Ссылка для скачивания статьи (35Мб): [link] Ссылка для скачивания статьи "Урал" для "чайников" (8Мб): [link] Ссылка для скачивания статьи "Тоника-бас" для "чайников" (15Мб) (8Мб): [link]
«Тоника» для «чайников»
Дисклеймер
1. В статье рассматриваются шестиструнные электрогитары модели ЭГС-650 тип «Тоника» (далее – ЭГ, электрогитара, гитара), производства Свердловской фирмы «Урал». «Тоники» других производителей рассматриваются только на предмет отличительных признаков. 2. Бас-гитары «Тоника» остались за рамками данного материала. 3. В качестве источников информации использовались материалы с сайтов: sovietguitars.com, muzeum.su (автор Я-Ха), rareguitarcollection.rf.gd (автор c0rvinus), а также книга «Электрогитара в СССР» (авторы Соколов Я., Селиванов В.) и инструменты из личных коллекций. 4. В тексте не приводятся ссылки на фотографии и источники информации, чтобы не перегружать статью. Выражаем благодарность всем, чьи фотографии и материалы были использованы. 5. Датировка проводилась путем обобщения и интерполяцией данных: • о производстве электрогитар ЭГС-650 и басов типа «Тоника» на фирме клавишных инструментов «Урал» в 1969-1973 гг. (областной архив Свердловской области); • об известных паспортах ЭГ «Тоника»; • о маркировке темброблоков; • о серийных номерах гитар. 6. Диапазоны серийных номеров в тексе носят ориентировочный характер (в тексте знак «~» означает «примерно») с погрешностью +/-1000. 7. Авторы не претендуют на истину в последней инстанции, и будут признательны конструктивным замечаниям и дополнениям.
Введение
То́ника (от нем. Tonika, восходит к др.-греч. τόνος — звук, тон) в теории музыки — первая ступень мажорного и минорного ладовых звукорядов. Невозможно представить себе даже самую скромную коллекцию советских электрогитар без её титульных представителей в лице «Тоники», «Урала» и «Аэлиты». Если мужчина утверждает, что жил в СССР, интересовался музыкой и не знает об этих гитарах, скорее всего, он американский шпион . Неподражаемая самобытная форма «Тоники» никого не оставляет равнодушным. Кто-то считает её уродливой, кто-то изящной, а кому-то она напоминает гитару главного героя из популярного советского мультфильма «Бременские музыканты». В любом случае эта гитара высекает искры эмоций. Её невозможно не заметить в бесконечной череде сегодняшних страто-лесполоподобных инструментов. «Тоника» это образ, напрямую ассоциирующийся с электрогитарами Советского союза. Не зря «Тоника» (точнее её Ленинградская старшая сестра) гордо красуется в центре эмблемы Общества коллекционеров советских гитар. В этой статье детально рассмотрена именно свердловская версия электрогитары «Тоника» как самая многочисленная. Также поверхностно рассмотрены однотипные инструменты этой модели других производителей в контексте их отличительных особенностей. После прочтения любой желающий сможет без некплейта определить, какой именно модификацией «Тоники» он владеет или собирается приобрести, оценить степень её сохранности и аутентичности, понять какие запчасти необходимо приобрести или изготовить для восстановления инструмента до состояния близкого к заводскому. Выводы делались путем анализа сведений о ЭГ «Тоника» фирмы «Урал» с известными серийными номерами (свыше 300 гитар), а также путем изучения инструментов из коллекций. Этот массив является случайной репрезентативной выборкой, и позволяет получить данные с высокой степенью достоверности. Авторы осознают, что могли допустить какие-либо неточности и упущения. Всё это естественно и неизбежно. Какие-то вопросы остаются без ответа. Выражаем благодарность всем, кто оказал помощь в подготовке данной статьи словом и делом. Отдельная признательность Я-Хе за поддержку и деятельное участие при создании этого материала. [/justify]
Содержание
1. Общие сведения 2. Материальная часть 2.1. Гриф 2.1.2. Накладка, доты, радиус, лады 2.1.3. Колки 2.1.4. Анкер 2.1.5. Порожек 2.2. Корпус 2.2.1. Пикгард 2.2.2. Темброблок 2.2.3. Звукосниматели 2.2.4. Вибрато (тремоло) 2.2.5. Бридж 2.2.6. Антабки 2.2.7. Выходной разъём 3. Окраска гитары 4. Расцветки пикгарда и головы грифа 5. Некплейт 6. Комплектация 7. Паспорт 8. Модификации 9. «Тоника»-custom 10. Статистика 11. Хронология изменений ЭГС-650 «Тоника» 12. ЭГ «Тоника» других производителей и их отличия 12.1. Фабрика клавишных инструментов (г. Ростов-на-Дону) 12.2. Фабрика музыкальных инструментов «Терек» (г. Орджоникидзе) 12.3. Баянная фабрика (г. Ростов-на-Дону) 13. Полезные ссылки
1. Общие сведения Если в музыкальной теории «тоника» является первой ступенью звукоряда, то для Свердловской фирмы клавишных музыкальных инструментов «Урал» «Тоника» стала первой ступенью освоения производства электрогитар. Её выпуск начался в середине 1969 года, а завершился во второй половине 1976 года, уступив место производству ЭГ «Урал». Всего за 7 лет в г. Свердловске (ныне г. Екатеринбург) было выпущено примерно 54000 инструментов модели ЭГС-650 (электрогитара «соло», мензура – 650 мм), артикул 406, тип «Тоника». Габаритные размеры: 1090х338х107 мм, вес гитары – 4,2 кг. Цена гитары в начале производства составляла 220 рублей, а со второго квартала 1971 года – 180 рублей. Стоимость чехла (20 руб.) оплачивалась отдельно. Форма корпуса имеет очевидное сходство с электрогитарой РИТМ-СОЛО «Ленинград» (т. н. «ЛенТоника»), производство которой чуть ранее было освоено на Ленинградской фабрике народных (щипковых) музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского, а конструктивные элементы «Тоники» во многом заимствованы у гитары «Musima Elgita» (ГДР). Прежде всего, это относится к форме головы грифа и разметке ладов, использованию варитона для управления темброблоком, способа крепления грифа, и прямому копированию массивного вибрато (тремоло) барабанного типа с опирающимся на него бриджем с крышкой, а также рычага вибрато. Сходство усматривается даже в стилистическом оформлении логотипов.
2. Материальная часть
2.1. Гриф
Гриф «Тоники» изготавливался из нескольких кусков бука (клёна и бука), склеенных между собой. Его крепление к деке выполнено двумя винтами через утопленный в корпус металлический некплейт. В данном контексте «некплейт» следует воспринимать не как декоративную пластину (шильдик), закрывающую винты, а как элемент силовой конструкции (размеры Д/Ш/В 45х12х2,5мм), аналог широкой шайбы, не позволяющий шляпкам винтов вдавиться в корпус. Винты крепления грифа (М5х46, головка потай, шлиц) ввинчиваются в отверстия замурованной под накладкой металлической пластины, одновременно являющейся стопором компрессионного анкера. Всё это сверху уже прикрывает декоративный некплейт в привычном понимании (с названием модели и серийным номером). Наклон головы грифа ~10 градусов, что не требует устройства для прижатия струн (ретейнера).
В зависимости от периода выпуска ЭГ гриф изменений не имел, за исключение формы головы (пера) грифа. Условно можно выделить следующие разновидности конфигурации головы грифа ЭГ «Тоника:
Отличия грифа раннего типа от среднего: - увеличена ширина головы грифа перпендикулярно линии колков в среднем на 10 мм; - более спрямленный (но не прямой) носок головы грифа. При общем внешнем сходстве головы грифа у раннего и позднего типа, у позднего: - более спрямленный (практически прямой носок головы грифа); - более острые углы головы со стороны колкового механизма; - ярко выраженное скругление (галтель) угла между торцом и задней плоскостью головы; - пятка головы грифа толще на 3 мм и более выражена. Экспериментальный гриф имеет следующие особенности: - форма головы напоминает голову раннего грифа бас-гитары «Тоника»; - известны только примеры отделки оранжевым и красным искристым пластиком; - отсутствует на задней поверхности головы паз под колковую планку; - отверстия под валы колков рассчитаны на использование втулок. Известны несколько (минимум четыре) «Тоники» с экспериментальным грифом. На трех гитарах установлен колковый механизм КМ-1 (как на ЭГ «Урал»), а на одной традиционная колковая планка, подрезанная по месту и дополненная втулками. Подробнее см. раздел «Тоника-custom». Размеры грифа (ранний/средний/поздний):
2.1.1. Накладка, доты, радиус, лады
Для изготовления накладки грифа в разные периоды выпуска применялись различные материалы. На раннем этапе (~ до № 6500) для этого использовали чёрное дерево (эбен). По разным версиям в силу экономических или технологических причин в середине 1971 г. вместо эбена накладку начинают изготавливать из груши. Позднее её стали изготавливать из древесины светлого оттенка, покрытой шпоном ценных пород дерева. Например, на гитаре № 22749 накладка изготовлена из берёзы, покрытой шпоном из палисандра, а на самой ранней «Тонике» (№ 77) накладка грифа из бука.
