ID пользователя #3121 Зарегистрирован: 20.03.2012, 16:03 Местонахождение: Барнаул Сообщений: 1980
* * *
Электрогитара ORPHEUS Бизон
Так уже сложилось, что при любом упоминании чего-то «новенького» от болгарских лютнеров, искушенный любитель винтажных гитар не удивляется а, пожалуй, уверенно ожидает повторяющейся из раза в раз эмоции – «вот же, затейники», «не перестаю восхищаться»… и даже иногда кажется – что это будет продолжаться бесконечно…
Ну и здорово! прав был Сократ, писавший, что философия начинается с удивления. В моем случае от удивления появилось желание написать обзор на интересную болгарскую электрогитару ORPHEUS Бизон.
Кстати, каталогов с названием этой электрогитары мне не известно – я лишь могу догадаться по встречающимся в сети фото этой гитары, где ORPHEUS Бизон написано на типичных для болгарских гитар тех лет резинотканевых этикетках (ORPHEUS – на пере грифа, а "БИЗОН" на пикгарде нижнего рога).
Форумчане чаще называют эту гитару ОРФЕЙ Burns – не знаю кто был первым, но даже Иван Stiloto (Царствия Небесного Камраду) называл в диалогах её именно так. История с названием модели чем-то напомнила мне историю с ещё одной болгарской электрогитарой, выпускавшейся ближе к концу 70-ых – Orpheus Skurill, у которой позже, когда всплыл каталог, появилось официальное название – ОРФЕЙ 5 (ORPHEUS 5) c артикулом М315 – но мы уже привыкли к Skurill и другого нам не надо для упоминания в разговорах, а откуда взялось это название никто уже и не вспомнит… А может быть так они назывались до выхода каталога, время даст ответы…
Почему Burns?!, понятно – внешне гитара очень напоминает дизайном английские электрогитары BURNS (под этим брендом они выпускались до 1965 года, далее назывались BALDWIN).
Да, и у написанного на пикгарде ОРФЕЯ названия "БИЗОН" по сути оттуда же ноги растут – именно модель BURNS Bison, видимо послужила вдохновением для болгарского СД-КЛОН-МЕБЕЛ при проектировании ORPHEUS Бизон. А именно идея трех раздельных пикгардов-накладок на деке, а также идея изящного завершия пера грифа с имитацией резьбы по дереву. Во всем остальном между этими электрогитарами, общего столько же, сколько и между всеми остальными электрогитарами…
По очень немногочисленным фотографиям, встречающимся в сети, а также по используемым болгарами фурнитуре и технологиям, можно сделать вывод, что Бизон выпускался где-то на стыке 60-ых и 70-ых. В СССР Бизон не импортировался, но тем не менее имелся на вооружении нескольких коллективов.
Точно известно, что такая гитара была в ВИА при гостинице "Интурист" в Москве в начале 70-ых. Об этом рассказал Евгений Маргулис, и на ниже представленной фотографии он запечатлён именно с этим, интуристовским экземпляром –
«Мне тут лет 17. Увы, это была казенная гитара у ВИА, которые гнездились в интуристе. Полный Биг и болгарские гитары. Эта была со встроенным фуззом! В начале 70-ых это было как космос!!!!!»
Orpheus Бизон мы можем увидеть и на фотографии коллектива «Абазинка» из Карачаево-Черкесской республики
Основываясь только на догадках, я могу предполагать, что была ранняя версия гитары – она отличалась наличием тканевых этикеток и монументальным металлическим двухпозиционником, который включал фузз, и две более поздние версии, выпускавшиеся с середины 70-ых: одна также с фуззом, но уже с черным пластиковым ползунковым переключателем и вторая – без фузза вовсе, ну и без закончившихся к тому времени резинотканевых этикеток. Было бы очень интересно увидеть ещё фото, либо получить какую-то информацию об этих гитарах, для более структурного описания модели – поэтому обращаюсь к форумчанам – поделитесь при наличии!
