Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14978
Время продолжать описание этих экстравагантных бас-гитар.
Уже давно я обещал статьи, а именно - когда написал вот эту: [link] . Теперь я восстановил ещё две бас-гитары "Тоника" и решил написать "двойную" статью.
Итак, на красном знамени РСФСР (оригинальном, 1988 года, складского хранения!), пришедшем на смену верному дивану, встречаются две красавицы:
Ой, сорри - ошибся фоткой! Это тоже красавицы, но немножечко не те. Вот:
Сверху: Свердловская бас-гитара "Тоника" ранних выпусков. Снизу: Ростовская бас-гитара "Тоника" ранних выпусков. Почему ранних? Очень просто: в Свердловске басы Тоника делали только до начала 80-х вообще, а в Ростове ещё вовсю щедро вручную оклеивали пикгард белым изысканным кантом.
В красном углу ринга - ростовчанка.Инструмент выглядит очень изящно. Тонкий корпус со скруглёнными гранями, без анатомических вырезов, хищная окантованная голова грифа, радикально чёрный корпус и красный революционный пикгард. Ассоциации? Да без вариантов: "КРАС-НО-Е НА ЧЁР-НОМ!! УУ-У! АА-А!" Гитару хочется именно схватить, на сцену вылететь коршуном и что-нибудь запилить.
Гитара оснащена двумя ростовскими датчиками со сплошным магнитоводом. Катушки замотаны в промасленную бумагу, что на звуке сказывается сугубо положительно. А вообще, её внутренний мир хорошо обследован здесь: [link] . Темброблок - стандартный.
Гриф - узкий, 22 лада, лады советские обыкновенные. Инкрустирован точками. Голова грифа кантованная, анкер выведен в голову грифа и являет собой декорацию, то есть не работает. Закрыт колокольчиком из полированной нержавейки. Колки - стандартные советские басовые, 4х1. Без втулок. Нулевой лад присутствует. Накладка инкрустирована продольными пластиковыми белыми полосами, что мне по нраву.
Струнодержатель - зацеп и бридж. Бридж пластиковый. Металлическая крышка обязательна - без неё инструмент смотрится гораздо слабее. Вывода заземления нет, так что приходится класть сверху.
Гнездо для шнура под СГ-3 выведено в торец деки. Бытует мнение, что это неудобно, но взяв как-то по очереди обе Тоники на репу я выяснил, что сие - очень возможно - имело целью заставить музыкантов во время перекуров не ставить подключённую гитару к комбику, а вынимать шнур - и, соответственно, выключать усил. Ибо часто гитару, уходя, прислоняют прямо к комбику и уходят, не заметив слегка нарастающий гул. Когда усилитель через минуту вовсю визжит, это страшно.
Некплейт инструмента сохранился, но надписи пали жертвой времени.
Что в итоге? Стильная бас-гитара со слабым грифом, перешедшим по наследству на Орджоникидзевскую модель. Гриф узок в шейке, но не толст в обхвате. Гнётся легко, так что струны рекомендуются тонкие. Удобство игры - соответствующее. Звук: при подключении обоих датчиков даёт рычащий, агрессивный, с нехваткой низов звук. Читаемость хорошая. Шума, как всегда, хотелось бы поменьше.
***
В синем углу ринга - свердловчанка. Интересно, что при почти тех же габаритах гитара выглядит немного более широкой. Возможно, в этом "виноваты" расцветка - зелёный бёрст - и гораздо менее радиусные скругления деки. Расцветка - наркоманская. Чёрно-зелёный корпус и шикарно окантованный жёлтый искристый пикгард. Дополняет эту скотскую радугу белое перо грифа и кричащий хром фурнитуры. Ядовитая зелень и форма порождает недоумённую ассоциацию "Крокодил Гена, блин..."
