Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
ВИДИМЫЙ В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ СВЕТ ЗВЕЗДЫ – 2
У меня никогда не было своей АЭЛИТЫ-2. Как-то так получилось, что держал я её в руках всего пару раз, впечатление составил скорее умозрительно и походя перелистнул эту страницу истории отечественного электрогитаростроения, не вдаваясь в подробности. Но какое-то время назад, листая «Объявления из других источников», натолкнулся на видавший виды сабж в далёком Кривом Роге. Ну натолкнулся и натолкнулся, мало ли... А потом началось наваждение. Я внезапно обнаружил, что раз за разом возвращаюсь к этому объявлению и подолгу разглядываю нечёткие фотки, снятые на тапок. И что-то вдруг щёлкнуло в голове: я понял, что гитара мне нравится. Расписывать все перипетии добывания весла из-за кордона (спасибо, Roman и avalon) и приведения в чувство (SPAсибо, SPA!) я не стану – все мы прекрасно с ними знакомы. Я лучше постараюсь рассказать о том, что меня вдруг зацепило в этой абсолютно «нестатусной» палке.
С чего начинается Родина?
Как-то так сложилось, что младшая сестра легендарной АЭЛИТЫ оказалась почти вне зоны внимания нашего небольшого сообщества. Тому, безусловно, есть некоторые объективные исторические причины – на фоне импозантной старшей сестры, пробившейся даже на значки HARD ROCK CAFE и знакомой практически каждому музыканту докапиталистической России, АЭЛИТА-2 выглядит достаточно скромно, если не сказать безлико. Традиционно считается, что её тираж весьма велик и, следовательно, особой коллекционной ценности она не представляет. Обычная серая позднесоветская мышка, даже не заслужившая на форуме сколь-либо серьёзного обзора. Однако, как в скромной незаметной библиотекарше намётанный глаз может иной раз распознать весьма страстную натуру, с АЭЛИТОЙ-2 тоже оказалось не всё так просто. Я, пожалуй, попытаюсь убедить вас, что данная обойдённая интересом модель на самом деле заслуживает несколько большего внимания.
АЭЛИТА и АЭЛИТА-2
Мексиканский значок с первой АЭЛИТОЙ
Начнём с истории. Как известно, первая АЭЛИТА была разработана НИКТИМПом в 1970 году, полтора десятка лет выпускалась без каких-либо изменений тремя фабриками, имела суммарный тираж около 60 тысяч экземпляров, пропустив вперёд только ТОНИКУ и УРАЛ, и была снята с производства в 1986 году, уступив место своей «обрезанной» версии. Ранее считалось, что пару лет АЭЛИТА и АЭЛИТА-2 выпускались параллельно, однако анализ серийных номеров свидетельствует, что модели сменились практически единомоментно и произошло это несколько раньше, в самом конце 1985 года. Наличие же в одном из тиражей паспорта гитар РОСТОВ-ДОНа обоих инструментов говорит лишь о том, что на складах фабрики имелся достаточный запас готовых первых АЭЛИТ. Относительно количества выпущенных гитар и вытекающей из этого НЕраритетности, всё тоже не так однозначно. Учитывая, что все модели РОСТОВ-ДОНа (за исключением СТЕЛЛЫ) имели сквозную нумерацию, и зная изменения модельного ряда фабрики, можно вычислить приблизительное число выпущенных экземпляров. По самым оптимистичным прикидкам получается, что тираж АЭЛИТЫ-2 составляет чуть более 15 тысяч штук. Не АККОРД, конечно, но и далеко не ТОНИКА. Где-то на уровне КРУНК-50. Ощущение же, что этих инструментов «много» – достаточно обманчиво: с одной стороны, период выпуска данной гитары отстоит от нашего времени несколько меньше, чем эпоха производства, скажем, ЛенТОНИКИ, а с другой – их и выжило из тиража больше в процентном отношении, поскольку гитара-то, оказывается, дольно удачная, просто не слишком «модная».
Далее последует традиционный «разбор полётов», в котором в качестве иллюстративного материала буддут широко использованы чужие фото – если вы обнаружите картинки своего производства и заявите свои авторские права, я без вопросов заменю их другими.
Сабж в полный рост
Голова грифа кардинально отличается от пера старшей сестры (почти буквально скопированного с гитар, продававшихся западногерманской фирмой HOPF): здесь мы имеем двухрядное расположение колков, кокетливое декоративное уширение в верхней части и лого завода-производителя, выполненное методом горячего тиснения фольгой. Фольга для тиснения традиционно использовалась золотистая, хотя в 1990 году мелькнула партия с серебряными логотипами.
Головы грифов гитары АЭЛИТА-2 и БАС-2
Логотип РОСТОВ-ДОНа на голове АЭЛИТЫ-2
Сам гриф, вполне в традициях европейского гитаростроения, выполнен из трёх кусков бука и крепится к корпусу четырьмя шурупами. Накладка грифа, по ростовскому обыкновению выполненная из фанерованной шпоном красного дерева буковой шпалы, размечена стандартными пластиковыми дотами. Поскольку голова грифа не имеет наклона, на ней смонтированы два небольших треугольных ретейнера, обеспечивающих должное прилегание струн к нулевому ладу и направляющему порожку из белого пластика. Профиль грифа, вопреки ожиданиям, вполне удобный, а небольшие лады установлены достаточно аккуратно. Узел регулировки компрессионного анкера скопирован с электрогитары УРАЛ и, если честно, не очень-то, к сожалению, позволяет манипулировать цилиндрической гайкой с отверстиями под вороток без демонтажа грифа. Головки крепёжных винтов задекорированы жестяным некплейтом (о разновидностях этих замечательных табличек – чуть ниже).
Накладка грифа и маркеры
Шпон
Направляющий порожек и нулевой лад
Ретейнеры
Узел регулировки анкера
Узел крепления грифа с ревизионным отверстием
Орудовать воротком в этой шахте довольно несподручно
Некплейт
Колковая механика использовалась самая на тот момент актуальная – разборная Алапаевская классика «Ритм» с силуминовыми шестернями и аккуратными металлическими втулками. Во второй половине 1991 года, в результате известных экономических потрясений, металлические лопасти колков сменились каплевидными пластиковыми – сначала белыми, а в самом конце производства – чёрными. Стоит отметить, что посажены колки очень близко друг к другу, что не совсем удобно.
Алапаевская классика
Алапай с белыми лопастями...
...и с чёрными
Дека гитары изготовлена из «советского гитарного дерева» – произвольный набор брусков различных пород (в моём случае – берёза и тополь) заключён между двумя берёзовыми фанерками и обильно залит традиционным чёрным полиэфирным лаком (в самом начале выпуска мелькнула партия революционно-красных гитар). Как показывает практика, демонтаж этого покрытия абсолютно не влияет на резонансы. Кстати, вопреки распространённому заблуждению, форма корпуса АЭЛИТЫ-2 не является «купированной» декой старшей модели (зато перекликается с формой корпуса появившегося через некоторое время парного БАС-2) – это совершенно самостоятельный дизайн. Помимо довольно солидной выборки под локоть с лицевой стороны, с тыльной корпус имеет небольшой анатомический вырез под грудь. Фрезеровка под электронику из-за высоты использованных блоков кнопок настолько глубокая, что виден верхний слой фанеры.
Карман крепления грифа с видимым «советским гитарным деревом»
Между отверстиями для крепления фурнитуры – крупное отверстие для крепления заготовки деки на фрезерном станке
Выборка под электронику. Видна нижняя фанеровка корпуса
Отверстия для заземления струн, как видите, нет
Канал провода к разъёму
Выборка под разъём СГ-5
Анатомические обводы корпуса
С младшим братом
Красная АЭЛИТА из самых последних
Красная АЭЛИТА-2 из самых первых
Электроника почти полностью смонтирована на пикгарде, чей материал менялся приблизительно следующим образом. Первая тысяча щеголяла праздничным японским золотистым или красным искристым пластиком, на смену которому пришёл весьма респектабельный белый перлоид, украшавший гитары до конца 1986 года. Затем пару лет рандомно мелькали розовый, синий и зелёный целлулоид, пока (где-то с середины 1988 года) их почти полностью не вытеснил розовый, царствовавший пару лет, после чего его место занял т.н. «огненный» целлулоид, продержавшийся до самого конца выпуска модели в 1993 году. Эта монополия «огненного» перлоида была нарушена, судя по всему, только один раз – в 1992 году, когда снова промелькнула партия синих пикгардов. Пожалуй, наиболее выигрышно инструмент смотрится с белым перлом – гитара вызывает стойкие ассоциации с японками доклонового периода.
Золотистый пикгард
Белый перлоид
Розовый
Зелёный
Синий
«Огненный»
Схема инструмента бесхитростно унаследована от старшей сестры и состоит из трёх регулируемых по высоте звукоснимателей, цепочек обрезных фильтров, селективных регуляторов уровня датчиков, мастер-громкости и гнезда СГ-5 на обечайке (данное расположение выходного разъёма не позволяет свободно ставить инструмент на пол с подключённым штекером, уви).
Принципиальная схема гитар АЭЛИТА/АЭЛИТА-2 от Claydon'а
Выходной разъём
Коммутация соответствующих звукоснимателей производится левым блоком кнопок П2К, а кнопки правого блока позволяют выбирать следующие тембральные паттерны (сверху вниз): обрез ВЧ или НЧ некового датчика, больший или меньший обрез НЧ среднего датчика, больший или меньший обрез НЧ бриджевого датчика. Таким образом, чистый сигнал датчиков на выходе получить затруднительно, тем паче что для выравнивания уровней сигналы некового и среднего звучков подсаживаются на дополнительных сопротивлениях. Штатно заземление струн не предусмотрено, но легко и скрытно выполняется тонкой проволокой в месте стыка пикгарда и станины бриджа.
Пикгард в сборе
Кнопки включения звукоснимателей
Кнопки переключения обрезных фильтров
Хитрый внутренний мир
Потенциометры
Верительная грамота темброблока в сборе
Классические синглы тульского ПО МЕЛОДИЯ, визуально напоминающие древнеяпонские TEISCO, за время выпуска АЭЛИТЫ-2 претерпели традиционную смену материала корпусов с хромированной латуни на чёрный пластик, при этом переходный процесс не был одномоментным, как можно было бы предположить, а занял около двух лет (1988–1989), в течение которых с равной вероятностью могли быть установлены либо одни, либо другие звукосниматели.
Синглы Тульского ПО «Мелодия» в металлических корпусах
Устройство датчика
Те же синглы, но в пластиковых корпусах
На раннем этапе потенциометры темброблока комплектовались так называемыми «тюбиками» – чёрными пластиковыми ручками с довольно широкой юбкой снизу (такие же недолго ставились на самые последние экземпляры первой АЭЛИТЫ), но через год их сменили хорошо знакомые нам высокие тонкие восьмигранники из чёрного пластика, успешно дожившие до краха отечественной музыкальной индустрии.
«Тюбик»
Ручки «второго призыва»
Зацеп-тремоло, вызывающий столько нездоровых комментариев у современных прыщавых митализдов, вовсе не является, с одной стороны, порождением «тупых совков», а с другой – не так страшен, как его принято малевать. Двухчастная конструкция, основной изюминкой которой можно считать отсутствие жёсткой механической связи между привинченным к корпусу основанием и зацепом-качалкой, была почти детально скопирована инженерами НИКТИМПа с изделий фирмы SCHALLER, почему-то не вызывавших никаких нареканий у обладателей гитар FRAMUS, KLIRA или HOPF. Дабы своротить тремоло так, чтобы зацеп с рычагом эпично повисли на струнах, необходимо, вопреки легендам, приложить достаточно серьёзное усилие, во вменяемых музыкальных стилях совершенно ненужное. (Вышесказанное относится к работе рычагом на повышение тона, при попытке сделать dive bomb вероятность конфуза стремительно возрастает.) Инкриминируемая же данной детали повышенная «теряемость» наводит на грустные мысли относительно умственных способностей критиков, которые, вероятно, ложась спать, вынуждены привязывать свои носки к ногам верёвочками – чтобы не потерять.
Вырезу на ноже соответствует короткий шпенёк на станине, препятствующий горизонтальному смещению зацепа
Немецкий прототип
Между зацепом и основанием установлена распорная пружина, степень сжатия которой регулируется звёздчатой гайкой. В качестве подложки под пружину используется пластмассовая антабка – из тех, что ставились на прочие изделия РОСТОВ-ДОНа.
Антабка, используемая как упор для пружины
Шайба регулировки сжатия пружины
Рычаг с белой ручкой (напомню, что чёрные рукояти имели рычаги только Свердловской фабрики УРАЛ) крепится к зацепу с помощью цангового зажима, что позволяет зафиксировать его в любом удобном для исполнителя положении.
Цанга
Зажимная гайка
Высота прикрытого эстетичной, но также «легкотерямой» металлической крышкой роликового бриджа (единого для ростовских гитар образца) регулируется при помощи двух восьмилучевых гаек, а мензура каждой струны подстраивается при помощи подпружиненных сёдел, имеющих три различные высоты, что позволяет повторить радиус накладки грифа. Бридж установлен на одном основании с пружинным демпфером из микропористой резины, позволяющим, при известном воображении, считать, что гитара звучит как банджо: на элементы стиля кантри в Советском Союзе смотрели весьма благосклонно. Существенным недостатком можно считать крайнюю проблематичность юстировки мензуры: чтобы подобраться отвёрткой к регулировочным винтикам сёдел, необходимо обладать навыками престидижитатора.
Основание бриджа со шпильками и гайками регулировки высоты бриджа
Бридж
Крышка бриджа
Пружинный демпфер
Сурдина в рабочем положении
На всём протяжении производства АЭЛИТА-2 исправно комплектовалась резьбовыми металлическими антабками-грибками с отверстием под вороток. Расположение верхней антабки немного рискованно при использовании ремней с разношенными петлицами.
Антабки-грибки
В комплекте с инструментом шли чехол, ремень, руководство по эксплуатации, вороток для анкера и соединительный шнур.
Эволюция некплейтов АЭЛИТЫ-2 не особо насыщена событиями: как ни парадоксально, на протяжении девяти лет выпуска модели сменилось всего три типа информационных шильдиков, при этом пять с лишним лет изначальный «рукописный» некплейт оставался без изменений (хотя более поздние таблички этого типа несколько крупнее самых ранних), затем в 1990 году, в связи с реорганизацией Министерства местной промышленности, на полтора года воцарился почти квадратный шильдик, а в середине 1992 года, когда МПО КАВКАЗ было упразднено, появился последний вариант, который, впрочем, в связи с всё нарастающим бардаком в стране, шёл вперемешку со вторым, на котором иногда замазывали чёрным надпись «МПО «Кавказ». Особняком стоит совершенно удивительный в своей лаконичности некплейт № 87462 – возможно, появившийся в результате аврала и нехватки «полноценных» табличек.
Относительно свойств сабжа как непосредственно музыкального инструмента можно сказать следующее. АЭЛИТА-2 достаточно удобная гитара, благодаря анатомическим выборкам вполне эргономичная и, вопреки моим давним теоретическим инсинуациям, имеющая абсолютно благополучный баланс. Звук инструмента вполне предсказуемо напоминает голос старшей сестры – чуть-чуть коробчатый, слегка глуховатый, но зато достаточно мощный и на удивление прекрасно уживающийся с перегрузом.
Поздняя АЭЛИТА-2
Отсутствие экстравагантной внешности, как у КРУНК-Горыныча, или пафосного статуса, как у ЛенТОНИКИ, не даёт этому во всех смыслах достойному инструменту получить заслуженную порцию симпатии. В данном обзоре я, в меру своих слабых сил, попытался исправить эту несправедливость и искренне советую: если вам попалось объявление о продаже АЭЛИТЫ-2 – не спешите пролистывать его. Это реально хорошая гитара. И не её беда, что ей не досталось эффектной легенды.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Прекрасно! Спасибо большое! ... Только на донорском грифе от поздней а-2, стояли алапаевские колки с круглыми лепестками, которые я поставил на свою форманту Так что и такие тоже были.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Ну тогда подождём, пока всплывёт ещё одна такая. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2666 Зарегистрирован: 29.07.2011, 17:03 Местонахождение: Екатеринбург Сообщений: 617
Я-Ха, спасибо огромное за статью! Чертовски приятно отрешиться от мирских дел и неспешно погрузиться в перипетии расследования. И гитара прекрасна, мне всегда такие нравились, но на жизненном пути пока не попадались.
ID пользователя #1884 Зарегистрирован: 17.05.2010, 11:52 Местонахождение: Запорожье, Украина Сообщений: 6548
Ну наконец то обзор! Класс!!! И всё таки у А2 есть легенда))) Действительно, вопреки устойчивому мнению,что весьма распространённая гитара, Аэлита 2 всё таки достаточно редко попадается в продаже. Если промониторить торговые площадки, то (по моим наблюдениям) как Элгава. С пластиковыми антабками ни разу не видел, но это не значит,что таких не было. Отличная гитара! Хоть и задумывалась в производстве как соло-гитара (был такой форм фактор), но всё таки в основном использовалась для ритм партий. Рычагом старались не дёргать,чтоб строй не уходил. А вот эффект летающих кнопок как и у Уралов присутствовал, кудажот него деться))) Но при всём при том, гитара удачная. И по эрганомике, и по звуку.
ID пользователя #3452 Зарегистрирован: 21.10.2012, 13:43 Местонахождение: Воронеж Сообщений: 3745
Замечательно, прекрасно написано! Я почти не глядел на фото и забыл, что речь идет о гитаре... За "тембральные паттерны" и "престидижитатора" можно давать букеровскую премию, клянусь.
А насчет привязывание носков веревочкой к ногам во избежании потери - надо подумать! Мысль! Я-Ха, идея слишком практичная для музыканта, Вы сами придумали или кто подсказал?
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
Вот так вот сидишь, мучаешься, а потом приходит Я-Ха и показывает ,как надо ПРАВИЛЬНО писать статьи. Спасибо огромное, прочитал с большим интересом. Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Спасибо,Я-Ха!История с "массовостью"А2(отличное сокращение,Shock07!) напоминает "массовость"Бас-2,которую уже обсуждали.Они вроде мелькают часто,но!Ан нет,не такие уж и массовые инструменты!А особенно в"полном сборе".Возможно,они появились в то время,когда гитары стали более доступны"начинающим гитаристам",что и предопределило их судьбу...Сам ни шатко,ни валко восстанавливаю две А2.Раннюю и позднюю.Вообще,когда я начал читать форум,то наткнулся на видео на ТыТрубе с примером игры на А2,что-то типа Гарри Мура(может даже и наш форумчанин записал) и прям-таки загорелся этой гитарой!:) Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #85 Зарегистрирован: 24.03.2007, 20:34 Местонахождение: Boston, USA Сообщений: 3088
Отлично, спасибо!
Пара вопросов:
>>>все модели РОСТОВ-ДОНа (за исключением СТЕЛЛЫ) имели сквозную нумерацию
С этого момента подробнее, пожалуйста.
>>>вопреки распространённому заблуждению, форма корпуса АЭЛИТЫ-2 не является «купированной» декой старшей модели
Откуда такой вывод? Даже если и пришлось делать для корпуса новый шаблон, вполне очевидны упрощение и рационализация дизайна первой Аэлиты.
Вообще модель вышла довольно удачной, удобной и играбельной. Если первая Аэлита по дизайну на уровне Японии 1960х, то Аэлита-2 уже уверенно ступила в 1970-е, напоминая, например, Ovation Preacher. Еще бы кибенизировали нафиг это неудачное, как бы его не оправдывали, вибрато и сделали бы гитару простым и надежным хардтейлом, было бы совсем современно. Если б не 1980е на тот момент
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Chapt Цитата ...
Странно как-то на Аэлите I антабки - пластиковые весьма часто встречаются, а на Аэлите 2 только металл?
Не знаю, дорогой. Я вынужден пользоваться только открытыми источниками, а народ нихрена свои палки не светит, сам знаешь. Эта лабуда построена на анализе сорока двух палок нарытых в интернете - нигде пластиковых антабок не видел. На нескольких вкручены шурупы, но это не гарант. На последних АЭЛИТАх антабки - тоже грибки.
Claydon Цитата ...
Я-ха, как всегда, в своем стиле, статья супер! Это ж сколько времени надо на это потратить! Спасибо огромеднейшее!
Много. А мы фабрику увидим когда-нибудь?
E75 Цитата ...
Браво!!! Браво!! Прямо вот захотелось иметь такую! спасибо!
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Еще бы кибенизировали нафиг это неудачное, как бы его не оправдывали, вибрато и сделали бы гитару простым и надежным хардтейлом, было бы совсем современно. Если б не 1980е на тот момент
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Big Beat Цитата ...
>>>все модели РОСТОВ-ДОНа (за исключением СТЕЛЛЫ) имели сквозную нумерацию
С этого момента подробнее, пожалуйста.
Ннну... Это так. Там была очень долгая и мозголомная систематизация, которая неожиданно дала вот такой вот результат. Сам в шоке
Big Beat Цитата ...
>>>вопреки распространённому заблуждению, форма корпуса АЭЛИТЫ-2 не является «купированной» декой старшей модели
Откуда такой вывод? Даже если и пришлось делать для корпуса новый шаблон, вполне очевидны упрощение и рационализация дизайна первой Аэлиты.
Я только про обводы деки. Из корпуса АЭЛИТЫ АЭЛИТУ-2 не выпилить (и пикгард тоже). А так-то, конечно, многое унаследовала. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2904 Зарегистрирован: 20.12.2011, 15:45 Местонахождение: Электросталь, Московская обл. Сообщений: 2230
Класс! Аж захотелось себе тоже)) Коллеги! Я собираю сканы тематических паспортов, бумажек, вкладышей, пакетов от струн и всего нашего. Поэтому, если кто может, пришлите на почту скан в максимальном разрешении и расположенном на листе А4 для наилучшего дальнейшего масштабирования. Вот соответствующая тема: [link] Виш лист: [link]
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться