ID пользователя #6178 Зарегистрирован: 21.06.2014, 23:39 Местонахождение: Москва Сообщений: 179
Ленинград, я еще не хочу умирать... (к 50-летию модели)
Данный материал посвящён заслуженно-легендарным инструментам, до сих пор, как ни странно, не представленным достойно на нашем форуме. Кака бычьна, в обзоре не буддет каких-то сенсационных или скандальных подробностей бытия этих уникальных деревяшек – только сухая констатация типологических изменений, происходивших на протяжении восьми лет, в течение которых данный комплект выпускался. Поскольку почти никаких прямых документальных свидетельств найти не удалось – традиционное предуведомление: хронологические рамки данного исследования не являются незыблемыми и могут варьироваться в диапазоне год-полтора туда-сюда.
Отдельное спасибо хочется сказать Марку Титову и камраду kindlyeugene, чьими фотографиями я вольготно воспользовался.
Производство комплекта цельнокорпусных электрогитар «Ленинград», включавшего в себя шестиструнную «Ритм-Соло» и четырёхструнный «Бас» (арт. 407 и 408, соответственно), началось не позднее 1968 года – более точная датировка, по независящим от нас обстоятельствам, в настоящий момент невозможна.
Вероятнее всего, мы никогда не узнаем имени человека, разработавшего данную прихотливую форму. Поскольку до сих пор не найдено ни одной зарубежной гитары, абрис корпуса которой совпадал бы с контуром данных изделий отечественного гитарпрома в достаточной степени, можно с большой долей уверенности считать эту разработку автохтонной. Безусловно, определённые влияния итальянских лютнеров смутно просматриваются, но сказать, что «Ленинград» скопирован с какой-либо конкретной модели – нельзя: все нездоровые сенсации, типа «я нашёл! это содрано с MARINUCCI (MELODY, EKO)!» на поверку не имеют под собой никакой почвы. При подобных заявлениях внимание главным образом обращается либо на вырез в нижнем правом углу деки EKO 700, WANDRE Bikini или рожки Etrurian bass, либо на перо грифа FENDER Starcaster и IBANEZ Roadstar, но при более внимательном рассмотрении становится ясно, что ничего, кроме горячего желания сделать «открытие» за такими вбросами не стоит. «Ленинград» имеет свой собственный уникальный дизайн.
Любопытна судьба одного из прототипов, изготовленных на Луначарке: в 1969 году он был отправлен на Свердловскую фирму УРАЛ в качестве образца для запуска в серию электрогитар. Поскольку образец явно был недоработан, уральским мастерам пришлось использовать его не для прямого копирования, а в качестве отправной точки для разработки собственной модели, результатом чего стала хорошо нам известная Свердловская ТОНИКА, в свою очередь, послужившая образцом для Ростовских мастеров. Таким образом Луначарская разработка стала родоначальницей целого семейства советских электрогитар.
Прототип, уехавший в Свердловск
«Гинекологическое дерево»
Дека инструмента (умники, периодически пытающиеся поправить меня, заявляя «ето не дека! ета корпус! дека езьм фанерка у аккустической гитары!» стройными рядами шествуют в лес: сначала научитесь в таком случае называть накладку «грифом», а гриф «ручкой») изготовлена из «высококачественной древесины хвойных и лиственных пород» – центрального букового блока с еловыми ушами по бокам. Никакой «ольхи» там не было и близко, не верьте дилетантам. С обеих сторон древесный блок прикрыт берёзовой фанерой, что позволяет ему благополучно дожить до наших дней.
Центральный буковый блок
Уши из ёлки
Деки гитары и басса абсолютно идентичны и по форме и по фрезеровке под электронику. На ранних экземплярах в районе левого рога в корпусе имелось овальное углубление, в которое вклеивался пластмассовый логотип с надписью «Ленинград».
Фрезеровка под потроха
Камея
Достаточно тонкий слой полиэфира
Первые пару лет корпуса инструментов покрывали революционно-красным полиэфиром, а в районе 1970 года перешли на более традиционный чёрный. Где-то через год упразднили и камею, вследствие чего инструменты чуть больше стали напоминать обычные советские электрогитары.
Красные революционные дореволюционные...
Головы первых «Ленинградов» украшали металлические ромбики с логотипом предприятия-изготовителя
Любопытный момент: технологическое отверстие на тыльной стороне деки, служившее для крепления заготовки на фрезерном станке, затыкалось пластмассовой пуговицей, знакомой нам по всем недорогим луначарским акустикам. Возможно, данное решение было подсмотрено у чехословацких лютнеров, которые при помощи двух похожих пластиковых заглушек оберегали заднюю сторону корпуса гитар JOLANA Star IX и Basso IX от царапин.
Кнопка на задней стороне JOLANA Star IX (1967)
Безанкерный гриф представляет собой переклей буковых брусков, числом, иной раз, до восьми – подобная конструкция позволила большей части инструментов дожить до наших дней в относительном здравии (данную конструкцию в дальнейшем ратифицировал НИКТИМП и подобным образом делались грифы ЭЛГАВ и РОДЕНов). Стоит также обратить внимание, что грифы полностью изготавливались вручную, вследствие чего могут иметь место довольно значительные различия в их ширине, профиле, а также в форме пера: как и в случае с дореволюционными Les Paul’ами понятия «оригинальная геометрия грифа» для «Ленинградов» не существует. В основном, впрочем, профиль грифа гитары близок к постстратовскому сглаженному U, а у басса – к балалаечному V. Крайне редко попадаются экземпляры, у которых гриф так же, как и корпус, полностью выкрашен чёрным полиэфиром – и выглядят они весьма стильно.
Благородные кракелюры
Ярко выраженные волюты
Гриф гитары ЭЛГАВА
«Ленинград» с полностью чёрным грифом
Накладка грифа изготовлена из палисандра, а на самых ранних экземплярах был заявлен эбен. Профиль накладки у шестиструнок имеет некоторый радиус закругления, а у басс-гитар – строго плоский. Любопытна эволюция разметки грифа: на упомянутом выше прототипе это были врезные треугольники. В коллекции сына Александра Титова – Марка – хранится один из самых ранних известных «Ленинградов», имеющий также разметку треугольниками, но уже слегка упрощённую. Где-то в 1969 году, впрочем, перешли на более традиционную систему из пластиковых точек.
Один из самых ранних «Ленинградов» – с треугольными маркерами
Стандартная разметка
Даблдот на седьмом ладу
Триплдот на двенадцатом
Сиротливые точки на накладке бассового грифа
Гриф крепится к корпусу пятью воронёными шурупами. Первую пару лет никаких некплейтов на гитары не устанавливалось, и как жили без этих номенклатурных табличек, по каким ТУ выпускались инструменты – неведомо. В 1970 году появились первые шильдики, ссылавшиеся на РСТ РСФСР 83-70 и указывавшие цену в 130 рублей за штуку.
У ранних инструментов отсутствуют отверстия от шурупов крепления некплейта
А у поздних они есть
Некплейт «Ритм-Соло»
Бассовые инструменты имели два типа некплейтов – белый, на котором цена, номер артикула и РСТ выбивались клеймами, и чёрный. Поскольку на белом не указывался тип гитары «Ритм-Соло» или «Бас», но было оставлено место для подобной маркировки, можно предположить, что он планировался как универсальный, но по каким-то причинам не прижился.
«Универсальный» некплейт
Схожий с ним по дизайну редчайший некплейт АРКТОПа Луначарского
Бассовый некплейт
Большая часть некплейтов дошла до наших дней в удручающем состоянии
Мензура у гитары – правоверные 650 мм, у басса – 760 мм, при этом габариты у них одинаковые - за счёт уменьшенной головы басса и смещённого к зацепу бриджа.
Колковая механика собственного производства: у гитары на одной планке с силуминовыми штоками, у басса – от домры альт (аналогичные колки ставились в дальнейшем на басс-гитары Ереванской фабрики музыкальных инструментов). На экземплярах из первых партий валы шли прямо сквозь дерево, но довольно скоро их стали снабжать выточенными из латуни хромированными втулками. Ранние овальные лопасти колков электрогитары сменились более привычными нам прямоугольными где-то в районе 1971 года.
Поздние гитарные колки с прямоугольными лопастями
Втулки
Аналогичные колки на Ереванской басс-гитаре АНИ
Струнодержатель представляет собой профилированную металлическую пластину, имеющую в случае гитары шесть «мебельных» книжно-полочных отверстий (как на зацепах гитары MUSIMA I/2 или ТУРИСТ-1), а у четырёхструнной ипостаси – выштампованные крючки для цепляния за них петелек струн от народных бассовых инструментов, за долгие годы, как правило, обломанные. В оригинале зацеп прикрывался прямоугольной пластмассовой крышечкой, держащейся только за счёт силы трения – в результате 95% этих элементов утрачено.
Самые первые гитары имели упрощённый плоский зацеп без крышки
Зацеп MUSIMA I/2
Новодельная крышка от SPA
Редкая редкость: оригинальная крышка зацепа
Бриджи инструментов являют собой довольно остроумное инженерное сооружение: между двух палисандровых плашек, скреплённых крошечными шурупами, ходит металлический порожек (плоский у басса и закруглённый у гитары), установленный на двух металлических стойках с регулировочными шайбами. Точность изготовления гитар была настолько высокой, что в основном для юстировки мензуры было достаточно просто разместить бридж гитары в выемке пикгарда вплотную к нижнему звукоснимателю, а у басса – упереть в нижний край пикгарда.
Антабки представляют собой металлические винты с крупной шляпкой и отверстием под вороток. Шляпки были двух калибров, 11 и 14 мм, причём малый диаметр встречается на инструментах 1970-71 гг – возможно, это связано с перебоями поставок латунного прутка потребного номинала.
Два калибра антабок
Электрическая схема «Ленинградов» монтировалась на пикгардах из белого полистирола. На каждом инструменте устанавливалось два звукоснимателя-сингла производства Ленинградского НПО «Феррит» (у гитары датчики дополнительно комплектовались планкой с винтами-магнитоводами, как у некоторых звукоснимателей производившихся в ФРГ) с намертво вклеенными в пикгард корпусами. Аналогичные датчики ставились на АРКТОП Луначарского.
Звукосниматель гитарный с магнитоводами
Западногерманский звукосниматель IDEAL
Бассовый звукосниматель FUMA by KLIRA (ФРГ)
Звукосниматель бассовый
Достаточно грубая вклейка датчиков в пикгард
Звукосниматель гитары изнутри
Темброблок басс-гитары был относительно прост: бриджевый звукосниматель включён по умолчанию, левый потенциометр позволяет изменять громкость некового звукоснимателя, правый потенциометр – мастер-громкость.
Схема басс-гитары «Ленинград»
Схема гитары была чуть сложнее и включала в себя два клавишных выключателя. Я в очередной раз акцентирую внимание: два ОДИНОЧНЫХ выключателя – их спаренные собратья подходят лишь для внешней эмуляции родных и то, только после продольного распиливания, поскольку расстояние между клавишами у них заметно меньше. Крепились выключатели, надо сказать, довольно бесхитростно: на тыльную сторону пикгарда при помощи дихлорэтана приклеивались две деревянные плашки, к которым выключатели прикручивались крошечными шурупчиками. Клавиши отвечают за фиксированный обрез ВЧ (ближний к грифу) и обрез НЧ (дальний). Ближний к струнам потенциометр – мастер-громкость, затем идёт регулятор уровня бриджевого звукоснимателя и самый дальний – некового. Гнездо – правоверное СГ-5 на торце корпуса. Заземление струн предусмотрено путём припайки земляного провода к струнозацепу (вообще, монтаж схемы способен вызвать влажные сны у совковых радиолюбителей: такого клинического внимания к заземлению всего и вся я больше на наших гитарах, благодаренье Господу, не встречал).
Схема принципиальная
Вероятно, на начальном этапе производства данная схема не была канонической, потому, что на гитарах первых лет выпуска встречаются и иные распайки, скажем, вот такая упрощённая вариация с двумя потенциометрами. В этом варианте верхняя клавиша включала фиксированный обрез НЧ бриджевого звукоснимателя, нижняя отвечала за коммутацию некового датчика, ближний к струнам потенциометр – регулятор общего тона, а дальний – общая громкость.
Упрощённая схема ЭГ с двумя потенциометрами
На иллюстрации в книге И. А. Кузнецови и Л. Л. Бандаса «Ремонт щипковых музыкальных инструментов» мы видим самый ранний вариант схемы гитары с треугольными маркерами – вообще без выключателей
Ранние «Ленинграды» комплектовались рифлёными ручками как на гавайках МЭФМИ. В 1973 году их сменили ручки с небольшой кокетливой юбочкой понизу, а звукосниматели шестиструнной модели лишились регулировочных винтов-магнитоводов.
Ручки до 1973 года
Ручки после 1973 года
Судя по всему, производство комплекта «Лениниград» было прекращено не позднее первой половины 1975 года, когда вовсю уже шла подготовка к запуску в массовое производство комплекта «Мария». Общее число выпущенных инструментов можно крайне приблизительно оценить в 2-2,5 тысячи экземпляров каждой модели.
Я не будду в очередной раз расхваливать эти гитары – они, действительно, представляют не только коллекционный интерес, но и могут быть использованы в большинстве стилей, актуальных на момент их разработки. Безусловно жаль, что на смену им пришли пластиковые мыльницы, явно уступающие по эксплуатационным характеристикам.
Примерно так выглядит Мечта
Для удобства (хотя и весьма приблизительной) датировки этих редких инструментов, я свёл все изменения морфологических признаков, которые смог вычислить, в таблицу. Надеюсь, она окажется кому-нибудь полезной при поиске недостающих запчастей.
В заключение – столь любимые нашими форумчанами «примеры звучания». Наслаждайтесь.
Данный материал завершает серию моих статей по электрогитарам, выпускавшимся Ленинградской фабрикой по производству народных (щипковых) музыкальных инструментов им. Луначарского – да и вообще моё участие в деятельности форума. Всё остальное вам расскажут почитатели Соловьёва-Киселёва.
Я-Ха 07-17.10.2018, СПб
[ Редактирование 11.11.2020, 07:57 ] Мнение большинства не всегда верно. Ни миллиард мух, ни два, ни три, ни даже больше… не убедят меня в том, что говно это вкусно.
ID пользователя #7498 Зарегистрирован: 25.08.2016, 08:41 Местонахождение: Навля, Брянская область Сообщений: 323
Данный материал завершает серию моих статей по электрогитарам, выпускавшимся Ленинградской фабрикой по производству народных (щипковых) музыкальных инструментов им. Луначарского – да и вообще моё участие в деятельности форума. Всё остальное вам расскажут почитатели Соловьёва-Киселёва.
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1564
Dannic, да заметили. А еще заметили, что статья не от Я-Ха, а от mezzo_forte. А еще заметили дату статьи 07-17.10.2018. Что происходит? Обида?
Никто иной, как Я-Ха столько не принес на этот форум знаний истории гитар. Это информация, которая коллекционерам нужна как воздух. Без этих знаний форум бы превратится в простую барахолку старых гитарных запчастей.
Я-Ха, mezzo_forte объясните, что же все таки происходит? Мы нуждаемся в твоих новых расследованиях.
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
За статей Я-Хе и всем подельникам очень спасибо. По поводу "завершает", обсудить как мы в эту ситуевину пришли,думаю,обязательно надо,но не в этой теме. По содержанию статьи от себя добавлю - есть (был) еще бас с башкой а ля Старкастер. Я бы этого не утверждал,если бы не держал его в руках,а в1975 годе,даже одни танцы отыграл на нем в соседнем селе,в чьем ДК он и обитал.Гриф был под прозрачным лаком,колки с белыми пластиковыми бутонами 4 в ряд,черный корпус,белый пластиковый пикгард и звучки в белом пластике. Орфей пловдив-бас,на котором я вообще играл в то время,по весу был гораздо легче и казался пушинкой после "Ленинграда". Я думаю,мы обязательно увидим еще и такую модель.
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
П.С. И да,предвидя вопрос,а где ж я раньше был с этими своими галлюцинациями,отвечаю - тут на форуме был.И на заре СГ,толи в 07-м,толи в 08-м годе (и не один я) рассказывал про щупанные мной ЛенАккорд-ритм,такой же ЛенАккорд-Бас и "тониковского" вида бас.
ID пользователя #299 Зарегистрирован: 04.11.2007, 19:20 Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва Сообщений: 8119
Во,нашел! Кстате,интересно почитать всех нас тех,наивных и неподкованных еще.Обратите внимание на подход Я-Хи и Биг-Бита к реставрации инструмента.Тогда еще. Когда пионеринг еще не был предан столь строгой анафеме. [link]
ID пользователя #345 Зарегистрирован: 11.12.2007, 20:02 Местонахождение: Санкт-Петербург Сообщений: 2697
aelita85 Цитата ...
Dannic, да заметили. А еще заметили, что статья не от Я-Ха, а от mezzo_forte. А еще заметили дату статьи 07-17.10.2018. Что происходит? Обида?
Никто иной, как Я-Ха столько не принес на этот форум знаний истории гитар. Это информация, которая коллекционерам нужна как воздух. Без этих знаний форум бы превратится в простую барахолку старых гитарных запчастей.
Я-Ха, mezzo_forte объясните, что же все таки происходит? Мы нуждаемся в твоих новых расследованиях.
Да, кто-нибудь объяснит что за ерунда тут происходит, что за почитатели и вообще wtf?
ID пользователя #518 Зарегистрирован: 29.05.2008, 04:04 Местонахождение: Самара Сообщений: 1212
Ну что, колитесь, почитатели Соловьёва-Киселёва (А это, типа, кто?), что стряслось? А статья, как и многие другие, бесценна! Спасибо огромное, Я-Ха, за скрупулезный труд!
ID пользователя #703 Зарегистрирован: 18.10.2008, 13:43 Местонахождение: Киров Сообщений: 5059
E75 Цитата ...
Я-Ха, mezzo_forte объясните, что же все таки происходит? Мы нуждаемся в твоих новых расследованиях.
[/quote1543827247] Да, кто-нибудь объяснит что за ерунда тут происходит, что за почитатели и вообще wtf?
дык, после последнего хохлосрачика и обсуждения политики модерирования форума, похоже у я-хи приключилась истерика и он самовыпилился с форума. Будем надеяться что это сезонное и пройдёт со временем.
[ Редактирование 03.12.2018, 12:57 ] Так же ищу колки к рекорду. и так, по мелочам, вот полностью
ID пользователя #9778 Зарегистрирован: 17.11.2018, 23:08 Местонахождение: Тюмень Сообщений: 1564
Не приятно конечно все это. Но политике на форуме действительно ША. Поэтому и обсуждения дальше прекращаем.
Давайте о статье. Уже который раз всплывает информация о гитарах (не только тониках), покрашенных в красный цвет. В одних источниках это признак экспонатных гитар, которые готовили для реклам, в других источниках это признак гитар из ранней серии, в третьих это признак перехода завода к новой модели. Ни тот, ни другой. ни третий, не имеют каких либо подтверждений.
Отсюда просьба-вопрос. Друзья, есть какая либо дополнительная информация о красных гитарах? Можно ли по цвету, ассоциировать такие гитары с возрастом. На поле форума такой информации крайне мало.
ID пользователя #2798 Зарегистрирован: 04.11.2011, 07:38 Местонахождение: Riga, Latvija Сообщений: 7383
aelita85 Цитата ...
Не приятно конечно все это. Но политике на форуме действительно ША. Поэтому и обсуждения дальше прекращаем.
Давайте о статье. Уже который раз всплывает информация о гитарах (не только тониках), покрашенных в красный цвет. В одних источниках это признак экспонатных гитар, которые готовили для реклам, в других источниках это признак гитар из ранней серии, в третьих это признак перехода завода к новой модели. Ни тот, ни другой. ни третий, не имеют каких либо подтверждений.
Отсюда просьба-вопрос. Друзья, есть какая либо дополнительная информация о красных гитарах? Можно ли по цвету, ассоциировать такие гитары с возрастом. На поле форума такой информации крайне мало.
да не только это интересно. например, я впервые узнал, что эти редкие гитары были еще и с крашенными грифами
Дак ведь я -- дитя природы, Пусть дурное, но -- дитя!
Вы должны войти, чтобы отправлять комментарии на этот сайт - пожалуйста, либо войдите, либо - если вы еще не зарегистрированы - щелкните здесь, чтобы зарегистрироваться
Андрей, вот и наступил тот самый "плодовый" возраст, когда мужчина не ягодка, а выдержанный добротный коньяк)). От души поздравляю с этой замечательной датой, и желаю не растерять (а лучше укрепить) богатырское здоровье, всегда находиться в позитивном настрое на жизнь в окружении близких и любящих людей! Удачи! ;-)