На грифе установлены 22 ладовых порожка, включая нулевой. Разметка ладов (доты, маркеры) выполнена в виде вытянутых овалов из белого целлулоида на 3, 5, 7, 9, 12 (двойной) и 15 ладах без дублирования на торце накладки. Размеры маркеров (Д/Ш/В) – 20х4х2 мм. Ладовая проволока из нейзильбера, ширина – 2,5 мм, высота – 1,6 мм. Радиус накладки грифа – ~ 7,25 дюймов. Радиус накладки ЭГ «Тоника»
2.1.2. Колки [justify]Колки предназначены для крепления струн, их натяжения и настройки гитары. Практически все ЭГ «Тоника» на всём протяжении выпуска комплектовались типовым колковым механизмом, смонтированным на общей планке по схеме 1х6. Изготавливались колки на ленинградской фабрике им. А. В. Луначарского, и устанавливались в различном исполнении на большинстве отечественных гитар того времени. Шаг колков составляет 27 мм. Силуминовые штоки (валы) диаметром 7 мм установлены перпендикулярно плоскости головы грифа в отверстия без втулок. С обратной стороны в месте прилегания колкового механизма во всю его длину (156х14 мм) профрезерован паз глубиной 1,5 мм, который никак не влияет на монтаж и работу механизма. Колковая планка крепится к грифу 4 шурупами (2х12 мм, головка сферическая, шлиц).
Следует отметить, что колки отличались высотой ножки бутона (высокие -13 мм и низкие – 10 мм), его формой (овальные и прямоугольные) и цветом (белые и чёрные).
Говоря о колках, сразу следует оговориться, что в ходе эксплуатации эта деталь нередко выходит из строя и подлежит замене. Поэтому невозможно утверждать, что те или иные колки были установлены на заводе-изготовителе. Можно лишь отметить неординарные примеры и сопоставить их с общей статистикой. Ранние ЭГ выпускались с колками, имеющими белые овальные бутоны с насечкой в форме решетки. После гитары с № 5000 колки такого образца практически не встречаются. Колковые механизмы с высокой ножкой и белым бутоном прямоугольной (бочкообразной) формы с вертикальной мелкой насечкой пришли на смену ранним колкам (впервые встречаются после гитары с № 1000), и устанавливались до конца выпуска ЭГ. На долю этих колков приходится свыше 90% всех ЭГ «Тоника», выпущенных на фирме «Урал». На отдельных инструментах встречаются колки с бутонами из чёрного пластика различной формы, а также одиночные металлические колки как на ЭГ «Урал», но это единичные бессистемные случаи, которые не оказывают влияние на общую картину. Чёрные бутоны колков (на гитаре № 26994)
В качестве исключения можно рассматривать только установку на экспериментальные грифы колков как на ЭГ «Урал». В этом случае речь идёт об их заводском происхождении, но и этот факт не носит массовый характер, и также не оказывает существенного влияние на общую статистику.
2.1.3. Анкер
Анкер предназначен для компенсации изгиба грифа гитары под действием натяжения струн. Он представляет собой удлиненный стальной винт с гайкой, помещённый внутрь грифа. Внутри грифа «Тоники» впервые на советских электрогитарах стали устанавливать компрессионный нерегулируемый (по умолчанию) анкер. В нижней части грифа под накладкой замурована пластина с зафиксированным концом анкера, другой конец которого имеет выход в районе верхнего порожка, на который накручена регулировочная гайка (ключ на «7»). Из особенностей можно отметить, на некоторых гитарах в верхней части анкер имеет отклонение от центральной оси грифа в сторону колкового механизма примерно на 7 мм.
По умолчанию регулировка анкера в ходе эксплуатации не предусматривалась, так как регулировочная гайка была скрыта пластиковой накладкой головы грифа. Вместе с тем, на отдельных ранних гитарах возможность его регулировки была заложена с завода, на что указывала прикрывающая гайку крышка-«колокольчик» чёрного цвета с одним крепежным шурупом в верхней части (например, гитары № 850, № 1154, № 3621). Подобное решение встречается только на инструментах выпущенных в 1970 году. Чем была обусловлена такая избирательность неизвестно. По версии бывшего мастера фирмы «Урал» В.И. Брязгина, доступ к анкеру рабочие перестали делать инициативно из-за возросшего плана, так как данная операция не была предусмотрена технической документацией, и основывалась лишь на устном указании руководства.
Эпизодически позднее встречаются инструменты с доступом к анкеру, но большинство из них имеют явные признаки вмешательства владельцев для «улучшения» гитары (№ 5304, 31287, 33313, 34468, 41203, 46375, 50627). С учетом изложенного однозначно можно сделать вывод, что регулировка анкера на ЭГ «Тоника» отсутствует, а несколько ранних инструментов могут служить лишь в качестве исключения, подтверждающего правило.
2.1.4. Порожек
Верхний порожек на гитарах с нулевым ладом выступает в качестве направляющей для струн, и участвует в формировании межструнного расстояния. На гитары «Тоника» устанавливались два вида порожков: многослойные и монолитные. На ранних гитарах в качестве материала для порожков использовались блоки из склеенных между собой листов тонкого (~1,2 мм) целлулоида чёрного и белого цвета, комбинация которых позволяла добиться декоративного эффекта. Усредненные размеры многослойного порожка: в основании – 8 мм, в верхней части – 6 мм, высота – 9 мм, ширина 43 мм. В основном встречаются пятислойные порожки. Самая распространенная схема многослойного порожка Б/Ч/Б/Ч/Б (Ч – чёрный, Б – белый). Иногда листы одного цвета, склеенные между собой, производят впечатление более толстого материала, но при внимательном рассмотрении угадывается их многослойность (Б/Ч/Ч/Ч/Б). На одной из самых ранних гитар установлен четырёхслойный порожек толщиной всего ~ 4 мм, склеенный по схеме (Б/Ч/Ч/Б). Использование целлулоида других цветов при изготовлении многослойных порожков не выявлено. Многослойные порожки ставились безальтернативно на гитары до № 5000, после чего начинают встречаться инструменты и с монолитным пластмассовым (полистирол) порожком примерно в равных пропорциях с многослойными. Окончательно многослойные порожки исчезают с «Тоники» примерно к № 10000. Вероятно, это объясняется изменением технических условий изготовления гитары. Монолитный порожек изготавливался из полистирола белого цвета. Его усредненные размеры: в основании – 7 мм, в верхней части – 4 мм, высота – 9 мм, ширина 43 мм. До конца изготовления гитары конструкция этой детали не менялась. Аналогичные порожки устанавливались позднее на ЭГ «Урал». Монолитный порожек (гитара № 52631)
Следует отметить, что часто верхний порожек в ходе эксплуатации или старения приходил в негодность, и владельцами принималось решение о его замене. Сегодня не всегда представляется возможным определить по фотографиям случаи замены порожков, что также затрудняет датирование момента перехода на монолитные порожки. На оригинальность порожка указывает наличие полиэфирного лака на его торцах, нанесенного при окраске грифа (как на фото выше).
2.2. Корпус [justify]Корпус (дека) электрогитары является общей платформой для крепления всех элементов инструмента. Корпус изготавливался из мебельного щита (набор брусков, склеенных между собой, на гитарах № 2840 и № 22749 – ольха) оклеенного сверху и снизу тонкой березовой фанерой. После придания формы, фрезеровки необходимых полостей и отверстий корпус окрашивался полиэфирной смолой (лаком). Толщина корпуса – 40 мм. Фрезой выбирались полости для установки вибрато (тремоло), размещения проводов звукоснимателей, темброблока, кармана для присоединения грифа. На торцах корпуса высверливались отверстия под выходной разъём и антабки. На всём протяжении выпуска ЭГ конфигурация внутренних полостей не менялась, за исключением места и размера отверстия под выходной разъём. Наиболее значимые изменения коснулись вариантов радиуса скругления краев корпуса после замены фрезы. По воспоминаниям работников фирмы «Урал», это было сделано в целях повышения производительности труда и снижения трудозатрат на обработку корпуса. Общий силуэт гитары остался прежним, но внешне, по общему мнению, гитара стала менее изящной и более угловатой. Если на ранних корпусах верхний рог в сечении имеет форму близкую к кругу, то на корпусах позднего образца сечение рога представляет форму прямоугольника со скругленными углами. Других существенных изменений формы корпуса гитары не выявлено. Раннюю форму корпуса «Тоники» унаследовали одноименные гитары, выпускавшиеся на Ростовской фабрике клавишных инструментов.
2.2.1. Пикгард
Пикгард (панель) – пластиковая накладка на корпусе гитары, защищающая его от царапин медиатором. В конструкции ЭГ «Тоника» пикгард выполняет роль несущей платформы для крепления звукоснимателей, темброблока и органов управления им, также является декоративным элементом. На ранних гитарах (~ до № 8500) пикгард изготавливался из плексигласа (оргстекла), покрашенного изнутри в чёрный либо белый цвет. После покраски выполнялась разметка положений органов управления темброблока золотистой и красной краской. Крепился пикгард к корпусу девятью шурупами (2,5х12 мм, головка полупотайная, шлиц). Эти пикгарды имели округлую форму, в последствии унаследованную другими производителями ЭГ «Тоника». С начала 1972 года (после № 8500) на ЭГ начинают устанавливать пикгард нового образца, который от раннего отличался урезанной слева формой и креплением на десять шурупов. В качестве материала для пикгардов нового образца использовались листы целлулоида различных расцветок и узоров. Данный материал является побочным продуктом производства пороха, хорошо горит и хорошо растворяется в ацетоне, что следует учитывать при работе с ним. Новая (малая) форма пикгарда становится классической. Гитары с пикгардом такой формы и фирменным логотипом у многих ассоциируются со свердловской «Тоникой». Так как на ЭГ останавливались нерегулируемые по высоте звукосниматели, пикгарды «Тоники» имеют минимальное количество отверстий. Надпись «Тоника» на пикгардах впервые появляется в середине 1972 года с началом выпуска гитар по новому стандарту РСТ РСФСР 83-70 (после № 10000, впервые появляется на № 11348 из известных). Этот логотип встречается исключительно на целлулоидных пикгардах позднего образца. Логотип наносился путём горячего тиснения фольги, из-за чего на пластике сохраняется слегка вдавленный силуэт даже после удаления надписи. Аналогичным образом наносилась разметка органов управления темброблока. На пикгардах светлого оттенка (жёлтая искра, белый) для контрастности надпись делалась чёрным красителем. При эксплуатации ЭГ данный логотип мог стираться или удаляться владельцами. Размер надписи 85х20 мм. Расположение: верхний край в 10 мм от середины отверстия под шуруп. Правый край надписи находится на уровне бриджевого звукоснимателя. На всем протяжении выпуска гитары изменений в размерах, дизайне и месте размещения этого логотипа не выявлено. Следует отметить, что фирменный логотип «Тоника» имели только свердловские электрогитары. В 1973 году при изготовлении партии электрогитар (№ 24ххх, самый ранний из известных № 23940, самый поздний - № 24965), посвященных 250-летию города Свердловск, вместо надписи «Тоника» ставилась юбилейная эмблема.
2.2.3. Темброблок
Темброблок представляет собой совокупность электронных компонентов, объединенных в схему, и предназначен для обработки сигналов со звукоснимателей и управления ими. Для управления темброблоком на пикгарде установлены: 1. Пятипозиционный галетный переключатель (варитон) ПГК-11П1Н, управляющий подключением звукоснимателей и фильтрами высоких и низких частот. 2. Два переменных резистора для управления громкостью. В крайнем левом положении варитона включён только нековый датчик с двухступенчатой регулировкой громкости, во втором – оба звукоснимателя подключены параллельно (но работает только одна громкость), в третьем – бриджевый датчик с фильтрацией низких частот, в четвёртом – нековый звукосниматель с отсечкой низких частот, в крайнем правом положении – гитара выключена (маркировка красной точкой). Способы разметки положений органов управления темброблоком претерпевали изменения. На фото выше показан ранний вариант, представляющий из себя четыре золотистых маркера в виде полосок и красного круга на варитоне, и два указателя увеличения громкости. Данный вариант разметки применялся на ЭГ до № 8500. В период перехода на пикгарды позднего образца меняется способ маркировки положений органов управления: маркеры в виде полосок заменяются на углубленные точки, заполненные краской, а индикаторы увеличения громкости исчезают. Такой вариант маркировки характерен только для ЭГ с пикгардом из зелёного искристого целлулоида, выпущенных в начале 1972 года (№№ 8500-10000). После перехода на изготовление гитар по республиканскому стандарту РСТ РСФСР 83-70, помимо других существенных изменений во внешнем виде гитары, снова изменяется внешний вид маркеров. Положения галетного переключателя теперь обозначаются как в раннем варианте полосками и точкой одного цвета с логотипом «Тоника» (золотистый или чёрный) и наносятся способом термотеснения, а регуляторы громкости не маркируются. Данный вариант разметки сохранился без изменений до конца выпуска ЭГ. На всем протяжении выпуска «Тоники» ручки органов управления не менялись, и представляли собой стандартные изделия, повсеместно применявшиеся в радиоаппаратуре СССР. Ручка варитона, так называемый «клюв», изготовлен из карболита (чёрный хрупкий термореактопласт). На штоке переключателя фиксируется стопорным винтом. Ручки потенциометров также изготовлены из карболита, имеют прямую мелкую насечку, и также фиксируются на штоке потенциометра винтом. В настоящее время данные детали не являются редкостью, и их свободно можно приобрести на любом радиорынке или барахолке за символическую цену. Элементы темброблока монтировались на шасси, которое крепилось винтами снизу пикгарда. На самых первых экземплярах «Тоники» в качестве шасси использовался текстолит, покрытый латунной фольгой. Темброблок смонтирован на шасси из фольгированного текстолита (№ 77, № 157)
В дальнейшем все темброблоки монтировались на алюминиевом основании. Темброблоки свердловской «Тоники» выгодно отличает культура изготовления: все элементы помимо заводской маркировки имеют условные обозначения согласно схеме электрогитары. На некоторых темброблоках промаркированы даже контакты варитона. Места заводской пайки защищены цапонлаком красного (преимущественно) или зелёного цвета. Серийный номер темброблока наносился вручную на шасси, и имел нарастающую сквозную нумерацию (общую с бас-гитарами). Из наблюдений: почерк маркировщика темброблоков, с высокой долей вероятности, принадлежит одному лицу, и не менялся с 1970 года до конца выпуска ЭГ. На ранних темброблоках (до середины 1970 г.) помимо указанной выше информации наклеивалась бирка с указанием фамилии сборщика. Позднее от этой практики отказались. Темброблок № 99 от ЭГ «Тоника» № 2340
Темброблоки изготавливались на смежном предприятии (предположительно Свердловский опытный завод НИИ автоматики). Темброблок № 24653 от ЭГ «Тоника» № 2340
При отсутствии некплейта с серийным номером темброблок может выступать в качестве косвенного источника датировки. По статистическим данным, на протяжении выпуска гитар имелась определенная зависимость между серийными номерами и номерами темброблока. Как правило, дата выпуска электронных компонентов в темброблоке отставала от даты изготовления ЭГ на 3-5 мес. В таблице приведены статистические данные, которые не следует рассматривать как догму, но можно использовать как вспомогательный материал. Схема ЭГ «Тоника» включает в себя: - два звукоснимателя; - пятипозиционный галетный переключатель (варитон) ПГК-11П1Н; - два переменных резистора СП-1 сопротивлением 1 мОм; - конденсатор БМТ-2 1000нФ, 400В; - конденсатор БМТ-2 0,047мФ, 400В.
Схема принципиальная Схема монтажная Распайка гнезда подключения СГ-5
2.2.4. Звукосниматели
Звукосниматели предназначены для преобразования колебаний струн гитары в электрический сигнал и его передачи в темброблок. На всём протяжении выпуска ЭГ «Тоника» комплектовались одним типом звукоснимателей с характерной узнаваемой внешностью, в народе именуемых «квазихамбакерами» за внешнее сходство с двухкатушечными датчиками. Звукосниматель ЭГ «Тоника» фирмы «Урал»
По конструкции звукосниматель представляет собой общую станину, на которой размещена одна катушка обмотки (сингл) с помещённым в её центр магнитом. Шесть регулируемых магнитоводов вынесены за пределы катушки. Сверху звукосниматель прикрыт латунной хромированной крышкой с декоративным отверстием, в которое вставляется целлулоидная вставка белого цвета. Крышка фиксируется сбоку двумя винтами (М2х3, головка полупотай, шлиц). Следует отметить, что на всех свердловских «Тониках» под крышки звукоснимателей устанавливались только белые декоративные вставки, что может являться одним из отличительных признаков уральских инструментов от выпущенных в г. Ростов-на-Дону и г. Орджоникидзе. Исключение составляет переходная модификация гитары (№№8500–10000), на которой в качестве вставок датчиков использовали текстолит коричного цвета. При этом никто не запрещал владельцам гитар заниматься украшательством и индивидуализацией своих электрогитар, поэтому периодически и на свердловских «Тониках» можно встретить вставки датчиков небелого цвета. Звукосниматели прикручиваются к пикгарду двумя винтами магнитоводами в сторону грифа. Возможность регулировки датчиков по высоте не предусмотрена. На ранних гитарах звукосниматели снизу имели служебную маркировку и штамп ОТК, а на некоторых датчиках встречаются составные магниты. Изоляция обмотки выполнена технической бумагой. В отличие от других производителей, уральские звукосниматели для «Тоники» не имели в конструкции катушки для обмотки, что является их отличительным признаком. Схема ЭГ «Тоника» предусматривает установку двух звукоснимателей указанной выше конструкции. На отдельных ЭГ «Тоника» можно встретить датчики другой конструкции (например, синглы Львовского завода электроизмерительных приборов «Микроприбор» на гитаре № 850, или их более позднюю версию на № 9239, а также датчики от баса на № 24250, № 24705) или гитары с тремя звукоснимателями (№ 23406, № 25295, № 30498), но в большинстве случаев речь идет о явной самодеятельности. В качестве исключения можно предположить экспериментальную установку звукоснимателей от бас-гитары при изготовлении юбилейной партии гитар к 250-летию города Свердловск (№ 24ххх), но подтвердить или опровергнуть эту версию не представляется возможным в виду отсутствия доступа для детального изучения данных экземпляров и недостаточности статистических данных (подробнее в главе «Тоника»-custom).
2.2.5. Вибрато (тремоло)
Вибрато (тремоло, вибратор, машинка) – механизм, приводимый в действие при помощи рычага, и служащий для изменения натяжения струн во время игры и, как следствие, высоты звучания гитары. Таким образом создаётся эффект модуляции звука. Электрогитары «Тоника» в полном объёме унаследовали данный элемент конструкции вместе с бриджем у немецкой гитары «Musima Elgita». Вибратор представляет собой массивное основание, изготовленное из хромированной латуни, на котором установлен подпружиненный вал (барабан), выполняющий функции струнодержателя. В отверстии на валу крепится рычаг, воздействуя на который можно повышать или понижать строй гитары. Основание вибрато выступает также в роли платформы для крепления бриджа. Musima‘вское вибрато с полукруглыми вырезами с боков принято относить к раннему типу. На уральских инструментах такая версия вибрато устанавливалось на электрогитарах вплоть до № 10000 (до начала 1972 г.). Данную форму в полном объёме без изменений унаследовали другие производители «Тоники». С начале 1972 года производство гитар осуществляется по новому республиканскому стандарту РСТ РСФСР 83-70, и на ЭГ «Тоника» устанавливаются вибрато несколько измененной формы, основное отличие которых заключается в закруглённых боковых гранях. Иных изменений в конструкции и материалах данного элемента до конца выпуска гитары не выявлено. Вибрато позднего образца установлено на 80% свердловских гитар, и может рассматриваться как их отличительный признак. Вибрато крепится к корпусу гитары семью шурупами (4х20, готовка полупотай, шлиц). Необходимо отметить, что полупотайные шурупы крепления характерны для гитар раннего и позднего образца. В инструментах среднего периода производства вибрато крепилось шурупами с плоской головкой. При этом два винта крепления пружин на всем протяжении выпуска гитары имели полупотайную головку. Для управления вибрато использовался рычаг, также унаследованный от немецкой электрогитары. Он представляет собой изогнутый в трех плоскостях стальной хромированный пруток диаметром 5 мм с чёрной граненной пластмассовой ручкой. Именно чёрный цвет ручки отличает рычаги свердловской «Тоники» от ростовских ЭГ, имеющих схожую форму, но ручку белого цвета. Рычаг вибрато ЭГ «Тоника» фирмы «Урал»
В качестве соединительного элемента подвижного вала вибрато и рычага выступает резьбовая втулка (резьба М8) с цанговым соединением в виде обжимной гайки с вертикальной накаткой на корпусе.
Конструкция данного узла имеет некоторые отличия от аналогичных узлов других производителей ЭГ «Тоника», и может также использоваться в качестве отличительного признака.
2.2.6. Бридж
Бридж (нижний порожек, регулируемая подставка) – устройство, ограничивающее рабочую длину струны со стороны противоположной верхнему порожку. На ЭГ «Тоника» фирмы «Урал» данный элемент в полном мере скопирован с ЭГ «Musima Elgita», и представляет собой основание с шестью подпружиненными роликовыми сёдлами, конструкция которых позволяет настраивать мензуру каждой струны. Ролики латунные, седла роликов фрезерованные. Регулировка бриджа по высоте осуществляется путем вращения двух круглых гаек с накаткой (диаметр – 22 мм, толщина – 3 мм), установленных на направляющих бриджа в виде шпилек с резьбой М3 (высота – 20 мм). Шпильки вкручены по резьбе в основание вибрато и зафиксированы.
Сверху бридж закрывается декоративной металлической крышкой, которая фиксируется за счёт трения, и, чаще всего, утеряна. На ранних экземплярах (например, на гитаре № 77) для дополнительного крепления на крышке имелись выступы, а на основании бриджа ответные углубления (как на гитаре «Musima»), но позднее от этого отказались. Существует мнение, что были крышки с отверстиями вместо выемок, но документального подтверждения эта версия не нашла.
2.2.7. Антабки
Антабки предназначены для крепления ремня к гитаре. В начале производства на «Тонику» устанавливались цельнометаллические грибовидные антабки, которые вкручивались по резьбе в корпус гитары. Для удобства завинчивания в ножке антабки имелось отверстие под вороток. Размеры антабки раннего образца: общая длина – 24 мм, резьбовая часть – М5х16, высота ножки – 9 мм, диаметр ножки – 8 мм, диаметр отверстия в ножке – 3 мм, высота шляпки – 2 мм, диаметр шляпки – 12 мм. Резьбовые антабки устанавливались на ЭГ до № 10000, и были унаследованы ранними гитарами ростовской фабрики клавишных музыкальных инструментов. С началом изготовления гитар по нового республиканскому стандарту РСТ РСФСР 83-70 на ЭГ «Тоника» меняется конструкция антабок. Их резьбовая часть заменяется на проточки в форме «ёлочка». Теперь антабки забиваются в подготовленные для них отверстия, и удерживаются в них за счёт расклинивания. Отверстие в ножке антабки не сверлится за ненадобностью. Очевидно, что изменения конструкции этой детали призваны были сократить трудозатраты на изготовление и монтаж. Внешне эти антабки легко отличить по отсутствующему в ножке отверстию. Антабки данной модификации устанавливались на большинстве ЭГ «Тоника» вплоть до гитар с № 52500. В конце 1975 года на фирме «Урал» начинается выпуск одноименной электрогитары, не имевшей общих конструктивных элементов и фурнитуры с выпускавшейся параллельно ЭГ «Тоника». Вероятно, в целях оптимизации и унификации производства в начале 1976 года на ЭГ «Тоника» начинают устанавливать антабки как на ЭГ «Урал». Конструктивно от предыдущей модификации они отличаются уменьшенной до 5 мм ножкой и несколько изменившейся конфигурацией крепёжной части. Ранние (резьбовые) антабки на верхнем роге монтировались параллельно оси грифа гитары, а отверстия под забивные антабки уже сверлились вдоль оси рога под углом к грифу. В целом антабки, устанавливаемые на ЭГ «Тоника», характеризуются как достаточно надежные и не вызывают нареканий пользователей, хотя использование ремней с разношенными петлями может быть небезопасным в виду малого диаметра шляпки. На свердловских «Тониках» никогда не устанавливались пластмассовые антабки, а на гитарах других производителей не устанавливались забивные антабки, что можно использовать при идентификации инструментов. Однако при восстановлении гитар не редки случаи монтажа тех антабок, которые удалось найти, что также следует учитывать. Эта наша реальность, от которой уже не уйти.
2.2.8. Выходной разъём [justify]С начала выпуска гитары выходное гнездо располагалось в торце нижней части корпуса рядом с антабкой. Для подключения инструмента к звукоусиливающей аппаратуре использовался высокочастотный осциллографический замковый разъём СР-50-73 (соединитель радиочастотный, волновое сопротивление – 50 Ом). Современный аналог – гнездо стандарта BNC (используется в системах видеонаблюдения). На других серийно выпускавшихся в СССР электрогитарах, такой стандарт соединения не использовался. В корпусе гитары просверливалось отверстие, в котором крепилась латунная втулка с внутренней резьбой, а уже во втулку вкручивалась приборная коаксиальная розетка с контактной группой и байонетным соединением. В нижней части гитары выходной разъём размещается до № 4000 (начало 1971 г.), после чего его переносят выше по торцу в район ручек управления громкостью. Вероятно, это связано с неудобством использования гитары с подключенным снизу шнуром. При этом необходимо отметить, что на самой ранней из известных ЭГ «Тоника» (№ 77) выходной разъём расположен не снизу, а сбоку корпуса. После перемещения гнезда выхода на боковую поверхность уменьшается длина внутренней латунной втулки, что, вероятно, связано с изменением глубины посадочного отверстия. На инструментах с № 7000 до № 25000, вероятно, происходит постепенное замещение разъёма СР-50-73 более современным СГ-5 (разъём типа ОНЦ-ВГ или СГ-5 (сигнальное гнездо), которое является отечественной адаптацией немецкого стандарта DIN-5). Учитывая специфичность разъёма СР-50-73, многие владельцы меняли его на СГ-5. Обнаружить факт замены можно лишь при детальном рассмотрении места расположения выходного разъёма. Как правило, на это указывают остатки латунной втулки внутри отверстия корпуса, следы заполнения отверстия под размеры гнезда СГ, обильные сколы лака в районе разъёма. По фотографиям (как правило, низкого качества) это выявить не представляется возможным, что существенно усложняет определение точного периода отказа от разъёмов СР на ЭГ «Тоника». С уверенностью можно лишь утверждать, что данный интерфейс не встречается на гитарах с серийным номером свыше 25000 (конец 1973 года).