Привыкнув к цветам, понимаем, что гитара в общем очень симпатичная. Качество сборки радует глаз: в пикгарде выемки для датчиков, так на боку датчиков винтик, которым крепится крышка - и в пикгарде сделана маленькая засечка! Сверху на пикгарде надпись, гравированная в верхнем слое и залитая краской. Струнодержатель: бридж, знакомый по Уралбасу, стоит на прикрученной к корпусу пластине, а зацеп конструктивно выполнен с крышкой единой деталью. Крышка-зацеп получился очень массивным и солидным.
Гнездо выполнено в обечайке, в "удобном" месте. Датчики - два "ранних" уралбасовых сингла в хромированных корпусах, без отдельных магнитоводов. Очень хорошие датчики! Практически не заводятся и не фонят. Люблю их.
Особо можно обратить внимание на ручки резисторов. Более-менее опытный коллекционер сразу определит, откуда тут "ноги растут". Учились делать гитары свердловчане явно у немцев, точёные хромированные ручки вообще "слизав" один в один. НУ, почти один в один.
Гриф - 22 лада, инкрустирован полосками. Склонен к изгибу, слаб анкером и вообще проблемен. Обращаться очень аккуратно! Анкер в общем рабочий, сломать легко, выведен в голову грифа и прикрыт пластиковым колокольчиком, на одном шурупе, чтобы можно было не снимать, а отодвинуть. Сверху покрыт пластиком молочно-белого цвета. Колки - стандартные 4х1, с точёными втулками. Нулевой лад в наличии.
Темброблок - урезанный вариант стандартного "ростовского" (который изначально был разработан, кажется, в Виннице). Оставлен один регулятор громкости и варитон.
Отдельно упомянем "изюминку" уральских мастеров. Антабка для ремня на верхнем роге выполнена телескопической. Что позволяет балансу инструмента из и так неплохого стать вообще хорошим. Странно, что на позднем уже относительно Тоникабаса стандартном басу "Урал" эта идея была похерена. Хотя нарекание есть: основание телескопической антабки имеет недостаточную длину заглубления в корпус и, так как держится без клея, расшатывается довольно быстро, понуждая исполнителя забивать её на место ладонью. В общем, требует соединение хорошего клея.
Некплейт - традиционно на "Уралы" и "Тоники" эти ставили ну очень живучий. Практически не стирался. Гитара несёт на нём гордый знак качества, название гитары и номер. Важно название модели: ЭГБ-805.
Итог: очень красивый бас, с массивным корпусом, удобным грифом, хорошей электроникой. Варитон позволяет получить несколько характерных вариантов звучания, из коих на мой взгляд самый универсальный - с задействованием обоих датчиков. Жирный звук с неплохим сустейном, очень сбалансированный. По общему впечатлению, на первом УФФе убрал Ирис-бас и Музима V/2 бас. Что неудивительно. Да, китайцы вообще идут по звуку явно лесом. Большими шагами.
Что в результате? По звуку оба инструмента хороши. За счёт большей универсальности, глубины низов и меньшего уровня шумов победа за Свердловском. По сустейну, СЧ/ВЧ - ничья. По внешнему виду - Ростовчанка впереди. По удобству игры - Свердловчанка. Качество сборки... после мощного свердловского апперкота Ростов стремительно летит на пол. Дело в том, что лады заметно менее аккуратно обработаны, гриф вообще сидит криво - обратите внимание, как над ним идут струны.
Свердловская Тоника-бас была взята мною на первый "Урал forever festival" и показала себя с самой лучшей стороны.
Завершим обследование: самая первая (и пока не освещённая, к сожалению, в статьях) Тоника-бас была разработана в Питере. После этого проект был передан, на мой взгляд, в Ростов. Там инструмент был модернизирован под имеющиеся возможности и осрбенности производства (в частности, под Винницкие темброблоки). После чего проект был дан Свердловску и Орджоникидзе. Южане, не мудрствуя лукаво, варьировали только датчики (а чтоб совсем не стыдно было, добавили лад, в итоге сильно прослабив гриф). В Свердловске решили не торопиться и скрестили проект с Музимой. Почему я считаю, что сначала был Ростов: на Свердловске - урезанный вариант Ростовского темброблока стоит, что намекает нам на преемственность.
Что из этого получилось - теперь представлено на Ваш суд.
Ростовская Тоника будет со мной на Втором "Урал forever festival", где все желающие смогут оценить её звучание "в деле".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Вано!! Статей где?? Думаешь, сисьге в начале вывесил и себя, любимого, в конце - и можно без слов? Где описание темброблоков? Где датировка? Где сравнение по эргономике и функционалу? Где семплы? МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14978
Просьба других админов пофиксить ссылки - у меня их прокси сокращает. Первая - на статью про Владикавказскую Тонику, вторая - по восстановлению той самой Тоники в "Творчестве".
Зарегистрирован: 04.06.2007, 19:11 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 23209
Айван, так что там с темброблоками? Какие позиции? На Ростове, кстати, схема чисто MUSIMA'вская, там никакого "плавного обреза частот" сроду не было, просто ДВЕ громкости. МАЙ МУZЕУМ oleUm™
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Зарегистрирован: 31.01.2007, 15:19 Местонахождение: Москва Сообщений: 14978
Схемы я не срисовывал, а на видео перед тем, как сыграть, я простучу датчики. Только у Свердловска, ибо у Ростова схема оказалась полурабочей. Радует, что в очень удачном положении...
Ростовская Тоника тут не ранняя, на ранних как раз не было канта и "полосатой" накладки грифа. Свердловская зеленая здесь тоже не сказать чтоб ранняя - где-то середины их выпуска.
Вот тут у тебя по первой ссылке как раз ранняя ростовская Тоника-бас: [link] А самые поздние - они точно такие же как в этой статье, но без полосок на грифе. Эти с полосками и кантом пикгарда- самые распространенные, так как дольше всего получается их в таком виде выпускали.
и это... я социопат и параноик, на звонки с незнакомых номеров не отвечаю принципиально. если вы вдруг откуда-то узнали мой телефон, и вам очень нужно со мной связаться - сначала отправьте СМС, мол, "я такой-то и такой-то".
Хреновость Ростовского грифа в том, что его не красили, а натягивали на него пластмассу как презерватив. Причем уже после установки ладов! Затем отшкрябывали с накладки пластик. За счет этого накладки часто убитые уже с завода. Гриф всегда на тон отличается по цвету от деки, ведь её нормально красили полиэфиром. Этот пластик никогда не трескается и не скалывается, разве что около торца лада, где после усыхания дерева лад начинает выпирать с торца грифа. Ударопрочный какой-нибудь полиуретан что-ли? Непохож! И если под ним начинается какая-нибудь гадость с деревом, то об этом можно вообще никогда не узнать, не сняв пластик. А начинаются проблемы уже с нанесения этого пластика - дерево говнится, становится более рыхлым, его акустические свойства и без того не самые лучшие соответственно тоже. В половине случаев каблук грифа держится только за счет этого пластика. То же самое с головой грифа. Пионеры сетуют на то, что оголив от покрытия гриф, его наборная голова оказывается рассохшейся и если не имеет видимых признаков, то расклеивается при первом натягивании струн. Я еще не видел ни одного прямого грифа Тоники ЭГ или БАС, чтобы он был прямым даже без струн! Причем обиднее всего, когда такой гриф стоит на ольховой деке. Думаешь вот будет саунд, с такой доски, а оно не тут-то было! Потому что гриф "мертвый"! Не гриф, а муляж грифа.
А поздний ли Свердловск? Весьма двусмысленно можно воспринять фразу "Поздний". Поздний относительно деятельности фабрики? Поздний отностиельно Выпуска модели Тоника-Бас? Вот в чем загвоздка: На всех Тониках-Бас Свердловской фабрики Стоит Бридж от Уралбаса, Который является 4хструнной модификацией 6ти струнного бриджа, который в свою очередь был скопирован с YAMAHA. Урал проектировался в каких годах? Получается что на 5 лет позже Тоники. Откуда на Тонике Ураловский Бридж, если она делалась раньше Урала?
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться