можно, но...это будет нарушением аутентичности. Если есть желание избавится от фона, то можно прокинуть от выходного разъёма (2-й контакт) проводок под пикгардом до бриджа...Это малый грех...и всегда можно вернуть всё обратно.
на данной схеме указано что нужно припаять к машинке средний контакт на разъеме. взялся перепаивать. этот проводок был оторван, но к чему его паять исходя из этой схемы?...
Средний контакт на разъеме - это и есть контакт №2. Дело в том, что нумерация контактов не совпадает с их физическим расположением. На DIN 5 нумерация такова 1 - 4 - 2 - 5 - 3.
Как Вам уже сказали у Стеллы машинка (она же вибрато, она же тремоло) не землилась изначально. В корпусе не предусмотрены каналы для него. И "земляной" провод можно пропустить поверх пикгарда на гайку бриджа.
ID пользователя #3918 Зарегистрирован: 09.07.2013, 20:48 Местонахождение: Vilnius, Lithuania Сообщений: 1210
А так Стелла выглядит внутри. Круглая шайба из латуни, Толщина 5-6мм. Так что, затягивая гриф,- будьте предельно осторожны!!!!!! 1) велик риск сорвать резьбу в мягкой латуни. 2) Если винт будет хотя-бы немного длиннее чем нужно, он выдавит накладку, потому что между накладкой и шайбой нет никакого зазора. (на моей гитаре так и произошло)
Еще обратите внимание, между шайбой и накладкой была проложена бумажка и она не способствовала склейке грифа и накладки в этом месте....
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться