Итак, это Аэлита-1 - одна из первых гитар фабрики роялей в Ростове-на-Дону.
Когда производство только организовывалось, для скорости воспользовались уже существующим дизайном гитары УРАЛ. Внешне гитары идентичны, но есть два основных различия: надписи на грифе и вес. Аэлита легче.
Этот экземпляр я приобрел у двух школьников, которые уверяли меня, что вовсю играли на ней, даже писались - и все это через комбоусилитель Амфитон через вход "ежик-ежица".
На первый взгляд, действительно, гитара была вполне играбельна и была очень коллекционного винтажного вида. Казалось - только подшлифуй болты, подпаяй звукосниматели - и запоет. Нет же... при ближайшем рассмотрении все оказалось сложнее: в бриджевом звукоснимателе под красивой пластмасской, прикрывавшей катушку оказалась пара ГДР-овских игральных карт с голыми девками, свернутыми для упрегости в трубочку. Гребешок с колками разваливался в руках, колесики под струны в бридже катались незакрепленные, гриф был усеян названиями нот, вгравированных в накладку чьей-то ручонкой, на знаменитом "ураловском" роге была нацарапана отвратительная надпись "Эдик".
В общем, гитара не играла.
Первым делом, я отчистил ее от грязи данлоповскими растворами, разобрал, и понес к мастеру Володе (группа "Дядьки"). Так как с концертами и дензнаками в группе было затишье, то после получасовой беседы мне удалось убедить его взяться за восстановление инструмента.
Причем, резоны против были довольно убедительны: а)несмотря на прекрасный и (!) оригинальный дизайн советские гитары собирались не людьми, а подвыпившими медведями. для повторного крепежа на теле инструмента просто не было живого места. б)инструменты советские кроме дурной не снискали за все 20 лет своего использования никакой другой славы и образ звука, наработанный ими не мог никого сподвигнуть к копиистике оного. (хотя я и слышал историю о ЦВЕТАХ и Самоцветах, игравших на Фендерах со складскими номерами на корпусах, по звуку это не выглядело как Фендер).
Тем не менее, вот краткий перечень произведенных работ:
1.Шкуркой нулевкой были прочищены все блестящие детали конструкции - оказалось, что это латунь (!), покрытая серебристым слоем сплава алюминия с чем-то. от старости верхний слой соскабливался и среди блестящего великолепия серебра проступало тусклое латунное свечение (желтое).
2.Вынуты старые лады, ставлены и вклеены новые, отшлифованы заново, гриф был протерт растворами и шкурками до исчезновения названий нот и сала с него. Накладка оказась грушей.
3.На голову анкера накрутили гайку и выпрямили гриф - до момента, пока основание анкера не поползло вверх сквозь толщу старого, подсохшего дерева, выворачивая на своем пути свежевбитые лады.
4.Звукосниматели, несмотря на толщину, оказались синглами. В тот, где не было катушки, хотели вставить стандартный китайский noname сингл, но он не прошел по высоте. Поэтому взяли катушку со СТЕЛЛЫ и припаяли вместо пропавшей. Затем окунули все звукосниматели в кипящий воск, дабы залить пустоты и устранить "микрофонный" эффект.
5.Бридж с ролликами и крутилками а-ля Tune-o-matic у Гибсона собрали из двух уже имевшихся: а)наглухо зажав в сухариках ролики, дабы они не шатались и не придавали звуку "эффекта гавайской гитары", б)поменяв пружины, державшие сухарики на более сильные и длинные (система та же, что и у фендеровских сухариков). Все заполировали, но красивую крышку как на старых фендерах, найти не удалось, поэтому кобылка (tune-o-matic) на фотке осталась непокрытая.
6.Рычаг к машинке пока найти не удалось, но сама машинка - как была в рабочем состоянии, так и осталась, только блестеть стала ярче.
7.Крышка анкера была на двух винтиках, один из которых попадал прямо в дырку анкера и, соответственно, ничего не держал. Это просто один из примеров советской сборки. грустно, потому что гитара стоила 185 рублей при тогдашней советской зарплате 120 рублей.
8.Голова грифа была укреплена - вынута гребенка с колками, туда мы вклеили деревяшку и на нее посадили колки partsland Jin Ho. Сверху накрыли красивой латунной крышкой, предварительно расточив дырки под новые колки. Конечно же, заменили порожек на китайский.
9.Далее натянули струны 10-46 марки Федосов и гриф слегка выгнуло, увы анкер уже не помогал (см. п.3) и струны так и остались натянутыми слегка высоковато.
10. Конечно же, мы просверлили дырку для входа "джек" и разобрались с электроникой: на каждом из трех звукоснимателей есть окошечко, в нем вставлена криво обрезанная пластмасска: три звукоснимателя - три цвета: белый, черный, красный. На корпусе сверху и снизу есть по три кнопки: белая, черная, красная. Ряд верхний - отвечает за включение-выключение одиночного звукоснимателя.
Так как мы решили не восстанавливать оригинальную схему (из-за малого сигнала синглов и кучи элементов схемы. где его можно потерять), а распаяли по классической схеме трехсинглового Фендера, то нижний ряд у меня просто для красоты. В оригинале же он отвечал за включение-выключение темброблока. - теперь ручки: самая большая, ближе всех к бриджу - отвечала за громкость выбранного сингла или комбинацию оных (можно включить и два и три сразу). Ее мы восстановили и она продолжает делать то же самое тем же самым потенциометром. Даже не трещит! - три ручки помельче - это соответственно регулировки трех тонов для трех звукоснимателей. Их мы не стали оживлять.
В целом, схема вполне рабочая, если не считать огромных потерь в схему и слабого выхода звучков. Дальше мне писать сложно, так как я домашний мастер звука. Со временем, я наверняка замечу что-то особенное, пока же: при втыкании Аэлиты-1 в Peavey Blazer (15 ватт) я не заметил очень сильного микрофонного эффекта, более того, на нековом сингле чистый звук получался очень четким и surfовым, при легком перегрузе очень приятно звучал в риффе Don't Fear The Ripper (Blue Oyster Cult). Правда, звук все равно был непривычно мягким и слабым, даже если подкрутить уровень громкости. Но верно, он таким и был в оригинале.
В общем, два остальных звучка оказались менее выразительными - ни мяса, ни глубины, только мутное отражение некового звука. В общем, тут надо еще работать, прежде чем хвалить или ругать.
Про ощущение грифа - очень удобный, как и сама гитара. Когда сверлили новую дырку для выхода на джек. обнаружилось, что корпус склеен из разных кусков и один из них точно был из красного дерева(!). Сверху корпус облеен фанерным слоем в 1,5-2 мм и качество клея таково. что даже после стольких лет нет ни намека на шов склейки. В качестве лака на рояльных фабриках, разумеется, использовали рояльный черный лак и его толстых слой надежно скрывает все внешние огрехи корпуса и грифа.
В общем, я счастлив, что у меня есть такой играющий раритет. Как только разберусь со звуком - обязательно пришлю мп3 звучания.
Да, надпись "Эдик", будь он неладен, мы затерли без следа.
ID пользователя #1200 Зарегистрирован: 25.06.2009, 17:51 Местонахождение: Рязань Сообщений: 1997
VP Цитата ...
s-zotov потом сделал таки из неё пристойнейший экспонат (мог бы, кстати, не скромничать, а выложить на всеобщее обозрение).
ВыкладАю. Прошу сильно не пинать за качество фото, "левые" шурупы пикгарда (винтажные шурупики пока в розыске), "левые" ручки (думается мне, они органично вписались в концепцию гитары). Резинку на сурдину налею как-нибудь на досуге. Ну и антабки самодельные... Гитарная мечта - желто-черный 650А с желто-искристым пикгардом.
ID пользователя #1200 Зарегистрирован: 25.06.2009, 17:51 Местонахождение: Рязань Сообщений: 1997
Была какая-то пружина диаметром 14 мм, проволока 2.5 мм. Отрезал от нее кусок длиной 20 мм и он сел туда так, как будто там и был. Гитарная мечта - желто-черный 650А с желто-искристым пикгардом.
ID пользователя #1289 Зарегистрирован: 15.08.2009, 00:16 Местонахождение: Москва Сообщений: 2713
Камрады, признавайтесь, у кого есть в наличии Аэлита что фигурирует в статье с накладными датчиками аля "Тоника Св."? Или отдельно пикгард на оную? Ищу
ID пользователя #2408 Зарегистрирован: 10.02.2011, 16:12 Местонахождение: Вологда Сообщений: 636
На сурдине стоял только толстый зеленый фетр как на демпферах барабанов ЭПОЭМИ.Никакого поролона и микропорки на заводе не ставили.Говорю с уверенностью потому что покупал Аэлиту в 80-е в магазине в полной комплектации.Остался с тех времен к сожалению только паспорт.См. Документарий. Мой виш-лист [link]
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
Здрассьте... У меня на СТЕЛЛЕ и на АЭЛИТЕ стоят абсолютно одинаковые, заводским образом обрезанные, куски микропоры. И 20 лет назад, когда через меня АЭЛИТА проходила - тоже самое было. Помню потому, что тогда не мог понять, зачем эта шняга нужна, поэтому внимательнейшим образом изучал. (Пришёл тогда к выводу, что штобы при перевозке струны не брякали МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
ID пользователя #2408 Зарегистрирован: 10.02.2011, 16:12 Местонахождение: Вологда Сообщений: 636
Понятно. Позднее начали халявить и ставить микропорку.А начиналось все красиво с зеленого толстого фетра-Аэлита моя была из ранних по госту 75 г .Как и на ранних Уралах -сначала было все красиво...потом как бы все подешевле. Помню были очень интересные ручки потенциометров-очень тонкие и высокие с расширением снизу.Таких больше нигде не видел-даже на нашем форуме нет ни у кого. Обращусь к администрации:СССРовских моделей гитар не так уж и много...Не стоит ли создать специальный раздел с фотками и модификациями?Всех гитар.Чтобы были фотки всех деталей крупно.В Определителе лишь общие фотки.Для ликвидации неграмотности нужны детали. Мой виш-лист [link]
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23213
Раздел с фотками создать, безусловно, стОит, но абсолютно нереально. Посмотрите, сколько сил и нервов было вбухано в немудрящий ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ, и какова была "активность" народа. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Товарищщи, такой вопрос. Судя по фоткам, потенциометры на некоторых Аэлитах держатся непосредственно на пикгарде, а на некоторых - на отдельной пластине под пикгардом? Если это так, есть ли более подробные сведения об этом?
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)