А я продолжу…
Совсем недавно мы договорились с коллегой Targitay об обмене, и я получил желанный экземпляр ORPHEUS Бизон в коллекцию. Александр же в свою очередь получил его лет семь назад из Казани от форумчанина bay. Такая ротация экспонатов среди форумчан мне видится очень здоровой и полезной, особенно в случаях с редкими экземплярами. Благодарю коллег, что такие гитары остаются на виду и появляется возможность изучать, снимать эмоции и писать вот такие, возможно кому-то очень нужные, обзоры.
У меня были ранние орфеевские ручки, новодельный рычаг от Олега, пара, хоть и разных, планок колков от Хеброса, пикгарды я изготовил по оригиналам, фузз был живой, а остальная схема проста для коммутации и мне с любовью ее спаял отец - поэтому удалось наскоро укомплектовать электрогитару и уже вдоволь наиграться.
Гитара очень лёгкая – во всем обвесе, включая рычаг и батарейку её вес еле дотягивает до 3 кг. Сбалансирована очень хорошо, и не смотря на кажущийся малый размер – все же она не такая уж и маленькая. По габаритам (да и по весу) сопоставима с JOLANA Alfa и Star VII
рядом с другими гитарами на стенке можно оценить габариты Бизона - конечно, с виду, рядом с Рекордом он совсем как теленок
Опишу свой экземпляр подробнее:
Гриф из бука, из него же изготовлена накладка, она окрашена в чёрный цвет, классически для болгар. Накладка имеет радиус. Гриф крепится к деке на четырёх шурупах через прямоугольный металлический некплейт – все знакомо и традиционно.
Гайка анкера под шестигранную накидную головку прикрыта чёрной целлулоидной крышкой на двух метизах.
Оригинальный ключик от MUSIMA хорошо входит в выборку и работает с анкером как родной.
Пластиковый верхний порожек традиционно наполовину врезан в накладку грифа. Голова грифа не имеет наклона, нужный угол положения струн на порожке обеспечивается классическим для болгар ритейнером.
Голова грифа – отдельное произведение искусства, по форме в плоскости она такая же, как на ОРФЕЯХ Тракия, но при этом выполнена в объеме, что придает определённое благородство общему внешнему виду Бизона.
Во всём остальном гриф такой же, как на Тракии и по количеству ладов и по дотам, которые расположены на 5-ом, 7-ом, 12-ом и 17-ом ладах.
Латунные лады тонкие – 1,5 мм, стоят хорошо. На грифе их 20 + нулевой.
На ранних экземплярах Бизонов на пере грифа присутствует резинотканевая этикета ORPHEUS, которая встречается на многих болгарских гитарах тех лет. На моём же экземпляре она отсутствовала – хотя под лупой я разглядел прямоугольные очертания из остатков клея. Видимо была.
Колки – 2х3, стандартные М363, как на Хебросах, c маленькими закруглёнными лепестками (P.S. ищу комплект или одну верхнюю планку!!!) Интересная штука – форма пера грифа явно подразумевает установку ромбовидных одиночных колков, да и на Скурилах, Пирине – ближайших братьях Бизона стоят именно одиночные. А здесь – планки… и даже никаких намеков на какие-либо другие ни по следам, ни по отверстиям. В итоге планки выступают на пару миллиметров за края обводов пера – вроде мелочь, но с такой изящной головой и такой производственный нюанс… Ну, будем считать, что это болгарский производственный штрих-маркер, что бы не путали со всякими бёрнсами.
Дека толщиной 33 мм изготовлена из елового щита и оклеена буковым шпоном.
Окрашена в красивый золотистый цвет, как писали болгары «с металлическим блеском» – такой же цвет мы встречали на ORPHEUS Пирин.
Кант из белого целлулоида шириной 3 мм изящно обтекает торец гитары – он такой же как на скрипкобасах Пловдив.
Антабки стандартные, внешним диаметром 12 мм
Для обозначения некоторых, казалось бы, стандартных элементов на болгарских гитарах, описание которых можно было бы опустить, поскольку они повторяются практически на всех моделях (звучки, колки, вибрато и т.п.), я специально обращаюсь к недавно появившемуся на форуме, благодаря стараниям E75, каталогу, с несколькими гитара Орфей. До чего же чудные в нем слова встречаются – продолжаем удивляться… Так вот в каталоге, болгары называют вышеописанный кант – холкельнообразный (может кто-то подскажет синоним в русском языке?)
Накладки – пикгарды в оригинале из толстого 4 мм оргстекла, заколерованного в черный цвет по всей глубине. Используемый колер дал какую-то химическую реакцию – и к настоящему моменту не имеет однородности – выглядит как туман внутри оргстекла.
На моем экземпляре отсутствовал один пикгард на нижнем роге, а остальные два были в полном порядке. Я не смог подобрать похожего материала и, чтобы не было явных отличий, изготовил все три новые из чёрного оргстекла. Может когда-то и найдется недостающий один – поэтому оригиналы отложены в архив. На недостающем пикгарде как раз должен быть приклеен логотип "БИЗОН" овальной формы (как у Пирина), и у меня ощущение, что кто-то давно просто обезличил этот экземпляр, сняв пикгард и отодрав этикетку с пера грифа. Это конечно только догадки…
Ручки для фотосессии я временно позаимствовал с соседнего по стенке ОРФЕЯ. Все три типа могли быть установлены на Бизона, но чаще все же встречаются фото с плоскими цилиндрическими. Ну а конусные с золотинками очень подходят по дизайну
Когда-то давно на форуме, искавший любую информацию об этой модели, форумчанин в описании указал, что между верхним и средним пикгардами стояла золотистая пластина, прикрывающая выборку для проводов. И действительно на своем экземпляре я разглядел следы на пикгарде, видимо как раз от нее… в общем нашел медяшку винтажную и установил туда же
Механический никелированный вибратор – каплевидной формы, он как хороший старый приятель – давно привычен и надежен
Бридж с сухарями из плексигласа снабжён регулировочными винтиками для подстройки мензуры, также имеется основание из бука, окрашенного в чёрный, и регулирующие высоту гайки с резьбой как на свердловских Тониках (собственно от нее я и позаимствовал недостающую)
Адаптеры (звукосниматели) стандартные, нерегулируемые по высоте, М358– их на гитаре три штуки. Сопротивление каждого около 5 кОм. В болгарском описании это звучит так: «Электродинамический тип сопротивления – 5000 Ом, Чувствительность - 30 милливольт» (у болгар, видимо, своя теория физики). Стандартная начинка – катушка, три магнита, логотип напечатанный на фотобумаге, прозрачная пленка и никелированная крышка из латуни
Звукосниматели условно неразборные: крышки и основания запаяны оловом, прикручиваются к пикгарду на болтики, торчащие изнутри корпуса.
Громкость каждого звукоснимателя регулируется отдельным потенциометром, а четвёртый потенциометр, ближний к разъему СГ5, регулирует общий тембр.
Вся коммутация удобно располагается в просторных фрезерованных карманах корпуса. Для любых манипуляций хватает и запаса проводов, и ширины каналов, и глубины фрезеровки
Всё просто и весьма незатейливо, и этим ограничиваются те экземпляры поздних версий (пример на фото ниже), где нет самого главного
А главное это удивительная начинка – наличие активной электроники, спрятанной под пикгуардом верхнего рога. Это эффект – «Изкривление», дисторшън (короче, Фузз - Fuzz)
Для гитариста в использовании он также предельно прост, без каких-либо регулировок, и настроек, кроме одной заводской на плате под пикгардом. До чего же удобно – только "вкл" и "выкл" – две позиции на чётко работающем переключателе!
На некоторых экземплярах установлен ползунковый переключатель, и судя по фото, немного другая схема Фузза. У таких, плата крепится к пикгарду с помощью двух винтов, для чего в ней есть специальные отверстия. На моем экземпляре они также есть, но не задействованы.
Батарейка на 9 В типа "Крона" устанавливается в выборку на задней деке, она прикрыта крышечкой из такого же материала как пикгуарды, сидит на двух саморезах.
К обзору я также прилагаю схему, которую любезно начертил для нас мой отец-радиолюбитель:
Кроме того, прилагаю схему, которая давно висит в сети, и даже один болгарин писал, что это именно тот самый фузз с Бизона. Отец же сказал, что ничего общего… тем не менее книженция, откуда взята эта схема занятная, называется "Електронни Музикални ефекти" под авторством С.Лазаров – вот ссылочка на нее
Я вам скажу, это конечно очень субъективно, но, например, белорусские эффекты, встроенные в гитару мне ни разу не доставляли столько удовольствия, сколько этот "вкл/выкл" на верхнем роге Бизона… Фузз не фонящий, без сильных искажений, без прыжков громкости – просто чешешь себе ритм, а потом щёлкнул тумблером – и переходи на риффы, или радуй публику соляком… Можно лишь представлять в какой фантастический восторг приводила эта гитара с фуззом в 70-ые. Я даже мысленно примерил к своей музыкальной молодости в середине 90-ых – и это была бы бомба для нашей алтайской провинции…
В целом, даже со старыми плосконавитыми струнами, которые я когда-то снял с немца из 60ых, звук льется легко, в меру звонко, его не надо выжимать и выкручивать – вот как-то вроде всё стандартно, а играть очень приятно, в удовольствие. В карман грифа я установил плашку шпона, отрегулировав высоту струн – получилось 3мм на 12 ладу. Еще заметил, что когда держишь гитару в руках, есть ощущение полного контроля, я бы описал это как «ты главный, а Бизон приручен». Сбалансирована гитара очень хорошо! Респект болгарам за Бизона!
Я знаю, что можно написать хоть три тома, многим хочется услышать уже это рычание Бизона полувековой давности. И я даже записал звук, но давеча мне приснился плачущий John Mayer, и я передумал это выкладывать. Что-нибудь придумаю в ближайшие дни…
Год выпуска данного ORPHEUS Бизон мне не удалось определить – даты на потенциометрах отсутствуют, на радиодеталях тоже. По второстепенным признакам можно что-то предполагать – но возможно в последствии всё прояснится само собой, когда на свет выйдут и другие экземпляры… чего я искренне желаю!
Благодарю за внимание! А коллег, чьи материалы и фото использовал в обзоре- за такую возможность! Отдельная благодарность и уважение редактору обзора - Я-Хе!
[ Редактирование 01.02.2023, 11:47 ] Marx's wish list [link]
ID пользователя #10143 Зарегистрирован: 28.05.2019, 15:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 4876
Описание внешнего вида начинки [link] "Орфей Бизон... пикгард из отдельных частей состоял... Встроенный дисторшен (мы его Фуз называли, про дисторшен не слыхали ещё в ту пору) оригинально исполнен - вместо диодов два транзистора с откушенными ногами.Транзисторы высокенькие, в блестящем металлическом корпусе. Пара подстроечных резисторов - громкость и длительность. Тумблер обычный, рожковый, шестиконтактный, был намертво впаян в плату и на гайке тумблера вся эта приблуда держалась за пикгард"
соответствует фото транзисторов (предположительно производства ГДР), обсуждавшихся на Форуме в теме Лорда Бизарра про Orfeus Burns [link] "USSR transistor : data ?"
"Откушенные ноги" 2-х транзисторов также упоминаются в цитатах одного и того же автора разных лет (причем общее количество транзисторов в этих 2-х цитатах, как видно, отличается): [link] встроенный дист на 4-х транзисторах был, причём у 2-х из них обрезаны коллекторы и использовались они в качестве диодов-ограничителей
[link] В моей болгарской гитаре "Орфей Бизон" был встроенный дисторшен из 3-х транзисторов, причём 2 из них играли роль диодов
[ Редактирование 31.01.2023, 06:52 ] Мы порой, с волками споря, Воем в си-бемоль-миноре...
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Отличный обзор,харизматичный гитар и фотки классные.Макс,спасибо,многое из мелочей для себя узнал. Безнадежно ищу себе гриф от него,корпус (без ниши для батарейки) и обвес имеется.Доживу ли... Макс,если сохранился шаблон контура сложносочиненного пикгарда,сможешь поделиться? Бумагу в обычное письмо,например.
ID пользователя #3121 Зарегистрирован: 20.03.2012, 16:03 Местонахождение: Барнаул Сообщений: 1980
Благодарю, коллеги! читайте с удовольствием
Николай, я приложил в обзоре чертежи в кореле (18 версия)... посмотрите - если что смогу перевести в версию помладше или пдф.... шаблон не делал бумажный
Деда, отец на днях приедет в гости - пройдется по плате с прибором - номиналы пропишет - дополню в схему...
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Marx Цитата ...
Благодарю, коллеги! читайте с удовольствием
Николай, я приложил в обзоре чертежи в кореле (18 версия)... посмотрите - если что смогу перевести в версию помладше или пдф.... шаблон не делал бумажный
Деда, отец на днях приедет в гости - пройдется по плате с прибором - номиналы пропишет - дополню в схему...
Макс,сорри,сослепу не разглядел без подсказки.Камрады,а кто у нас по этому кореловскому файлу возьмется изготовить такой нечастый пикгард? Стукните в личку,если что.
ID пользователя #3121 Зарегистрирован: 20.03.2012, 16:03 Местонахождение: Барнаул Сообщений: 1980
Nik Цитата ...
Макс,сорри,сослепу не разглядел без подсказки.Камрады,а кто у нас по этому кореловскому файлу возьмется изготовить такой нечастый пикгард? Стукните в личку,если что.
Николай, я тебе изготовлю комплект, пока печь не остыла)), гостинцем отправлю - стукнись в личку... у меня осталось черное оргстекло 3мм - если тебе подойдет. и наверное тебе без отверстия под двупозиционник нужно? Marx's wish list [link]
ID пользователя #4175 Зарегистрирован: 18.10.2013, 19:25 Местонахождение: Москва, Подрезково Сообщений: 5139
Ого! Отлично,Макс! Спасибо за обзор! Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
ID пользователя #7433 Зарегистрирован: 01.07.2016, 06:38 Местонахождение: Иркутск Сообщений: 69
Уважаемый автор! Вы в начале статьи упомянули Ивана Георгиева Stiloto как умершего? Я вас правильно понял?!! Неужели Иван умер? Когда, как?? Мы были с ним достаточно хорошо знакомы, я даже был у него в гостях, но ещё до пандемии эта связь потерялась. У кого то есть более точная информация? Буду очень признателен, можно черкануть мне на почту Email Заранее спасибо.
Пацаны, дайте наводку на английский Burns. А то мне один дебил "посвященный", мозг вынес. Мол, Burns выпускали с 98 по 2004. Говорю - тогда прими что Бернс слизан с Орфея, то жутко обижается. Дайте наводку, затнуть рот этому козлине.
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
снова немного нетематическое, но про историю. вторая часть видео про историю отдельных малоизвестных мест России (первое публиковал на прошлой неделе).
Может интересно будет. Буду признателен за просмотр, лайк и т.д. [link] Осталась ещё одна часть и я снова вернусь к видео про тематические гитары :)
Признаю, увлёкся сугубо в личных блогерских интересах изучить, опробовать и рассказать с юморком ;) (хотя с последним есть псих. проблемы). Что как оно выйдет, покажет время. Никого обижать не намерен, по натуре я чудик ;P хых
Увлёкся коллекционированием Советских гитар и не только из-за (если без мата) удивления от того факта что в СССР производился такой богатый ассортимент электромузыкальных инструментов, каждый из которых по своему уникален, но о которых мало кто знает
Чтож, вот и дошли руки до регистрации на сайте. Решил поздороваться. Приветствую товарищи. Зовусь я Адам Смиттич (не люблю светиться из-за негативной стороны популярности в виде преследования фанатами)
Посмотрел первую часть. Мне понравилось. Люблю исторический контент. Но Вам стоит поработать над произношением, и над балансом зк: женский голос звучит громче мужского. Жду следующие части)
прочитал в музеуме интересное высказывание, на страничке орфеус рекорда -
" инструмент эксплуатировался только с кондовыми отечественными плосконавитыми струнами, которые, согласно широко распространённому дебильному суеверию, якобы "имеют большее натяжение, нежели обычные"
Lyapa, смотря какие пластинки. Если, например, какой-нибудь Игорь Тальков, то она действительно ничего не стоит... А так можете в какой нибудь магазин винила продать или на мешке поставьте, если вам авито не нравится...