3. Окраска гитары
Приступая к написанию данной главы, авторы столкнулись с определенными сложностями в определении оттенков цвета инструмента по фотографии. Справка: недорогие цифровые камеры из-за некачественной матрицы и низкой светосилы маленьких объективов не в состоянии достоверно передать цветовые оттенки. Сложные условия съёмки (низкая освещённость, съёмка в контровом свете, неправильный «баланс белого», наличие в кадре ярких предметов и т. п.) заставляют автоматику фотоаппарата принимать решения по заложенному алгоритму, который не всегда работает корректно. Учитывая, что большинство фотографий электрогитар, использованных для написания статьи, были сделаны в период с 2009-2019 гг. в домашних условиях на примитивные камеры, готовить о достоверности цветопередачи не приходится. Более того, авторы статьи столкнулись с феноменом, когда при попытках сфотографировать гитару явно коричневого цвета на современную камеру, на снимках инструмент каждый раз оказывался красного цвета. Схожая ситуация произошла и с бордовой гитарой. Говорить о достоверности тех или иных цветовых оттенков в рамках данного раздела следует лишь относительно. Можно оценить цвет гитар, находящихся в коллекции, но так или иначе основные выводы делаются на основании обобщенной статистической выборки по фотографиям. По ассортименту цветов свердловская «Тоника» не имела равных в СССР. Таким количеством вариантов окраски не может похвастаться ни один изготовитель отечественных гитар ни до, ни после «Тоники». Окраска ЭГ «Тоника» выполнялась полиэфирным лаком непосредственно на самом предприятии. По воспоминаниям работников предприятия, цветные лаки поставлялись из Италии, а чёрный лак был отечественного производства. Корпус и гриф гитары всегда окрашивались в одинаковый цвет. Известны два инструмента с грифами другого цвета чем корпус (№ 4217 и с нечитаемым номером и зелёным грифом), но они умеют следы глубокого «пионеринга», и не могут учитываться. Несмотря на то, что первые инструменты этой модели имели чёрный цвет, примерно с середины 1970 года (после № 1500) практически все гитары начинают открашивать в яркие цвета: красный, коричневый, бирюзовый, зелёный, оранжевый и розовый. Сегодня именно эти гитары пользуются повышенным интересом среди коллекционеров, несмотря на то, что позднее фирма «Урал» выпускала и другие цветные гитары «Тоника». Среди цветных гитар раннего периода (до № 10000) безусловное лидерство (более половины) занимают гитары красного цвета. На втором месте идут бирюзовые инструменты (16%), а на долю остальных расцветок приходятся и вовсе скромные показатели (оранжевые – 5 %, розовые и зелёные – по 3 %, коричневые – 2%). Чёрные гитары эпизодически продолжают встречаться, но скорее как исключение (около 1%). При этом не стоит забывать про искажение цветовых оттенков на фото. Вполне вероятно, что на самом деле часть красных гитар являются коричневыми или оранжевыми, а розовые – красными. С этим приходится мириться. При этом можно отметить, что с № 8100 до № 10000 выпускаются только гитары красного цвета. В этот период на «Тоники» впервые начинают устанавливать пикгард позднего образца (малый). Условно это был переходный период. Путем интерполяции статистических данных имеем ориентировочно следующее распределение по цветам ЭГ «Тоника» раннего периода производства: [justify]Яркие расцветки «Тоники» являются доминирующими вплоть до начала 1972 года. С этого момента основным цветом гитар вновь становится чёрный. На протяжении всего 1972 года выпускаются только инструменты чёрного цвета. Ситуация несколько меняется в 1973 году, когда помимо чёрных стали появляться гитары розового и голубого цвета (в интервале № 22ххх-23ххх). В рамках юбилейной серии к 250-летию города Свердловска в числе прочих изготовили партию инструментов покрытых красным полупрозрачным лаком (№ 24250, № 24605, № 24632). Это были уникальные расцветки, которые позднее не встречаются. Не исключено, что появление новых ярких цветов было обусловлено подготовкой к празднованию юбилея города Свердловск, так как следующие полтора года фирма «Урал» снова выпускает «Тоники» только в чёрном окрасе. Во второй половине 1975 года (после № 47423) начинают появляться электрогитары красного и жёлтого цвета. В 1976 году при завершении производства выпускается партия инструментов бордового (№ 52ххх) и жёлтого цвета (53ххх). Ориентировочно в этот период было изготовлено примерно 300 красных и 500 жёлтых гитар. Самые поздние их известных ЭГ «Тоника» (№ 53505, № 53701, № 53840) окрашены в чёрный цвет.
Отдельно следует упомянуть инструменты, окрашенные в стиле санбёрст. Известно несколько экземпляров гитар в такой раскраске. Из-за недостаточности статистических данных не представляется возможным выявить какие-либо закономерности по их окраске. Попытки окрашивать ЭГ «Тоника» в стиле санбёрст предпринимались на всём протяжении производства, но они носили несистемный и немассовый характер. При этом следует отметить, что бас-гитары ЭГБ-805 «Тоника», производство который началось с конца 1971 года, красились преимущественно именно по схеме двухцветного бёрста. Также можно отметить единственную известную гитару белого цвета № 23406. Принимая во внимание, что данный экземпляр имеет следы явных переделок, отсутствуют детальные фотографии внутренних полостей корпуса, а также нет иных примеров заводской окраски гитар «Тоника» в столь уникальный цвет, не усматриваются основания для отнесения данного цвета к заводскому. Практика покраски инструментов в белый цвет на фирме «Урал» появится лишь в через 20 лет в 1994 году. Вероятность приобретения (за границей) полиэфирного лака белого цвета для штучной окраски инструментов стремиться к нулю. Кроме того, следы «пионеринга» подрывают доверие к заводскому происхождению любых атипичных признаков инструмента. ЭГ «Тоника» в белом окрасе (№ 23406)
Свердловская «Тоника» не имеет равных по разнообразию вариантов окраски. Другие производители этой модели окрашивали свои гитары только в чёрный цвет (исключение – небольшая партия ранних красных «Тоник» на ростовской клавишной фабрике), что также можно использовать при идентификации инструментов.
4. Расцветки пикгарда и головы грифа
В зависимости от периода выпуска ЭГ «Тоника» менялись типовые расцветки пикгарда и головы (пера) грифа. На ранних инструментах до № 8000 можно встретить лишь сочетания чёрного и белого цвета. При этом не выявлено какого-либо правила сочетания. Первые две тысячи гитар имели исключительно белый пикгард и белую голову грифа. После этого постепенно начинают выпускаться гитары с чёрным пикгардом. При этом чёрный пикгард встречается только на цветных гитарах. «Тоника» № 157
На голову грифа чёрный целлулоид впервые начинают устанавливать лишь в начале 1971 года (после № 4000). В течение этого года чёрный и белый цвет встречается на гитарах примерно в равной пропорции.
В начале 1972 года (с № 8000 до № 10000) преимущественно выпускаются гитары красного цвета с тёмно-зелёным искристым пикгардом и чёрной головой грифа. Данный период можно считать переходным. При этом впервые на фирме «Урал» в качестве материала пикгарда начинает использоваться целлулоид, который до этого применялся лишь в качестве материала для отделки головы грифа. Здесь также впервые появляются новая уменьшенная форма пикгарда и цветная искристая расцветка пластика. «Тоника» № 8901
С началом изготовления гитар на основе нового республиканского стандарта РСТ РСФСР 83-70 в начале 1972 года кардинально изменяется ассортимент расцветок пикгарда: место чёрного и белого плексигласа занимает искристый целлулоид оранжевого, красного и тёмно-зелёного цвета. Основным цветом отделки головы грифа остается белый. Эпизодически встречаются грифы с пером искристого красного цвета, но их доля ничтожна в сравнении с белым цветом (95%). В начале 1974 года (после № 29000) при отделке гитары впервые начинает применяться перламутровый целлулоид (перлоид) красного и зелёного цветов, которые к концу года практически вытесняют искристые пластики и становятся доминирующими. На отдельных инструментах с № 28ххх можно встретить на пикгарде пластик красного (алого) цвета. На фотографиях красный перлоидный пластик может иметь различные оттенки вплоть до светло-коричневого, что вызвано его выгоранием и искаженной цветопередачей. В отделке грифа также начинают активно использоваться перлоидные и искристые пластики. В 1975 году в ассортименте цветов пикгарда добавляются белый целлулоид (встречается на инструментах от № 40000 до 48000) и светло-жёлтый (возможно некогда белый) перлоид (на гитарах № 37000-38000). Начиная с № 43000 и до конца выпуска зелёный перлоид стал основным в качестве цвета пикгарда и головы грифа, и лишь в самом конце производства гитары (после № 53000) вновь можно встретить в отделке оранжевый искристый целлулоид. «Тоника» № 53316 с искристо-оранжевым пикгардом
Периодически встречаются нетипичные пикгарды, которые при ближайшем рассмотрении оказываются самодельными или заимствованными у других производителей гитары «Тоника». Самодельные пикгарды легко отличить по отсутствию следов логотипа и разметки темброблока, либо по современной расцветке целлулоида, отличающейся от оригинала. Заимствованные пикгарды всегда имеют большую (раннюю) форму, лишнее крепежное отверстие (слева в середине), изготовлены из целлулоида и имеют нехарактерную для уральской «Тоники» расцветку.
Следует отметить необычный цвет накладки головы грифа на гитаре № 30332. Других примеров ярко-красного однотонного цвета головы грифа на фирме «Урал» не встречается, а по имеющимся фотографиям не представляется возможным сделать вывод об отсутствии признаков перекраски или переклейки накладки. Голова грифа гитары № 30332
5. Некплейт
Некплейт (шильдик, табличка, ярлык) – пластинка из металла, установленная в месте крепления грифа к корпусу гитары. В некоторых случаях закрывает собой винты (шурупы) крепления грифа к деке. Часто некплейт является отличительной чертой конкретного инструмента, на нём обычно выбивается его серийный номер, логотип производителя, а в случае СССР – также цена и артикул. Серийный номер на всех ЭГ фирмы «Урал» означает лишь порядковый номер модели с начала её производства, и не содержит в себе никакой дополнительной информации (года изготовления и т.п.). Каждая модель (ЭГС-650 «Тоника», мод. 650 «Урал») электрогитары имела свою нумерацию, которая велась с нарастанием. Исключение составляли бас-гитары, модели которых имели сквозную нумерацию. На ЭГ «Тоника» некплейт представляет собой тонкую алюминиевую табличку трапециевидной формы (размеры: верхнее основание – 48 мм, нижнее основание – 56 мм, высота – 56 мм), прикрученную 4 шурупами (2х12 мм, головка сферическая, шлиц). На протяжении всего выпуска электрогитар дизайн некплейта претерпевал изменения. Всего можно выделить три вида дизайна некплейтов: ранний (до № 10000), средний (от № 10000 до 44500) и поздний (после № 44500). В свою очередь ранний и средний типы некплейтов имеют свои незначительные особенности. Ранние некплейты известны трёх разновидностей: • без указания цены и артикула (вероятно, первые несколько сотен инструментов. Известны гитары с № 77 и № 157); • с артикулом и ценой 220 руб. (~ до № 4600); • с артикулом и ценой 180 рублей (от № 4600 до № 10000).
Некплейты среднего типа помимо нового дизайна, содержат информацию об изменениях нормативных требований к изготовлению инструментов. Вместо технических условий РТУ РСФСР 672-60 появляется республиканский стандарт РСТ РСФСР 83-70. Примерно до № 13500 серийный номер, артикул и цена на некплейте продолжают выбиваться клеймами с мелким шрифтом, как на некплейтах раннего образца, после чего стиль шрифта становится более крупным и округлым. В середине 1974 года (~ с № 29000) незначительно меняется дизайн. Теперь артикул и цена не выштамповываются как серийный номер, а отпечатываются типографским способом при изготовлении таблички.
В середине 1975 года (после № 44500) появляются некплейты позднего образца. Теперь «Тоника» это не тип, а название электрогитары, серийный номер перемещается в правую нижнюю часть таблички, и в очередной раз меняется название технических требований – РСТ РСФСР 83-72 ТО76РСФСР261-69. Некплейт позднего образца (после № 44500)
Следует отметить, что смена дизайна некплейтов и нормативных документов, регламентирующих изготовление гитары, влекли за собой изменения в конструкции «Тоники», наиболее заметные из которых форма и материал пикгарда, форма вибрато и головы грифа. Менее очевидные изменения коснулись конструкции и формы антабок. Свердловская ЭГС-650 «Тоника» никогда не имела на некплейте Знака качества. Этого Государственного знака была удостоена только «Тоника» ростовской баянной фабрики. К сожалению, в последние годы можно встретить новодельные некплейты с произвольными серийными номерами. Это вносит путаницу в идентификацию гитар. Продавец запускает в оборот гитары с фальшивым шильдиком, не предупреждая об этом покупателей. Ниже приведен пример поддельного некплейта.
Помимо очевидного несоответствия номера заготовке, можно выделить различия в шрифте (крупнее и толще, отпечатан менее чётко, отсутствуют пробелы в ряде мест). Как бы смешно это не звучало, но остерегайтесь подделок! При нанесении произвольного номера на новодельный некплейт принято указывать на это, начиная номер с цифры «0». Это правило хорошего тона. А изготовителям «левых» номеров хочется сказать: «Если уж вы держите нас за дураков, то держите правильно».
6. Комплектация При поступлении в розничную сеть ЭГ «Тоника» имела следующую комплектацию: 1. Электрогитара. 2. Комплект струн. 3. Ремень. 4. Подсоединительное устройство (шнур). 5. Рычаг. 6. Чехол. 7. Паспорт.
Ремень изготавливался из искусственной кожи коричневого или чёрного цвета с регулируемым уширением под плечо с подкладкой из мягкой ткани. Соединительный экранированный шнур имел штекеры для подключения электрогитары к звукоусилительному оборудованию. В зависимости от времени выпуска инструментов и видов используемых выходных гнёзд, шнуры могли иметь на концах штекер разъёма СР-50-73 или СШ-5 с одной стороны, и радиовилку/СШ-5/их комбинацию с другой стороны. Допускалась комплектация гитары двумя шнурами с разными штекерами. Чехлы для свердловской «Тоники» имели оригинальную несимметричную ромбовидную форму, и изготавливались из комбинации материалов: плотная прорезиненная клетчатая ткань и искусственная кожа (дерматин). По периметру чехла вшивался виниловый кант тёмного цвета. Внутри чехла находилась подкладка из мягкой ткани. Гитара вставляется в чехол с торца, на лицевой стороне имеется внутренний карман, в верхней части приклёпана петля. Чехол и карман оснащались металлическими застежками «молния». Для переноски гитары в чехле сбоку установлена пластмассовая ручка. Основные цвета дерматина: чёрный, коричневый, бежевый, серый. В отличие от чехлов для ЭГ «Урал», на чехлах для ЭГ «Тоника» практически не встречается фирменный логотип в виде стилизованной буквы «У» в круге. Вероятно, данную эмблему могли наносить только в самом конце производства гитар в 1976 году в ходе параллельного выпуска с ЭГ «Урал». Изготавливались чехлы на Московской экспериментальной фабрике баянов им. Советской Армии (другие названия: баянная фабрика им. Советской Армии, позднее Московская экспериментальная фабрика музыкальных инструментов).
7. Паспорт
Сопроводительный документ к ЭГ «Тоника» именуется паспортом, а не «руководством по эксплуатации» как у ЭГ «Урал», и представляет собой трехстраничный буклет. На первой странице указаны сами паспортные данные гитары (модель, артикул цена, серийный номер, дата выпуска и подписи должностных лиц предприятия, подтверждающие соответствие инструмента техническим требованиям, отметка о продаже). На второй и третьей странице кратко изложены общие сведения, основные характеристики, правила пользования, настройки, хранения гитары и гарантийные обязательства. С обратной стороны буклета располагается художественно оформленный титульный лист. В отличие от ЭГ «Урал», до наших дней дошло не так много паспортов от ЭГ «Тоника». Вероятно, это связано с его несерьёзным внешним видом, похожим больше на рекламный флаер, чем на документ. В открытых источниках удалось найти сведения о следующих паспортах (в скобках дата изготовления гитары): № 14905 (09.09.1972), № 26216 (25.12.1973), № 31706 (17.06.1974), № 49846 (11.12.1975), № 53316 (20.05.1976). Надеемся, что после опубликования этой статьи небезразличные читатели поделятся информацией о других известных им паспортах. Паспорт ЭГ «Тоника № 31706
8. Модификации Непростую задачу представляет собой попытка классификации модификаций одной и той же модели электрогитары в условиях отсутствия доступа к технической документации, неизменности обозначения её маркировки и артикула на некплейте, но при этом очевидных конструктивных и иных изменениях. Тут можно предложить множество вариантов классификации по любым критериям, например, по техническим требованиям, основываясь на которые выпускалась ЭГ «Тоника»: 1. Республиканские технические условия РТУ РСФСР 672-60 – общие для всех струнных инструментов того периода. Ими руководствовались до начала 1972года (до № 10000). 2. Республиканский стандарт РСТ РСФСР 83-70 (с № 10000 до № 44500). 3. Республиканский стандарт РСТ РСФСР 83-72 ТО76РСФСР261-69 (с середины 1975 г. от № 44500 до № 54000). Среди коллекционеров принято делить модификации условно на ранние и поздние, но такой подход не позволяет отразить все изменения в «Тонике» на протяжении семи лет её производства на фирме «Урал». Не слишком ли примитивно «ранняя» и «поздняя» для гитары тиражом более 50 тысяч? Зачастую изменения вносились постепенно с переходным периодом. Условно можно было бы выделить следующие модификации: - раннюю (до № 10000), с зализанным ранним корпусом, узкой головой грифа, большим пикгардом и Musima’вским ранним вибрато; - среднюю (от № 10000 до № 44500), с широкой головой грифа, плоским поздним корпусом, малым пикгардом и поздним вибрато; - позднюю (от № 44500 до № 54000), с узкой поздней головой грифа и атрибутами средней модификации. Но при изучении материальной части гитары внимательный читатель непременно укажет на наличие гитар с ранним корпусом, но широким грифом, или гитар ранней модификации, но с малым цветным пикгардом и т. д. А уж процесс перемещения выходного разъёма и изменения его интерфейса и вовсе длился до середины периода выпуска гитары. С учетом изложенного предлагается разделить электрогитары «Тоника» по их годам выпуска с отражением наиболее характерных на этот год признаков и особенностей. Для удобства восприятия и сравнения, заслуживающая внимания информация выделена красным цветом. Гитары образца 1969 года условно можно отнести к началу освоения производства. Предположительно это первые несколько сотен экземпляров. По воспоминаниям мастера фирмы «Урал» В.И. Брязгина, первое время «Тоника» выпускалась по индивидуальным заявкам от ДК и на экспорт (Куба, Монголия и Индонезия), и её конструкция изменялась с целью выяснить наилучшую комплектацию. Внешне эти гитары не имели существенных отличий от гитар образца 1970 года. Следует учитывать, что известно лишь три инструмента этого периода (№ 77 и № 157 и одна гитара без некплейта). Наиболее интересным можно считать, вероятно, предсерийный прототип гитары, который попал в оборот (без оригинального некплейта, но со следами шурупов от него), из отличительных особенностей которого можно выделить: - окраска в стиле санбёрст; - вибрато, покрытое молотковой эмалью с оригинальным креплением рычага; - тонкий (~ 4 мм) четырёхслойный порожек; - шасси темброблока изготовлено из фольгированного текстолита. Накладка грифа – эбен, накладка головы грифа – чёрная, разъём выхода – снизу. В ходе эксплуатации темброблок подвергался вмешательству (вместо регулятора громкости установлено гнездо СГ-5). Резистор датирован 1969 г. Распайка выполнена нетипичными для темброблоков «Тоники» проводами (возможно позднее). Из особенностей гитары № 77 можно выделить буковую накладку грифа и расположение гнезда выхода сбоку, как на более поздних моделях. ЭГ «Тоника» № 157 тоже имеет темброблок, смонтированный на текстолитовом фольгированном основании, и также как у инструмента с № 77 отсутствует на некплейте информация о цене и артикуле. Каких-либо внешних отличий от гитар образца 1970 года не имеет.ЭГ «Тоника» № 157
9. «Тоника»-custom
В этом разделе хотелось бы коснуться наиболее известных нетипичных модификаций ЭГ «Тоника», изготовление которых не носит явных признаков самодеятельности, и с высокой долей вероятности может быть отнесено к заводским экспериментальным моделям, или к инструментам, изготовленными под заказ в стенах предприятия. Основная сложность заключается в том, что практически невозможно определить, кем и когда были внесены те или иные изменения и дополнения в гитару. Практически всё изложенное ниже носит вероятностный характер. Конечно, каждый коллекционер мечтает обладать таким уникальным штучным инструментом, и старается убедить себя и других в том, что его нетипичный инструмент является не результатом народного творчества, а самым настоящим заводским кастомом. Но никто из мастеров не вкладывал под пикгард свою визитную карточку и табличку «Сим инструментом мастер Петровъ начинает серию штучных гитар». По воспоминаниям работников, на фирме «Урал» не было подразделения, которое можно было бы отнести к custom-shop, но практика изготовления инструментов под заказ была. Якобы гитары с тремя датчиками даже носили неофициальное название «соло». Кроме того, на предприятии имелся экспериментальный цех, на котором, безусловно, могли создаваться опытные экземпляры электрогитар. Риторическим остается вопрос модернизации гитар у себя дома мастерами из вынесенных с завода деталей. Это ещё «кастом» или уже «пионеринг»?;-) Начнем с серии гитар «Тоника» с экспериментальным грифом, форма головы которых имеет много общего с ранними бас-гитарами «Тоника». Известно четыре таких гитары, две из которых недоступны для изучения. Грифы явно изготовлены по одному шаблону, и, вероятно, рассчитаны под установку колкового механизма КМ-1, как на ЭГ «Урал». На это указывают следующие признаки: - отсутствие паза под колковую планку 1х6 с обратной стороны головы грифа; - отверстия в пере грифа предполагают установку втулок; - стандартная планка 1х6 выступает за край грифа и требует подрезки. Одна из гитар не имеет следов отверстий от некплейта, и окрашена в оранжево-чёрный бёрст. Форма корпуса и вибрато раннего образца, малый искристый пикгард, гнездо выхода имеет втулку стандарта СР-50-73 (позднее установлено гнездо СГ-5). ЭГ «Тоника» с экспериментальным грифом (без номера)
На гитаре установлен ранний темброблок № 2071 (датировка элементов февраль 1969 г.). На грифе смонтирована стандартная колковая механика, подрезанная по месту. Колки установлены через втулки.
Другая гитара окрашена в чёрный цвет, имеет некплейт с № 13166 (середина 1972 г.), корпус, пикгард и вибрато позднего типа, установлены «ураловские» колки. Выходной разъём имеет резьбовую втулку от гнезда СР-50-73.
Две других известных гитары с аналогичными грифами также имеют колки как на ЭГ «Урал», и выкрашены в стиле санбёрст. Самым интересным в этих гитарах является вопрос их датировки. Ведь гриф явно спроектирован не под стандартную колковую планку, а информация о выпуске в тот период в СССР каких-либо моделей одиночных колков отсутствует. Если предположить, что гитары не имеют признаков позднего вмешательства (на это ничего не указывает), остается открытым вопрос появления в начале 1972 года колков как на ЭГ «Урал», до начала выпуска которой оставалось более трех лет. ЭГ «Тоника» с экспериментальным грифом в зарубежной коллекции
В качестве альтернативной версии остается только изготовление этих гитар в 1975-76 годах, с использованием комплектующих от ранних инструментов, при условии возможности использования новых современных комплектующих. Доказать или опровергнуть какую-либо из версий сегодня не представляется возможным. Также интересным кажется факт того, что на двух из десяти известных юбилейных ЭГ «Тоника» установлены звукосниматели от одноименной бас-гитары ЭГБ-805. Речь идет об инструментах с № 24250 и № 24705. Установка этих звукоснимателей требует доработки пикгарда (вырезание отверстий под них). При этом необходимо отметить, что на обоих гитарах датчики установлены однотипно. Подобные примеры на других ЭГ «Тоника» не встречаются. При этом следует помнить, что речь идет о 1973 годе, к концу которого общий тираж выпущенных бас-гитар составлял всего 340 шт. Говорить о распространенности этих звукоснимателей или их свободной продаже не приходится. ЭГ "Тоника" с басовыми датчиками (номер не установлен) Можно предположить, что оба владельца этих редких юбилейных гитар гораздо позднее вдруг решили установить (очень качественно) неведомо откуда взявшиеся звукосниматели не самых многотиражных бас-гитар, либо допустить версию, что на фирме «Урал» в рамках юбилейной серии имела место экспериментальная установка таких звукоснимателей. Возможно когда-нибудь, по мере накопления статистических данных, можно будет подтвердить последнюю версию, но пока это лишь очередная загадка. Ещё одним интересным инструментом является пример стилизации «Тоники» под «Musima Eterna». В данном случае речь не идёт об экспериментальном инструменте. Вероятно, это просто качественная модернизация серийной гитары, выполненная в заводских условиях или квалифицированным энтузиастом.
На базе гитары (предположительно образца 1972-73 г.) смонтирован пикгард оригинальной формы с тремя звукоснимателями. Стиль оформления пикгарда, форма ручек управления, количество звукоснимателей, их вставки и имитация демпфера струн однозначно намекают на подражание немецкому инструменту. Обращает на себя внимание гнездо выхода СР-50-73 и позднее «немузимовское» вибрато. При таком объёме доработок, неужели нельзя было найти вибрато раннего образца для большего сходства с объектом подражания? Зачастую сделать вывод о заводском происхождении необычного инструмента можно только внимательно изучив его, оценив комплектующие и качество их монтажа, способы и качество обработки корпуса под пикгардом и т. п. И даже при наличии такой возможности нельзя с уверенностью утверждать, что внесенные изменения имеют заводское происхождение. Подобные инструменты можно рассматривать лишь в качестве любопытных экспонатов, не связанных с серийным производством.
10. Статистика
11. Хронология изменений ЭГС-650 «Тоника»
12. Электрогитары «Тоника» других производителей и их отличия
Помимо фирмы «Урал» ЭГС-650 «Тоника» выпускались и на других предприятиях СССР. Разумеется, их тиражи были гораздо скромнее, но, тем не менее, эти инструменты или их комплектующие сегодня можно часто встретить в продаже. Желательно уметь отличать без некплейта гитары разных производителей. Также это важно при восстановлении инструмента, чтобы не допускать ляпсусов и не плодить Франкенштейнов. К сожалению, сегодня вполне реально за немалые деньги приобрести «восстановленную» гитару, но при этом получить суповой набор по мотивам оригинала. Недобросовестные продавцы устанавливают на гитару не те запчасти, что должны стоять, а те, что есть в наличии. Разумеется, покупателя об этом никто не торопиться предупреждать. «Без лоха и жизнь плоха»(с). А кому-то может и всё равно, главное «Тоника». Далее тезисно без глубокого анализа будут описаны особенности «Тоники» других производителей: - фабрика клавишных инструментов МПО «Кавказ» (г. Ростов-на-Дону); - фабрика музыкальных инструментов «Терек» (г. Орджоникидзе); - баянная фабрика (г. Ростов-на-Дону).
12.1. Фабрика клавишных инструментов МПО «Кавказ» (г. Ростов-на-Дону)
Первыми после свердловчан «Тоники» стали выпускать в конце 1970 года в г. Ростов-на-Дону на фабрике клавишных музыкальных инструментов (МПО «Кавказ»). Тираж – 12000 шт. Эти гитары имеют наибольшее сходство с ранними свердловскими гитарами, техническая документация на которую, вероятно, была передана ростовчанам. Первые несколько сотен ростовских гитар имели цену 220 рублей, что также косвенно указывает на то, что производство этих инструментов началось в 1970 году. Напомню, что на фирме «Урал» цена на гитару с 220 до 180 рублей изменилась на гитарах, выпущенных в начале 1971 года (после № 4200). При этом следует помнить, что в СССР было единое ценообразование. Ранние ростовские (клавишные) «Тоники» имели: белый пикгард из крашенного оргстекла, белую голову грифа, овальные бутоны на колках, многослойный порожек и вибрато раннего типа, а первые инструменты могли похвастаться даже накладкой из чёрного дерева (гитара № 28).
Цвет гитары преимущественно чёрный, но в начале производства часть инструментов была окрашена в красный цвет. Позднее материал пикгарда и накладки головы грифа заменили на искристый целлулоид оранжевого, красного и тёмно-зелёного цвета, а бутоны колков стали прямоугольными. Примерно после гитары с № 5000 меняется дизайн некплейта. Если ранее на табличке выштамповывался серийный номер, а ниже него цена, то теперь цена отпечатывалась типографским способом. На некплейте появляется название «Фабрика клавишных инструментов «Ростов-Дон»». Со временем несколько изменилась форма корпуса гитары, заняв промежуточное место по скруглению торцов между свердловским ранним и поздним корпусом. Приблизительно после гитары с № 10000 на «Тоники» клавишной фабрики стали устанавливать нерегулируемые по высоте звукосниматели Люберецкого завода ЭМИ «Родина» для шестиструнной гитары в корпусах белого и красного цвета, а также в варианте с металлической хромированной крышкой. Ростовские «Тоники» МПО «Кавказ» практически до последнего сохранили в своем облике черты ранней свердловской «Тоники»: многослойный порожек, узкая голова грифа, скругленные края корпуса (почти), большой пикгард, резьбовые антабки с отверстием, гнездо выхода в нижней части корпуса. На всем протяжении выпуска форма маркеров на грифе оставалась неизменной – вытянутые овалы. Основными отличиями ростовской «Тоники» от свердловской являются: 1. Несмотря на схожее место расположения выходного разъёма (на торце нижнего угла корпуса), ростовская «Тоника» всегда оснащалась гнездом стандарта СГ-5. 2. Пикгард ростовской гитары имеет дополнительное (десятое) отверстие для крепления к корпусу. Пикгарды малой формы не устанавливались. 3. На свердловских гитарах никогда не устанавливали большие пикгарды из цветного пластика. 4. Свердловские «Тоники» имели вставки датчиков белого цвета, тогда как ростовские (и другие) имели цветные вставки. 5. На ростовских «Тониках» преимущественно устанавливался искристый целлулоид красного, оранжевого и темно-зелёного цвета. Перлоидные расцветки (бежевый) редко встречаются только в самом конце производства на гитарах с люберецкими датчиками. 6. На все ростовские гитары устанавливался оригинальный бридж, отличающийся от свердловского штампованными основаниями для роликов и регулировочными гайками в форме восьмизубой шестерни с резьбой М4 (на свердловских резьба М3). Высота шпилек – 15 мм. 7. В ростовских звукоснимателях обмотка находится на пластиковой катушке (свердловские датчики катушки не имели). 8. Только на свердловских темброблоках нанесён их серийный номер и маркировка элементов. 9. На ростовских инструментах многослойные порожки состоят из переклейки тонких листов целлулоида чёрного и белого цвета. При этом всегда присутствует толстый чёрный блок в середине с белыми тонкими листами по краям. Не встречаются порожки с последовательным чередованием листов как на свердловских гитарах. Количество слоев в порожке может доходить до 9 шт. (на свердловских гитарах встречается не более 5 слоев). 10. Некплейт ростовской гитары прямоугольной формы 50х60 мм в отличие от трапециевидного уральского. Номер всегда выбивался в левой средней части некплейта. 11. Рычаг вибрато ростовских гитар имеет белую ограненную ручку, а свердловский – чёрную. 12. Цанга крепления рычага к вибрато на «Тонике» клавишной фабрики выполнена в виде одной детали (на свердловской и орджоникидзевской – две), и имеет резьбу М8х1 (на свердловской резьба М8). 13. Антабки ростовских инструментов имеют более толстую шляпку. 14. Логотипы и надписи на ростовские гитары не наносились. Указанные отличия почти в полном объёме справедливы и для других производителей ЭГ «Тоника».
К сожалению, сохранность некплейтов гитар МПО «Кавказ» (г. Ростов-на-Дону и г. Орджоникидзе) очень часто неудовлетворительная, в то время как затертые некплейты фирмы «Урал» практически не встречаются. В этом случае для определения производителя гитары можно руководствоваться местом расположения и сочетанием выбитого серийного номера с ценой. Темброблок ростовских электрогитар
12.2. Фабрика музыкальных инструментов «Терек» (г. Орджоникидзе)
В 1974 производство ЭГ «Тоника» начинется на фабрике музыкальных инструментов «Терек» (г. Орджоникидзе, ныне г. Владикавказ), входящей в состав МПО «Кавказ». Ориентировочно до 1979 года на данной фабрике было выпущено 4500 электрогитар данного типа. Очевидно, вся техническая документация была передана из Ростовской фабрики клавишных музыкальных инструментов, именно поэтому эти гитары имеют большое сходство с ростовскими. Орджоникидзевские «Тоники» известны только в чёрном цвете. В качестве материалов отделки применялся пластик: оранжевого цвета, искристые варианты оранжевого, красного и тёмно-зелёного цвета, позднее стали активно использоваться различные оттенки перлоидного целлулоида (зелёный, красно-коричневый, бежевый). Голова грифа имела вариант отделки в ярко-красный цвет. Несмотря на общую схожесть с ростовскими инструментами, гитары фабрики «Терек» имеют следующие отличительные особенности: 1. Маркеры ладов на инструментах первой половины выпуска имели круглую форму диаметром 8 мм, выполненную из целлулоида в цвет накладки головы грифа или другой цвет. 2. Выходной разъём (СГ-5) расположен на торце корпуса между нижней антабкой и углом. Ось разъёма параллельна оси грифа. 3. На некплейтах второй половины выпуска (после № 5000) серийный номер не выштамповывался, а наносился прописью, что в случае утраты на нём изображения заставляет владельцев делать ошибочный вывод об отсутствии серийного номера. 4. Со второй половины выпуска гитар вместо многослойного порожка, устанавливался монолитный. 5. Голова грифа становится шире чем у ростовских гитар на 6 мм. 6. Уменьшается радиус скругления углов на корпусе гитары, из-за чего корпус выглядит массивнее (но не столь массивно, как поздние свердловские корпуса). 7. Маркировка компонентов темброблока начинается не ранее 1973 г. 8. Узел крепления рычага вибрато состоит из цанги и гайки как на свердловской «Тонике», но с резьбой М8х1. 9. Паз под колковую планку сделан под углом к верхней грани пера грифа.
12.3. Баянная фабрика (г.Ростов-на-Дону)
В 1975 году начали производство ЭГС-650 тип «Тоника» на баянной фабрике в г. Ростове-на-Дону. Ориентировочно на этом предприятии было изготовлено 8500 гитар. На фабрике имела место сквозная нумерация продукции, поэтому серийный номер на некплейте не указывает прямо на количество выпущенных инструментов данной модели как, например, на фирме «Урал». За время производства «Тоники» на баянной фабрике в её конструкцию было внесено значительное количество изменений, сопоставимых с изменениями на фирме «Урал». Условно можно выделить раннюю (до № 12500, ~1978 г.) и позднюю версии баянной «Тоники». Основным внешним отличием инструментов баянной фабрики стал гриф, а точнее форма его головы, которая при внешней общей схожести с другими «Тониками», выделялась более выраженным вырезом, закругленным «носом» и вытянутой «шеей». Голова грифа имела отделку только пластиком чёрного цвета, что позволяет безошибочно идентифицировать грифы этого производителя.
Первые гитары внешне очень напоминали поздние инструменты клавишной фабрики формой корпуса, искристым пластиком большого пикгарда, колковой планкой, монолитным порожком, металлическими вкручивающимися антабками, продолговатыми маркерами разметки ладов, узлом крепления рычага вибрато, люберецкими звукоснимателями (с крышкой или без неё) и местом расположения гнезда выхода. Сингл Люберецкого завода ЭМИ «Родина»
После № 3500 искристый пластик пикгарда сменяется ярко-красным пластиком, а позднее (после 6000) – зелёным перлоидом. После № 7000 стандартная колковая планка 1х6 с силуминовыми штоками и втулками сменяется раздельными металлическими колками «Ритм» производства Алапаевского металлообрабатывающего завода. В середине 1977 (~ после № 9000) года на гитаре вместо металлических антабок появляются чёрные пластмассовые, прикрученные шурупом, а карболитовые приборные ручки регуляторов громкости заменяются дюралюминиевыми. Ручки регулировки громкости нового образца
В конце 1977 года (после № 9750) маркеры ладов приобретают круглую форму (диаметром 8 мм). В таком виде «Тоника» выпускается без изменений примерно до № 12000. На этом условно ранняя версия этой гитары заканчивает свое существование. Ранняя «Тоника» баянной фабрики (гитара № 11195)
В 1978 году (после № 12000) дизайн гитары претерпевает существенные изменения: - вместо зелёного перлоида пикгард начинают изготавливать из искристого пластика оранжевого и красного цвета, а также из красного перлоида; - появляется белый кант на пикгарде, накладке и голове грифа; - люберецкие звукосниматели ЭМИ «Родина» заменяются на тульские синглы ПО «Мелодия», имеющие регулировку по высоте; - форма пикгарда незначительно изменяется (см. фото ниже); - первые пикгарды цвета красная искра (12500-13000) крепились к корпусу на девять шурупов (отсутствовал шуруп в районе некового датчика). В таком виде «Тоника» баянной фабрики становится легко узнаваемой. Этот внешний вид с незначительными изменениями сохранится до конца выпуска гитары.
В конце 1978 года (после № 14000) меняется название модели гитары с ЭГС-650 на 510.А.2. Никаких внешних изменений это переименование не повлекло, и было связано, вероятно, с изменением внутризаводской номенклатуры продукции. Аналогичная участь в это же время постигла и электрогитару «Аэлита». Одновременно с переименованием модели гитаре был присвоен Государственный Знак Качества, который нашел свое отражение на некплейте и в паспорте изделия. Позднее (после № 15000) цвет пластика антабок изменился с чёрного на белый, а после № 17000 в ассортимент расцветок пикгарда возвращается зелёный перлоид. После № 18000 встречаются электрогитары с темброблоком и рельсовыми тульскими звукоснимателями от бас-гитары «Тоника».
Следует отметить характерную только для баянной фабрики технологию покрытия грифа гитары так называемым эмалитом – растворенным в ацетоне целлулоиде. По прошествии времени покрытые эмалитом грифы при ярком освещении имеют явно выраженный сероватый оттенок. Известны случаи его отслоения от грифа. С какого периода стала применяться эта технология покрытия достоверно неизвестно. Вероятно, речь идет о внедрении рационализаторского предложения по использованию обрезков целлулоида, подлежащих утилизации. На протяжении выпуска ЭГ «Тоника» некплейты к ней несколько раз меняли свой дизайн. К отличительным особенностям этих табличек, помимо плохой сохранности, следует отнести: - первый образец некплейта имел трапециевидную форму и ссылку на РСТ РСФСР 83-70, после которого до конца выпуска руководствуются РСТ РСФСР 508-75; - наличие на свободном поле большинства некплейтов выштампованной цифры от 1 до 8 (назначение неизвестно); - многие некплейты имеют срезанные или закругленные углы; - иногда для изготовления некплейтов шли листы жести с уже нанесённым на обратной стороне другими бракованными изображениями; - на мод. 510.А.2 серийный номер смещён к центру некплейта.
13. Полезные ссылки Архивные данные по фирме «Урал» [link] Материальная часть: [link] [link] [link] [link] Ремонт и восстановление: [link] [link] Электрические схемы: [link] Чертежи: [link] [link] [link] Логотип: [link] «Тоника» (г.Орджоникидзе): [link] Запчасти и фурнитура: [link] Статья о «ЛенТонике»: [link] Музей советских гитар: [link] Определитель гитар фирмы «Урал» («Тоника», «Урал») по серийным номерам и не только: [link]
С уважением, Austin & Tormentor.
2024 г.
[ Редактирование 04.11.2024, 16:08 ] |